Был День Победы - текст...

13 апреля 2015 — Аль Фернис
К девятому мая нет ничего тупее, чем написать пафосную глаголицу кривым слогом. Надеюсь, и без меня состоится?
А давайте попробуем лучше поразмышлять о стишах, не как фанаты и читатели, а после вскрытия? Профессионально у нас об этом не говорят, вроде бы некому – ау!
А если так, то я что-то могу и сам заметить, а что-то может кто и подскажет. При условии, что меня не заставят, как компьютер, запоминать все разрозненные фрагменты ленинской библиотеки. Уверяю, там дельного немного, а противоречивого и бесполезного – уйма.
Вот, возьмём по куплетику из песен военных лет: строка (графическая) текста и под ней набор её ударными и безударными слогами в виде значков.
Сразу надо бы заметить то, что два ударения в слове – это чушь. А одно существует только тогда, когда слово произносится автономно. В строке же или в потоке речи, одни слова могут произноситься бегло, без ударения или и так, и так. Такие знаки я ставлю в круглые скобки, если они играют как угодно.
И второе. Даже если ритм строки образован группами слогов (стопами), один слог из которых под ударением, то строка только количеством слогов. Никогда их количество в строке не кратно выбранной стопе. Да, и сама стопа меняется либо для разнообразия, что было придумано давно, либо для наращивания одной из парных, по рифмовке, строк.
Первый куп..

***
Бьется в тесной печурке огонь,
/-/--/--/ (9)
На поленьях смола, как слеза.
--/--/--/ (9)
И поет мне в землянке гармонь
/-/--/--/ (9)
Про улыбку твою и глаза.
(/)-/--/--/ (9)

Все строки одной длины. Вообще-то это не строки, а отрезки строк. Если написать первую и вторую подряд и то же сделать с третьей и четвёртой, то их схемы ударений совпадут, как калька. А вот у первой и второй - нет. Но развертываются они в одну строку без сбоя ритма и без паузы, для чего их и разбили написанием в две строчки, чтоб возникла  какая-то пауза акцентировать первую рифму.
Рифма маленькая, но при учёте встраивания в текст нормальна и не заезжена, почти (при наших упражнениях). Но самое удивительное тут – это мы. За 70 лет прогресса мы разучились делать просто обычный куплет, обычно ложащийся сразу на мелодию. Наверное, мы гениальны, только не догадываемся, да?

**
День победы как он был от нас далёк
/ -/- --/---/  (11)
Как в костре потухший таял уголёк.
/-/-(/)-/---/  (11)
Дни и ночи, обгоревшие в пыли,
/-/---/---/  (11)
Этот день мы приближали, как могли.
/-/---/---/  (11)

Вот, видите? Как и в первом разе все строки одной длины. Но до этого второй отрезок ритмом продолжал первый, хотя между собой они были не похожи. НО там две строки сложенные по рифме. А тут две пары коротких строк и ритм у всех их одинаков.. и длина одинакова.. и я уже спю.. Колыбельную так нудно, наверное, писать можно. Но это ж не точно так накладывается на мелодию, а с паузой посредине первой строчки, причём на длину строки это не влияет (или влияет, но не нарушает, там же целый "такт" или два помещается?), чтоб сработала рифма на слух. А получается совсем не колыбельная.
Вы знаете, как это звучит, а молодой парень сможет угадать, по прочтению, что из этого получится симпатичного? Думаю, что нет..))
Я б предположил, что тут надо попробовать подсказать написанием.

Дни и ночи, (ночи)
_____________ обгоревшие в пыли,
Этот день мы приближали, как могли.

Ну, как у меня была игрушка -

Я.. ..(А, А, А, А)
Потерял!
Все счастливые приметы мои..
Их не найти.

(Так-то не сразу угадать каждому, что зазвучит..)

То есть, первая строка длиннее второй, но не за счёт дополнительного слога(ов),  а за счет паузы. Это уже не относится к тексту стиша. Текст песни может быть гораздо безумней, что не говорит, удачно или нет он может звучать в версии, которая вам не подсказана.

**
Когда мы были на войне,
Когда мы были на войне,
-/-/-/-/  (8)
Там каждый думал о своей
-/-/---/  (8)
Любимой или о жене.
-/-/---/  (8)

А тут две строчки всего. Но как-то ж из них надо завершить, свернуть в формочку?
Делается условное четверостишие, где первая дублируется, а вторая "вдвое" длиннее первой, с которой рифмуется. Что делает первая строка, если это текст стиша? Она немного подсказывает динамику прочтения, а так только удлиняет первую до размера второй, рифмуется-то второе слово "войне" со словом "жене", прости меня Будда по голове..  Причём, если первая набирается чисто стопами в два слога, то вторая дважды пропускает, не сбивая появления ударений. Можно эти знаки переписать в две строки клетчатой тетради  и будет это видно более наглядно. Хотя на слух ловить такие попадания полезней. Тогда и рифма будет не модерновая, как у глухарей.

