ТРИ ЦАРЯ

13 декабря 2015 — Анна Мишунина

три царя.

 пьеса. мишунина анна.

действующие лица.

Отец Константин Анатольевич 71 год бывший заведующий.

Сын Анатолий Константинович 41 год заведующий отделением.

Александр Иванович, 51 год, врач этого отделения.

Любовь, 31 год, пациентка.

Владимир Сергеевич 35 лет врач этого отделения.

медсестры и техперсонал.

место действия: районная больница г. Синегорска. Отделение  микрохирургия глаза.

1 действие.

Интерлюдия.

На сцене два стула. На одном сидит Любовь – вяжет. Входит Сын.

Сын. Что вы делаете Любовь?

Любовь. Вяжу.

Сын. Что?

Любовь. Сети.

Картина 1.

Кабинет глав. врача . На диване сидит Отец. Входит Сын.

Сын. Она опять приехала.

Отец. Кто?

Сын. Та скрипачка – Димкина с аномалией глаз.

Отец. Какой диагноз?

Сын. Снижение зрения.

Отец. Отдай её Александру Ивановичу.

Сын. Он не вял её в прошлый раз, вряд ли  сейчас …

Отец. Отдай тогда Владимиру Сергеевичу. У него есть свободные палаты?

Сын. Сейчас выясню.

Звонит.

Сын. Нина Васильевна, у Владимира Сергеевича есть свободные места?  (отцу) Есть. Хорошо пригласите ко мне Владимира Сергеевича.

Отец начинает одеваться.

Отец. Будут проблемы – звони.

Сын. Хорошо.

Отец уходит. Сын подходит к окну и долго в него смотрит. Входит Владимир Сергеевич.

Владимир Сергеевич. Вызвали?

Сын. Да. Да, конечно, проходите, садитесь.

Владимир Сергеевич садится на диван. А Сын на кресло: диван ниже кресла.

Сын. Два года назад ко мне поступила пациентка со сложным диагнозом – потеря зрения в результате ДТП.Я её прооперировал – зрение начало восстанавливаться. Но начались сложности иного характера: она в меня влюбилась, а я тогда начал встречаться с Ольгой.  Я ей об Этом сказал – она выслушала и начались проблемы: звонки и SMS –ки  я не отвечал и все закончилось. А теперь она опять к нам попала. Чтобы не было проблем, прошу Вас взять её к себе.

Владимир Сергеевич. Хорошо. Как её зовут?

Сын. Любовь. Димкина Любовь. (отстраненно)

Владимир Сергеевич уходит.

 Сын кладет голову на скрещенные руки.

Возвращается отец.

Отец. Забыл очки. Ты их не видел?

Сын. Нет. Посмотри в ординаторской или в ,сестринской где ты там со своей любовницей кувыркался.

Отец. Это не твоего ума дело.

Сын. Верно не моего. Но вся больница об этом болтает. В твоем возрасте пора о вечном думать, а не по бабам скакать.

Отец. Ты забыл, кто тебя на это место посадил.

Сын. А я просил? Ты ведь не знаешь, о чем я мечтал.

Отец. Ты же стал доктором наук. Чего тебе еще надо? Академика? А может, нобелевскую премию захотел?

Сын.  А что если да, но тебе ведь удобно, что я здесь,  на этом месте.

Отец. Неблагодарный, ты же не знаешь, чего мне это стоило.

Сын. Знаю – бутылка коньяка.

Отец. К чему эти споры, остынешь – поговорим.

Отец уходит. 

Картина 2.

Ординаторская. За столом сидит Александр Иванович. Входит  Владимир Сергеевич.

Александр Иванович. Зачем глав.нюк вызывал?

 Владимир Сергеевич. Какая- то сложная больная.

Александр Иванович. Так он её тебе отдал.

Владимир Сергеевич. Любовь то – да. А что такого? неприятная ситуация часто бывает – пациентка влюбляется во врача.

Александр Иванович. Если бы, родной, все было так просто. Наш- то не скажет всей правды: когда она приехала во второй раз, у Толика, помнится , был кризис отношений с его то ли Олей, то ли Дашей. И он решил подъехать к …А она, ноль внимания на него. А для мужика такого как наш Толик, это как масла в огонь подлить. Ну, он и давай стараться, естественно, он добился своего – она оттаяла. А тут то ли Оля, то ли Даша вернулась, и в общем, уехала она, а он остался. Кстати, он её тогда мне предлагал лечить.

