МЕЛОМАНИЯ

29 августа 2012 — Татьяна Капутина
article76335.jpg


Я думаю, что мир творил эстет.
Он одарил нас лучшей из планет,
не для того, чтоб размножались в безрассудстве,
а чтобы, видя солнца свет,
мы ощущали, как дробясь на цвет,
он колебаньем волн рождает наши чувства.

Все волны мира – цвет, тепло и звук –
имеют  в наших душах  верных слуг,
как и сама душа – рабыня ощущенья.
Но зов свободы - вдохновенья дух -
врожденно-генетический недуг -
Творец оставил ей, в расплату за мученья.

Природа творчества – страданий след,
бездонна, так как им предела нет.
Вот звуки музыки – прекрасны бесконечно,
но красота созвучий – лишь скелет,
несущий неконкретный силуэт
Гармонии их волн, всесущей и предвечной.

Двенадцать нот – загадка и ответ.
И сердце будет плакать или петь,
пока звучит орган, и Баха бессердечность
тасует смех, мольбу, стенанья, бред
со страстью гения, на вздохе сред,
стесненных в чреве труб, и строя безупречность,

сплетает полифонию в сюжет
из смутных подсознательных примет.
 Хоть ритма решето – продольно-поперечность,
фильтруя сквозь пространственный запрет
арпеджио* ажурный пируэт,
граня мелодии хрустальной подвенечность,

стальным расчетом тактовых преград -
  в квадраты, возводя опять в квадрат, -
выстраивает комплексы воздушных замков.
Но чувство, отыскав знакомый лад,
  в извивах из виньеток и рулад -
летит с мелодией над алгеброй изнанки.

Едва она восходит в септаккорд,**
бемолем*** самоупоенно горд,
срывается форшлаг**** и мрет на полутоне.
Душа сзывает в памяти эскорт
несбывшихся надежд, впадает в скорбь,
трепещет жалостью, вибрирует и стонет.

И тема, вырываясь на простор
рекой, боровшейся с упрямством гор,
покоем выстраданным в луговине тонет.
В душе стихает сатанинский хор,
  и - пауза – предпраздничный восторг –
сулит салют, триумф,  ждет в сладостной истоме

слияния в единство, в унисон,
 с ликующим согласьем голосов...
Здесь царственной стопой снисходит доминанта,*****
обрушив в душу разрешенья тон
басами… И... рокочет камертон
октав, в соитии с высочеством таланта.


***

О, музыка, перед тобою - ниц -
простерлась в трепете одна из жриц,
моля благословить потуги дилетанта.
Лишь десять пальцев, ноты с двух страниц,
 а сколько одухотворенных лиц,
  и торжествующее сердце музыканта!

О, музыка, твоею красотой
нисходит в наши души дух святой.
Ведь, если б человек ел только хлеб единый,
наверно вымер мир, и мрак густой
одел бы в траур небосвод пустой,
да тишина ткала б из тлена паутину...

Ты стала панацеей от всех бед,
ты – культ прекрасного назло судьбе,
 в аду обыденности сирой и порочной -
дай сил для подвига твоей рабе,
прошедшей мученический обет,
почти присутствием звучанье этих строчек.

Открой своей гармонии секрет,
чтоб высшим наслаждением согреть
могла душа мое мятежное безумство,
чтоб в звуках растворившийся поэт,
проник к тебе, в невидимый просвет
меж двух реальностей, рождающий искусство.

Там, в Золотых сеченьях всех систем,
парит страна Гармонии – Эдем, -
там Муз гарем, резвясь, ждет свадебного часа,
там сонмы рифм жужжат в цветах фонем,
там спит табун стреноженных поэм
под нервным оком своевольного Пегаса.

Там одиноко дремлющая страсть,
прозрачной протоплазмой притворясь,
хранит крещендо неродившейся стихии.
Там звуки грезят, кто во что горазд,
  и зреет ясной резкостью контраст
бравурной радости и лада ностальгии.

