Иван Сергеевич Тургенев
Администратор клуба:
Рейтинг: 255490 13 участников 16 октября 2011 в 23:37

ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич (1818 - 1883), русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1860). В цикле рассказов «Записки охотника» (1847-52) показал высокие духовные качества и одаренность русского крестьянина, поэзию природы. В социально-психологических романах «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862), повестях «Ася» (1858), «Вешние воды» (1872) созданы образы уходящей дворянской культуры и новых героев эпохи разночинцев и демократов, образы самоотверженных русских женщин. В романах «Дым» (1867) и «Новь» (1877) изобразил жизнь русских за границей, народническое движение в России. На склоне жизни создал лирико-философские «Стихотворения в прозе» (1882). Мастер языка и психологического анализа, Тургенев оказал существенное влияние на развитие русской и мировой литератур.

ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич [28 октября (9 ноября) 1818, Орел - 22 августа (3 сентября) 1883, Буживаль, близ Парижа; похоронен на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге], русский писатель.

По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право. В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей, затем, в 1833, поступает на словесное отделение Московского университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Одно из сильнейших впечатлений ранней юности (1833) влюбленность в княжну Е. Л. Шаховскую, переживавшую в эту пору роман с отцом Тургенева, отразилось в повести «Первая любовь» (1860).

В 1836 Тургенев показывает свои стихотворные опыты в романтическом духе литератору пушкинского круга, университетскому профессору П. А. Плетневу; тот приглашает студента на литературный вечер (в дверях Тургенев столкнулся с А. С. Пушкиным), а в 1838 печатает в «Современнике» тургеневские стихотворения «Вечер» и «К Венере Медицийской» (к этому моменту Тургеневым написано около сотни стихотворений, в основном не сохранившихся, и драматическая поэма «Стено»).

В мае 1838 Тургенев отправляется в Германию (желание пополнить образование соединилось с неприятием российского уклада, основанного на крепостном праве). Катастрофа парохода «Николай I», на котором плыл Тургенев, будет описана им в очерке «Пожар на море» (1883; на французском языке). До августа 1839 Тургенев живет в Берлине, слушает лекции в университете, занимается классическими языками, пишет стихи, общается с Т. Н. Грановским, Н. В. Станкевичем. После короткого пребывания в России в январе 1840 отправляется в Италию, но с мая 1840 по май 1841 он вновь в Берлине, где знакомится с М. А. Бакуниным. Прибыв в Россию, он посещает имение Бакуниных Премухино, сходится с этой семьей: вскоре начинается роман с Т. А. Бакуниной, что не мешает связи со швеей А. Е. Ивановой (в 1842 она родит Тургеневу дочь Пелагею). В январе 1843 Тургенев поступает на службу в Министерство внутренних дел.

В 1843 появляется поэма на современном материале «Параша», получившая высокую оценку В. Г. Белинского. Знакомство с критиком, перешедшее в дружбу (в 1846 Тургенев стал крестным его сына), сближение с его окружением (в частности, с Н. А. Некрасовым) изменяют его литературную ориентацию: от романтизма он обращается к иронико-нравоописательной поэме («Помещик», «Андрей», обе 1845) и прозе, близкой принципам «натуральной школы» и не чуждой влиянию М. Ю. Лермонтова («Андрей Колосов», 1844; «Три портрета», 1846; «Бретер», 1847).

1 ноября 1843 Тургенев знакомится с певицей Полиной Виардо (Виардо-Гарсия), любовь к которой во многом определит внешнее течение его жизни. В мае 1845 Тургенев выходит в отставку. С начала 1847 по июнь 1850 он живет за границей (в Германии, Франции; Тургенев свидетель французской революции 1848): опекает больного Белинского во время его путешествия; тесно общается с П. В. Анненковым, А. И. Герценом, знакомится с Ж. Санд, П. Мериме, А. де Мюссе, Ф. Шопеном, Ш. Гуно; пишет повести «Петушков» (1848), «Дневник лишнего человека» (1850), комедии «Холостяк» (1849), «Где тонко, там и рвется», «Провинциалка» (обе 1851), психологическую драму «Месяц в деревне» (1855).

