Сборники
Анна Андреевна АхматоваВ пионерлагере
Ане Каминской

           Здравствуй, племя младое, незнакомое!..
           А.С.Пушкин

Как будто заблудившись в нежном лете,
Бродила я вдоль липовых аллей
И увидала, как плясали дети
Под легкой сеткой молодых ветвей.
Среди деревьев этот резвый танец,
И сквозь загар пробившийся румянец,
И быстрые движенья смуглых рук
На миг заворожили все вокруг.
Алмазами казались солнца блики,
Волшебный ветерок перелетал
И то лесною веял земляникой,
То соснами столетними дышал.
Под ярко-голубыми небесами
Огромный парк был полон голосами,
И даже эхо стало молодым...
...Там дети шли с знаменами своими,
И Родина сама,
                любуясь ими,
С улыбкою чело склонила к ним.

Июль 1950
Павловск
Анна Андреевна АхматоваЛуна в зените. Сон во сне
Первый художественный фильм о жизни и творчестве Анны Ахматовой. Основное время действия — последние годы жизни Ахматовой, которые она провела на даче в Комарово под Петербургом, и которые практически не известны широкой публике. В фильме звучат многие произведения Анны Ахматовой.

Марина Ивановна ЦветаеваЦветаева А. Мне 90 лет...
Фильм-монолог полностью построен на воспоминаниях Анастасии Ивановны Цветаевой (1894—1993), писательницы и сестры Марины Цветаевой, о детстве, о традициях семьи, о родных, о годах ссылки. Это реальные кадры жизни "великой сестры". Тайна свечения вокруг головы А.И.Цветаевой во время съемки осталась Тайной. Автор фильма Артур Зариковский. 2003 год.

Брюсов Валерий ЯковлевичКаменщик
- Каменщик, каменщик в фартуке белом,
Что ты там строишь? кому?
- Эй, не мешай нам, мы заняты делом,
Строим мы, строим тюрьму.

- Каменщик, каменщик с верной лопатой,
Кто же в ней будет рыдать?
- Верно, не ты и не твой брат, богатый.
Незачем вам воровать.

- Каменщик, каменщик, долгие ночи
Кто ж проведет в ней без сна?
- Может быть, сын мой, такой же рабочий.
Тем наша доля полна.

- Каменщик, каменщик, вспомнит, пожалуй,
Тех он, кто нес кирпичи!
- Эй, берегись! под лесами не балуй...
Знаем всё сами, молчи!

16 июля 1901
Анна Андреевна АхматоваМолитва
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар —
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.

1915, Духов день, Петербург, Троицкий мост
Есенин Сергей АлександровичПоэма Сергея Есенина "Песнь о великом походе"
Поэму Сергея Есенина "Песнь о великом походе" читает Валерий Золотухин.
Жанр: моноспектакль
Режиссер: Г. Самойлова
Производство: Главная редакция литературно-драматических программ ЦТ

"Песнь о великом походе" была написана летом 1924 года.
Поэма посвящалась трагедии гражданской, братоубийственной войны, развивала тему справедливой мести рабочих и крестьян.
При жизни Есенина у поэмы была сложная история публикации, потребовавшей от него много сил и нервов. Литературные критики писали о ней противоречиво - от хвалебных отзывов до полного неприятия, что понятно, ведь поэма действительно необычна для Есенина. Отмечали, что "Песнь о великом походе" близка к "Слову о полку Игореве", которое Есенин хорошо знал.
Приехав в июне 1924 г. в Ленинград, Есенин делился с поэтом В. Эрлихом своими творческими планами:
"Вот я поэму буду писать. Замечательную поэму! Лучше "Пугачева"!
"Песнь о великом походе" будет называться. Немного былины, немного песни, но главное не то! Гвоздь в том, что я из Петра большевика сделаю! Не веришь? Ей-богу, сделаю!"
Первая редакция поэмы была закончена Есениным в июле в Ленинграде.
И. М. Майский вспоминал:
"Есенин появился в редакции и несколько торжественно протянул довольно толстую рукопись. Я развернул и прочитал в заголовке "Песнь о великом походе". Есенин начинал свой сказ с Петра Великого, эпоха которого, видимо, представлялась ему созвучной событиям гражданской войны и интервенции. Поэма Есенина мне очень понравилась, и я сразу же сказал:
- Пойдет в ближайшем номере."
Анна Андреевна АхматоваТайная поэма Анны Ахматовой "Реквием"
Над этим произведением Анна Ахматова работала в 1934–1940 гг., в начале 60-х вносила некоторые поправки и  изменения. Долгие годы поэма ходила в «самиздатовских» списках. Без ведома автора в 1963 году по одному из появившихся на Западе списков «Реквием» был издан в Мюнхене отдельной книгой. В этот экземпляр А.Ахматова внесла свои поправки. Первая публикация в нашей стране в журнале «Октябрь» (1987 – №3).
    «Requiem» – заупокойная месса – получила свое название по первому слову текста «Requiem aeternam dona eis, Domine» – «Вечный покой даруй им, Господи». В основе мессы «Реквиема» –  лежит латинское стихотворение «Sequentia», написанное францисканским монахом Томасом де Челано в XIII веке. В сочетании с другими частями – Introitus, Kyrie, Offertorium, Sanctus – этот текст образует композиционную структуру католической заупокойной мессы.
По свидетельству литературоведа В. Виленкина, в 30–40-е годы А. Ахматова серьезно занималась изучением личности Моцарта и его творчества, в особенности «Реквиема».  А. Ахматова часто слушала и знала «реквиемы» Г.Берлиоза,Дж. Верди,Л. Керубини, Г.Шарпантье, Дж.Палестрини и других композиторов. Совершенно неслучайным представляется тот факт, что «Реквием» А. Ахматовой и «Реквием» В.Моцарта написаны по заказу.
Анне Ахматовой, пережившей весь ужас, связанный с арестом сына, дала силы и помогла выжить именно молитва, тема которой часто возникает в стихах А. Ахматовой,   и в поэме «Реквием» в особенности. Для Анны Ахматовой это страшное время, о котором рассказывает поэма, стало временем царства Антихриста, предшествующего Второму приходу Христа, Но самым ужасным является то, что в мире Антихриста творится свой «Страшный Суд», «Страшный Суд» наоборот: Суд, где стерлась грань между добром и злом, между праведностью и грехом. Вспомните, сколько невинно, без разбору, неоправданно было оклеветано и осуждено людей!
    Особенно замечательно то, что, несмотря на свои беды и горе, Анна Ахматова в своей поэме не называет имен, не произносит обличительных речей, поэтесса этим даровала прощение мучителям ее сына и своим мучителям.
Обращение к идеалам добра и милосердия, любви и всепрощения, которым наполнена поэма, нужно каждому из нас.   Христианская культура несет в себе огромный заряд жизненной силы и надежды, которые никогда не должны оставлять человека. И, несмотря на то зло, которое существует в современном мире, нужно помнить, что вокруг нас всегда есть любовь, есть чистота, есть добро – есть всюду свет…