Скалдин Алексей Дмитриевич.

Опубликовано: 1774 дня назад (12 января 2013)
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Скалдин Алексей Дмитриевич [2(15).10.1889, д. Карыхново Новгородской губ. Валдайского у. Мшенской вол.— 18.7 (по др. сведениям — 28.8).1943, Карлаг — Карагандинский лагерь] — поэт, прозаик, литературный критик.
Родился в крестьянской семье. Предки — из Костромской губ. Кологривского уезда. Окончил церковно-приходскую школу. Писать начал с 9 лет. Послал стихи (не ранее 1904) в журнале «Живописное обозрение». Семья переехала в Петербург в 1905. Служил в страховом обществе: сначала — мальчиком-рассыльным, затем, сделав стремительную карьеру,— управляющим округом. Посещал университет и студенческие кружки, но систематического образования не получил, самостоятельно выучил языки: французский, немецкий, древнегреческий и латинский. В анкетах писал: «Образование высшее — самоучка». В литературные круги вошел в 1908-09, был связан с журналом «Весна», познакомился с Блоком, Клюевым, Вяч.Ивановым, Мережковским, Философовым и др. литераторами. С 1910 печатается в журналах «Аполлон», «Гаудеамус», «Сатирикон». Был членом Религиозно-философского общества (позднее — ВОЛЬФИЛА). Предложенный в 1913 доклад Скалдина «Идея нации» не был прочитан в Религиозно-философском обществе, но получил высокую оценку Блока.
В янв. 1915 Скалдин женился на переводчице Елизавете (Элжбет) Константиновне Бауман (в первом браке Вальтер), двоюродной сестре Вольфганга Грегера, известного своим переводом на немецкий яз. поэмы Блока «Двенадцать». Скалдин воспитывал двух падчериц — Клару Рейнгольдовну (депортирована из г.Пушкина в 1942, дальнейшая судьба неизвестна) и Марину Р., которая в действительности была его родной дочерью.
В янв. 1916 Скалдин начал, а в мае того же года завершил работу над романом «Странствия и приключения Никодима Старшего». Первоначально произведение было названо «Повествование о Земле» и задумывалось как трилогия. Есть сведения, что трилогия была завершена в 1920-х и отправлена для печатания за границу, где затерялась. Летом 1916 роман о Никодиме неоднократно читался в литературных собраниях и был предложен журналом «Русская мысль», где был высоко оценен в художественном отношении, но отклонен, т.к. содержание не вполне соответствовало направлению журнала. Отдельным изданием роман вышел осенью 1917 и вследствие бурных политических событий остался почти не замеченным критикой. Отзывы современников в письмах писателю (художника Н.В.Кузьмина, Ф.Сологуба, А.Г.Архангельского и др.) чрезвычайно высоки. Главный герой романа — Никодим — наделен автобиографическими чертами, и его нравственно-философские искания отражают эзотерические увлечения Скалдин тех лет. В облике главной героини угадываются черты Е.К.Скалдиной. Предреволюционная социальная напряженность, теософские споры, вечные проблемы разделения добра и зла вошли в роман в причудливой символистской образности. В 1989 и 1990 роман был репринтно издан в США с предисловием В.Крейда (перепечатано: Юность. 1991. №9-11), где это произведение определяется как «последний шаг прозы Серебряного века, последняя его вершина». В 1993 роман Скалдин вышел в Стокгольме на шведском языке.
Скалдин также был наделен незаурядным организаторским талантом. В 1913 вместе с Н.В.Недоброво и Е.Т.Лисенковым он приложил немало усилий к возрождению Поэтической академии. Так появилось Общество поэтов, в которое входили Блок, Ахматова, Г.Иванов, Адамович, Зенкевич и многие другие. В Немецком литературном обществе Скалдин составлял программы вечеров, готовил и проводил заседания. С момента создания в Петрограде (март 1917) Союза деятелей искусств Скалдин — активнейший его работник. Он входит в Совет временных уполномоченных союза в качестве секретаря литературной курии (председатель курии — Ф.Сологуб). А поскольку союз провозгласил «законодательное право и право суда над правительственными и общественными мероприятиями и начинаниями в области искусства», упорно отстаивал «вольность искусства», возникли трения, сначала — с Временным правительством, затем — с Наркомпросом. Возможно, это послужило одной из причин (наряду с голодом) отъезда Скалдина в 1918 из Петрограда сначала в Москву, потом в Саратов, куда позже переезжает вся его семья.