Главное дело этого периода «Записки охотника», цикл лирических очерков и рассказов, начавшийся с рассказа «Хорь и Калиныч» (1847; подзаголовок «Из записок охотника» был придуман И. И. Панаевым для публикации в разделе «Смесь» журнала «Современник»); отдельное двухтомное издание цикла вышло в 1852, позднее добавлены рассказы «Конец Чертопханова» (1872), «Живые мощи», «Стучит» (1874). Принципиальное многообразие человеческих типов, впервые выделенных из прежде не замечаемой или идеализируемой народной массы, свидетельствовало о бесконечной ценности всякой неповторимой и свободной человеческой личности; крепостной порядок представал зловещей и мертвой силой, чуждой природной гармонии (детализированная конкретика разнородных пейзажей), враждебной человеку, но неспособной уничтожить душу, любовь, творческий дар. Открыв Россию и русского человека, положив начало «крестьянской теме» в отечественной словесности, «Записки охотника» стали смысловым фундаментом всего дальнейшего творчества Тургенева: отсюда тянутся нити и к исследованию феномена «лишнего человека» (проблема, намеченная в «Гамлете Щигровского уезда»), и к осмыслению таинственного («Бежин луг»), и к проблеме конфликта художника с душащей его обыденностью («Певцы»).

В апреле 1852 за отклик на смерть Н. В. Гоголя, запрещенный в Петербурге и опубликованный в Москве, Тургенев по высочайшему повелению посажен на съезжую (там был написан рассказ «Муму»). В мае выслан в Спасское, где живет до декабря 1853 (работа над неоконченным романом, повестью «Два приятеля», знакомство с А. А. Фетом, активная переписка с С. Т. Аксаковым и литераторами из круга «Современника»); в хлопотах об освобождении Тургенева важную роль сыграл А. К. Толстой.

До июля 1856 Тургенев живет в России: зимой по преимуществу в Петербурге, летом в Спасском. Его ближайшая среда редакция «Современника»; состоялись знакомства с И. А. Гончаровым, Л. Н. Толстым и А. Н. Островским; Тургенев принимает участие в издании «Стихотворений» Ф. И. Тютчева (1854) и снабжает его предисловием. Взаимное охлаждение с далекой Виардо приводит к краткому, но едва не закончившемуся женитьбой роману с дальней родственницей О. А. Тургеневой. Публикуются повести «Затишье» (1854), «Яков Пасынков» (1855), «Переписка», «Фауст» (обе 1856).

«Рудиным» (1856) открывается серия тургеневских романов, компактных по объему, разворачивающихся вокруг героя-идеолога, журналистски точно фиксирующих актуальную социально-политическую проблематику и, в конечном итоге, ставящих «современность» перед лицом неизменных и загадочных сил любви, искусства, природы. Воспламеняющий аудиторию, но неспособный на поступок «лишний человек» Рудин; напрасно грезящий о счастье и приходящий к смиренному самоотвержению и надежде на счастье для людей нового времени Лаврецкий («Дворянское гнездо», 1859; события происходят в обстановке близящейся «великой реформы»); «железный» болгарин-революционер Инсаров, становящийся избранником героини (то есть России), но «чужой» и обреченный смерти («Накануне», 1860); «новый человек» Базаров, скрывающий за нигилизмом романтический бунт («Отцы и дети», 1862; пореформенная Россия не освобождается от вечных проблем, а «новые» люди остаются людьми: «дюжинные» будут жить, а захваченные страстью или идеей погибнут); зажатые меж «реакционной» и «революционной» пошлостью персонажи «Дыма» (1867); революционер-народник Нежданов, еще более «новый» человек, но по-прежнему неспособный ответить на вызов изменившейся России («Новь», 1877); все они, вкупе с второстепенными персонажами (при индивидуальном несходстве, различии нравственно-политических ориентаций и духовного опыта, разной степени близости к автору), состоят в тесном родстве, совмещая в разных пропорциях черты двух вечных психологических типов героического энтузиаста, Дон Кихота, и поглощенного собой рефлектера, Гамлета (ср. программную статью «Гамлет и Дон Кихот», 1860).

