Сборники
Брюсов Валерий ЯковлевичКаменщик
- Каменщик, каменщик в фартуке белом,
Что ты там строишь? кому?
- Эй, не мешай нам, мы заняты делом,
Строим мы, строим тюрьму.

- Каменщик, каменщик с верной лопатой,
Кто же в ней будет рыдать?
- Верно, не ты и не твой брат, богатый.
Незачем вам воровать.

- Каменщик, каменщик, долгие ночи
Кто ж проведет в ней без сна?
- Может быть, сын мой, такой же рабочий.
Тем наша доля полна.

- Каменщик, каменщик, вспомнит, пожалуй,
Тех он, кто нес кирпичи!
- Эй, берегись! под лесами не балуй...
Знаем всё сами, молчи!

16 июля 1901
Анна Андреевна АхматоваМолитва
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар —
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.

1915, Духов день, Петербург, Троицкий мост
Есенин Сергей АлександровичПоэма Сергея Есенина "Песнь о великом походе"
Поэму Сергея Есенина "Песнь о великом походе" читает Валерий Золотухин.
Жанр: моноспектакль
Режиссер: Г. Самойлова
Производство: Главная редакция литературно-драматических программ ЦТ

"Песнь о великом походе" была написана летом 1924 года.
Поэма посвящалась трагедии гражданской, братоубийственной войны, развивала тему справедливой мести рабочих и крестьян.
При жизни Есенина у поэмы была сложная история публикации, потребовавшей от него много сил и нервов. Литературные критики писали о ней противоречиво - от хвалебных отзывов до полного неприятия, что понятно, ведь поэма действительно необычна для Есенина. Отмечали, что "Песнь о великом походе" близка к "Слову о полку Игореве", которое Есенин хорошо знал.
Приехав в июне 1924 г. в Ленинград, Есенин делился с поэтом В. Эрлихом своими творческими планами:
"Вот я поэму буду писать. Замечательную поэму! Лучше "Пугачева"!
"Песнь о великом походе" будет называться. Немного былины, немного песни, но главное не то! Гвоздь в том, что я из Петра большевика сделаю! Не веришь? Ей-богу, сделаю!"
Первая редакция поэмы была закончена Есениным в июле в Ленинграде.
И. М. Майский вспоминал:
"Есенин появился в редакции и несколько торжественно протянул довольно толстую рукопись. Я развернул и прочитал в заголовке "Песнь о великом походе". Есенин начинал свой сказ с Петра Великого, эпоха которого, видимо, представлялась ему созвучной событиям гражданской войны и интервенции. Поэма Есенина мне очень понравилась, и я сразу же сказал:
- Пойдет в ближайшем номере."
Анна Андреевна АхматоваТайная поэма Анны Ахматовой "Реквием"
Над этим произведением Анна Ахматова работала в 1934–1940 гг., в начале 60-х вносила некоторые поправки и  изменения. Долгие годы поэма ходила в «самиздатовских» списках. Без ведома автора в 1963 году по одному из появившихся на Западе списков «Реквием» был издан в Мюнхене отдельной книгой. В этот экземпляр А.Ахматова внесла свои поправки. Первая публикация в нашей стране в журнале «Октябрь» (1987 – №3).
    «Requiem» – заупокойная месса – получила свое название по первому слову текста «Requiem aeternam dona eis, Domine» – «Вечный покой даруй им, Господи». В основе мессы «Реквиема» –  лежит латинское стихотворение «Sequentia», написанное францисканским монахом Томасом де Челано в XIII веке. В сочетании с другими частями – Introitus, Kyrie, Offertorium, Sanctus – этот текст образует композиционную структуру католической заупокойной мессы.
По свидетельству литературоведа В. Виленкина, в 30–40-е годы А. Ахматова серьезно занималась изучением личности Моцарта и его творчества, в особенности «Реквиема».  А. Ахматова часто слушала и знала «реквиемы» Г.Берлиоза,Дж. Верди,Л. Керубини, Г.Шарпантье, Дж.Палестрини и других композиторов. Совершенно неслучайным представляется тот факт, что «Реквием» А. Ахматовой и «Реквием» В.Моцарта написаны по заказу.
Анне Ахматовой, пережившей весь ужас, связанный с арестом сына, дала силы и помогла выжить именно молитва, тема которой часто возникает в стихах А. Ахматовой,   и в поэме «Реквием» в особенности. Для Анны Ахматовой это страшное время, о котором рассказывает поэма, стало временем царства Антихриста, предшествующего Второму приходу Христа, Но самым ужасным является то, что в мире Антихриста творится свой «Страшный Суд», «Страшный Суд» наоборот: Суд, где стерлась грань между добром и злом, между праведностью и грехом. Вспомните, сколько невинно, без разбору, неоправданно было оклеветано и осуждено людей!
    Особенно замечательно то, что, несмотря на свои беды и горе, Анна Ахматова в своей поэме не называет имен, не произносит обличительных речей, поэтесса этим даровала прощение мучителям ее сына и своим мучителям.
Обращение к идеалам добра и милосердия, любви и всепрощения, которым наполнена поэма, нужно каждому из нас.   Христианская культура несет в себе огромный заряд жизненной силы и надежды, которые никогда не должны оставлять человека. И, несмотря на то зло, которое существует в современном мире, нужно помнить, что вокруг нас всегда есть любовь, есть чистота, есть добро – есть всюду свет…
Есенин Сергей АлександровичДорогие мои! Хорошие! (Сергей Есенин)
"Дорогие мои! Хорошие!" - эти слова Есенина из поэмы «Пугачев» автор фильма осознанно выносит в заголовок. Обращаясь к зрителю от имени главного героя, он призывает взглянуть на «привычное» в новом ракурсе. «Хулиган, похабник, пил безнадежно, в итоге повесился» - образ поэта, отштампованный Советской эпохой и накрепко вбитый в умы россиян. «Белая береза» из школьной программы, да «Клен опавший», вот, пожалуй, и все о творчестве. Но любовь народная при этом безгранична. Есенин наш, родной по духу. Мы принимаем его таким. А напрасно, утверждает режиссер.

Есенин Сергей АлександровичФото при жизни Есенина
С. Есенин. Москва. 1925 г.

С. Есенин. Москва. 1925 г.

С. А. Есенин. 1923 г.

Есенин. 11 июля 1923 г.

Эдуард Аркадьевич Асадов (1923-2004)Ты далеко сегодня от меня
Ты далеко сегодня от меня
И пишешь о любви своей бездонной
И о тоске-разлучнице бессонной,
Точь-в-точь все то же, что пишу и я.

Ах, как мы часто слышим разговоры,
Что без разлуки счастья не сберечь.
Не будь разлук, так не было б и встреч,
А были б только споры да раздоры.

Конечно, это мудро, может статься.
И все-таки, не знаю почему,
Мне хочется, наперекор всему,
Сказать тебе: — Давай не разлучаться!

Я думаю, что ты меня поймешь:
К плечу плечо — и ни тоски, ни стужи!
А если и поссоримся — ну что ж,
Разлука все равно намного хуже!