Немного о догматах церковных

Немного о догматах церковных и новом завете

 

Стефан Завьялов

 

Мой путь к вере одновременно прост и сложен. Недавно меня просветили о важности и первостепенности православно-христианском догматическом богословии в познании Творца. Как оказалось это огромный пласт накопленных за два тысячелетия знаний, который не особенно афишируется рядовым верующим. Богословие эта та наука, которая преподается в духовных заведениях, в результате чего обычные верующие занимают подчиненное положение по отношению к священнослужителю. Все бы ничего, да только священнослужители такие же люди с обычными слабостями и где гарантия того, что оный отлично знает данный предмет. О том чтобы знать этот предмет отлично не может быть и речи, так как по этому вопросу возникали и возникают непримиримые дискуссии, которые все больше и больше членят Церковь Христову. Хотя, возможно, Церковь Христова - это и есть собрание всех христианских конфессий, которые держат друг друга в напряжении и не дают расслабиться, так как тут же последует критическое обличение с неподвластной стороны.

О том, что священники способны ошибаться и вести мирян по ложному пути, вкладывая им в головы свое понимание некоторых вещей, которые ничего общего с православной догматикой не имеет, это факт. Приведу один пример, свидетелем которого был лично. Дело было в небольшом городке, где выстроен огромный храм, что и говорить, храм прекрасен как снаружи, так и внутри. Этот священник пользуется уважением и его авторитет огромен в церковных и мирских кругах. Так вот, после службы, говоря к народу проповедническую речь, он прелюдно заявляет, что не любит монахов, так как те бездельники и тому подобное. Вопрос, как подобный священник может трактовать богословские истины и наставлять на путь истины. Для тех, у кого этот пример не обрел однозначного понимания, должен заметить, что вам еще предстоит многое узнать и не с чьих то там авторитетных слов, а путем личного изучения данного вопроса из многочисленных источников.

Пару месяцев назад у меня состоялась замечательная дискуссия с одним любителем размышлять о жизни и вере. Он обвинил меня в непомерной гордости. Ну, что же, я этого не отрицаю, но в свою очередь поинтересовался кто он. Оказалось, что сам он атеист, но общается со священниками и вполне им во всем доверяет. Как оказалось дальше, сам он человек с высшим математическим образованием и наделен великолепными мозгами. Честно говоря, я ему по доброму позавидовал. Мне бы его мозги, так я бы в два счета со всеми математическими выкладками доказал, что Бог существует и так далее и тому подобное. Ну да ладно. Дело в следующем как я не пытался к нему достучаться, все было бесполезно, он только саркастически произносил «что, гордыня покоя не дает». Тут мне вспомнились слова, пусть не дословно, но смысл следующий «скажите раз, если вас не услышали – скажите второй раз, если вас опять не услышали, то отряхните прах этого места со своих ног и ступайте. Этому месту будет хуже, чем Содому и Гоморре. Ступайте и проповедуйте дальше. Не стоит метать бисер пред свиньями…». Откуда это место, кто читал первоисточник, тот вспомнит, а кто сомневается, то боюсь, он меня не поймет, так как без прочтения этой книги я не представляю себе как вообще можно считать себя христианином, хотя православное богословие и запрещает «читать всякому Священное Писание».

Меня больше всего поразило в этой ситуации то, что человек имеет самое лучшее образование, в Москве учился, сам является убежденным атеистом, о религии рассуждает с позиций общения со священниками, а представьте они ему рассказывают о монахах лентяях, и вот он берется судить других людей вынося им обличения, как в моем случае – обвиняет в гордыне. Не знаю как вам, но мне этот винегрет доставил массу неприятных моментов, по большей степени из за некомпетентности моего визави, который возомнил себя выше других, тем более в том, в чем сам не имеет ни малейшего представления. Но все это к тому, что все субъективно и из-за каких-то мало-мальски значимых вещей, в силу собственной элементарной невоспитанности мы совершаем поступки, которые нас совершенно не красят.

Все это было сказано к тому, что кем бы ни был человек, какое бы он ни имел образование, но в силу личной человеческой природы никто не совершенен и не вправе выдавать личные суждения как непреложную истину. Если вам будет приятно это услышать, то это в первую очередь относится и ко мне.

Так вот, заинтересовавшись православной догматикой, я решил восполнить свои пробелы, как говорится, сколько живешь, столько и учишься. Должен признать, что для себя я подтвердил уже непреложную истину высказанную Сократом – чем больше ты узнаешь, тем больше ты понимаешь, что ты ничего не знаешь, как то так, не обессудьте.

Я рассудил, что догматику нужно начинать изучать с первоисточника ну вот я и взял «Догматические послания православных иерархов XVII-XIX веков о православной вере. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995…».