В Саратове Скалдин работает в Политпросвете Губоно, заведует Губернским музеем (Радищевский музей, ныне — Саратовский художественный музей), руководит театральной студией, затем — всеми зрелищными учреждениями города, вместе с М.А.Зенкевичем создает отдел Всероссийского союза поэтов, преподает в высших учебных заведениях, выступает с публичными лекциями, публикует ряд культурологических статей в журнале «Художественные известия». Наездами бывает в Петрограде, работает над новой книгой «о революции» — «Вечера у мастера Ха» (сохранилась одна глава — «Рассказ о Господине Просто»). Влияние Скалдина как культурного лидера Саратова росло, его идеологическая позиция раздражала городские власти. Сюжеты и образная система немногих дошедших до нас произведений Скалдин позволяют назвать его предшественником и М.А.Булгакова. В «Рассказе о Господине Просто» (1919-24) действуют говорящий кот, нечистая сила, неизвестный господин, «в походке которого примечается резкий удар», Мастер Ха, или просто Мастер.
В 1923 Скалдин с семьей переезжает на постоянное жительство в Детское (Царское) Село, служит в ГИЗе в должности редактора и библиотекаря. Творческое общение приобретает исключительно домашние и кружковые формы, постоянно присутствие Скалдина на литературных встречах в доме Иванова-Разумника. Здесь он читает повесть «Земля Каанана», «посвященную изображению возможной революции на острове Ява», и наброски романа «Женихи» (утрачены), к тому же времени относятся рукописи также не дошедших до нас романов «Деревенская жизнь» и «Невероятная жизнь». Именно собрания у Иванова-Разумника послужили причиной ареста Скалдина 20 янв. 1933 и обвинения его в принадлежности к «контрреволюционному идейно-организационному центру народнического движения». Скалдин был приговорен к 5 годам заключения в концлагере, замененным высылкой в Казахстан на тот же срок.
В 1939-41 ему удалось дважды побывать в Москве и Ленинграде, где во многих литературных домах, в т.ч. у Ю.Н.Верховского и Иванова-Разумника, он читает новые произведения. Во время последнего приезда Скалдин передал в Литературный музей часть своего архива: письма А.Блока, В.Иванова, Г.Иванова, И.Северянина, В.Мейерхольда и многие другие, рукопись книги В.Иванова «Нежная тайна», рукописи своих опубликованных произведений, материалы журналов «Горнило» и «Пламя». Коллекция ценных старинных автографов была продана в Публичную библиотеку Ленинграда. В одном из последних известных нам писем из Алма-Аты (июнь 1941) Скалдин сообщает о том, что готов к окончательному переезду в Москву или Ленинград, и называет произведения, созданные в ссылке: «Роман о Распутине» — построенный на рассказах людей, много о нем знавших, «Колдуны» — роман о деревне, о ее истории, начиная с 1940-х до нашего времени включительно, «Повесть каждого дня» — лирический роман о любви человека, которому любовь «никак не удается», «Чудеса старого мира» — роман о взаимоотношениях русского человека с зарубежным миром, «Третья встреча» — роман как бы о будущем, но в формах совершенно настоящего. Кроме того, повести «Авва Макарий», «Неизвестный перед святыми отцами», «Сказка о дровосеке с длинным носом». Общий объем написанного в Алма-Ате автор определил примерно в 4 тысячи страниц или в 170-180 печатных листов. Весь творческий архив погиб. В окт. 1941 Скалдин был арестован и осужден специальным совещанием, приговорен к восьми годам лишения свободы. По официальным сведениям, он умер в Карлаге в 1943.
Т.С.Царькова
Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с.336-339.
Ноль семьдесят пять от века