Отбыв за границу в июле 1856, Тургенев попадает в мучительный водоворот двусмысленных отношений с Виардо и воспитывавшейся в Париже дочерью. После трудной парижской зимы 1856-57 (завершена мрачноватая «Поездка в Полесье») он отправляется в Англию, затем в Германию, где пишет «Асю», одну из наиболее поэтичных повестей, поддающуюся, впрочем, истолкованию в общественном ключе (статья Н. Г. Чернышевского «Русский человек на rendez-vous», 1858), а осень и зиму проводит в Италии. К лету 1858 он в Спасском; в дальнейшем нередко год Тургенева будет члениться на «европейский, зимний» и «российский, летний» сезоны.

После «Накануне» и посвященной роману статьи Н. А. Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» (1860) происходит разрыв Тургенева с радикализировавшимся «Современником» (в частности, с Н. А. Некрасовым; их взаимная враждебность сохранялась до конца). Конфликт с «молодым поколением» усугубился романом «Отцы и дети» (памфлетная статья М. А. Антоновича «Асмодей нашего времени» в «Современнике», 1862; так называемым «расколом в нигилистах» во многом мотивирована позитивная оценка романа в статье Д. И. Писарева «Базаров», 1862). Летом 1861 произошла ссора с Л. Н. Толстым, едва не обернувшаяся дуэлью (примирение в 1878). В повести «Призраки» (1864) Тургенев сгущает намечавшиеся в «Записках охотника» и «Фаусте» мистические мотивы; эта линия получит развитие в «Собаке» (1865), «Истории лейтенанта Ергунова» (1868), «Сне», «Рассказе отца Алексея» (оба 1877), «Песни торжествующей любви» (1881), «После смерти (Клара Милич)» (1883). Тема слабости человека, оказывающегося игрушкой неведомых сил и обреченного небытию, в большей или меньшей мере окрашивает всю позднюю прозу Тургенева; наиболее прямо она выражена в лирическом рассказе «Довольно!» (1865), воспринятом современниками как свидетельство (искреннее или кокетливо-лицемерное) ситуативно обусловленного кризиса Тургенева (ср. пародию Ф. М. Достоевского в романе «Бесы», 1871).

В 1863 происходит новое сближение Тургенева с Полиной Виардо; до 1871 они живут в Бадене, затем (по окончании франко-прусской войны) в Париже. Тургенев близко сходится с Г. Флобером и через него с Э. и Ж. Гонкурами, А. Доде, Э. Золя, Г. де Мопассаном; он принимает на себя функцию посредника между русской и западными литературами. Растет его общеевропейская слава: в 1878 на международном литературном конгрессе в Париже писатель избран вице-президентом; в 1879 он почетный доктор Оксфордского университета. Тургенев поддерживает контакты с русскими революционерами (П. Л. Лавровым, Г. А. Лопатиным) и оказывает материальную поддержку эмигрантам. В 1880 Тургенев участвует в торжествах в честь открытия памятника Пушкину в Москве. В 1879-81 старый писатель переживает бурное увлечение актрисой М. Г. Савиной, окрасившее его последние приезды на родину.

Наряду с рассказами о прошлом («Степной король Лир», 1870; «Пунин и Бабурин», 1874) и упомянутыми выше «таинственными» повестями в последние годы жизни Тургенев обращается к мемуаристике («Литературные и житейские воспоминания», 1869-80) и «Стихотворениям в прозе» (1877-82), где представлены едва ли не все основные темы его творчества, а подведение итогов происходит словно бы в присутствии близящейся смерти. Смерти предшествовало более чем полтора года мучительной болезни (рак спинного мозга). Похороны в Петербурге вылились в массовую манифестацию.