Владимир Сергеевич. И что?

Александр Иванович. Я его послал.

Владимир Сергеевич. Что делать? Отказаться?

Александр Иванович. Да нет. Может это к лучшему. Кстати ты её уже осмотрел?

Владимир Сергеевич. Нет.

Александр Иванович. Так иди и посмотри. Только не позволяй ей много болтать.

Владимир Сергеевич. Почему?

Александр Иванович. А по кочану и по кочерыжке.

Владимир Сергеевич уходит.

Александр Иванович. Узнаешь: вскроет твою душу вывернет наизнанку, а потом как хош так и живи.

Александр Иванович курит на балконе. Звучит «романс» группы «Сплин»

И лампа не горит,                                                                                                                                                                 И врут календари                                                                                                                                                                     И если ты давно хотела                                                                                                                                                                 что-то мне сказать, то говори.                                                                                                                                           Любой обманчив звук,                                                                                                                                             Страшнее – тишина.                                                                                                                                                      Когда в самый разгар веселья                                                                                                                                                                                                                           падает из рук бокал вина.                                                                                                                                               И черный кабинет                                                                                                                                                                 И ждет в стволе патрон                                                                                                                                                                 Так тихо что я слышу как идет                                                                                                                                                     на глубине вагон метро.                                                                                                                                            На площади полки                                                                                                                                                      Темно в конце строки                                                                                                                                                                       И в телефонной трубке                                                                                                                                                    Эти много лет спустя одни гудки.                                                                                                                              И где-то хлопнет дверь                                                                                                                                                       И дрогнут провода                                                                                                                                                    Привет мы будем счастливы теперь и навсегда.

Входит Владимир Сергеевич.

Александр Иванович. У тебя звонил телефон. Интересная мелодия.

Владимир Сергеевич. Мне тоже нравится. Группа «Сплин» - романс.

Александр Иванович. Осмотрел Димкину? Ну, как?

Владимир Сергеевич. Осмотрел. А что у неё с глазами?  Аномалия какая-то.

Александр Иванович. Это у неё после операции.

 Владимир Сергеевич. Да, такое бывает, я где-то об этом читал. Но очень редко.

Александр Иванович. Видимо, это наш случай.

Владимир Сергеевич. Странно так: как будто заглядываешь в глаза Создателю. 

Садятся писать истории болезни. Входит Сын.

Сын. ( Владимиру Сергеевичу) Вы, осмотрели Димкину?

Владимир Сергеевич. Да.

Сын. Вопросов не было?

Владимир Сергеевич. Каких?

Сын. Почему Вы её лечащий врач, а не я?

Владимир Сергеевич. Нет .

Сын. Хорошо. Работаем.

Сын уходит.

Александр Иванович. А мы тут не работаем – семечки щелкаем.

 Владимир Сергеевич. Вы его не любите.

Александр Иванович. А за что его любить?

Владимир Сергеевич. Он хороший специалист.

Александр Иванович. Да, хирург он талантливый, но как человек…

Владимир Сергеевич. Зав.отделением не ставят просто так.

Александр Иванович. Где бы он был, если б не папа - Константин Анатольевич, бывший заведующий отделения. Мой тебе совет, ты с ним поаккуратней – мягко стелит, да жестко спать.

Владимир Сергеевич. Учту.  

Картина 3

Кабинет глав.врача. Сын сидит за столом. Пишет. Стук в дверь. Входит Любовь.

Любовь. Здравствуйте, Анатолий Константинович. Можно?

Сын. Я занят (громко, с нажимом) занят.

Любовь. Я только хотела…

Сын. Все вопросы к своему лечащему врачу.

Любовь. Но я уже была у Александра Ивановича, он направил меня к Вам. Скоро Восьмое марта и я бы хотела дать небольшой скрипичный концерт перед больными в честь праздника.

Сын . Нет.

Любовь. Почему?

Сын. Чего ты этим хочешь добиться?

Любовь. Порадовать людей и поздравить мед.персонал.

Сын. Только ли?

Любовь. Только.

Сын. Нет. Хочешь показать какая ты хорошая и талантливая. Я такой дурак, тебя бросил. Да, я ошибся. Да, мне скучно. Но это временно…это пройдет…

Любовь. Пройдет ли?

Сын. Я привыкну наверное. И потом есть ребенок.

Любовь. В прошлом браке тебя это не остановило.

