ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Опубликовано: 4370 дней назад (18 мая 2012)
Рубрика: Без рубрики
Редактировалось: 1 раз — 10 июня 2012
Настроение: Рабочее
Играет: Нет
+3
Голосов: 3
Хорошо зная стихи Анатолия Филина, многие, из которых вошли в его поэтический сборник «Гербарий», с интересом и нескрываемым любопытством начал знакомиться с рукописью его новой книги «Либретто для подорожника». В ней я обнаружил и уже знакомого автора и несколько нового, доселе не знакомого.Композиционно сборник составляют три раздела: «В толпе на улице пустынной», «Эхо грусти» и «Незавершенный эпилог» Наиболее объемным и, на наш взгляд, удачным является первый раздел. И если задаться вопросом: о чем  эта книга, то ответить на него однозначно невозможно. Но если все же попытаться выделить её ведущие мотивы, то можно сказать, что они о мире, окружающем человека, и о его жизни во всех её перипетиях – в радостях и печалях, в делах и раздумьях. Наиболее заметны три постоянные образа и связанные с ними тематические мотивы. Это – поэзия, творец, человек в окружающем его мире. И каждый из них имеет свою специфику. А все вместе они проясняют образ самого автора – интеллект, который пребывает в постоянном пути, творческом поиске, в стремлении, чтобы

                         «…только бы найти, найти и точка!
                         Найти и не терять последний шанс
                         В бездонных помыслах, в мудрейших строчках
                         Беспроигрышный жизни талисман».

Этот поиск приводит автора к размышлениям о поэзии вообще и о его собственном творчестве. Иногда в этих размышлениях проскальзывают мотивы, точнее сомнения в целесообразности своей работы, нужна ли она:
                           «Перечеркну и выброшу, что есть
                             В проем окна на злую мостовую…»
Однако эти сомнения сиюминутные и, очевидно, связаны они со скептической натурой автора сомневаться в написанном, вызванном стремлением к идеалу. А приблизиться к этому идеалу можно лишь веруя в свой труд, в верность своего выбора и идти к нему, преодолевая творческие муки:
                          « Я выбор свой и нянчил и лелеял,
                             Венец им выстрадан до самых мелких черт,
                             Тернистый путь не стелется аллеей,
                             Но с верою иду, и мне не страшен черт».
И еще одна из отличительных черт стихов Анатолия Филина – это их философская углубленность в суть явлений, хотя и построены они на каком-либо конкретном факте, нередко на личностном, пережитом им самим, как скажем, в стихотворении «Я по комнатам темным брожу» или «Все смеются – зачем поливать и водой и слезой старый пень?», «Меня коришь за мой уход…», а более всего в его «Пессимистической комедии»  
   Вообще к наиболее удачным стихам сборника можно отнести те, где автор пребывает в своей поэтической стихии, где опирается на прожитое и пережитое, обобщая всё это в художественные образы, как в триптихе «Родные пенаты», включающем стихотворение «Развалины Рима или улица Пушкина», «Ода старому двору» и «Дом детства». Вспоминая свои юные годы, автор сумел найти слова и создать такие образы, нарисовать такие переживания и грусть за безвозвратно ушедшим прошлым, что читатель воспринимает их как свои собственные. Люди старшего поколения, чья молодость выпала на 50-60  годы уже прошлого ХХ столетия, еще могут вспомнить улицу Пушкина, тогда главную в Симферополе, место гуляния молодежи в вечернее время; как метко подметил Анатолий Филин
Называли её стометровкой,
Приходили гулять с поллитровкой.
Гул стоял, что восточный базар…

   В книге много стихов «хороших и разных». Они хорошо и добротно сделаны. Хотя, к сожалению, встречаются и строчки написанные поспешно, в них можно обнаружить стилистические неточности, неудачную рифмовку, логическую незавершенность. Однако они нисколько не портят впечатление о добротном в целом сборнике. Читатель найдет в нем много хороших стихотворений о вечных темах с их философской подоплекой, таких, как природа и человек, жизнь и смерть, пространство и время, любовь и искусство, и – вместе с автором переживет родственные ему чувства или близкие мысли. И, очевидно, это то главное, в чем видится истинное предназначение поэзии.


М.Я. Вишняк.
Профессор. Зав. Кафедры
Истории и теории украинс-
кой литературы Тавричес–    
кого университета им. Вер-
надского. Член СПУ.

Нет комментариев. Ваш будет первым!