Даты в истории.

Автор сборника: Воса Блок
Все рубрики (7)
Никите Михалкову - 67!
+2
Никита Сергеевич Михалков родился 21 октября 1945 года в Москве. Он вырос в знаменитой творческой семье: мать Наталья Петровна Кончаловская – поэтесса, писательница; отец Сергей Владимирович Михалков – поэт, писатель, автор текстов Государственных гимнов СССР и России, старший брат - известный режиссер Андрей Кончаловский.

В детстве Никита одновременно посещал музыкальную школу и театральную студию. Его дебют в кино состоялся в 1959 году в фильме «Солнце светит всем» режиссера Воинова, спустя два года он снялся в фильме «Тучи над Борском» режиссера Ордынского, а в 1962 году - «Приключение Кроша» режиссера Оганесяна.

В 1963 году Михалков поступил в Щукинское училище и сыграл главную роль в киноленте «Я шагаю по Москве», после которой сразу сделался всенародно любимым и очень известным. В 1967 году он принимает решение перевестись на второй курс ВГИК, но перед этим заканчивает дипломный проект для Щукинского «Двенадцать разгневанных мужчин».

В 1971 году заканчивал ВГИК с фильмом «Спокойный день в конце войны», который являлся дипломной работой Никиты. Через три года после окончания Михалков режиссирует «Свой среди чужих, чужой среди своих».

С тех пор было немало фильмов, в которых признанный мастер российского кино выступал как в качестве актера, так и режиссера. Среди них - «Урга - территория любви», «Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник», «Двенадцать» и другие.

С 1998 года Никита Сергеевич занимает пост председателя Правления Союза кинематографистов РФ. Также он - член Президиума Всемирного Русского собора, Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, сопредседатель Совета Российского Земского Движения. Михалков имеет почетную степень доктора наук Международной академии наук и искусств.

К многочисленным наградам Никиты Михалкова относятся: ордена Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством», он лауреат Государственной премии Казахской ССР имени К. Байсеитовой, Государственных премий России, а также премий многих МКФ.

Никита Михалков дважды женат: первая супруга - актриса Анастасия Вертинская; вторая супруга - Татьяна Михалкова, руководитель фонда «Русский силуэт». Никита Сергеевич имеет многочисленное потомство: старший сын Степан, рожденный в первом браке, Анна, Артем, Надежда.
Марина Цветаева.
+2
Марина Ивановна Цветаева родилась 8 октября 1892 года в Москве, в семье профессора–филолога Ивана Владимировича и пианистки Марии Мейн. Воспитанием девочки занималась мать. Она хотела, чтоб дочь стала музыкантом, и много времени уделяла ее творческому развитию. С шести лет Марина пишет стихи на русском, французском, немецком языках. В 16 лет Марина отправляется в Париж на лекции по старофранцузской литературе. На формирование раннего творчества Марины оказали большое влияние Н.Некрасов, В.Брюсов, М.Волошин. Свой первый сборник стихов «Вечерний альбом», посвященный памяти Марии Башкирцевой, Цветаева опубликовала в 1910 году. Спустя еще два года выходит второй сборник стихов «Волшебный фонарь». В 1912 году Цветаева выходит замуж за Сергея Эфрона, позже у них рождается дочь Ариадна. В 1913 году в свет выходит еще один сборник стихов «Из двух книг». Через год Цветаева знакомится с Софией Парнок – переводчицей, которой посвящает цикл «Подруга». В 1917 году Марина рожает вторую дочь Ирину, но в три года она умирает в приюте. В это время начинается гражданская война, и муж Сергей отправляется воевать на стороне Белой Армии. Про годы войны Цветаева напишет цикл «Лебединый стан». В 1918-1919 годах появляются «Егорушка», «На красном коне», «Царь-девица». В 1922 году, получив весть от мужа, Марина Ивановна переезжает жить за границу. В 1925 года рожает сына и переезжает в Париж. Творчество этого периода не публикуется. В 1939 году Марина возвращается в Россию, через два года ее дочь арестуют, а мужа расстреляют. 31 августа 1941 года Марина Ивановна Цветаева покончила с жизнью, повесившись. При жизни должного признания Цветаева не получила. Социалистическим идеалам она была противопоказана. Но не оказалась она своей и для русской зарубежной культуры – в ней она заняла второстепенное место. Широкое ее возрождение началось в 1960-1970 годы. Но известность ее имени долгое время значительно опережала известность ее творчества. Этому способствовали многочисленные легенды, громоздящиеся вокруг ее сложной, мучительной и трагической биографии. Сегодня Марина Цветаева по праву признана как один из великих русских поэтов двадцатого столетия.
117 лет со Дня Рождения Сергея Есенина.
+2
Сергей Александрович Есенин родился (21 сентября) 3 октября 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии, в крестьянской семье, рос и воспитывался в атмосфере глубокого народного православия. Уже в 9 лет Сережа начал писать стихи, подражая частушкам.