Сын. Это не твоё дело.

Любовь. Да верно – не мое. Я ведь никто и звать меня никак. А вот бы была я известна и популярна. Мои б фото были бы на обложках журналов и газет, то ,наверно, твой отец выбрал меня тебе жены.

Сын  (в сторону) Скорей себе.

Любовь. Хотя врят ли, твоей матери нужна тихая, спокойная девочка, которая ела у неё с рук и слова бы лишнего не сказала. я на эту роль не годилась. Так ведь ? Так? Правда? Правда в том что ты маменькин сынок дома, и папенькин на работе. А где ты сам? Где и с кем?

Сын. Не знаю.

Любовь. Врешь.

Сын. Да… вру…уходи.

Любовь. Нет.

Сын достает пистолет, подходит к Любови. Любовь закрывает глаза.

Любовь. А… пристрели меня - отмучаюсь.

Сын замирает. Опускает пистолет. Поднимает руки, чтобы обнять Любовь, но опускает.

Сын. Что… что …мы делаем.

Любовь отстраняясь.                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Заходит отец. Любовь уходит.

Отец. Что здесь происходит?

Сын. Пациентка пришла взять разрешение на проведение в отделении праздничного концерта.

Отец. надеюсь ты ей отказал.

Сын. Я обещал подумать.

Отец. Мы договаривались, никакой самодеятельности в отделении. Она опять к тебе приставала.

Сын.  Нет.

Отец. По моему, мы закрыли эту тему. Мне бы хотелось напомнить тебе об ответственности перед… 

Сын. И этот человек говорит мне об ответственности - я в отличие от тебя женился, когда любовница моя забеременела.  А ты продолжаешь внебрачных детей клепать.

Отец.  Заткни пасть, щенок. Попробуй матери об этом рассказать.

Сын. Зачем? Она и так все знает.

Отец. Что знает?

Сын. Ну, про любовниц, про Полинку – сестру мою.

Отец. Так.

Сын. Не следует недооценивать людей - особенно брошенных женщин.

Отец. Галина приходила?

Сын. Приходила и Полинку приводила.

Отец. И что?

Сын. Ничего, попили чаю и мирно разошлись.

Отец. И все.

Сын. Все, а ты хотел скандала?

Отец опускается на диван.

Отец. Нет…но… Зачем ….она это сделала… чего ей не хватало?

Сын. Тебе виднее

Сын уходит. Отец остается.

Действие 2.  

Интерлюдия к 2 действию.

Александр Иванович  и Любовь. Блиндаж оба в гимнастерках  и белых халатах воротники расстегнуты. Курят.

Александр Иванович. На кой сдался тебе этот немец? Зачем ты мне его притащила?

Любовь. Путь он враг, но он же человек, товарищ военврач.

Александр Иванович. Да, уж.

Любовь. Вы ведь давали клятву Гиппократа. Вы помните её содержание?

Александр Иванович. Помню… и ты тоже дашь - у тебя хорошие руки я не первый год с тобой работаю. Когда кончится война, поступай в медицинский, дам рекомендации.

Любовь. Хорошо.

Курят.

Любовь. Александр Иванович, у вас есть жена? Вы никому не пишите.

Александр Иванович. Была, погибла в 41- м вместе с сыновьями. Бомба,  а меня не было рядом. А самой- то кто - нибудь есть?

Любовь. Нет. После школы сразу на фронт.

Александр Иванович. Когда кончится война - выйдешь за меня?

Любовь. Конечно, Саша.

Свет гаснет. Звук далеких канонад.

Картина 1.

Палата №4. Любовь играет на скрипке с закрытыми глазами. Входит Сын. Долго стоит в дверях слушает. Любовь замирает, перестает играть и открывает глаза.

Сын. Никак не могу привыкнуть к твоим глазам.

Любовь. Мне разрешено играть. У меня даже есть письменное разрешение. Вон на тумбочке.

Сын. Я не затем пришел.

Любовь. Зачем? Прощения просить – так это не ко мне – я давно всех простила. Я не судья на этом процессе, а свидетель.

Сын. Разве не может глав. врач зайти к в палату к пациенту и узнать как у того дела?     

Любовь. Не может, если это не его пациент.

Сын. Ты злишься из-за того, что я тебя не взял к себе. Я практикующий хирург, а тебя оперировать не надо.

Любовь. В прошлый раз это тебе не помешало.

