Акациевый мёд

15 июня 2012 — Владимир Романов

11 мая мы с сестрой решили устроить для себя праздник и отправились погулять по традиционному туристическому маршруту всех курортников, приезжающих в город Пятигорск. Всегда так выходит, что приезжающие из центральной России или из Сибири люди, чаще бывают в этих местах, чем местные жители. Вот так и мы с сестрою долго собирались, постоянно откладывали поездку и наконец, этот день наступил, когда мы отложив все свои дела, отправились проветриваться от каждодневной суеты. Я заехал за нею и мы отправились на Машук пешком. Мы прошли Цветник, и поднялись по старинным каменным ступеням, обложенные массивными каменными стенами выше человеческого роста, для предотвращения селей, рядом с которыми стоят красивые, белые алебастровые вазы украшающие лестницы, к статуе Орла – символа всего курортного региона Кавказских Минеральных Вод.

К 100-летию Пятигорского курорта, была установлена скульптура Орла, Скульптор возродил красивую горскую легенду об орле, смертельно ужаленном змеей и нашедшем избавление от неминуемой гибели в струе целебной воды на горе Горячей. Гора примечательна своими пещерами карстового происхождения, их особенно много на южном склоне. Скульптура Орла на отроге скалы Горячей горы смотрится очень красиво. Мы поднялись сюда от небольшого грота, где шумела молодая компания, и пройдя каких-то 200 метров мы с сестрою попали в дивный уголок мирской чистоты. Во мне было такое удивительное чувство, что мы провалились во времени и попали в XIX век. Я ждал, что из-за угла выйдет либо сам Михаил Юрьевич Лермонтов, так любивший город Пятигорск, либо красивая молодая пара дворян, гуляющая по молодому курорту, еще не знавшего наплыва оборотней в погонах, коррупционеров, или разрушителей тысячелетних курганов!

Мы сделали несколько снимков, походили по удивительным вулканическим отложениям, которые звучат звонким отголоском земной бездны, будто внутри горы пустоты. На самом деле, там под орлом находится источник целебной воды, которая стекает в ванны, где лечатся посетители пятигорских санаториев. Потом мы пошли дальше... На вершине западной части Горячей горы находится металлическая Китайская беседка, с которой открывается прекрасный вид на окрестности Пятигорска. Это наследие, оставленное нам от замечательного скульптора Пятигорска И. Ф. Шаховской, которая убедила местную власть вернуть городу утраченную беседку, которую во время гражданской войны разобрали местные жители и ею топили печи. А соорудили ее для полкового оркестра, исполнявшего популярные музыкальные произведения для гостей курорта.

Затем на ее месте была обсерватория, и планировалась большая беседка сталинского ампира и даже статуя задумчивого Амура. Но время само ставит все на свои места. Из этой красивой, металлической беседки открывается чудесный вид на центральную часть города, поселок Горячеводский, юго-восточный район города, на юге виден великий Тамбукан[1], чья лечебная грязь издревле ценится как среди курортников, так и среди врачей высших категорий! На юге виден красивый великан Золотой Курган[2], немного западнее возвышается ещё одна высокая гора - Юца[3]на севере видел величественный Бештау[4] посмотрев красивый панорамный вид мы пошли по скалистой вершине горы в сторону Эоловой арфы. Перед нами пролегала узкая тропинка, на которой не было людей. По южную сторону нас отделял от города практически отвесный склон, испещрённый красивыми скалистыми зубьями, торчащими из горы. По северную, тоже были скалы, но их покрывают красивые кустарники. Мы шли, рассказывая друг другу разные истории из жизни, делились своими чувствами, секретами. С детства у меня с Людой сложились такие тёплые, отношения и порою понимаю, что она заменяет мне и лучшего друга и лучшую подругу! Мы упивались красивым видом расположенной перед нами горы Машук[5].

Так же недавно я натолкнулся на статью основанную на последних исследований британских ученых удалось выяснить, что с вершин горы Бештау на рассвете открывается уникальный вид, надоумивший древних жителей этой земли начать возводить дома в виде пирамид. После этого революционную строительную идею переняли египетские жрецы.
Если подняться на Бештау перед рассветом, дождаться, когда солнце немного поднимется над степью, и посмотреть на запад, то можно увидеть четкий профиль египетских пирамид над селом Винсады. Это прекрасно знали древние жители наших мест, начавшие строить пирамиды задолго до египтян. До нас почти не дошли свидетельства их материальной культуры, но недавние открытия ученых доказывают, что часть этого племени несколько тысяч лет назад ушла жить на юг и добралась до самого древнего Египта, где передала жрецам опыт строительства пирамид. Действительно, откуда в равнинной пустыне дельты Нила могла возникнуть идея пирамид, напоминающих горные вершины? Только из Пятигорска!