Обучался Есенин в земском училище, а затем в церковно-сельской школе. Тогда появились его первые взрослые стихи и составлен рукописный сборник «Больные думы». Русская деревня и природа, народное творчество и русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант.

В 17 лет Есенин уезжает в Москву, где сначала работает в конторе у купца, затем в типографии; продолжая писать стихи, в которых выражена его любовь ко всему живому и Родине, но поэтический мир становится уже более сложным и многомерным. Юный поэт участвует в деятельности Суриковского литературно-музыкального кружка.

Первые публикации стихов Есенина появились в 1914 году в московских журналах. А через год он переезжает в Петроград, где знакомится с Блоком, Городецким и другими поэтами столичной элиты, читает им свои стихи и получает высокую оценку и одобрение. Есенин становится знаменитым, его приглашают на поэтические вечера и в литературные салоны.

В 1916 году Есенин издает свой первый сборник «Радуница», где поэт – тонкий лирик, знаток крестьянской Руси и народного языка. В его стихах стремление к всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле. Книга была восторженно принята критикой, которая отметила «свежую струю, юную непосредственность и природный вкус» автора.

Октябрьскую революцию поэт принял радостно. Ему казалось, что наступает эпоха великого духовного обновления, «преображения» жизни, переоценки всех ценностей. В это время он создает цикл поэм и выпускает несколько сборников стихов, один из которых «Ключи Марии». Эта работа была принята как манифест русского имажинизма.

Наиболее значительные произведения Есенина созданы в 1920-е годы. Здесь он поэт–философ, в своих стихах рассуждающий о вечных проблемах человеческого бытия и своей Родины. Но все отчетливей проступают в данных строках приметы другой – каторжной Руси, по которой бредут «люди в кандалах».

Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922-1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению и осмыслению себя. Но больше стало в строках драматических оттенков, а эмоциональной доминантой лирики становятся осенние пейзажи, мотивы подведения итогов, прощания.

В этот период он создает такие шедевры, как книга стихов «Москва кабацкая» и поэма «Черный человек». В его поэзии присутствует сочувствие разгромленному крестьянству и сопротивление бездуховности и насилию. А одним из последних его произведений стала поэма «Страна негодяев», в которой он обличал советскую власть.

Жизнь Сергея Есенина трагически оборвалась 28 декабря 1925 года при невыясненных обстоятельствах. Его нашли в ленинградской гостинице «Англетер» повешенным. По наиболее распространённой версии, Есенин в состоянии депрессии покончил жизнь самоубийством. Похоронен поэт в Москве на Ваганьковском кладбище.
"Салтычиха".
+1
Дарья Николаевна Салтыкова родилась в марте 1730 года. Благодаря своему мужу и бракам старших сестер, Салтыкова принадлежала к лучшему обществу середины 18 столетия, но в историю она вошла под именем «Салтычихи» из-за бесчеловечных издевательств над своими крепостными.

Вскоре после смерти ее мужа, с 1756 года сначала исподволь, а затем открыто начали распространяться упорные слухи о ее жестокости. На протяжении шести лет ее крестьяне подавали жалобы на невыносимые издевательства, творимые ею. Но только в 1762 году двум ее крестьянам – Савелию Мартынову и Ермолаю Ильину удалось подать челобитную Екатерине II.