Сын. Александр Иванович тебя не взял. Вот…

Любовь. Умнейший человек … зато сейчас...

Сын. Владимир Сергеевич хороший специалист.

Любовь. Я не сомневаюсь.

Сын. Зачем ты обрезала волосы?

Любовь Лучше обрезать волосы, чем вены. Волосы то отрастут, а вены то врят ли. 

Сын. Я не знал.

Любовь. Теперь то какая разница. Ты выбрал не меня, с этим как-то надо было жить.

Сын. Я хотел сказать…

Любовь. Не следует недооценивать людскую жестокость: я уже все знаю и про новую жену и про дочь. Мне все уже доложили. Сказали и ждут, что же я буду делать – ничего – я в эти игры давно не играю. Ушли разочарованные.

Сын. Отец приходил?

Любовь. Приходил.

Сын. Что ж может это и к лучшему. (в сторону) Почему ж так плохо, как будто предал сам себя? (Любови) Да, кстати, я разрешаю Вам, Любовь, выступить с концертом 8-го марта.

Любовь. Спасибо.

Сын уходит. Входит Александр Иванович.

Александр Иванович. Можно?

Любовь. Я Вас ждала.

Александр Иванович. Почему?

Любовь. У нас с прошлого раза не оконченный спор. Спрашивайте.

Александр Иванович. Почему именно он?

Любовь. Почему я полюбила его, а не Вас: может если бы Вы делали тогда операцию мне, все было бы по другому. Кто знает? У парней что сидят наверху, своеобразное чувство юмора : видимо они решили что я скучно живу и послали меня сюда. Впрочем, у меня есть и своя теория: я –старшая, а он младший в семье, я все решаю сама, а он нет, я – музыкант, а он –врач, я работаю с душами , а он с телами. Простая физика – противоположные заряды притягиваются, а одноименные…Мы с Вами похожи. Все просто.

Александр Иванович. Но…

Любовь. Какой смысл в том, чтобы двигать спичечный коробок взглядом, гораздо интереснее читать человеческие души. Хотя мне это изрядно поднадоело. Раз за разом пропускать все через себя. Это все?

Александр Иванович. Нет, в прошлый раз Вы не ответили.

Любовь. Ах, об этом: иногда чтобы спасти или самому спастись нужно всего несколько слов, потому что в отличие от тела душа бессмертна.

Александр Иванович. А ещё…

Любовь. А еще вы очень хотите меня поцеловать. Целуйте. Я разрешаю.   

Александр Иванович замирает. Делает шаг. Входит Владимир Сергеевич.

Владимир Сергеевич. Александр Иванович, Вас искал заведующий.

Александр Иванович уходит.

Владимир Сергеевич. Как расположились? У вас все хорошо?

Любовь. Нормально.

Владимир Сергеевич замечает скрипку.

Владимир Сергеевич. О, вы музыкант.

Любовь. Да. Еще преподаю в музыкальной школе.

Владимир Сергеевич. Замечательно. А каково это, быть творческим человеком?

Любовь. Человеком то быть трудно, а уж творческим еще сложнее. А если еще и талант есть то… Владимир Сергеевич. То что…

Любовь. А то, что первую половину жизни думаешь, что с этим делать, а вторую стараешься чтоб это тебя не сожрало.

Владимир Сергеевич. Многих сожрало?

Любовь. В истории множество примеров. Творчество подобно работе с ядами, если вовремя  не выработать иммунитет – задохнешься.

Владимир Сергеевич. Почему?

Любовь. Потому что Он просто так ничего не дает. И если ты  потратишь все и только на себя , а ни во славу Его то… Впрочем Вам не понять.

 Владимир Сергеевич. Почему ж…

Любовь. Вы  привыкли работать с телами, забывая о душах…Проще умереть самому, чем видеть как умирают другие.

Владимир Сергеевич. Как же жить тогда?

Любовь . Жить или существовать?

Владимир Сергеевич. Жить.

Любовь. Помнить, что спросится за каждое слово.

Владимир Сергеевич. Почему?

Любовь. Потому что вначале было Слово и Слово было у Бога. И Бог был Слово…

Евангелие от Иоанна.

Владимир Сергеевич. А если я не верю.

Любовь. Кому не нужен Бог здесь,  в этой жизни не полагается Он и после смерти. А место где нет Бога – это ад. Ад не наказание . Ад – это милость для тех, кому Бог не нужен. Подумайте: если здесь в этом мире Он есть – и мы ходим лишь по колено в собственном дерьме. А каково там, где Его нет ?