 

Стена клуба
ДарРодДин ., 13 мая 2013:
Личностное и Родовое Счастье

                               "личный человек"
                                           (Тургенев)

                              «Родовой Человек»
                                           (Фейербах)

Жили-были двое Одарённых, но
один был за Личного Человека,
а другой – за Родового.

Поэтому в лучшем случае:
первый был Личностно Счастлив,
а второй испытал Счастье Родовое.
ДарРодДин ., 13 мая 2013:
АрхиСчастье

Есть Люди, что «смертельно» Любят
(Ася» тургеневская – из их числа).
Избранником таким быть – АрхиСчастье

такого Качества, что и не передать
(ни Музыкой, ни Голосом, ни Словом):
для них Любовь – вся ЖИЗНЬ!!!

                   2

Обречённый отныне на Одиночество,
но не предавший Мечты о Любви

(которая заполоняет всё Сердце, делает
Прекрасной и Состоятельной Человеческую Жизнь),

Живу Художником, что, забыв про свою судьбу,
воспевает Счастье Радостного ВзаимоЛюбия!!

                    3

Предельность Чувств или Породненье –
начальные этапы Осуществления Любви.

Но как, не зная дальше что случится,
АрхиЛюбимых нам среди других найти

(сдержав Мечты, что ещё будет совершенней,
не веря, что возможна более Счастливая Любовь)?!

                     4

Личного Счастья недостаточно Человеку.
Гораздо важнее для него Человеческое Счастье,
которое он обязательно переживёт,
если будет участвовать

в совершенствовании Людской Природы,
помогать его Превосходящим встречаться друг с другом
(чтобы Превосходящий и Превосходящая
родили НаиПревосходящего).

                       *

                                «зачем во мне было столько стыда?»
                                «Зачем … смелость искать счастья
                                 в наслаждениях без любви?»

Зачем искать Счастья в наслаждениях без Любви?!
Зачем мешать своему Счастью излишней Стыдливостью?!
Почему мы чаще «задним умом» умны, к примеру:
Почему не следуем Ведическим нашим Заветам
(десятки веков пребывая во мраке безумия)?!

                     +

                                 «Единственная моя милая,
                                  Полюби меня, моя добрая!»
                                                      (Тургенев)

«Единственная моя Милая,
Полюби меня, моя Добрая!»

так я звал тебя, пока годен был,
а теперь о том лишь, грустя, молчу:

по стезе Любви не судьба идти…
Хоть настрою на Жизнь других.
ДарРодДин ., 13 мая 2013:
(к стихотворению в прозе Тургенева)

Встаю на цыпочки
и касаюсь Лица
сидящей ЖИЗНИ.

Но что будет
если Она подымется
вровень с Собой?!

Мы будем также выглядеть,
как вечный Ребёнок
и вечная Мать.

Поймите: мы пока пребываем
на разных уровнях
(а это – недопустимо).

И нужно, не отвлекаясь,
ВНУТРЕННЕ РАСТИ,
то есть Быть Свободными

(иначе – Недоразвитость,
Инфантилизм Души,
«Неща-стливость»!).

                   *

            НедоЛюбливание

Простак Базаров княгиню Полюбил,
но сразу снизойти к нему она не смела:
ей не мешали предрассудки света, но
по эстетству – он был непригож.

Им бы Пожить подольше в её Доме – тогда бы
Счастья в Сердцах прибавилось и в Мире,
ведь чувство НедоЛюбия её б сменилось
на ясную, спокойную Любовь.

