Кино и немцы

8 мая 2016 — negociant
article235181.jpg

Мой дальний родственник Вова Л. как-то посоветовал мне посмотреть старый немецкий фильм «Железный крест». Сейчас с этим проблем нет, торрентов  в сети как грязи, только качай. Так что где-то через полгода, выбрав время, «Крест» я скачал и посмотрел. Снят он был давно, ещё в семидесятые годы, однако смотрится достаточно современно. Немцы там своеобразные ребята, а главный герой, сержант (фельдфебель) Штайнер вообще герой. Но он против войны. И против капитана Странски, который приехал на восточный фронт за орденами. У немцев там свои внутренние разборки, и довольно жёсткие. Хотя не такие кровавые, как в наших фильмах последних лет, где красноармейцы ещё по пути на фронт начинают мочить друг друга по идейным или иным убеждениям.

Но вот Красная Армия в «Железном кресте» показана отвратительно. Настоящие только танки Т-34 и стрелковое оружие. Пехота почему-то одета в американские мундиры, говорит с каким-то болгарским акцентом и несёт неоправданно высокие потери. А впрочем, фашистам от наших тоже хорошо достаётся, так что тут создателям фильма надо отдать должное. В этом плане они не соврали. Но вот консультантов могли бы пригласить получше. Особенно в сцене, где у советской женщины-майора большая звезда на погонах с одним просветом. Впрочем, фильм снимался во время холодной войны, так что какие уж там консультанты.

           

Есть ещё фильм «Железный крест 2». Там по сюжету всё тот же Штайнер после ранения переведён с восточного фронта на западный. Во Франции ему как-то лучше, чем на Таманском полуострове. Он ездит в увольнение в Париж и даже ухитряется в финале договориться с американским генералом и спасти население французского городка от происков своего давнишнего недруга Странски.

Беда в том, что актёр, играющий главного героя, другой, не тот, что был в первой части. Тот был красавец мужчина, весь такой суровый загадочный и харизматичный, а новый выглядит как потёртый жизнью бомж и жалкая подделка под оригинал.

 

В советские времена посмотреть подобное кино, сколько я помню, было практически невозможно. Про войну были доступны лишь наши фильмы и книги.  Среди них имелись достойные произведения, но они тонули в массе бездарных поделок. Помню, в начале восьмидесятых годов многие ветераны возмущались качеством иных фильмов о войне. Они писали об этом в газеты. И были правы. Даже мне, малолетнему, было заметно, что фашистские «Тигры» на экране – это наши современные танки, обшитые сверху фанерой. Хотя это сейчас легко критиковать тогдашнее малобюджетное кино, снятое без всяких компьютерных технологий. Плюс идеология. Надо было как-то оправдать поражения того страшного лета, вот и атаковали киношные немцы на «Тиграх» в 1941 году.

 

Тут вообще интересно вкратце отметить эволюцию немцев в советском кино. Вначале они говорили на русском языке, были чёрно-белыми, однозначно плохими и глупыми. Потом они всё же перешли на свою родную речь, обрели цвет и усложнили характеры. Но всё равно остались плохими. Иначе, впрочем, и быть не могло. Если кто не помнит, фашисты пришли к нам не столько с целью завоевания России, сколько с целью уничтожения советского народа. 

Этим они и были мне интересны. Я пытался узнать и понять, что происходило с той стороны линии фронта. Как получилось, что цивилизованный немецкий народ отправил на восток армию дикарей и убийц? Что думали и как жили вражеские солдаты? Что делали граждане их тыла? Наши источники ответа на этот вопрос не давали или отвечали так, что становилось тошно. Вспомните хотя бы моющегося немца из «Молодой гвардии» А.Фадеева. У него, в смысле, у немца, а не у Фадеева, ещё был резиновый пояс с кармашками, в которых он хранил награбленное золото. Короче, советскими источниками я наелся до отрыжки, а других не было.

 

В 1987 году, на исходе второго курса военного училища, во время парко-хозяйственного дня, я нашёл за батареей книжку без обложки и первых нескольких страниц. Прежде чем выкинуть оставшийся от прежних обитателей казармы бумажный хлам, я на всякий случай полистал его. И оставил себе. Стал читать. В книге рассказывалось про немецкого солдата, моего ровесника. Он получил десятидневный отпуск и приехал из России в Германию. Его родной город лежал в руинах после бомбёжек союзников. Это не помешало бойцу найти себе девушку и даже жениться на ней. А потом он вернулся на фронт, где его убили партизаны.

Хорошая была книга. Несколько лет спустя я узнал, что она называется «Время жить и время умирать» и написал её Эрих Мария Ремарк, а так же прочёл первые страницы.