Чуть ранее в одной из богословских работ, с которой меня свел случай, я прочитал поразившую меня до глубины души отрывок "Дионисий различает возможность двух богословских путей: один есть путь утверждения (богословие катафатическое или положительное), другой - путь отрицания (богословие апофатическое или отрицательное). Первый ведет нас к некоторому знанию о Боге, - это путь несовершенный; второй приводит нас к полному незнанию,- это путь совершенный и единственно по своей природе подобающий Непознаваемому, ибо всякое познание имеет своим объектом то, что существует, Бог же вне пределов всего существующего. Чтобы приблизиться к Нему, надо отвергнуть всё, что ниже Его, то есть все существующее. Если, видя Бога, мы познаём то, что видим, то не Бога самого по себе мы видим, а нечто умопостижимое, нечто Ему низлежащее. Только путем неведения можно познать Того, Кто превыше всех возможных объектов познания. Идя путем отрицания, мы подымаемся от низших ступеней бытия до его вершин, постепенно отстраняя все, что может быть познано, чтобы в мраке полного неведения приблизиться к Неведомому. Ибо, подобно тому, как свет - в особенности свет обильный - рассеивает мрак, так и знание вещей тварных - в особенности же знание излишнее - уничтожает незнание, которое и есть единственный путь постижения Бога в Нем Самом". Так я открыл для себя Владимира Лосского. Теперь же пришло время познакомиться с одной из его книг поближе «Очерк мистического богословия восточной церкви», а знакомясь с его книгой, я узнал первоисточник так поразившего меня отрывка – это творение Дионисия Ареопагита «О таинственном Богословии». Последняя действительно сильнейшая вещь, которую мне когда-либо приходилось читать, но все это субъективно, как говорится у кого к чему в жизни интерес.

Вкратце, я узнал в чем различие католической догматики и православной. Могу поделиться с вами, хотя это знают многие, но В. Лосский это просто разжевал – отличие состоит в одном камне преткновения, а уже на этом камне были нагромождены все остальные. Все в понимании непознаваемой Святой Троицы. Православное богословие утверждает, что Отец родил Сына и что от Отца исходит Дух Святой. Католическое богословие утверждает, что Отец родил Сына, а Дух Святой исходит от Отца и Сына.

Раньше я думал, что здесь ничего серьезного, но после прочтения выше названной книги В. Лосского я проникся еще больше духом восточного вероисповедания.

Так вот если подвести вкратце итог, то получается есть мистический опыт богопознания и догматическое богословие. Чтобы люди не натворили бед, вперед выставляется догматическое богословие и только в соответствии с ним должно происходить личное мистическое богопознание, а лучше вообще без него. Достаточно мирянину ходить в храм, слушать службу или читать те места Священного Писания, которые скажет прочитать батюшка. Да нет, я ничего против не имею, я даже согласен с этим, мало ли кому что в голову взбредет, смотрели фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар», так там одна неаккуратно брошенная фраза сделала из богобоязненного подростка настоящего монстра. Хотя некоторые авторитеты в области богословия утверждают, что многие Святые Отцы отступали от догм. Тут уж как говорится все очень сложно и неоднозначно. Как по мне так в рамках догм жить тесно, тем более, если смысл жизни видеть в том, чтобы познать Бога, а не в том чтобы просто смиренно прожить свой жизненный путь, не обращая внимания на многие вещи, терпеливо перенося лишения и скорби, живя праведно и скромно, почитая начальство и власти. В тоже время где вы видели праведное начальство или власти, которые на самом деле делают, то что сами считают нужным. Нет, я ни в коем случае не за то, чтобы взять и все поменять. Нет. Все намного проще и сложнее одновременно. Какой бы переворот не происходил - наверху никогда ничего не поменяется – это истина и я с ней целиком согласен. Однако, в то же время каждый человек имеет свой талант и он обязан его раскрыть – это тоже истина. Как для меня, так просто смиренное существование это бессмысленно прожитая жизнь, но это лично мое субъективное мнение и оно вполне может быть совершенно не верным.

Так вот в свету всего вышесказанного утверждается, что Бог не познаваем, однако все равно предлагаются пути к познанию Бога, которые должны привести нас к мысли и утверждению, что Бог непознаваем. Возможно, именно в связи с этим утверждение и было принято, что читать Священное Писание всякому более вредно, чем полезно. Однако для меня это напоминает нашу современную медицину с ее принципом – не навреди. Вроде бы все верно, однако, когда вам не помогает традиционное лечение, никто из боязни навредить не пропишет вам ничего, что не входит в рамки дозволенного, хотя именно это и нужно было бы попробовать, но такого врача впоследствии даже в случае успеха «сожрут» свои же коллеги. Да, вынужден с вами согласиться, что принцип не навреди более полезен, чем вреден, однако только в том случае если вы не тот самый нестандартный больной, который на все готов, лишь бы восстановить здоровье и спасти собственную жизнь. Этому человеку наплевать на всю вашу систему если она выносит ему смертный приговор, не попробовав чего-то действительно подходящего и способного помочь, несмотря на то, что велик риск неудачи. Все это слишком сложно, хотя если разобраться, то все просто.