Не только ж по причине недостатка Вкуса
он недоЛюбливался, а и по другой причине. Ведь
если страсть ему не позволяла отвлекаться, то
более холодная его натура – не забывала про

дела, заботы, интересы ... Тем дольше
надо было в этом Доме оставаться и ждать
Любви Рождения минуту самый Прекрасный Миг
(момент Любви Рожденья вот, Прекрасность, а

Жизнь – уж, следствие Любви осуществленья).

                   *


В душе Тургенев Девушку Любил,
мечтая – Прикоснуться к Недотроге.
Лишь в этом – чувствовал он
Смысл Сердечной Жизни:

чтобы, в конце концов,
Своё Подобие Родить! Иначе:
Полная Любовь – не состоится
(будучи "Любовью лишь Двоих").

Но он не выдержал и –
в Женщину Влюбился,
не дав Возможности случиться
Девической Любви к нему.

(Пора Девической Любви,
неужто – только в Прошлом?!)

                     +

                                   "я благоговел перед Любовью"

Он именно
Благоговел перед Любовью,
а нужно было
Обожать Жену!

И Жизнь
богатого Любовью Человека
не состоялась, всё же,
(покамест был он Жив).

                     +

Читал Тургенева
("Дворянское Гнездо"),
что рисовал Цветы
в виде Людей Прекрасных.

Ведь как можно Смириться
и сдасться без Борьбы:
позволить Сердцу быть
всю жизнь Бутоном –

не допустить Любви в себе
не Полностью Раскрыться?!
Родившись – мы Обязаны
Прожить Любовь Свою Сполна.

                    +

          Корень Одиночества

                                  "личный человек"
                                             (Тургенев)

Личный человек
любит личной любовью
и, в надежде на
личное счастье, –
пропускает Главную Жизнь,

которая начинается
с отсутствия всего Личного
(его личная честность
и личная доброта –
отнюдь, не выручают).

Прекрасна – только Состоя-
тельная, т.е. Взаимная Жизнь.
Собственные же Чувства
приводят лишь к Одиночеству
(пускай и – очень Изысканному).

Тот, кого слишком, уж,
"лелеяли" в Детстве, –
вряд ли сможет Освободиться
от (зачастую Подспудной) Заботы
прежде всего – о самом Себе.

Забота о самом Себе
является Корнем Одиночества.
И чем Талантливее Человек –
тем обоснованней эта Забота, тем
"Героичней и Прелестнее" он Одинок.

                  *

                                  "разнежившееся сердце "
                                  "Спокойное и радостное чувство"
                                  "обожания ... невинно"

Это была не Любовь,
а Невинное Обожание
Разнежившегося Сердца:

Радостное Переживание
Лирической Прелести
самой Жизни.

                     2

                                    "Береги сердце "
                                                 (Григорий Сковорода)
  
                                     "Сердце способное и готовое любить"
                                                      (Иван Сергеевич Тургенев)

Береги Сердце:
Береги Способность Любить
не Страстной, а Скромной Любовью

также Спокойной,
как Светит Солнце,
Животворящей не менее его.

                      3

                                      "Душа жаждала счастья такого полного,
                                       она с таким презрением отвергала всё мелкое,
                                       всё недостаточное, она ждала: вот-вот нахлынет счастье"
                                      "Или, может быть, счастье, прямое счастье всей жизни
                                       проходило близко, мимо, улыбалось ... да я не умел"

Звать!!!
Это важнейшее Дело,
это главнейший Подвиг –
Звать тех, кто того же хочет:

Жизни предельно-Полной,
Прекрасной Доли Всеобщей
(всё личное – Нас не достойно)
...

                    *

         Тургеневу, Гаршину, Грину и им подобным

Не пойму я особых значений
ни Искусства, ни Духовных стремлений:
только Жизнь, но

Жизнь Отношений
привлекает скромно Сердца
и Достойной кажется Целью.

Где же Люди,
Причастные Жизни?!
Их так мало даже в веках.