Когда-то здесь на безграничной равнине жили храбрые воины – богатыри — нарты. Жизнь их проходила в безмерных набегах и боях. Предводитель нартов, князь Эльбрус имел единственного сына – храброго джигита Бештау (Тау). Однажды встретил Бештау красавицу Машуку, идущую с кувшином за водой. Улыбнулась Машука молодому князю и вспыхнула между ними любовь. Попросил Бештау у отца разрешения на свадьбу и получил его. Но увидев невесту сына, Эльбрус, сам влюбился без памяти в неё. Задумав коварный план, он отправил Бештау в дальний и опасный набег. Сам же тотчас объявил о своей скорой свадьбе с красавицей Машукой. До свадьбы заточил он Машуку в саклю и надел ей на палец обручальное кольцо[6].

Но за день до свадьбы поздним вечером вернулся в родной аул с богатой добычей Бештау и узнал о коварстве отца. С помощью верных джигитов он выкрал Машуку и решил бежать с ней. По дороге Машука сбросила ненавистное кольцо. Наутро, узнав о бегстве, разъярённый Эльбрус собрал самых сильных воинов, бросился в погоню и скоро настиг беглецов. В неравной схватке были убиты молодые джигиты, охранявшие Бештау, а сам молодой князь сошёлся один на один с отцом и нанёс страшный удар мечом по голове Эльбруса. Но собрал все силы седовласый князь и рассёк сына на пять частей. Машука, склонившаяся над упавшим замертво любимым, выхватила его кинжал, вонзила его себе в сердце и отбросила от себя… с тех пор темнеет Провалом рана Машуки, и льётся целебными ключами её кровь.

Такова древняя легенда этих гор. Мы так отвлеклись на свои разговоры, которых накопилось столько, что хотелось рассказать их побыстрее, чтобы ничего не забыть и не пропустить, то едва не пропустили идущую нам на встречу женщину. Она шла, словно не касаясь земли. Тонкие шелковые ткани теребил ветерок. Белая кофта, синяя юбка, до пят и красивая летняя шляпа были на ней, женщина была словно сотканной из солнечных, легких облаков. Мы попросили её сфотографировать нас над красивым обрывом, чтобы запечатлеть нашу прогулку ещё и совместным фото коллажем. Женщина с удовольствием согласилась и поблагодарив ее, мы пошли дальше. Красивые скалы пленили мой взор. Мне хотелось покорить их, но я лишь скромно стоял на их вершине и наблюдал за величественным природным, горным рисунком. Спустившись по крутому, северному склону мы вышли на асфальтированный тротуар и подошли к музею насекомых. Там катался мальчик лет 5 на двухколесном велосипеде. Он приветливо рассказал нам, что здесь работает его бабушка, которая вчера купила ему новый велосипед.

Теперь же он рассказывает всем людям о своем счастье. Мы посмотрели на город с еще одной смотровой площадки и поднялись по каменной лестнице к Эоловой арфе. Здесь было просторно и удивительно спокойно. Сама арфа излучает благодатнейшую музыку, вибрируя на ветру. Вот если кто-то слышал термин «излечивающая музыка», так вот, скажу вам, здесь можно ее послушать! Больше всего звук каменной арфы, представляющей из себя круглую беседку с восьмью колоннами и куполообразной крышей, венчаемой крутящимся шпигелем, напоминает отзвук колокола, когда тот вибрирует после удара. Только здесь нет ударной силы, музыка, изливающаяся из арфы не прекращается ни на секунду. Она плывет, журчит как ручеёк, как мерцание звёзд, как игра лучей в воде, как пение птиц, и ты наполняешься этими звуками, как влагой в жаркий день! Мы сели на скамейку, и решили отдохнуть немного. Вид здешних мест поражает. Центр Пятигорска предстает здесь как красивый бальный наряд. Интересные здания, построенные более века назад, удивительные новостройки, строгие советские постройки, все это превратилось в красочный букет, в котором все городское великолепие цветёт, благоухает, как некий цветок кавказской долины. От этой великой музыки не хотелось уходить! Её слушаешь и душа радуется. Особенно прекрасна она когда стоишь в центре этой арфы! Тут ты находишься в центре мироздания! И чем больше ты раскрываешь душу, чем большее удовольствие тебя поднимает над нашим спешащим куда-то миром!

