Спаси, сохрани

8 сентября 2013 — Андрей Мудров

                                                                                           СПАСИ, СОХРАНИ

 

 

- Что случилось? - спросил он, опустив стекло.

- Что-что ! - зло ответил  гаишник. - Убили! Все это из-за таких, как вы! Из-за вашего херова бизнеса! Разъездились тут! Ни днем, ни ночью покоя нет. Раньше как спокойно было. А теперь - труп за трупом. Смотрите, какое зверство! Распластанное на дороге тело было изрешечено из автомата крест-накрест. Российская жестокость - бессмысленна и всеохватывающа. Двигатель всего – зависть. Не имеет у нас права человек поднимать голову выше других. Высунулся? Так мы тебе мигом сделаем так, «чтоб жизнь медом не казалась».  Откуда берется вера в то, что у России особое предназначение, что ей уготовано быть примирительницей Вселенной? Когда  видишь, как мы способны кромсать друг друга, возникают сомнения в том, что свободная Россия,  как надеялся  Дмитрий  Мережковский, станет тем местом, где будет сделан выбор : Гете или Данте, Два  или Три,   где люди перестанут верить в фаустовское «Нет, никогда не будет Три – Одно»  и поймут, что значит Дантово « Всех чудес начало есть Три – Одно»;  тем  местом, откуда заблудившееся человечество вернется с гибельного пути под знаком Двух – числа войны - на путь спасения под знаком Трех и  начнется всемирно-историческое действие  этого математического символа мира… Ее ли это удел? Да, она   переняла  христианство от народа, в традиции которого, в отличие от латинского мира,  первостепенен в  религии  ее философский  аспект:  православие    ближе к утраченному человечеством Великому Вселенскому Знанию, его возможности  жить в Боге, к ритму Божьего мира…Но переняв  эту великую религию, религию, способную помочь миру осознать его «высший магический смысл» и вновь обрести духовно-нравственную волю , Россия  оставалась  землей, где человек не мог ощущать себя человеком, где он не чувствовал родства с ближними и не принадлежал сам себе. В силу исторических обстоятельств  он всегда был здесь рабом, Иваном не помнящим родства... Здесь величать - всего лишь звать, а иметь имя - это уже много. “ Весь московский народ ,-писал в XVIII веке в своем дневнике  секретарь Императорского посольства в Московии, немец Иохан Георг Корб,- более подвержен рабству, чем пользуется свободой; все москвитяне, какого бы они ни были звания, без малейшего уважения к их личности, находятся под гнетом жесточайшего рабства. Иоанн Барклай в своей картине умственных качеств Русского народа, о нравах Москвитян пишет весьма пространно : “ Этот народ, говорит  он , созданный для рабства, ненавидит даже тени  вольности; народ этот кроток, когда находится под гнетом, и самое рабское состояние вовсе ему не противно, напротив, охотно сознается в том, что они Государевы холопы.”  «Дикарь, - справедливо заметил английский путешественник Эльфинстон, - с большими достоинствами, совершающий преступление,  лучше раба, который  не способен ни на какую добродетель.»   Тем более главную – любовь.  Русские, как,  иногда омерзительно-певуче растягивая последнее слово, поясняют филологи-руссисты, не любят, а "жааалеют"… Но жалость - не любовь. «Если бы знала она мои чувства,"- писал Данте о  Беатриче, вдохновившей его на создание «Божественной комедии», в которой Мережковский видит путеводную карту для России,  - "то пожалела бы меня? Нет, не пожалела бы, потому что любила, а любовь сильнее жалости». В России же, заменяя любовь, жалость  распространяется на все. Не отвечающие за самих себя, вечно пребывая в путах желания других, рабы  жалеют самих себя и обращают какую-то извращенную, сотканную из липкой обидчивости и тоски, жалость  на весь свой мир. Жалеют «по инерции»,  бездумно - «А чего жалко?» – « Да так…» , а, значит,  беспощадно, безмерно, безбожно, богопротивно, богопреступно. Вплоть до нарушения библейских заповедей. До не разделения на добро и зло. Давая выход  зависти и жестокости. Не позволяя человеку выбраться из невежества и стать человеком. Приучая его жить по принцицу «куда кривая вывезет».  Рабам нужен светлый горизонт, они хотят свободы.  На земле ее не видать. Так  начинается пресловутая русская набожность, вера   в лучшую – метафизическую  - жизнь, но начинается  она не с должной любви человека к Богу, которую Фома Аквинский ставил выше любой добродетели, а с  эгоистической - земной - жалости человека к самому себе. Да и то как-то неуверенно:  «авось Бог поможет»… Как нельзя  лучшую иллюстрируя изречение: «вера мертва без дела» и  определяя основные черты национального характера, поскольку все национальное начинается с отношения народа  метафизическому... Именно своеобразие отношения русских к небесному и позволило с такой легкостью привиться на российских территориях коммунизму, обещавшему рай на земле.

Всемирно-историческое действие Трех… Западно-Восточная Всемирность… Для того чтобы   стать примирительницей Вселенной,  перестав быть щитом между Востоком и Западом, Россия должна  не поддаться ни  тому и ни другому... Но для этого ей необходимо осознать, какой дар достался ей в виде православия,  и, отринув свою устремленность в метафизическое, начинающуюся с земной эгоистичности,  обрести любовь к Богу . Под силу ли ей это?  Или  же   жалость - чувство  в разумных пределах для человека необходимое - будет выжата  из нее безмерно,  до последней капли хлынувшими  друг на друга мощными потоками Запада и Востока,  а  образовавшуюся пустоту  заполонит жестокость?

Его попутчик, итальянец  вытер со лба испарину:

 - У нас, когда хотят человека убрать, убийцу посылают из одного конца страны в другой. А у вас, по-моему, сидят, водку пьют, потом за порог выходят - и стреляют.

- Мы, как  ты наверное знаешь, нация читающая и смотрящая: информацию черпаем из книг и фильмов. Поэтому  воспринимаем все буквально. И, когда доходит до какого-нибудь мерзкого дела, нередко превосходим самых изощренных писателей и режиссеров.  Как утверждают психологи,  в отличие от детей западных, «отталкивающих» от себя  ту жестокость, что видят на экране, русские дети - дети,  которые живут в ярко ненормальном мире, -  видя в иностранных   мультфильмах жестокость и агрессивность, стремятся повторять их...  Так что сегодня, когда стало дышать свободней, у нас стала расхожей и поговорка: какой русский не хочет быть разбойником...

Закончилась "акающая" дорожными щитами Белоруссия, на обочинах появились родные русские топонимы. Некоторые из них  вполне можно назвать фонетическими эмблемами российской жизни. В их звуках словно отражена суть нашего сирого бытия: речка Хмость, через несколько километров другая - Вопь. Вспоминается зачин древнерусских хроник : «И побежали Карна и Жля по Руси…»  Карна и Жля бегут по Руси до сих пор. И жизнь наша все та же «хмость», и речь наша все та же « вопь»…

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0135921 от 8 сентября 2013 в 12:27


Другие произведения автора:

Утренний штрих

Все свое в этой жизни имут

Итальянская азартность

Это произведение понравилось:
Рейтинг: +1Голосов: 1556 просмотров
Мария Козимирова # 19 апреля 2016 в 06:03 0
Местами правильно и справедливо. Православие, продолжение язычества... Можно много спорить на эту тему arb08 да кому оно впрок?
Андрей Мудров # 12 мая 2016 в 17:13 0
СПАСИБО!