Вознесенский Сапгир Холин о Кедрове ТВ Лад

вечер Константина Кедрова в салоне «Классики XXI века». 1994 г.

Российское телевидение.

Передача «Другой голос».1994 г.

Режиссер Людмила Кравец.

 

 

Посмотреть программу на видео можно на сайтt GRAMMY/ru

 

 

Кедров

 

Всадник взметнул копье судьбы –

линия жизни ушла в зенит

линия жизни ушла в себя

линия счастья еще летит

как копье девственницы над Орлеаном

как копье римлянина на Голгофе

так мой взор пронзило железо Жанны

острием сияющих голо-графий

 

– Крест –

 

В окруженье умеренно вянущих роз

обмирает в рыданиях лето

Гаснет радужный крест стрекозы

где Христос

пригвождается бликами света

 

Поднимается радужный крест из стрекоз

пригвождается к Господу взор

распинается радужно-светлый Христос

на скрещении моря и гор

 

Крест из моря-горы

Крест из моря-небес

Солнце-лунный мерцающий крест

крест из ночи и дня

сквозь тебя и меня

двух друг в друга врастающих чресл

 

 

 

Игорь Холин.

 

Началось, в общем, что там говорить, новое искусство, и новая живопись, и новая поэзия. И вот здесь перед вами сейчас сидят люди, которые, можно сказать, это начинали. Вот Андрей Вознесенский. Вот Генрих Вениаминович Сапгир, Константин Кедров. Кедров, он поэт особый, потому что у него, как говорится, такое глубочайшее философское начало в его поэзии. Оно идет, конечно, от его мировоззрение, и его книга «Поэтический космос» написана в этом же плане. Очень трудно говорить, когда перед тобой друг, но я могу сказать с полной уверенностью, что Константин Кедров – один из лучших современных поэтов совершенно нового толка. Даже я вам скажу, ведь в этом присутствует некоторое рыцарство. Потому что то, что обществом по большей части, и в особенности нашими печатными всякими заведениями – журналами, издательствами не воспринимается, а поэт все-таки все таки в надежде, что он несет новое, продолжает упорно свое дело. К таким людям как раз и относится Константин Кедров.

 

Константин Кедров.

 

Вот Флоренский пишет, что для Святого Духа внешнее и внутреннее пространство – одно и то же. А если бы это произошло с нами – вот вывернулся человек, я считаю, что это может быть только в любви, это не геометрия – это любовь, но если человек вывернулся, если ему повезло, если Мария с ним, если апостолы наконец настолько просветлели, что перестали спрашивать у Христа: «Для чего среди нас Мария, – что получится? Вот эта комната внутри нас, небо внутри нас, черная дыра в центре галактики тоже внутри нас. А там уже другие законы, там все иллюзии плоской земли нарушаются. И там возникает мир, который я попытался хотя бы на уровне названий, на уровне наименований передать в «Компьютере любви». «Компьютер любви»я написал в 83-ем году. Я, может быть, немножко схулиганил, потому что не положено в поэзии называть вещи своими именами. А мне вот захотелось высказаться, я взял и высказался. Я сейчас

это сделаю и в этой аудитории.

 

НЕБО – ЭТО ШИРИНА ВЗГЛЯДА

ВЗГЛЯД – ЭТО ГЛУБИНА НЕБА

 

БОЛЬ – ЭТО

ПРИКОСНОВЕНИЕ БОГА

БОГ – ЭТО

ПРИКОСНОВЕНИЕ  БОЛИ

 

ВЫДОХ – ЭТО ГЛУБИНА ВДОХА

ВДОХ – ЭТО ВЫСОТА ВЫДОХА

 

СВЕТ – ЭТО ГОЛОС ТИШИНЫ

ТИШИНА – ЭТО ГОЛОС СВЕТА

ТЬМА – ЭТО КРИК СИЯНИЯ

СИЯНИЕ – ЭТО ТИШИНА ТЬМЫ

 

РАДУГА – ЭТО РАДОСТЬ СВЕТА

МЫСЛЬ – ЭТО НЕМОТА ДУШИ

 

Душа – это нагота мысли

ПЕЧАЛЬ – ЭТО ПУСТОТА ПРОСТРАНСТВА

РАДОСТЬ – ЭТО ПОЛНОТА ВРЕМЕНИ

ВРЕМЯ – ЭТО ПЕЧАЛЬ ПРОСТРАНСТВА

ПРОСТРАНСТВО – ЭТО ПОЛНОТА ВРЕМЕНИ

 

ЧЕЛОВЕК – ЭТО ИЗНАНКА НЕБА

НЕБО – ЭТО ИЗНАНКА ЧЕЛОВЕКА

 

КОРАБЛЬ – ЭТО КОМПЬЮТЕР ПАМЯТИ

ПАМЯТЬ – ЭТО КОРАБЛЬ КОМПЬЮТЕРА

 

ПОЭЗИЯ ПУШКИНА – ЭТО ВРЕМЯ ВОРА

ПУШКИН – ЭТО ВОР ВРЕМЕНИ

 

 

Тут меня сразу спросили: «В каком смысле?»