Мир - это зеркало, и он отдает всякому человеку им же воссоздание. Если бросит в мир лживое слово, или злобный взгляд, то они же и вернуться к тебе, в те самые мгновения, когда ты не будешь к ним готов. но кто смеется вместе с миром, кто понимает, что мир не может быть всегда добрым, светлым и нежным, тот обретает в нем веселого податливого друга, который и помогает и поддерживает и говорит ту самую правду, от которой появляются слёзы.

Дневное солнце согревало нас. Немного отдышавшись, мы пошли к канатной дороге. По тротуарам были разбросаны еловые шишки. Их было так много, что я вспомнил, как в детстве наряжал новогоднюю ёлку такими шишками. Я поднял одну шишку, сжал ее в руке, словно отголосок детской мечты, когда казалось, что в жизни открыты все двери абсолютно каждому человеку. По веткам бегали несколько белок, которые привыкли к людям и совершенно не обращали на двуногих никакого внимания.

Мы подошли к нижнему депо, купили билеты и поднялись в вагон. Я смотрел на Люду, которая не особо хотела кататься, но согласилась только из вежливости. Собралось еще 6 человек и вагончик тронулся. Едва мы оторвались от земли, глаза Люды наполнились лучезарными искрами счастья. Это нужно было только видеть! Глаза светились, словно при первой влюблённости, при полной отрешённости от мирских проблем! Глаза светятся так, только когда человек остается один на один со своим истинным я, которое живет в нас тихо, спокойно, но едва человек ощущает себя свободным, это «я», вырывается и озаряет его душу, его глаза, его лицо! Глядя на нее, мне стало спокойно, что этой красивой блондинке стало очень хорошо, она летела над землею, а вид Кавминвод поражал нас своим величием.

Город был уже будто на ладони, вдали открывался большой кавказский хребет, и великий, седовласый Эльбрус. В моей голове звучала какая-то очень красивая, атмосферная музыка, возвышающая меня над всеми жизненными хлопотами невзгодами. Людин взгляд меня обогащал своей мощью и волшебным потоком энергии! Выйдя на верхнем депо, мы вкусили всю прелесть высокогорья. Весь регион КМВ был как на ладони. В небе парили несколько орлов, от их вида на душе становилось еще прекрасней! Мы походили по вершине. На вершине Машука, недалеко от верхней станции канатной дороги, находится могила А.В.Пастухова (1860-1899). - выдающегося русского военного топографа, одного из первых альпинистов На обелиске есть надписи - "Военный топограф Андрей Васильевич Пастухов. 1860-1899", "От корпуса военных топографов и родных", "Казбек 1889. Эльбрус 1890. Арарат 1893". Сделали несколько снимков, и назад к земле решили идти пешком. Через лес, покрывающий большую часть вершины. На гору проложили асфальтированную дорогу к башне телецентра. И мы пошли... спуск оказался намного долгим, чем мы предполагали.

В лесу, под деревьями было очень холодно! Густая, сочная листва не пропускает прямые лучи света, от чего на дороге царствуют сумерки! Но зато какие запахи сопровождали нас! Ради этих запахов стоило пройти весь Машук вдоль и поперёк. Весною действительно оживает всё! Это не просто забитая фраза, это по истине пробуждение. Не только вокруг все начинает цвести и пахнуть, внутри тоже все благоухает, и кажется что даже совы и вороны поют соловьиными трелями. Удивительное сочетание цветущей акации, боярышника, бузины вперемешку с душистыми листьями ясеня, дуба, ольхи, берез создают неповторимую атмосферу легкости! По этому лесу приятно ходить с девушкой, держа друг друга за руки, передавая свою космическую энергию друг дружке. Когда чувствуешь руку любимого человека на ладонях горит тот не видимый огонь мироздания, сохраняющий вас обоих от всех невзгод вселенной! Пение птиц, сливалось на нас великим покровом, под которым мы чувствовали себя под защитой Бога, хотелось стать этим пением, раствориться в этих запахах! Только находясь в таких местах. Понимаешь что есть в жизни истинное счастье и неподдельное чувство счастья! Спустившись, вниз, мы вышли на врата Солнца. Так же их именуют вратами любви. Это большое каменноё сооружение, к которому, как паломники собираются свадебные картежи, молодожены ходят, вокруг врат, входят в них. затем мы спустились вниз, в город и пройдя весь военный мемориал, поклонившись там павшим воинам поехали домой.