 

Говорят, что нашим генералам после войны власти запрещали писать мемуары, чтобы те ненароком не сболтнули чего лишнего. Союзники своих военачальников тоже по каким-то причинам прижимали. Зато битым фашистам никто не возбранял предаваться воспоминаниям. Более того, американцы даже поощряли их труды. Вот немцы и строчили свои «Воспоминания солдата», «Проигранные сражения», «Роковые решения вермахта» и прочие сочинения. В них себя, разумеется, они описывали героями, а противников - наоборот. И все свои просчёты и ошибки валили на Гитлера, благо он давно уже умер.

 

Но это литература, причём специфическая, мемуарная. Её стоит почитать, но мы всё же о кино говорим.

Про «Сталинград» и «Бункер», наверно, рассказывать не надо. Это известные кинокартины, их не раз показывали по телевизору. Разве что стоит отметить некоторые сцены из «Сталинграда» и всё того же «Железного креста». Если в наших фильмах партизаны, разведчики, а то и бойцы обычной пехоты частенько вооружены трофейными «шмайсерами» и «машингеверами», то у немцев их солдаты не брезгуют стрелять из ППШ, а на развалинах Сталинграда один киношный фашист вовсе говорит другому, что вооружился советским автоматом потому, что тот надёжнее – не даёт осечек.  Наверно, так уж устроена людская психология, что чужое нам всегда кажется лучше своего. Плюс трофей - это вроде как свидетельство одоления противника.

 

«Школу смерти» стоит посмотреть. Это двухсерийный фильм чисто о немцах в их германском тылу. Его герой, парнишка из бедной семьи, чтобы выбиться в люди поступает в национал-политическую школу. Там готовят будущую элиту нацистского государства, и готовят очень хорошо. Оттого-то парень, у которого ещё сохранилась совесть, вскоре и сбегает из этого учебного заведения.

 

Ещё есть хороший немецкий фильм «Марш миллионов». В другом переводе – «Бегство миллионов». Его главная героиня, мать одиночка, приезжает с малолетней дочерью в Восточную Пруссию. У её папы там поместье, он граф, а она, соответственно, графиня. Но на дворе уже сорок четвёртый год и Красная Армия активно наступает. Так что главной героине после самоубийства её папаши приходится организовывать эвакуацию мирного населения. Получается у неё, надо сказать, неплохо.

Ближе к концу фильма есть сцена, когда два советских самолёта бомбят и обстреливают колонну беженцев, переходящую залив по льду. Казалось бы, надо сочувствовать людям, однако же, лично я испытал обиду за наших лётчиков: они показали крайне низкую результативность попаданий и немцы практически без потерь достигли противоположного берега.

Или вот эпизод из того же фильма, когда советские солдаты под прикрытием танка врываются в поместье. Тридцатьчетвёрка как настоящая. Бойцы тоже. Шинели, оружие, фуражка у командира, все дела. Липа в другом. В том, что в особняке на столе стоит бухло. Много-много бутылок спиртного, бокалы разные и немного закуски. И целый взвод красноармейцев пробежал мимо того стола не выпив и не прихватив с собой ни один пузырь! Не верю!

А так хороший фильм, посмотрите при случае.

 

На события всегда полезно взглянуть с другой стороны, а на войну особенно. Тем более на такую войну, какой была Вторая мировая. Нынешние немцы это не кровожадная Лени Рифеншталь. Главная идея их фильмов о войне, а таковых они, как побеждённые,  сняли весьма немного, в том, что воевать плохо. И главный герой в них хоть и сражается, делает это без всякого удовольствия. Но сражается хорошо, потому что он немец и по своей природе не может плохо исполнять порученное дело.  А вот противник его всегда показан как аморфная масса. Из неё никто не выделяется. Разве что советский генерал в коротеньком эпизоде «Бункера». Помните, когда немец в начале мая 1945 года попытался обсудить с ним условия капитуляции, тот не без ехидства спрашивает:

- Скажите, а сами вы в таком положении вели бы с нами переговоры?

 

Вот такое, вкратце, оно, немецкое кино про немцев на войне. Оно, кстати, и снято для немцев. Во всяком случае, для западного зрителя. И это вполне закономерно. Точно так же большинство наших фильмов о Великой Отечественной сделаны для отечественного потребителя. Но если наши сценаристы и режиссёры понимают противника и, пусть не без огрехов, показывают его таким, каким он был в жизни, то германцы не поняли нас и после войны. Потому они и тогда проиграли и сейчас не могут взять в толк, почему так произошло.

 

Про войну есть ещё много американских, японских и даже китайских фильмов. Про них тоже можно рассказать много чего интересного, но это уже другая тема. Посмотрите при случае немецкие фильмы про войну. А я на этом заканчиваю свой рассказ про немцев и кино.

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0235181 от 8 мая 2016 в 13:39


Другие произведения автора:

Минарет

Зачем мы пишем

Бабушкина сказка

Рейтинг: 0Голосов: 0608 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!