О, Музыка – Поэзии сестра!
Твои секреты знали мастера.
Открой моим мечтам Храм Реющего Звука,
пусть в ладе слов мелодии игра
взмывает с окрыленного пера,
стекая тремоло на утонченность слуха.

Наполни алфавит и звукоряд
канонами абсцисс и ординат,
пусть изощряясь в сути, но благоговея,
дерзающей строкой заговорят
  и звоны звезд у эмпирейских врат,
  и ангелов хорал – как грани откровенья.

О, музыка, твой волновой язык
из бесконечной тишины возник.
Сам Хаос хроматизмом лёг ему в основу,
но, словно молния в пылу грозы
рождает гром – Гармонии азы
  в тебя вдохнули жизнь лишь по веленью Слова.


***

В начале было слово. Слово – Бог.
И Высший Разум влил в единый слог
всю красоту и совершенство Мирозданья.
И в наших душах он возвел чертог
на перекрестье волновых дорог,
где ждут Поэзия и Музыка свиданья.

Ведь искренняя правда языка
столь волшебству мелодии близка -
фонетикой оттенков, тембром интонаций,
что сможет виртуозная строка
достичь орбит вибрации смычка,
иль с придыханьем флейт эвфонией сравняться.

Глагол изменчив, как хамелеон,
  в питоновых объятиях времен, -
звучит на все лады – прекрасный имитатор.
То он труба, то грозный геликон,
зовущий к бою целый легион
эпитетов, литот, сравнений и метафор.

Палитра прилагательных вольна
смещать нюансы и полутона
от скорби реквиема до порханья скерцо.
Речь виртуальной музыкой полна,
но музыка в ней разъединена
информативностью для мозга, а не сердца.

А синтез строф и музыкальных фраз
возвел бы все эмоции в экстаз
гипнозом призрачных изысканных иллюзий,
  в аккордах слов мозаикой искрясь,
восстановил бы прерванную связь
  в далеком прошлом неразрывного союза.


***

Из гимнов первобытному костру
восстала месса свету и добру.
Так вязь поэзии, мелодикой владея,
способна возбужденьем нервных струн,
из подсознанья высекать искру
всеочищающей божественной идеи.

Соавторство эпитетов и нот,
как с фортепьяно пыль, с души смахнет
налет убожества заблудшего сиротства, -
осточертевший ей животный гнет,
  и самосущность снова обретет –
Творцу Небесному подобие и сходство…

Из совершенства духа создана,
структурой неземного волокна, -
душа – бессмертное произведенье Бога,
вершина творчества. И ей нужна
лишь радость взлета, хоть в пространстве сна,
парение на крыльях Музыки и Слога.

Голодная от хлеба и вина,
лишь красотою сытится она,
лишь вдохновенье ей – возвышенное счастье.
Душа к Гармонии устремлена,
  и в этот Храм поющая волна
наследницу ведет, как к первому причастью.


***

О, музыка, спасибо за полет
на родину, где Бог-отец живет,
  и Мать-Гармония настраивает души.
Спасибо, что внутри меня поет
строка, рожденная, как эхо нот
Мелодии, к Поэтике зовущей.

Так пусть вдохнет сиятельный альянс
  в искусство звука неоренессанс
акустикой стиха и образом созвучий,
настроив нежность фибров в резонанс,
вся чувственность моя обрящет транс-
-цендентный гедонизм, к соавторству зовущий.

Покуда есть и будет этот свет,
Душа – и композитор, и поэт -
как Бог… А - до него...? Что - в мире было пусто?
Я искренне уверена, что нет,
ведь для того, чтоб мир творил эстет,
уже витали вдохновенье и искусство.

Она была - этическая мысль -
  и холст, и кисть, палитра волн и числ,
исток стремления искусства к Идеалу -
по сути - творчеством - полётом ввысь -
тем Словом, что - откуда ни возьмись -
из тишины вселенской Богу прозвучало.