 

 

МОРЕ – ЭТО ПРОСТРАНСТВО ЛУНЫ

ПРОСТРАНСТВО – ЭТО МОРЕ ЛУНЫ

 

ЛУНА – ЭТО ВРЕМЯ СОЛНЦА

ВРЕМЯ – ЭТО ЛУНА ПРОСТРАНСТВА

 

ЗВЕЗДЫ – ЭТО ГОЛОСА НОЧИ

ГОЛОСА – ЭТО ЗВЕЗДЫ ДНЯ

 

КОРАБЛЬ – ЭТО ПРИСТАНЬ ВСЕГО ОКЕАНА

ОКЕАН – ЭТО ПРИСТАНЬ ВСЕГО КОРАБЛЯ

 

КОЖА – ЭТО РИСУНОК СОЗВЕЗДИЙ

СОЗВЕЗДИЯ – ЭТО РИСУНОК КОЖИ

 

ХРИСТОС – ЭТО СОЛНЦЕ БУДДЫ

БУДДА – ЭТО ЛУНА ХРИСТА

 

ЛЮБОВЬ – ЭТО СКОРОСТЬ СВЕТА

ОБРАТНО ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ РАССТОЯНИЮ МЕЖДУ НАМИ

РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ НАМИ

ОБРАТНО ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЕ СКОРОСТИ СВЕТА –

ЭТО ЛЮБОВЬ

.

Сергей Подколзин

 

(актер театра Ю.Любимова на Таганке). Вот что самое удивительно, и вот как можно характеризовать этого человека – у него информация идет сверху, непосредственно. И то, что он говорит, то, что он чувствует, это как бы не его. Это то, что он принимает, и то, что через него вещает голос совершенно другой, гораздо более высокий. Я вот слушаю его поэзию, музыку слога, как он перетекает из звука в звук, и ощущаю не только то, что он написал, а нечто надвратное, нечто, что ему дается сверху. И вот он это поет, поет так, как никто. Никто в мире не сможет прочесть, как может только он.

 

Кедров. 

 

…и над-над-над-над предельно всех

неотступно

всего воздушней памяти – приближенье.

 

Глас IV

 

Только запретным выявлено

оттуда здесь повсеместно будет

я тому вычеркнутых будь

или напоминать

завсегдатай

солнечно от луны плыть в-до-себя-из

Богу неизреченно

фиолетовым но напоминания все же –

это как бы овладевать кружащейся навсегда

то называется – отсюда владеть

и памятно что оттуда.

 

Глас V

 

Из этой дрожь преодолевая зыбко от-до и далее

от непреднамеренно как бы продолжая

и в непродолжительно если

приближение все же будто

тогда однажды всему сияя слабеть

башневое спасение превозносимо далее чем

слабее.

 

Глас VI

 

Всему тихо их постепенно

замирания ловит любит

я можно – нежно продолжая

даже из-под невозможного цвета все же

выше им –

таково ожидание

дабы прояснилось неотвратимое.

 

Глас VII

 

Тому надежда что все дано как бы

неотраженно

в том замечая если было бы

если вот приближенье

этим все же всему достигнуто

как бы через папиросную перспективу

перво-наперво – леденеющий

в глубину охваченный говорим им

или из предпоследнего

лучу возможно ах нет что вы

все же леденея – наверх

прозрачно отслаивая

слово в слово

 

Глас VIII

 

Наставление предпоследнего это есть я

потому что далее более чем возможно

впереди грядущего так говорящих – пламя

неподвижно впереди всех от вас

должно отделиться продолжению от продолжения

все просияло и отодвинулось

позади.

