14 июня. Праведного Иоанна Кронштадтского

14 августа 2015 — Эдуард Качан

Введение.

 

Православный праздник – что это? У многих людей при мысли о православных праздниках возникает  образ вереницы бабулек с кошелками, спешащих к православному Храму для того, чтобы батюшка освятил им яблоки. Но если серьезно – освящение фруктов или меда – дело десятое. На самом деле православный календарь составлен очень мудро. Если относиться к нему всерьез, вглядываться в него, то можно многое понять и в православном христианстве, и в Святом Писании, и в том, как нам нужно жить.

Вот мы и попробуем это сделать – вглядеться и понять.

Если честно, этот текст уже есть на странице – он включен в сборник рассказов «Богдан и его семья (беседы о православных праздниках)». Но сборник довольно большой, более 30 рассказов, а  толстые книги не все любят. Поэтому и было решено поместить каждый рассказ по отдельности, для того, чтобы читатель мог выбрать – посмотреть ему маленький рассказик на пару страниц, или же всю книгу сразу.

 

 

Богдан – подросток. Как и всякий подросток, он учится в школе, гоняет с приятелями на велосипеде и даже иногда ходит на рыбалку. Конечно, у Богдана есть мама и папа. А еще – две младшие сестры, погодки Тоня и Таня. Тоня серьезная и вдумчивая, Таня шумная и шаловливая. В общем - обычная семья.

А еще родители Богдана ходят в Храм Божий. И детей, конечно же, берут с собой. Сколько Богдан себя помнит, жизнь его семьи тесно связана с Церковью, с православным христианством. Утренние и вечерние молитвы, исповедь и Святое Причастие – все это хорошо знакомо и Богдану, и Тане, и Тоне.

Конечно, в семье чтят православные праздники – и двунадесятые, и великие, и дни памяти святых… И у Богдана, и у его сестер возникает множество вопросов. В честь какого события Священной Истории установлен тот или иной праздник? Что мы приобретаем, когда празднуем его? И так далее…

Папа с мамой стараются отвечать так, чтобы их любимым чадам было понятно. А иной раз об одном и том же празднике происходит несколько бесед – и такое бывает.

Мы подслушали некоторые их разговоры, и передаем их вам.

 

 

 

 

 

 

 

14 июня. Праведного Иоанна Кронштадтского.

 

 

Однажды Тоня затеяла в доме большую уборку. Мама была этому рада – никто в семье не мог добиться такого порядка и такой чистоты, как Тоня. Это высвобождало мамино время, и она могла приготовить для семьи что-то особенно вкусное.

Мама как раз дорезала овощи на винегрет, когда Тоня пришла на кухню, держа в руках книгу.

- Мам, а что это за книга? – спросила она.

Мама взяла книгу в руки.

- «Моя жизнь во Христе» - сказала она. – Это – очень хорошая книга, и написал ее один из самых известных русских святых – Иоанн Кронштадтский.

- Да? – заинтересовалась Тоня. – А кем он был?

- Он был обычным священником, - ответила мама. – Служил в соборе города Кронштадт.

- Именно поэтому он – Кронштадтский? – спросила Тоня.

- Да, - ответила мама. – А фамилия у него была Сергиев. Отец Иоанн родился в 1829 году, а умер в 1908 году, так что его можно считать почти нашим современником. Он был очень ревностным христианином, и вся его жизнь – одно непрекращающееся служение Христу.

- А как это – очень ревностным? – спросила Тоня.

- Ну, вот смотри, - сказала мама. – Отец Иоанн вставал около 4-х часов утра и служил литургию в кронштадтском соборе. Служба заканчивалась около полудня, но после нее отец Иоанн не мог отправиться домой, отдыхать. Дело в том, что он был великий молитвенник, и по его молитвам нередко исцелялись больные. Поэтому жители Кронштадта постоянно приглашали отце Иоанна к себе домой – помолиться у постели больного. Затем он отправлялся в Петербург – на пароходе или на санях. В Петербурге ведь тоже было много больных, а значит - и у их постели нужно было помолиться! Домой отец Иоанн попадал после полуночи. Спал очень мало – иногда меньше трех или четырех часов. Ведь в четыре утра ему опять надо было служить литургию. Времени на себя батюшка совершено не имел. Так он жил каждый день в течении нескольких десятилетий!   

- Как здорово! – изумилась Тоня.

