Лорина Тодорова Новый сюрреализм

Под знаком нового сюрреализма - ПОЭЗИЯ Константина Кедрова-Челищева


11

20/03/2013 02:05, 4697 просмотров

метки: поэзия, поэт, философская лирика, стихи

автор: Лорина Тодорова

 Знакомство с поэзией  Константина Кедрова-Челищева вызывает чувство восхищения у его Читателей и почитателей. Возникает вопрос, какое место в поэзии занимает творчество этого оригинального поэта-философа, скорее, философа-Поэта? Что же необычайного в ПОЭЗИИ нашего русского современника? Думаю, что ВСЕ!

  Например, что представляют такие  его интересные поэтические произведения как "ВЕНСКИЙ СТУЛ" или "ЗАМОК СТРЕКОЗ", или "КОМПЬЮТОР ЛЮБВИ", или его книга "ДИРИЖЕР ТИШИНЬІ"... Есть ли что-то общее с поэзией других Авторов с мировой известностью? или НЕТ НИЧЕГО?

 "Когда мы говорим о поэзии, то именно в ней характерной чертой,согласно мнению Христо Тодорова, является "сильное присутствие Субъекта речи (поэта ).... Поэтический текст предлагает аморфную  и статическую картину объективного мира. Он организируется  на основе модальной точки зрения говорящего Субъекта....В поэтическом тексте , который остается статическим, модальная точка зрения располагается вне поэтического мира....Поэтический текст коммуникирует с "сейчас-тут" ="ici-maintenant самого Автора." (Христо Тодоров)

 Предлагаю обратиться к самому любимому  всеми произведению ( а и

 самим Константином Кедровым-Челищевым)  "КОМПЬЮТОРУ ЛЮБВИ".

 

  Уникальность К.Кедрова-Челищева в его неповторимости! неповторяемости! и с точки зрения лексики, и структурализации ( как процесса создания текста), и особенно "ЦЕЛИ" содержания. Это произведение можно было бы назвать : " В поисках сущности Бытия / Не Бытия! или "Быть" / "Не Быть" ... или "Быть " = "Не Быть"... Именно этот  ПОИСК лирическо-философского "Я" К.Кедрова-Челищева составляет "сюжет", скорее Предмет или Объект ПОИСКА... Что необходимо: противоставлять реальное / виртуальное? или поставить между этими двумя фундаментальными понятиями знак РАВЕНСТВА?!

Известно, что в Европе основоположником антиромана считается Марсель Пруст. Почему? Потому что он ввел один стилистический прием, обозначенный Жоржем Пуле "обратимость во времени " (Georges Poulet, - "reverbération dans le temps)  и читатель воспринимает события прошедшего времени, как будто они происходят в момент восприятия, т.е. чтения текста ...И это считалось, и считается "новшеством" в литературе - его знаменитый роман  "В поисках утраченного времени" - " A la recherche du temps perdu".

  Христо Тодоров дает прецизное объяснение общего и рзличного между прозаическим и поэтическим текстом. Согласно его позиции, создателя новой науки ОПЕРАТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА, мир одного романа закрытый и подобный текст не обращен ни к кому, а Читателем романа может быть любой,т.е.  представитель любой эпохи. Именно из-за своей закрытости, прозаический текст позволяет быть подложенным на анализ как на уровне персонажей, так и на уровне самой интриги. Сказано иначе, прозаический текст не нуждается в экстралингвистическом контексте, - это речь В КОНТЕКСТЕ, поражденная на базе модальных отношений между персонажами" ( Christo Todorov. Histoire de la littérature française XVIII - XXs.s. FABER *p. 154)

  Однако поэтический текст организируется ВНЕ ТЕКСТА ( Хр. Т.) , о чем мы уже вспоминали выше.

 

  А на какой оперативной основе интегрируется КОМПЬЮТОР ЛЮБВИ?

 

  Например: "НЕБО - ЭТО ВЬІСОТА ВЗГЛЯДА 

                        ВЗГЛЯД - ЭТО ГЛУБИНА НЕБА -

 

эти две строфы представляют одновременно два стилистических приема:

а) смена инцидентного ряда, когда тема и рема меняются местами;

б) результативная метафоризация / результативная деметафоризация.