**
Как я люблю глубину твоих ласковых глаз,
/--/--/-(/)/--/  (13)
Как я хочу к ним прижаться сейчас губами!
/--/--/--/-/-  (13)
Темная ночь разделяет, любимая, нас,
/--/--/--/--/  (13)
И тревожная, черная степь пролегла между нами.
(/)-/--/--/--/-(/)/-  (16)

Вот, оно и наращивание строчки слогами! И впечатление, что в  то время старались писать всеми строчками одинаковой длины. Для чего это нужно каждый раз, я не понимаю, если разнообразие не нарушает, а снимает монотонность. НО тем не менее, наращивать же догадывались? Причём, как интересно выглядит на схеме, сравнивая второй отрезок с четвёртым, которые и рифмуются при разной длине?
Сначала добавляется два безударных слога, потом длинный отрезок попадания в ритм, ещё один безударный и два последних слога, которые рифмуются, повторяют друг друга, ударным и безударным местом.
А про рифму-то я погорячится. Там, вначале, порченный предзвук пропустил в рифмующихся концах слов. Да и слово "глаз", конечно популярно. Так, пробегая просто по кончикам строк, можно уже угадать сюжет с вероятностью в семьдесят процентов. Но в последнем случае на пользу работает длина строки. Не очень короткая рифма, смешанная (разные части речи, которые не могут буквально повторить смысл), встроенная в текст сюжета без притяжки и удалённая длиной строки достаточно далеко, чтоб не забыть, обязательно сработает.

**
Над нами «мессеры» кружили,
-/-/---/-  (9)
И было видно, словно днем...
-/-/-(/)-/  (8)
Но только крепче мы дружили
-/-/---/-  (9)
Под перекрестным артогнем.
(/)--/---/  (8)
И как бы трудно ни бывало,
-/-/---/-  (9)
Ты верен был своей мечте
-/-/---/  (8)
У незнакомого поселка
---/---/-  (9)
На безымянной высоте.
---/---/  (8)

Что-то мне подозрительно стало. Может, начало строки стопой из двух слогов, а под конец увеличение её размера уже означает, что будет марш и барабаны?

Что тут примечательно…гы!)) А это что-то среднее между катреном и "битой строкой", как я называю. Только каждый отрезок написан отдельно.
Ну, не может же это быть формочкой из восьми строк, если "бывало - посёлка" – это не рифма? Чи катрен не доделан, чи что-то сложнее не вышло.. кто знает?
Я б сказал, что текст целенаправленно писался, как песня, а не стиш.

**
Расцветали яблони и груши,
--/-/---/-
Поплыли туманы над рекой.
--/-/---/
Выходила на берег Катюша,
--/-/---/-
На высокий берег на крутой.
--/-/---/

Вот можете меня убить, но я не верю, что это писал русский. Посмотрел, так и есть! Ну, не слышит рифму катастрофически. Ребята, кто так рифмует, запомните, вы тоже не русские и не фиг паспортом махать, там всё стёрто!
Рифмуется последний слог только - "реКОЙ - круТОЙ" Я услышу разницу "к" и "т"? Да, я её и интуитивно знаю. А другая пара на полторы аж буквы, перекрытые, зарифмована. Англичане так делают, а им деться некуда с их языком. В идише тоже, видимо, делают. У них же ж гласных нет, только некудоты и харакаты? Можно и аллитерацией отдуться или репаком.
Но не на русском же так лепить?
Да, ещё нашим народным называть, твою мать!

**
Дремлет река
/--/  (4)
Спят облака
/--/  (4)
И лежит у мня на ладони незнакомая чья-то рука  (19)
(/)-/--/--/---/--/--/

Вот, такая штука. Наращивание. Причём, если рифма (для песни ж пойдёт?) построена в цепочку " река, облака, рука", то смотреть можно как угодно, без разницы. Либо как две короткие строки, а последняя увеличена на 11 слогов, либо перавя – восемь, а вторая увеличена вдвое с плюсом. Хотя, если первые два отрезка считать строкой, то надо учитывать и паузы или нет?
Может же быть и так -

Или река или рука
/--/(-)/--/
Или заметен кусок парика
/--/--/--/  (10)

Уже не в два раза в плюсом, а только с плюсом. Вот, это самое и интересное в наращивании и урезании строк. Стопами не вычисляется, работает с какой-то долей вероятности и погрешности, а добавь ещё один слог или сбей ударение и пиши пропало завершение формочки. 

И почему я не заморачиваюсь тут с ямбами и хореями? А вам действительно принципиально, если ударение появляется не только постоянно одинаково, но ещё и строки могут им, как начаться, так и закончится, если никогда и не кратны длиной по слогам стопе? Да, и не состоят из стоп одного размера, как не добавляй ударения искусственно, которых нет и не произноситься там..
© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0198272 от 13 апреля 2015 в 21:43


Другие произведения автора:

Не наш почин..

Поэты - мелюзга..

Немного о повторе.. - ПриМа..

Это произведение понравилось:
Рейтинг: +1Голосов: 1648 просмотров
Екатерина Комарова # 14 апреля 2015 в 17:30 0
Здорово ты расписал. Вникнув, понимаешь, что сложного и немного. Главное уяснить.
Спасибо, Аль!