 

 

* - арпеджио  -Последовательное извлечение звуков аккорда (обычно от нижнего к верхнему).

**  септаккорд - аккорд, состоящий из четырёх звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.

***  бемоль, Нотный знак, обозначающий понижение звука на полутон.

**** форшлаг - Мелодическое украшение из одного или нескольких коротких звуков, предшествующих основному звуку и при исполнении как бы сливающихся с ним.

*****доминанта - Пятая ступень гаммы (лада). Аккорд разрешён в доминанте. Доминантсептаккорд ― важнейший аккорд доминантовой функции, обладающий наиболее ясно и сильно выраженным тяготением в тонику. Его переход в тоническое трезвучие является основанием для образования мажоро-минорной системы ладов и носит название разрешения доминантсептаккорда.
 

 1988 год

 

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0076335 от 29 августа 2012 в 20:17


Другие произведения автора:

Накануне

Воскрешение прощением

Я не об этом, о другом

Рейтинг: +8Голосов: 81612 просмотров
Илга Лукина # 29 августа 2012 в 21:00 0
Очень трудно такой объём информации переварить залпом - требуется многократное вдумчивое прочтение и осмысление.
Но мне понравился этот словопад и парад образов, философия (т.е. смысл уловила). Но наблюдались некоторые сбои ритма (вместо мУченический - мученИческий), смысла (смычок вибрирует от струны, но сам не звучит, камертон - прибор, настроенный в резонанс с одним звуком и т.д.) Понравился финал: "Тем Словом, что - откуда не возьмись - Из тишины вселенской Богу прозвучало."
Короче, огромное спасибо, Татьяна! Отличное стихотворение!
Татьяна Капутина # 29 августа 2012 в 22:37 0
Спасибо, Душа Родная - Илга!
Ценю этот подвиг прочтения поэмки залпом, когда "редкая птица долетит до середины ...")))
Задумалась над замечаниями))
Но пришла к выводу, что -
...дай сил для пОдвига твоей рабЕ,
прошЕдшей мУченический обЕт,...  - здесь сбоить не должно, а  внутренний пиррихий в пятисложном слове вполне допустим
Что касается вибрации смычка - то здесь не о звучании смычка речь идет)), а о взаимоотношении его со струной
о том что смычок обязан вибрировать - можно поинтересоваться здесь -  http://samlib.ru/m/muratow_s_w/bow.shtml
даю выдержку:
"... Во время игры смычок колеблется тремя различными способами:
1 - как вынужденные колебания от звучащей струны;
2 - может срезонировать собственная частота колебаний трости. По моим подсчетам в хороших смычках - это где-то Фа контроктавы 43-44 Гц.
3 - прыгает с частотой, обусловленной как параметрами смычка, так и положением смычка на струне: чем ближе к колодке, тем медленнее, чем ближе к концу - тем быстрее. Ну, это наше рикошет, сотийе и сальтандо.
Во время игры длинным смычком он должен вибрировать с частотой играемой ноты (вынужденные колебания). Если смычок имеет слабую пружину, то он вибрировать не будет и скрипач оценит его как "ватный". Если смычок слишком жесткий, то он тоже не будет вибрировать, так его просто трудно раскачать.
Для чего нужна вибрация смычка:
а) все знают, что смычок то сцепляется с волосом, то скользит ему в противофазу. Вибрирующий смычок имеет лучшее сцепление в одном случае и меньшее сцепление при втором, что делать звук скрипки более чистым и ясным.
б) если смычок не вибрирует, то при обратном скольжении струны под смычком последний задавливает струну и скрипка звучит неважно."... - так что сбоя смысла я здесь тоже не нахожу...