 

  Вопрос: с чем это связано, т.е. чем продиктовано подобное построение? Это связано с проявлением первой = начальной основной позицией человеческого идеогенезиса, от которой начинает интегрироваться мысль , позиции идеи существования "Быть" и ее трансмодального варианта "казаться": "быть" экзистенциональное / "быть" трансмодальное = "казаться". Вся эта схема есть иллюстрация "мысли мыслящей"(термин Гюстава Гийома. Вся теория об идеогенезисе смотри тут в моем блоге ВЕЛИКОРОССА)

 Если Марсель Пруст пытается совершить "прогулку туда и обратно" ("allée et retour", как говорят французы), то мысль К.Кедрова-Челищева упевает ПРОНИКАТЬ в глубину бесконечного пространства  и ВОЗВРАЩАТЬСЯ к "точечному" состоянию того же пространства. Вся схема этого действительно ПОЭТИЧЕСКОГО ШЕДЕВРА сводитсь к:

 

необъятное - > точка  точка - > необъятное

 

                                       или

 

казаться  -> быть быть 2 - > быть 3 локативная метафора ( Christo Todorov.  La théorie opérative et la littérature française. FABER. 2003. p.p.276 - 285)

 

                     "НЕБО - ЭТО ВЬІСОТА ВЗГЛЯДА   ВЗГЛЯД - ЭТО ГЛУБИНА НЕБА" -

 

предложенный  выше пример,т.е. первая и вторая строфы текста мы постовили в один ряд, что нам дало возможность увидеть ПРИЧИНУ метафоризации и деметафоризации обеих строф    - здесь близко друг до друга стоят  повторяющиеся слова: "взгляд  взгляд". Подобный стилистический прием Елизавета Артуровна Реферовская  называет : прогрессивное движение мысли" (= le mouvement progressif  de la pensée. E. A. Référovskaia. ESSAI de GRAMMAIRE françase, cours théorique. Leningrad. 1973). Именно этот прием и способствует  процессу метафоризации. Однако в самом тексте К.Кедрова-Челищева повторенные два одинаковых слова имеют различную идеогенетическую позицию: " это высота ВЗГЛЯДА" - заканчивает первую строфу, а повторенное  слово:" ВЗГЛЯД" -  начинает вторую строфу. 

  Вернемся к первой строфе:" НЕБО - ЭТО ВЬІСОТА ВЗГЛЯДА"  - тут мы констатируем перевернутый порядок слов: вот  исходящая (дискурсивная) позиция:" Высота взгляда - это небо", т.е. значение тут следующее: когда смотришь ВВЕРХ, видишь НЕБО. 

  Согласно концепции Христо Тодорова: "разница между поэтическим и повествовательным текстом состоит в том, что в повествовательном  тексте специфичным временем является ПРОШЕДШЕЕ, а в поэтическом  предоминирует НАСТОЯЩЕЕ  время и оба типа текста организируются на базе модальных отношений между Субъектом речи и Объектом речи.В прозаическом тексте  модальные  отношения устанавливаются внутри самого сюжета, т.е. между Рассказчиком и персонажами.

  В поэтическом тексте модальные отношения директные, аффективные и эмоциональные и именно по этой причине Автор К. Кедров-Челищев преднамеренно переварачивает порядок слов, чтобы концентрировать внимание Читателя на идее ЕДИНСТВА  Неба и Человека. Эффект от  подмены логического порядка слов с а-логическим получается НЕВЕРОЯТНЬІЙ. Авторская мысль как бы ориентируется  от Общего Далекого Высокого пространства к Человеческим глазам (= источник визуальной перцепции) и "сужается" . Так Огромное небесное пространство превращается в "ТОЧЕЧНОЕ", реферирующее к начальной позиции человеческого идеогенезиса (= идеальный ментальный генезис) , к позизии "быть" . Схематично, с позиций оперативной (=идеальной= мысловной)  лингвистики, этот процесс можно представить так:

первая строфа  интегрируется на базе  перевернутых отношений двух начальных позиций человеческого идеогенезиса: "быть2 -> быть1" , т.е. от "казаться" к " быть" экзистенциальному , чем и достигается высокая степень метафоризации первой строфы, т.е. Авторская "мысль мыслящая" ( "la pensée pensante")  организируется в ОБРАТНОМ направлении  вопреки всякой логики. Это так же как и у М. Пруста, только у французского автора в обратном направлении организируется время.