Знаете, вот всегда когда возвращаешься домой после какой-то знаковой для тебя прогулки, замечаешь, как усталость и чувство тоски по тем местам, где только что был одолевают тебя именно в машине. Я сидел в автобусе, смотрел на знакомую с детства дорогу и думал над тем, что человек рожден не только чтобы сидеть пеньком на одном месте, но и для таких вот простых, незатейливых прогулок! Мы потратили копейки, но получили заряд хороших эмоций, которые останутся в памяти надолго! Жизнь дана одна и не стоит ее растрачивать на какие-то глупые доказательства, на эфемерное положение в обществе и на собственные доводы о том, что думают о вас люди!

Всё, что происходило в твоей жизни, бесспорно, накладывало след на твоё настоящее. Но у тебя ещё есть будущее, которого отпечаток прошлого ещё не достиг! И только в твоих силах сделать так, чтобы этого никогда не случилось! И начать делать это нужно сейчас! Будущее создается в настоящем!

[1]               Тамбукан впервые научно описан это озеро академиком Гюльденштедтом в 1773 г. под названием “Тамби”. В книге известного адыгского (черкесского) просветителя 19 века Хан-Гирея, вышедшей в 1836 г., озеро значится как “Тамби-коль” – озеро Тамбия. Под тем же названием озеро внесено в современный топонимический словарь КБР. Это название связывается с историческим событием, когда в 1709 г. на берегах Подкумка, рядом с озером, разыгралось сражение черкесов во главе с Мурзабеком Тамбиевым со вторгшимися в Пятигорье крымско-турецкими войсками. По имени этого предводите-ля, сложившего голову в том сражении, образовано название озера в значении “приют для Тамбия”.

[2]              Золотой Курган — останцовая магматическая гора в Пятигорье, на Кавказских Минеральных Водах. Высота 884,7 м. Памятник природы.

Расположена в левобережье реки Этоки, в 2 км северо-западнее посёлка Тамбукан.

Золотой Курган входит в водораздельную систему рек Юцы и Этоки.

[3]              Юца — останцовая магматическая гора в Пятигорье, на Кавказских Минеральных Водах. Высота 973,2 м. Памятник природы.

Расположена южнее села Джуца (и восточнее Юца), в правобережье реки Джуца.

[4]           Бешта́у (от тюркского беш — пять и тау — гора) — изолированная пятиглавая гора вулканического происхождения, высочайшая из 17 останцовых магматических гор Пятигорья на Кавказских Минеральных Водах. Высота 1401 м. Памятник природы. Дала название окружающей местности (Пятигорье) и городу Пятигорску.

Расположена в центральной части Пятигорья. Самая большая по площади среди 17 гор

[5]              Машу́к — останцовая магматическая гора (гора–лакколит) в центральной части Пятигорья на Кавказских Минеральных Водах, в северо–восточной части города Пятигорска. Высота 993,7 м. Памятник природы.

[6]              Гора Кольцо - расположенная в окрестностях Кисловодска, на южном отроге Боргустанского хребта, является памятником природы и одним из объектов Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова.

Кольцо-гора описана Лермонтовым в «Герое нашего времени»: «Верстах в трех от Кисловодска, в ущелье, где протекает Подкумок, есть скала, называемая Кольцом; это ворота, образованные природой; они подымаются на высоком холме, и заходящее солнце сквозь них бросает на мир свой последний пламенный взгляд».

К Кольцу ездила на прогулку княжна Мери со своим окружением. Об этом сделана запись в дневнике Печорина: «Многочисленная кавалькада отправилась туда посмотреть на закат солнца сквозь каменное окошко...»

В наше время по этой цветущей долине, где когда-то ездил в Кисловодск Лермонтов, протянулись железная дорога и автомобильная трасса. Как одно из достопримечательных мест гора Кольцо привлекает к себе многочисленных экскурсантов. Отсюда и сегодня можно любоваться красивейшими видами окрестностей, воспетых Лермонтовым.