Они были всегда Одиноки, и
предельно-Трагичны сейчас, когда
Мир потерял Натуральность!
ДарРодДин ., 13 мая 2013:
Тургенев, Сен-Санс – в домашнем театре,
Виардо создавала портреты Любимых,
но что в Закромах Сердец их осталось –
уже не узнать. Разве что –

Пережить самим
Недожитые Чувства Великих
(а через века – изживут,
может быть, и наши).
ДарРодДин ., 13 мая 2013:
ПолуСчастье

                                   "я прошёл мимо ... счастья"
                                                        (Иван Тургенев)

Я прошёл мимо Счастья
и проходил не раз.
Счастье Реальное –
только Пол Счастья,

ведь мы не умеем
Открыться всем ДАРом,
чтоб Полное Счастье
Вдвоём испытать!

                  +

                                   "мне было сладко таять и гореть"

Мне сладко было б таять и гореть:
я мог бы быть Действительно Влюблённым!
Но по-другому распорядилась "жизнь"
и все мы – с искорёженной судьбою.

Я про Себя – уже почти забыл:
Мир нужно Изменить, чтобы возможным стало
не только – Грезить в нём, но и – Любить
(Любить Предельно, ни на что не отвлекаясь).

Но слишком Медленно находятся Пути
к Иному Миру (но тоже что – Реален),
где безконечно Все, безудержно Добры,
где между Всеми нет Лирических Утаек.

                   *

                                    «Вы чрезвычайно-Милы»

Морозным Вечером
под Звёздами
я иду по Чистому Снегу
с чрезвычайно-Милым Человеком,

Даже больше, чем с Человеком:
с ДЕВУШКОЙ!!
Это – такая Радость!
Только представьте.

Хотя на самом деле –
я стою один в Тёмной Комнате
(правда, в Лунном свете) у окна,
вспоминая фразу Тургенева к Кому-то:

«Вы чрезвычайно-Милы!»
Понимаете, ЧРЕЗВЫЧАЙНО!!!
… Проходит не Время, проходят – сроки Жизней!
Не стало Тургенева, не станет Меня.

Как оставить на земле эту
Благоговенную Нежность,
чтобы Ею могли наполниться
жаждущие Жизни Добрые Сердца?!

Это необходимо до чрезвычайности!
ДарРодДин ., 13 мая 2013:
Тургеневу

Он ждал, что ему Отдадутся
в Девичестве, а не Женщиной:
он тосковал по Целостной
(не просто – Полной) Любви!

Предчувствовал Благоговение
перед Такою Любовью,
которою он, однако,
за жизнь никого не Любил

(или его – не Любили).
И он Любви Чистейшей –
только учился, учил ...
Ею Живя – до смерти.
ДарРодДин ., 13 мая 2013:
«Как хороши, как свежи были розы!»
                                                           (Иван Тургенев)

Ах, если б Мама Пожила ещё!!!
К чему те Розы, что сами по себе?!
К чему самостоятельный сам Я?!

Преемственность – Основа всяких Истин,
Прекрасна лишь Преемственная Жизнь.
Преемство – Суть и Смысл Жизни.
Антон Бородин, 17 октября 2011:
Не за что! Рад стараться! smile  smile  smile
Лидия Гржибовская, 17 октября 2011:
Спасибо Антон за информацию о Иван Сергеевиче
Умничка, хороший клуб
Антон Бородин, 17 октября 2011:
И.С.Тургенев
Крупные произведения:

1. "Отцы и дети"

http://ilibrary.ru/text/96

2. "Записки охотника"

http://ilibrary.ru/text/1204

3. "Дворянское гнездо"

http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%94%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B3%D0%BD%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%BE_%28%D0%A2%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B2%29

4. "Дым"

http://air-wind.narod.ru/turhenev_dym.html

5. "Накануне"

http://az.lib.ru/t/turgenew_i_s/text_0030.shtml

6. "Новь"

http://turgenev1818.ru/5.php?page=0

7. "Рудин"

http://az.lib.ru/t/turgenew_i_s/text_0010.shtml