 

"ВЗГЛЯД - ЭТО ГЛУБИНА НЕБА" -

 

вторая строфа, где первое слово, есть повторенное  то же самое последнее слово первой строфы,- так достигается метафоризация  последующего слова "ВЗГЛЯД". Выше уже указывалось на особенность стилистического эффекта двух близко находящихся слов. Например, тут слово "ВЗГЛЯД", будучи в позиции экзистенционального "быть" уже не реферирует к идее визуальной перцепции (= глаза) , а к идее ПОЗНАНИЯ, что и заставило Автора  К. Кедрова-Челищева использовать  словосочетание:" глубина НЕБА" т.е. тут речь идет о процессе ментального ПРОЗРЕНИЯ, например бесконечного "неба" в глубину, так К.Кедров-Челищев  создает  оперативно-философскую картину Вселенной с ЕЕ  недоступностью, оперативной Частью которой является Человек.

 Сам Константин Кедров-Челищев детерминирует подобный прием термином "ВЬІВОРАЧИВАНИЯ" во внутрь и наружу  или"инсайдаут - аутинсайд". И поэт-философ имеет право объявить  разраоботанный и использаванный им метод -ТЕОРИЮ как Научное философско-литературное открытие,, в основе которого заложена  ЕГО ТЕОРИЯ О "МЕТАМЕТАФОРЕ".

С точки зрения оперативной лингвистики, теория Метаметафоры и прием "выворачивания, редуцируются к двум оперативным процессам с противоположным направлением: процесс "актуализации" от "быть" -> "делать"І "делать"ІІ к "быть" виртуальное - процесс потенциализации. Кстати, на этом же принципе построены БОЖИИ ЗАПОВЕДИ ( прием актуализации) и БЛАЖЕНСТВА Иисуса ( прием потенциализации)

 

   Однако подобные ментальные "прогулки" возможны только на уровне : "язык    пред язык " (согласно Гюставу Гийому, см. публикацию о Гийоме тут в блоге) и , полученная нами выше идеогенетическая схема реферирует именно к этим двум оперативным (=ментальным) этапам, даже более того: ВЕСЬ ТЕКСТ "КОМПЬЮТОРА ЛЮБВИ"  построен по принципу смены двух оперативно повторяющихся этапов: "un avant - un après" = предыдущий этап - этап последующий." (Guillaume, Gustave. Langage et science du langage, Paris, 1964).

 Весь поэтический текст Константина Кедрова-Челищева представляет мысловный процесс мысли мыслящей, креативною (рensée pensante créatrice), чем и объясняется отсутствие знаков препинания и появление НОВОЙ формы поэзии, построенной по законам ментализма! Она може называться:ПОЭЗИЯ ПРИЧИННОГО ПОСТРОЕНИЯ" , т.е. это ПОЭЗИЯ передающая ментальный этап: "язык" =" Causé construit". ЭТО НОВЬІЙ ТИП  П О Э З И И!

 

 Вопрос!? Где расположить "ПОЭЗИЮ ПРИЧИННОГО ПОСТРОЕНИЯ"?,  К какой известной Поэтической Школе отнести ШЕДЕВР(ЬІ)  Константина Кедрова-Челищева?

Христо Тодоров считает, что каждый поэт имеет право на свою оригинальность (=" car chaque poète  a son originalité" ( Ch. T. p.p.484 - 486)

 

  Итак, мы можем с уверенностью заявить, что "КОМПЬЮТОР ЛЮБВИ" как и другие поэтические произведения русского поэта-философа Константина Кедрова-Челищева представляют собой уникальную тенденцию Новой  философскай сюрреалистической поэзии ХХ-ХХІ в.в.

   Русский философ-поэт создает уверенно свою индивидуальную поэзию, прозревая (сам того не ведая) основные концепции учения Гюстава Гийома о ПСИХОМЕХАНИКЕ. Константин Кедров-Челищев является создателем Двух Новых типов ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА: 1. ПОЭЗИЯ ОБРАТНОЙ ПРИЧИННОСТИ - Causation obverse, интегрирующейся только на этапе "пред-язык".

2. ПОЭЗИЯ ПРИЧИННОГО ПОСТРОЕНИЯ - Causé construit,  интегрирующейся на этапе "язык".

  Ни в первом, ни во втором случае НЕТ ЦЕЛОСТНОГО ТЕКСТА со смыслом, т.к. содержание, их осмысление Автор выносит за пределы своих текстов, а, точнее, Константин Кедров-Челищев создает свою стройную философскую концепцию о"метакоде" и "метаметафоре". Так, современная русская литература обогатилась новым литературным течением - НОВЬІМ СЮРРЕАЛИЗМОМ à la Konstantin Kedrov-Tchélichev

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0263802 от 28 апреля 2017 в 10:14


Другие произведения автора:

Парис

Я москвич

Параллели Калининград 2016

Рейтинг: 0Голосов: 0430 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!