 Владимир Сергеевич. Он был прав.

Любовь. Кто из них?

Владимир Сергеевич. Александр Иванович.

Любовь. Александр Иванович плутает в иных лабиринтах.

Владимир Сергеевич. Вы похожи. Оба как открытые раны: больно притронуться, страшно смотреть.

Любовь. Меня не следует жалеть. Я потенциально опасна для Вас. Впрочем, это ваше дело…Я устала и хотела бы отдохнуть. Аудиенция окончена.

Картина 2 .

Операционная. Мед. персонал. Сын, Александр Иванович. На первом плане каталка с больным. Больной: мужчина 60 лет, бывший летчик

Александр Иванович. Мы его теряем.

Сын Я уже вызвал бригаду из реанимации.

Входит Владимир Сергеевич за ним Любовь.

Сын. Почему посторонние не положено

Владимир Сергеевич. Она сказала, что может помочь.

Сын. Хорошо  пусть попробует.

Любовь подходит к каталке.

Любовь(больному) Неужели ты сдашься летчик? Крылья…Ты видишь мои крылья? Красивые…тогда ты знаешь… кто я….да именно. А теперь послушай: отпусти её она не та кто тебе нужна - пусть идет та что тебе нужна была всегда рядом. У вас еще будут дети – девочка её будут звать Серафима: у неё будут рыжие волосы её волосы и твои серые глаза.  У тебя будет три внука один будет священником, второй – врачом, а третий как и ты воином. Не ужели, ты, сдашься?

звук останавливающегося сердца. Любовь начинает делать массаж сердца.

Любовь точка невозврата не пройдена… До земли 3оо метров – дерни за кольцо. Я не обещаю рая, летчик… живи… так хорошо…

звук забившегося сердца.

Любовь.( Сыну ) Мне магнезию в мышцу и не кантовать.

Падает на руки Александру Ивановичу. Тот бережно кладет Любовь на кушетку. Пациента увозят . Те же.

 Владимир Сергеевич.  Давно она без сознания?

Сын. Не помню.

Александр Иванович. Пульс нитевидный.

Пытаются привести Любовь в сознание.

Сын. Что делать?

Александр Иванович. Бригада из реанимации не могла далеко уйти.

Владимир Сергеевич. Может подключить аппаратуру здесь.

Сын. Холодно. (отстранено).

Александр Иванович. Надо чем-то накрыть.

Сын снимает халат и накрывает им Любовь.

Владимир Сергеевич. Как-то похоронно.

Сын. Сейчас пришлю сестру с одеялом.

Александр Иванович. Боюсь, одеяло последнее, что ей сейчас нужно.

Владимир Сергеевич. Где же реанимация… так долго…

Приходят из реанимации осматривают Любовь. Старший подходит к сыну и что-то говорит разводит руками . Сын замирает. Люди из реанимации уходят и сын тоже.

Владимир Сергеевич. Что с ним?

Александр Иванович. Иди и верни его быстро.

Владимир Сергеевич уходит. Александр Иванович подходит к Любови.

Александр Иванович. Куда ты собралась? Ты должна жить. Слышишь…Вернись…Ты мне нужна. Ты ему нужна. Не хочешь ради меня – вернись ради него…

Входят Владимир Сергеевич и сын.

Александр Иванович. Привел. Хорошо. (сыну) Я тебя никогда не любил- папенькиного сыночка, выскочку, но сейчас я тебя очень прошу скажи ей что-нибудь иначе…  

 Владимир Сергеевич. Иначе я набью твою холеную физиономию.

Сын. Я не знаю…

Александр Иванович. Просто говори.

Сын подходит к Любови.

Сын. Я люблю…нет..не то…у меня не ничего кроме тебя. Ты нужна мне только ты. Ты единственное что держит меня на земле – уйдешь – и я следом.

Владимир Сергеевич. Не работает. Что-то еще нужно…

Александр Иванович. А старая добрая сказка – поцелуй. Поцелуй её.

Сын целует Любовь. Все замирают. Тишина. Звук забившегося сердца. Сверху на всех падают перья.

Занавес.

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0221070 от 13 декабря 2015 в 18:54


Другие произведения автора:

о чувствах

этюд

этюды

Это произведение понравилось:
Рейтинг: +1Голосов: 1695 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!