Императрица, увлекавшаяся в то время разговорами о справедливости и перепиской с французскими просветителями, поручила Сенату «наикрепчайше исследовать» это дело. Началось следствие, и выявились ужасающие подробности.

В ноябре 1763 года в Сенат было доложено, что по произведенному следствию Дарья Николаевна оказалась в «смертоубийствах весьма подозрительною». Но сама Салтыкова все обвинения категорически отрицала. Однако по показаниям свыше 200 свидетелей было твердо установлено, что ею были убиты по крайней мере 38 человек. Еще 26 смертей также должны были быть приписаны ей, но следственная комиссия не могла найти достаточных улик, чтобы прямо обвинить в них подсудимую.

Всех поразило то, что жертвы были не просто убиты в порыве злобы, а медленно и жестоко замучены. Предлогом для преступления обычно являлась ничтожнейшая причина – дурное, по мнению помещицы, мытье пола или посуды, измятое платье... Из 64 человек, погибших от рук «Салтычихи», только трое было мужчинами, остальные – женщины или девочки. После повального обыска в имении велено было пересмотреть все дела, поднимавшиеся ранее крепостными против помещицы.

Окончательный приговор был объявлен 2 октября 1768 года. Виновную было приказано лишить дворянства, впредь запрещалось называть ее как по фамилии мужа, так и по фамилии отца, а именовать как Дарью Николаеву, возвести ее на эшафот, повесить на шею доску с надписью «мучительница и душегубица», и после того, как она простоит с ней час, поместить ее навечно в темную землянку в одном из женских монастырей.

Спустя две недели приговор был приведен в исполнение. «Салтычиха» была заточена в Ивановском монастыре. Там она пробыла больше тридцати лет и умерла в ноябре 1801 года, мучаясь припадками безумия.
112 лет со дня рождения С.И. Ожегова.
+1
Сергей Иванович Ожегов родился (9) 22 сентября 1900 года в поселке Каменное бывшей Тверской губернии. В 1926 году окончил филологический факультет Ленинградского университета, и по представлению своих учителей В.Виноградова и Л.Щербы был рекомендован в аспирантуру Института истории литератур и языков Запада и Востока.

Основным объектом его научных трудов являлась разговорная русская речь во всех ее проявлениях. Он серьезно занимался исследованием истории русского литературного языка, исторической грамматики, лексикологии, орфоэпии, языка русских писателей, орфографии и фразеологии.

С конца 1920-х годов начал работу над составлением «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д.Ушакова, на базе которого Ожегов создал один из самых известных и популярных словарей – однотомный «Словарь русского языка», который фиксирует современную общеупотребительную лексику, демонстрирует сочетаемость слов и типичные фразеологизмы.

Первое издание «Словаря русского языка» Ожегова вышло в 1949 году, и популярность словаря начала сразу быстро расти. С того времени по 1991 год ожеговский словарь выдержал 23 издания, общим тиражом свыше 7 миллионов экземпляров. От издания к изданию Ожегов перерабатывал свой словарь, стремясь улучшить его как универсальное пособие по культуре речи. До последних дней жизни ученый неустанно работал над совершенствованием своего детища.

С 1952 года Ожегов – заведующий сектором культуры речи института русского языка при Академии Наук СССР. В это же время издавались под его редакцией и в соавторстве знаменитые словари произносительных норм – «Орфографический словарь русского языка», «Русское литературное произношение и ударение», «Правильность русской речи», сборники «Вопросы культуры речи».

По инициативе Сергея Ивановича в 1958 году в Институте русского языка была создана Справочная служба русского языка, отвечающая на запросы организаций и частных лиц, касающихся правильности русской речи.

Социолингвистические исследования Ожегова послужили основой для выдвижения им научной проблемы «Русский язык и советское общество». Монография в четырех книгах «Русский язык и советское общество. Социолого-лингвистическое исследование» была опубликована в 1968, уже после смерти Ожегова.

Сергей Иванович Ожегов был прирожденным и неутомимым лексикографом, наделенным особым дарованием словарника, обладавшего тонким чутьем слова. Обладая феноменальной памятью, он знал множество бытовых, исторических, областных и сугубо специальных реалий, стоящих за лексикой русского языка.

