19 января. Крещение Господнее. Богоявление.

26 июля 2015 — Эдуард Качан

 

Введение.

 

Православный праздник – что это? У многих людей при мысли о православных праздниках возникает  образ вереницы бабулек с кошелками, спешащих к православному Храму для того, чтобы батюшка освятил им яблоки. Но если серьезно – освящение фруктов или меда – дело десятое. На самом деле православный календарь составлен очень мудро. Если относиться к нему всерьез, вглядываться в него, то можно многое понять и в православном христианстве, и в Святом Писании, и в том, как нам нужно жить.

Вот мы и попробуем это сделать – вглядеться и понять.

Если честно, этот текст уже есть на странице – он включен в сборник рассказов «Богдан и его семья (беседы о православных праздниках)». Но сборник довольно большой, более 30 рассказов, а  толстые книги не все любят. Поэтому и было решено поместить каждый рассказ по отдельности, для того, чтобы читатель мог выбрать – посмотреть ему маленький рассказик на пару страниц, или же всю книгу сразу.

 

 

Богдан – подросток. Как и всякий подросток, он учится в школе, гоняет с приятелями на велосипеде и даже иногда ходит на рыбалку. Конечно, у Богдана есть мама и папа. А еще – две младшие сестры, погодки Тоня и Таня. Тоня серьезная и вдумчивая, Таня шумная и шаловливая. В общем - обычная семья.

А еще родители Богдана ходят в Храм Божий. И детей, конечно же, берут с собой. Сколько Богдан себя помнит, жизнь его семьи тесно связана с Церковью, с православным христианством. Утренние и вечерние молитвы, исповедь и Святое Причастие – все это хорошо знакомо и Богдану, и Тане, и Тоне.

Конечно, в семье чтят православные праздники – и двунадесятые, и великие, и дни памяти святых… И у Богдана, и у его сестер возникает множество вопросов. В честь какого события Священной Истории установлен тот или иной праздник? Что мы приобретаем, когда празднуем его? И так далее…

Папа с мамой стараются отвечать так, чтобы их любимым чадам было понятно. А иной раз об одном и том же празднике происходит несколько бесед – и такое бывает.

Мы подслушали некоторые их разговоры, и передаем их вам.

 

 

 

 

19 января. Крещение Господне. Богоявление.

 

 

Однажды Богдан обратился к папе:

- Пап, я тут кое-что не понимаю.

- По геометрии? – спросил папа. – Опять задачу решить не можешь?

У Богдана были трудности с этим школьным предметом.

- Нет, - ответил Богдан. – Я тут читал «Первое послание апостола Петра». Мне вот что не понятно…

Богдан открыл Библию, нашел нужное место.

- «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его, - начал Богдан. – Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его... Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Петр. 2, 22-24).

- Тебе не понятна последняя фраза? – спросил папа. – Здесь апостол Петр напоминает, что сбылось пророчество Исайи. В 53 главе пророк Исайя говорит о будущих страданиях Мессии, Спасителя мира. И есть там такие слова: «Нет в Нем ни вида, ни величия; мы видели Его, и не было в Нем вида, который бы привлекал бы нас к Нему… Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши, и мучим за беззакония наши; наказание мира было на Нем и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53, 2-5). Все так и было, сынок – большинство иудеев не узнали в Иисусе Христе Того, Кого они сами ждали. В Нем ведь действительно не было величия, как скажем, в земных царях, а люди ведь так падки на внешнее! И иудеи действительно думали, что убивая Христа, делают Богоугодное дело. А на самом деле он понес грехи наши и мы исцелились чрез Его крест – то есть его страданиями. Все сбылось, и Петр не устает говорить об этом.

- Я именно это и хотел уточнить, - сказал Богдан. – Вот смотри – Христос ведь не сотворил греха (1 Петр. 2, 22)?

- Не сотворил, - согласился папа.

- Как же мог вознести на Свой крест наши грехи Тот, у Кого и Своих-то грехов не было?! – воскликнул Богдан. – Когда к Христу… - он замялся, подыскивая слово, - ну… прилипли, что ли, наши грехи?   

- Вот что тебя волнует, - сказал папа. – Я когда-то - то ли читал, то ли слышал объяснение, которое мне очень понравилось. Подробности я забыл – много лет прошло – но суть попытаюсь тебе передать. Скажи, сынок, сколько Евангелистов писали о детстве Иисуса Христа?

- Два, - ответил Богдан, немного подумав. – Матфей и Лука.

- А о Преображении Господнем?

- М… - Богдан замялся. – Кажется – три!

- Да, именно три, - сказал папа. – Матфей, Марк и Лука. А о воскрешении Лазаря, который пролежал в гробу несколько дней, сколько евангелистов упоминают?

- Только Иоанн, - ответил Богдан. – Другие евангелисты, наверное, не сочли этот случай таким уж важным – ведь Господь и без того сделал множество чудес.

