1. О пороках человеческих

27 августа 2014 — Юрий Ерусалимский

1. О пороках человеческих


     Сразу оговорюсь, что эти записки – ни в коей мере не для осуждения чего-либо (типа «заклеймить» и т.п.).  С чего бы это ломиться в открытую дверь? Напротив, если подходить к вопросу философски (исходя из принципа или закона, очень известного – о единстве и борьбе противоположностей), то получается, что пороки человеческие – это необходимое «уравновешивание» другой стороны медали в человеческих отношениях и в целом в деятельности людей – проявления людских достоинств и добродетелей. Более того, исходя из того же закона «единства», никакая добродетель не была бы таковой без наличия своего антипода, например, доброта – без жадности, любовь – без злобы и ненависти, сострадание – без равнодушия и т.д. Собственно, эти добродетели и проявляются на фоне своих антиподов. Всё уравновешено в этом мире. А ведь есть ещё вопрос (чисто умозрительный, отвлечённый), который можно сформулировать так – а что полезней чисто практически, с точки зрения развития цивилизации, - порок или добродетель? Наверное - и то, и другое, причём, скорей всего, в равной степени.


     Возьмём, к примеру, два таких противоположных человеческих качества, как христианское смирение и тщеславие (гордыню). Стремление быть первым, амбициозность  (а это и есть проявление тщеславия) людей всегда были мощным стимулом движения общества вперёд, вряд ли это кто-то станет отрицать. И гордыня (один из смертных грехов, как мы помним, причём – самый первый из них) появляется не на пустом месте, а как результат достижений человека в какой-либо области. И здесь он зачастую попадает в ловушку, «в чёрную зону», его удовлетворённое тщеславие вызывает ответную реакцию – зависть и злобу тех, кому гордиться особо нечем. Он оказывается в клубке человеческих пороков, объектом ненависти, интриг, оговоров, и исход для него зачастую весьма печален.  Но и без смирения (терпения, подчинения) человеческого развития не было бы, беззаконная вольница анархистского типа исключает саму цивилизацию, звериные инстинкты в человеке необходимо подавлять, «усмирять».  Так два антипода, смирение и гордыня, постоянно оказываются и в противоречии, и в единстве.


     Есть известная поговорка (её можно было бы назвать «девизом оптимиста») – «всё, что ни делается, всё к лучшему».  Если «всё к лучшему» - то и самые отвратные, гнусные проявления людских пороков служат каким-то неведомым благим целям. Наверное, это не так. С пакостями надо бороться, очевидно, - хотя бы из общих соображений гуманности. А эти пакости, как и противоположные им добродетели, весьма многочисленны. И всё это соответствует двойственной человеческой природе, которая, если следовать религиозным представлениям, заложена в человека Богом, а если опираться на материалистические учения, - является результатом борьбы за выживание и длительной эволюции человека как вида.  Как бы то ни было, но что есть, то есть.  И, очевидно, будет долго, а может, и всегда. И, к сожалению, тут не скажешь, что, мол, поживём-увидим. Скорее – увидим, пока поживём, не более того. 

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0174337 от 27 августа 2014 в 01:50


Другие произведения автора:

Из Роберта Геррика. H-859. Его другу Джону Джинксу

Из Роберта Геррика. N-246. Другое, Богу

Из Роберта Геррика. H-759. Образец для подражания, или народ подобен властителю

Рейтинг: 0Голосов: 01093 просмотра

Нет комментариев. Ваш будет первым!