 

– Буква Зверь –

 

… За голубем небо как текст улетающий в файл

За файлом экран и дисплей

За дисплеем экран

Прочитанный текст ­ это я улетающий в файл

Прочитанный текст – это файл улетающий в Я

 

Последняя книга которую я напишу

похожа на остов из мамонта из мезозоя

Но я не пишу и поэтому я не пишу

из зоомузея записок и из мезозоя

 

Музей музыкален в нем зоорояль зооарфа

в нем  зоовалторны и зоолитавры аморфны

в нем зоолончели с изогнутой шеей жирафа

вдоль линии Соль соловей опрокинутый в морфий

 

Как в банке с эфиром

расправлены крылья всех звуков-стрекоз

прозрачно теряющих крылья в изгибах рояля

где сладковкушающий мамонт – вселенский наркоз

скрипичным ключом в Ре и в Ля

свой скелет повторяет теряя

 

Сквозь  мамонта в Ля я влетаю в серебряный файл

в нутро где руины из рун и руно золотое

откуда роятся щемящие файные Фа

в сластящее лето летящие в зоо из зноя

 

Да будет вам книга моя из струны переполнившей верх

Наверх вы товарищи все – динозавры и плезиозавры

За буквою Ферт и не менее древнего Херъ

где снова из Ять и из Ерь

Херъ и Зверь вылезает

 

…Червь, вывернувшись наизнанку чревом,

в себя вмещает яблоко и древо.

 

 

Сборник «Яблоко» (художник Михаил Панферов).

Сборник «Компьютер любви» (художник Андрей Бондаренко).

Сборник Ассоциации русских художников Франции «Черный квадрат».

Это хрестоматия, изданная Фондом Сороса, составитель Сергей Бирюков. Сюда вошли тексты Хлебникова, Крученых, Державина. Вошла моя поэма «Допотопное Евангелие».

Воскресение Озириса» – уникальный сборник (художник Михаил Молочников), существует в одном экземпляре.

 

 

…Встает Озирис,

присоединяя северный полюс к южному,

голову к шее,

шею к траншее.

Пришла щека отдельно от поцелуя,

пришел поцелуй отдельно от губ

да так и остался…

 

Андрей Вознесенский.

 

Что такое поэзия, не знает никто. Но есть поэзия в чистом виде, все время поэты пытались создать чистую поэзию. Но я думаю, что поэзия – это прежде всего энергетика поэзия. И вот Константин  Кедров – это сгусток поэтической энергии, создающий мир, космос. Это может проявляться в словах, это может проявляться в идеях, может проявляться визуально. Но самое главное, что существует такое явление – орган, излучающий эту энергию. Я вам скажу, что вот эта книга – это тоже такой организм, такой краб поэзии (речь идет о первой книжке группы ДООС, нарисованной и изданной художником Виктором Корольковым). Случайно вот так совпало, что я был на фестивале поэзии. Есть такой город Роттердам, и он знаменит, что там лучшие в мире фестивали поэзии, я думаю, там. Был 25-й юбилей этих фестивалей поэзии в Роттердаме, и там на этот раз собрались и нобелевские лауреаты, Энцесбергер, все приехали праздновать. И была теоретическая дискуссия, и надо было рассказать о том, что делается в современной поэзии. Как им рассказать? Я просто вынул эту книжку и рассказал. Почитал немножко, поговорил, и это было физическое доказательство этой энергии. Без перевода по залу пробежала такая энергетическая дрожь от этого симбиоза, который у нас был.

 

 

Константин Кедров.

 

…О какой восхитительный выбор

от Христа до Христа верста…

Квитанция, которую я получил

полыхает закатом

там солнечная печать

надо доверять только вечности только по субботам

все остальное время лучше не доверять

Окна настежь и все напрасно

Неостановленная кровь обратно не принимается

ДООС

Добровольное Общество Охраны Стрекоз

 

 

Елена Кацюба.

 

ДООС – это название стихотворение Константина Кедрова, написанного в очень крутой, тяжелый период. Нас было двое поэтов и художники – Галина Мальцева, Андрей Бондаренко, Дмитрий Шевионков, прозаик Валерия Нарбикова. Потом ДООС перешел на второй этап – мы начали выступать втроем с поэтессой Людмилой Ходынской. Начали приезжать люди из разных городов и говорить, что хотят заключить отношения с ДООСом. То есть группы вроде как не было, а на самом деле она была. Но в поэзии ведь то же самое: есть то, чего нет, а вот что есть, того и нет.

 

 

Игорь Холин.

 

Ну, это уж как-то мудрено…

 

Генрих Сапгир.

 

Почему мудрено? Омар Хайям про это сказал. Я могу процитировать, я его и перевел

Поскольку все, что в мире существует,

Уйдет, исчезнет, а куда – Бог весть,

Все сущее, считай, не существует,

А все несуществующее есть!

Эта поэзия мистична. Мне бы хотелось сказать, что надо чувствовать не сами слова, а что за ними стоит. В этом отличие этой поэзии, например, от концептуальной. Там именно сами слова, заостренный их смысл. А здесь не столько смысл важен, сколько то представление, тот ток, который вы от них получаете.

 

Кедров.

 

Поэма называется «Вруцелет, или Одежда Жанны».