- Правильно, - сказал папа. – Зато все без исключения евангелисты пишут о страданиях Господа, Его крестной смерти, и о Его воскресении из мертвых. И не удивительно – ведь это очень, очень важно. Но есть еще одно событие, о котором пишут все евангелисты. Это – крещение Господне в Иордане.

- Да, все писали! – согласился Богдан.

- И ведь действительно, в этот день совершилось многое, и такое великое! – сказал папа. – Тут и Христос подал пример всем нам, показывая, что крещение необходимо, и тот, кто крестится, исполняет правду (Мф. 3, 15). Тут и Иоанн указал на Иисуса Христа как на Мессию, на Агнца Божьего, Который берет на Себя грехи мира (Ин. 1, 29). Да и Богоявлением этот праздник назван ведь не зря! Явился людям Бог, более того – Свою Троичность открыл! Ведь был Сын Божий, принявший на Себя образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став, как человек (Флп. 2, 7); был Дух Святой, сходивший как голубь и ниспускался на Христа (Мф. 3, 16); был и глас от Отца, который сказал: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 17).

- «Ибо три свидетельствует на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино» (1 Ин. 5, 7) - сказал Богдан, который знал эти слова апостола Иоанна и любил их повторять.

- Да, - согласился папа. – Но в тот раз случилось и еще кое что. Представь себе – в Иордан один за другим входят люди, каются, и река непостижимым образом смывает их грехи. А потом в эту реку, несущую в себе всю тяжесть наших грехов, входит чистый, безгрешный Иисус. Он не имел нужды в покаянии, и потому оказался единственным, Кто вышел из воды не очистившийся от грехов, а отягощенный грехами, только не своими, а нашими! Мне кажется, что именно тогда Агнец Божий взвалил на свои плечи грехи мира!

- Пап, я все равно не все понимаю, - сказал Богдан. – Ну, те люди, которые крестились у Иоанна – это понятно. Они как-то оставили в воде свои грехи, а Господь каким-то образом их на Себя взял. Но мы-то живем после этого события! Для нас оно – что? Ничего не значит?

- Мы живем после этого события, - кивнул папа. – Вот только Бог живет вне времени. Вот смотри – в наших Храмах, над Царскими вратами, откуда выходит священник, неся чашу со Святым причастием, часто помещают икону Тайной Вечери. Там изображены апостолы, которые присутствуют на первой Литургии во вселенной. А почему в Храмах именно эта икона, сынок? А потому, что мы верим – мы тоже участвуем в той же самой Тайной Вечери! Господь живет в вечности, и поэтому на каждой литургии, в каждом православном Храме мира происходит прорыв во времени и в пространстве! Это мистерия, таинство, сынок! Господь не только апостолам протягивает Чашу со Своим Телом и Кровью, Он и нам дает ту самую Чашу!

- То есть – литургия всего одна?! – спросил, пораженно, Богдан.

- Для людей, для человеческой истории – нет, - ответил папа. – Нам кажется, что совершается множество литургий во многих Храмах мира. Но мистически, для вечности – да, одна!

Папа посмотрел на сына.

Тот молчал – услышанное требовало осознания.

- А теперь я кое-что скажу тебе о воде, - сказал папа. – Есть такая штука – круговорот воды в природе.

- Да, я знаю! – сказал Богдан. – Это когда идет дождь, а потом вода становится паром и опять поднимается к облакам…

- Да, - папа жестом остановил сына. – Были ученые, которые писали об этом круговороте. Они утверждали, что молекулы воды на земле так перемешаны, что в каждой чашке кофе, которое мы пьем по утрам, есть хотя бы одна молекула воды, которая в тот великий день касалась Тела Христа, когда Он заходил в Иордан!

- Да?! – изумился Богдан.

- Так утверждают ученые, - сказал папа. – И если они правы, значит и в каждой купели, в которой крестится христианин во имя Отца и Сына и Святого Духа есть хоть одна молекула воды, которая касалась Христа в Иордане. А поскольку Христос, как Бог, живет вне времени…

- То Он в Иордане взял на Себя грехи и нас, современных людей! – воскликнул Богдан.

- Да, сынок, - кивнул папа. – Дивны дела Господни, и рассуждать о таинственном не легко. Но мне кажется, что я не ошибусь, если скажу, что тогда, в Иордане, Господь взял на себя всю греховную поврежденность нашей человеческой природы. Именно поэтому Он смог потом вознести эту греховную поврежденность и пригвоздить ее к своему Кресту. Именно поэтому отец греха – дьявол – так боится Креста!

- Не зря о Крещении Господнем написали все четыре евангелиста! – сказал, пораженно, Богдан.

- Не зря! – согласился папа.

 

 

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0207539 от 26 июля 2015 в 19:50


Другие произведения автора:

31 октября. Апостола и евангелиста Луки

О Жозефе Фуше и моей бабушке Анне

Третий разговор о девятом псалме. Как отличить плохое от хорошего?

Рейтинг: 0Голосов: 0571 просмотр

Нет комментариев. Ваш будет первым!