Умер Сергей Иванович Ожегов 15 декабря 1964 года в Москве. Урна с его прахом покоится в стене некрополя Новодевичьего кладбища.
Десять лет как нет Сергея Бодрова-мл.
+2
Сергей Сергеевич Бодров родился 27 декабря 1971 года в семье известного режиссера Сергея Владимировича Бодрова. Его мать была искусствоведом, возможно поэтому вместо ВГИКа он окончил исторический факультет МГУ со специализацией на живописи венецианского Возрождения.

Первым киноопытом Бодрова-младшего стали съемки в фильме отца «Свобода – это рай» в 1989 году. Это был маленький эпизод, но с него-то все и началось.

В 1995 году Бодров-старший выезжал со своей группой в Дагестан, где начинались съемки фильма «Кавказский пленник». Сын просил взять его с собой – он был готов выполнять любую работу, но неожиданно для себя и остальных стал исполнителем одной из главных ролей. В октябре 1996 года Бодров становится ведущим программы «Взгляд» на Первом канале, где проработал три года.

В 1997 году на экраны выходит кинолента «Брат». Бодрову достается приз за лучшую мужскую роль на Чикагском международном кинофестивале. Далее последовали роли в фильмах «Стригер», «Восток-Запад» и «Брат-2».

В 2001 году Сергей Бодров дебютировал в режиссуре фильмом «Сестры», в котором сам сыграл небольшую роль. Еще через год Сергей снимает следующий свой фильм «Связной» в горах Северной Осетии. Фильм так и не вышел на экраны…

20 сентября 2002 года в Кармадонском ущелье сошел ледник Колка. Более сотни человек до сих пор считаются без вести пропавшими, хотя в их трагической участи почти никто не сомневается. Среди них – Сергей Бодров.
В парижскую Бастилию из тюрьмы Пьемонта был переведен человек, чье лицо скрывала «железная маска» .
+2
18 сентября 1698 года в парижскую Бастилию из тюрьмы Пьемонта был переведен таинственный узник – человек, чье лицо скрывала маска. Это лишь один из немногих достоверных фактов его жизни, давших почву для многочисленных гипотез настоящего имени и происхождении узника. Легенде он обязан и своим прозвищем «Железная маска».

Узника доставили в Бастилию в темном портшезе, и, согласно предписанию, заключили в один из самых глухих казематов Бастилии, с ним было запрещено разговаривать. О человеке в железной маске тюремное начальство знало только то, что прибыл он с острова Сен-Маргерит, а до этого содержался в крепости Пиньероль.

В безмолвии прожил он долгих 5 лет в своей одиночной камере и умер в 1703 году. Его похоронили на тюремном кладбище Сен-Поль под именем Марчиали. Личные вещи покойного сожгли. В его камере расковыряли стены и разобрали полы, дабы не осталось каких-либо надписей или замурованных записок. Потом о нем забыли.

Спустя 86 лет парижский народ взял приступом Бастилию. Великая французская революция сделала возможным обнародование архивов страшной крепости-тюрьмы. Раскрылись вековые тайны, прояснились судьбы многих жертв королевского произвола. Но загадка «Железной маски» оставалась неразгаданной. Все листы тюремной книги, относившиеся к этому узнику, были уничтожены.

Историки и писатели строили разные гипотезы о личности таинственного молчальника. Одни видели в нем графа Вермандуа, сына Людовика XIV от Лавальер; другие полагали, что это был интендант Фуке; называли и других лиц. Но особенно устойчивыми были версии, считавшие «Железную маску» сводным братом «короля-солнца». Предполагали также, что узник Бастилии мог быть родным братом Людовика XIV, его близнецом, которого изолировали, опасаясь междоусобий в стране. Этот вариант, казавшийся особенно романтичным, вошел в художественную литературу.

История «Железной маски», вот уже три столетия будоражащая воображение ученых, писателей и кинорежиссеров, началась еще в 80-х годах XVII века. Первым этой темы коснулся в 1732 году Вольтер в своем «Веке Людовика XIV». Спустя столетие к загадке «железной маски» обратился Александр Дюма-отец.