 

 

Астрология – Звездословие

Астрономия – Звездознание

Встали молча у изголовья

две сестры, а может быть няни

 

Нисходя к точке на двух опорах

как кариатиды стих держат плечами…

Китайцы изобрели порох –

взорвали порох датчане

 

Все что в запасе имеет небо

я могу сосчитать на пальцах

Все либидо восходит к «либо»

входя в черепаший панцирь

 

Как компьютерный вруцелет

умещается в руце лет

с дочерями проснулся Лот

и умножился в род и род

 

Вдыхайте ладан – бездонен он

Вдох – и ты в глубине окна

Так однажды взглянув в ладонь

я увидел всадника и коня

 

Всадник взметнул копье судьбы –

линия жизни ушла в зенит

линия жизни ушла в себя

линия счастья еще летит

как копье девственницы над Орлеаном

как копье римлянина на Голгофе

так мой взор пронзило железо Жанны

острием сияющих голо-графий

 

Вижу Жанну – желание входит в латы

в игрище звездных игр

Взмах – копье в боевом полете

Взлет – зенит вонзился в надир

 

Так лорд Байрон покинув Англию

плыл в Элладу как древний грек

Человек человеку – Ангел

Ангел Ангелу – Человек

 

Ангелы изъясняются подарками

даря друг другу кино

так в арку въезжает Жанна Д’Арк

так Баттерфляй выходит из кимоно

 

Минуя Прованс и Реймс

улетело Жанны копье

в сияющий рейс

 

Если бы я жил в пустоте как Бог

я бы наполнил ее собой…

Но Бог без одежды наг

одежда его – Собор

 

Моя одежда соткана из

Жанны, в нее я одет-раздет

как сияющий парад-парадиз

как мерцающий игрек-зет

 

Так 11-я заповедь «НЕ дыши»

читается после смерти

Это есть в поминальнике и кадише

Где путь копья предначертан

 

 

Андрей Вознесенский.

 

Однажды была ночная телепередача прямого эфира. Там сидишь, как на углях, ничего написать нельзя. Нет одиночества, нет божественного наития какого-то. Но так как рядом сидел Кедров, то он заряжал меня своей энергий, и на пари что ли, я сказал: «Давай, пока они там болтают, я напишу стихи». И вот мы вместе писали стихи. Я ему говорил: «Хорошая строчка? Плохая строчка?» Что получилось, я вам попробую прочитть:

 

Эфирные стансы

 

                        Посвящается Константину Кедрову:

 

Мы сидим в прямом эфире

Мы для вас как на корриде

Мы сейчас в любой квартире

Говорите, говорите…

 

Костя, не противься бреду

их беде пособолезнуй

в наших критиках (по Фрейду!)

их история болезни

 

Вязнем, уши растопыря

В фосфорическом свету

Точно бабочки в эфире

Или в баночке в спирту

 

Вся Россия в эйфории

Митингуют поварихи

говорящие вороны

гуси с шеей Нефертити

нас за всех приговорили

отвечать здесь

говорите

 

Не в американских Фивах

Философствуя извне

Мы сидим в прямом эфире

Мы сидим в прямом дерьме

 

Я, наверно, первый в мире

Из поэтов разных шкал

Кто стихи в прямом эфире

На подначку написал

 

Иль под взглядами Эсфири

Раньше всех наших начал

Так Христос в прямом эфире

Фарисеям отвечал

 

Костя, Костя, как помирим

эту истину и ту

Станем мыслящим эфиром

пролетая темноту

 

 

Кедров.

 

…Только самим собой можешь ты быть

 

Помогай бытию отворяя дверь

Или солнце включая

Херувим летит сквозь земную Твердь

Тверди не замечая

 

Ангелам нет основания в Тверди

Это заметил Джузеппе Верди

Когда

Сквозь твердыню ада

Вошла и вышла Аида

 

На слонах на конях фараона

в ад въезжают

фараоны и рабы фараонов

Но ад всегда отдает назад

Ангелов и влюбленных

 

В нем нет стен потолка и пола

В нем нет возраста и нет пола

Он полон пламени без огня

Ад всегда без меня

 

 

Марина Розанова (филолог).

 

Эта поэзия – как лакмусовая бумажка. Неважен уровень человека – образовательный, интеллектуальный. Это уровень духовный, душевный. Ее могут чувствовать люди совершенно неподготовленные, могут не чувствовать якобы профессионалы. Но люди, которые чувствуют эту поэзию, они как бы друг  друга узнают.

Hosted by uCoz
© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0256982 от 3 февраля 2017 в 08:18


Другие произведения автора:

исповедь метаметафориста

Фиалкиада

Сын Звукосвета

Рейтинг: 0Голосов: 0499 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!