Что касается камертона - замышлялось передать настройку этим октавным камертоном, т.е. одновременным звучанием четырёх октавной тоники - "... слияние в единство, в унисон, с ликующим согласьем голосов... стихающего сатанинского хора, звучавшего в душе при предварительном септаккорде... возможно при повторном прочтении связь таки обнаружится))

По-любому, благодарность моя за Ваш отклик на этот многотомник - не знает границ!)
Илга Лукина # 30 августа 2012 в 17:00 0
Я и не слышала о таком октавном камертоне! Когда в музыкалке играла в ансамблях, то смычковые инструменты были для меня загадкой, а исполнители - волшебниками музыки. У пианино есть настройщик, а им всё время приходилось подтягивать колками струны, слушая камертон. И ещё я удивлялась их идеальному слуху. На гитаре есть метки для извлечения звуков, а на скрипке, альте и виолончели их нет.
О смычке. Я не подозревала о таких тонкостях, ибо не держала его в руках при исполнении, а со стороны не слышно этих обертонов со всеми гармониками.
Про ударение. Я невольно прочла так:
...прошЕдшей мученИческий обЕт,...
Вероятно это потому произошло, что такой "затяжной" пиррихий для моего внутреннего слуха неприемлем.
Но это всё чепуха!
Я сегодня снова получила удовольствие, перечитывая эту поэму!
Спасибо огромнейшее ещё раз за поэзию, Татьяна!
И за столь подробное разъяснение особая благодарность!
Татьяна Капутина # 30 августа 2012 в 18:53 0
" Камертон, изобретенный Шором, давал 420 колебаний в секунду. Издаваемый камертоном звук было решено присвоить ноте ЛЯ, от неё и настраивали все другие звуки. У многих струнных инструментов, чаще всего у скрипки, при изменении температуры натяжение струн меняется, поэтому скрипачам приходится часто подтягивать струны, и камертон тут незаменим.
В наши дни симфонические оркестры редко пользуются камертоном. В оркестре роль камертона выполняет деревянный духовой инструмент гобой, поскольку в его конструкции температура не влияет на музыкальный строй и его нота ЛЯ всегда устойчива. Но если с оркестром играет рояль, то все инструменты оркестра настраивают уже по роялю, октавным ЛЯ, а рояль перед концертом должен быть хорошо настроен по камертону... " Вот именно это я и имела ввиду)))
Радуюсь, что Вы перечитываете этот мой древний "пустячок"  -  Это так приятно)))
Спасибо Вам необъятное и почтительный авторский поклон чуткому читателю!
и улыбнитесь - далее -
boluve # 29 августа 2012 в 21:31 0
хорошо , что видите...мало кто видит...
Татьяна Капутина # 29 августа 2012 в 22:40 0
Спасибо, Валерий!
Рада Вашему визиту и впечатлению!
Себостьян - # 29 августа 2012 в 23:18 0
Татьяна Капутина # 30 августа 2012 в 00:06 0
Спасибо, Себостьян!
Рада Вашему визиту, впечатлению и нежности этих цветов!
Граф О Ман # 30 августа 2012 в 01:42 0
Дорогая Татьяна Андреевна, чудесное и грандиозное произведение, фактически поэма, пронизанная глубокими размышлениями о творчестве и о природе прекрасного. Я давно хотел на других сайтах дать отклик, но всё думал, что сумею соорудить подражание, да всё некогда, и ясно, что я не справлюсь с такой задачей - соединть музыку и поэзию, мысль и чувства, да и строфа, и схема рифмовки сложная. А у Вас всё получилось. Браво! Правда меня терзают смутные сомненья - не закралась ли опечаточка в предпоследней строке

"тем Словом, что - откуда не возьмись -
из тишины вселенской Богу прозвучало." ?