Ну, что же раз вы дочитали до этого места, то можно поговорить и о серьезном. Здесь я подразумеваю то, чем бы я действительно хотел поделиться с другими. Предшествующий фильтр отсеял всех случайных читателей. Все вроде бы ясно и понятно в этом мире, все мы грамотные, закончили школы, средние и высшие учебные заведения, все мы умные и так далее. Но вот порой подумаешь о простых вещах и диву даешься тем мыслям, которые приходят тебе в голову. Вот подобные мысленные всплески я предлагаю на ваш суд.

Представьте, живет человек. Вырос он в среде атеистов. Жизнь его жестоко начала ломать. Он что то где то слышал о Боге и о том что Богу нужно молиться, чтобы получить помощь и он начинает молиться, нет, не обдуманно, а больше интуитивно – это крик его души, так постигшее его горе просто разрывает сердце и ему даже больно дышать. Вопрос – услышит ли его Бог? Какой Бог его услышит? Или может быть он не достоин помощи? Однако мы знаем, что Бог Всеведущ и что греха таить, Бог в разных религиях это не один Бог, так как слишком велики отличия. Как мне кажется, истинный Бог один и не имеет значения к какой ты религии принадлежишь, но когда тебя постигнет горе и ты взмолишься Богу, то независимо от твоей религии ты получишь облегчение от Единого Бога, даже если ты Его не приемлешь в своей повседневной сознательной жизни, так как Бог он милосерден и любящ – это как родитель, помогающий своему ребенку, даже если тот тебя терпеть не может. Это раз.

Много признанных богословов, но как написано в Священном Писании - принимайте тех кто от Бога. А кто от Бога – по их плодам узнаете их. Что подразумевается под плодами? Если правильность рассуждения, то это не явный плод. Возможно праведная жизнь с чудесами, подобными тем, по которым канонизируют святых. Интересно В. Лосский будет ли канонизирован и каков он был в жизни, праведную ли жизнь он вел, или если мы узнаем о нем побольше, то не заходим брать в руки его книги. Это так для примера.

При переписке с одним дипломированным богословом, мне было заявлено, что дьявола как такового не существует: «… В любом случае дело за Вами, потому что дьявола как такового нет, его человек для себя сам актуализует, как, в принципе, и Бога…». Это заявил богослов, который глубоко изучал православное догматическое богословие и которому наверное нет равных при споре на этом поприще, но похоже голое знание предмета без истинной веры и божественной любви ничто, какие бы ты сокровенные труды не изучал. Подобные ученые мужи строят свои утверждения на каком-то одном из отрывков Священного Писания или Предания, опуская все, что этому противоречит. Например, если мы вспомним Книгу Иова, то там говорится: «И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу…». Забавный фрагмент. Здесь не только говорится, что сатана существует, но также следует, что он нигде не заточен и волен перемещаться по всей земле, а также предстает пред Господом и общается с Ним. Неужели те беды, которые постигли Иова – это он сам себе все актуализировал. Или вспомним искушения Христа в пустыне. Это два.

Ну ладно, не буду больше вас перегружать, хотя много еще подобного, но закончить хочется вот этим. Это будет три.

Дух Святой снизошел на Христа. Если вы внимательно читали выше, то я приводил пример отличия католического богословия от православного, так вот мне по душе утверждение, что Отец рождает Сына и от Отца исходит Дух Святой. При крещении Христа Дух Святой снизошел на Сына – это некий совершенно новый акт, последствия которого мы еще не осмыслили. По крайней мере, мне ничего по этому поводу не встречалось. Происходит замыкание Трех в Единицу. Понять смысл произошедшего человеку немыслимо, как невозможно познать Бога, Святую Троицу, Слово и Дух Святой. Однако, возможно благодаря именно этому Христос после телесной смерти снисходит в ад, Воскрешает и в дальнейшем Возносится. Здесь хочется еще раз подчеркнуть красоту и стройность православного догматического богословия. Последние слова Христа: «Свершилось…» возможно, столько значат, что мы и представить себе не можем.

И еще, апостолы и последователи Христа последовали за ним, возможно потому, что ранее покаялись и приняли крещение у Иоанна Крестителя – Предтечи Господа.

По поводу непознаваемости Бога. Всем известно, что Господь сотворил человека по образу и подобию Своему. Возможно познавая образ и подобие человеческое мы можем приблизиться к познанию и Господа. Хотя, хотелось бы знать, что подразумевается под образом и подобием Божиим?....

 

 

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0201787 от 18 мая 2015 в 18:46


Другие произведения автора:

Паутина гл. 43

Школа дураков 42

Есть

Рейтинг: 0Голосов: 0696 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!