- Да, отец Иоанн постоянно служил ближним. Но ведь именно так поступать велел нам Господь – быть для всех слугой! Ведь и Он Сам воплотился не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить, и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20, 25-28). Раз уж Господь служил тем, кого возлюбил, тем более мы, христиане, должны служить ближним! И очень хорошо, что не только в первые века христианства верующие поступали так, как велел Господь, но и в 19-м веке находились те, у которых получалось жить по заповеди, жить жертвенной любовью к людям! Само существование отца Иоанна показывало – смотрите, Церковь Христова все та же! Дух любви не умер в ней! Святость в ней не пресеклась! Христос все Тот же, и святые его – все те же!

Мама налила себе воды, попила, переводя дух.

- Со временем отец Иоанн стал известен по всей России, - продолжила она свой рассказ. – Многие приезжали в Кронштадт для того, чтобы просто посмотреть на него. Эти люди привозили пожертвования на Храм и оставляли их у отца Иоанна. Деньги могут соблазнить и погубить слабого человека, но отец Иоанн слабым не был. Через его руки проходили громадные суммы, но жил он очень скромно – в маленькой квартирке, питался вполне обычно, без излишеств... А деньги, которые попадали к нему в руки, он жертвовал на храмы, монастыри, больницы, школы... Как говорил он сам: «У меня своих денег нет. Мне жертвуют, и я жертвую. Я даже часто не знаю, кто и откуда прислал мне то, или другое пожертвование. Поэтому и я жертвую туда, где есть нужда, и эти деньги могут принести пользу».

- Какой был хороший человек! – восхитилась Тоня.

- Да, - согласилась мама. – В Кронштадте в то время было много нищих. Отец Иоанн жертвовал деньги и им. Я читала, что он содержал около тысячи нищих.

- Содержал – это значит кормил? – уточнила Тоня.

- Отец Иоанн давал нищим деньги, которых хватало и на оплату ночлега, и на еду, - сказала мама. - Более того – отец Иоанн принимал участие в учреждении работных домов...

- Что? – не поняла Тоня. – Каких домов?

-  Работных, - сказала мама. – Понимаешь – нищие бывают разные. Есть люди больные, которые работать просто не могут, есть ленивые, которые работать не хотят. А есть люди, которые работали бы, но работу не в состоянии найти! И вот какой-нибудь хороший человек приходит к отцу Иоанну и говорит: «У меня есть идея - создать работный дом. Там будут жить 50 женщин, и тут же, в этом же доме, они будут работать - шить рубашки. Доходы от продажи этих рубашек пойдут этим женщинам на зарплату, и на поддержание дома – ну, на отопление, или мебель... То есть – люди будут и при жилье, и при работе. Но мне  не хватает на строительство такого дома своих денег». Отец Иоанн говорит: «А сколько не хватает?» Человек отвечает: «Столько-то». Отец Иоанн дает человеку эти деньги, тот строит работный дом, и с этих пор 50 женщин не нищенствуют, а имеют и крышу над головой, и работу.

- А-а! – протянула Тоня. – Теперь понятно.

- Кроме того, в 1891 году отец Иоанн дал деньги на постройку каменной церкви в селе Сура – он в этом селе родился. В другой части села он основал женский монастырь, который назывался в честь Евангелиста Иоанна - Иоанно-Богословской женской общиной.

- А сейчас этот монастырь есть? – спросила Тоня.

- Не знаю, - ответила мама. – А вот книги, которые писал отец Иоанн – есть. Одну из них ты держишь в руках. Не смотря на свою занятость, отец Иоанн успевал писать – он не только жил, как велел Христос, но и, как подобает священнику, пытался научить этому других.

- Мам, а можно я ее почитаю! – воскликнула Тоня, указывая на книгу. – Или я еще маленькая, и не пойму.

- Читай, - сказала мама. – Если то-то будет не понятно, то мы с папой тебе объясним. А ты молись Праведному Иоанну Кронштадтскому, чтобы он умолил Господа, дать тебе такую же любовь к Богу и к ближним, какая была у самого отца Иоанна.

- Конечно, мама! – ответила Тоня. 

 

 

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0208814 от 14 августа 2015 в 08:41


Другие произведения автора:

Кто такие "нищие духом"?

Вознесение Господнее

О суеверии

Рейтинг: 0Голосов: 01036 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!