По идее, вроде, должно быть "откуда ни возьмись", так меня, нерадивого ученика, полвека тому назад учили некоторые не особо радивые учителя

С глубоким почтением и восхищением

Татьяна Капутина # 30 августа 2012 в 05:20 0
ГРАФ!!!!!!!!! Мой дорогой ДРУГ!
Как я ВАМ рада - это трудно передать словами!
Уже и ругала я себя за несдержанность...
и вообще пожалела, что импульсивно и жёстко отреагировала...
Это прекрасно, что Вы опять здесь! СПАСИБО ВАМ!
По замечанию - конечно, это чистая машинальность - бегу править с благодарностью моему ювелиру)
Горжусь Вашим "Браво"!!!
А Ваш красавец котэ на картинке так обиженно смотрит... аж душа щемит...
Не обижайтесь, пожалуйста...
Мистраль # 30 августа 2012 в 19:36 0
Таня, дорогая!
Я воспринял это Ваше великолепие, как венок прекраснейших сонетов! Такой вдохновенный гимн вдохновению (тавтология
умышленная)! Правда меня огорчает наличие отсутствия у Вашего покорного слуги какого-то бы ни было музыкального
образования. Поэтому, каюсь, некоторые специальные термины "просекал" по наитию, с большими сомнениями в правильности понимания!"А в остальном, прекрасная маркиза!..."
Татьяна Капутина # 30 августа 2012 в 20:20 0
Спасибо Вам, Слава - преогромнейшее!
Радуюсь Вашему визиту, наличию отсутствия страха и присутствия)) мужества в преодолении этого километража, ну и, естественно - такому теплому душевному отклику!
Сижу - призадумалась, может на муз.термины сноски привлечь...?
Горжусь Вашим -  "великолепие"!
Мистраль # 30 августа 2012 в 22:15 0
По поводу сносок, я бы это очень приветствовал!
Думаю, что довольно много читателей музыкальные знатоки моего уровня! Могут, если не написать, то подумать:
"Красиво! Но...не всё понятно!"
arb10  arb08
Татьяна Капутина # 30 августа 2012 в 23:12 0
Дала основные сноски из словаря, хотя и думаю, что они мало чем помогут...
Лучше бы - нагляднее - это сыграть на рояле...
Но...
Наталия Соллогуб # 30 августа 2012 в 22:36 0
Танечка ...в вашем творении- сплетение богословских...культурологических...вернее...эколингвокультурологичеких воззрений на  мир....ТВОРЦА....МОжно говорить мнеого...соглашаться...не соглашаться и выбиться из ряда читателей - почитателей. Могу сказать - мудрено и захватывающе...читать- не перечитать....каждая строфа вызывает массу вопросов....и зовет на диспут...а сейчас я лучше подарю вам цветок  трепетный перед вашим опусом....За грандиозность суждений...и стремления ко ТВОРЦУ....на беседу...Мощно!!!!  БЛАГОДАРЮ,,,,,Кланяюсь...  
Татьяна Капутина # 30 августа 2012 в 23:37 0
Спасибо, Светлая Душа - Наташа!
Радуюсь, что зашли и читаете!
Конечно, кому-то уже ведом путь, кто-то его только ищет...
Но все мы стремимся к одному - Доброму и Светлому, и обязательно придём к Единственной Истине!
И коли одарил нас Бог этим исканием - так на то и Его Воля!
Горжусь Вашим "Мощно!" - очень!
Благодарю Вас за этот чистейший цветок!
Кланяюсь...
Алла Войнаровская # 31 августа 2012 в 10:00 0
Великолепно и очень грандиозно arb10  arb10  arb10
Татьяна Капутина # 31 августа 2012 в 11:38 0
Спасибо, Аллочка!
Радуюсь Вашему визиту, подвигу прочтения этой "миниатюрки", Вашему впечатлению и доброму сердечному отклику!
Счастлива Вашим "Великолепно и грандиозно"!
В поклоне  
Александр Гудков # 17 октября 2013 в 20:06 0
шедевр
Татьяна Капутина # 17 октября 2013 в 21:09 0
Гиперболическая похвала - конечно, но душе так приятно = Спасибо!