Юмор и сатира

  
Кубок признания ЗолотойКубок признания Платиновый
Сообщений: 5


                             Николай ГЛАЗКОВ
( из книги Ю. Безелянского  "69 этюдов о русских писателях")

-----------------------------------------------------------
(С)

"...Как удивительно порой меняются авторитеты! Не так давно- в советский период,- тиражировалась " обойма" имен : Сурков, Тихонов, Матусовский, Ошанин...
В наши дни о них вспоминают все меньше,- зато на слуху ДРУГИЕ ПОЭТЫ- из бывшего " второго-третьего" и других " рядов".
Один их них- Николай Глазков.
Он родился в 1919 году в Нижегородской губернии. Умер в 1979 г в Москве.
Отец- адвокат, был репрессирован в 1938-м. Мать- учительница немецкого языка. Учился- в трех институтах- в Московском педагогическом, в Литературном и в Горьковском педагогическом. Увлекался историей и географией, геологией и минералогией, играл в шахматы.
ГЛАЗКОВ более 50 лет прожил в Москве на Арбате. Это был удивительный человек. ПОЭТ, ЭССЕИСТ, АКТЕР, шахматист...
"Глазков,- сказал о нем Е. Евтушенко,- это русский Омар Хайям,- но из нашего века..."

Я ИДУ ПО УЛИЦЕ,
МИР ПЕРЕД ГЛАЗАМИ,
И СТИХИ СТИХУЮТСЯ
СОВЕРШЕННО САМИ.

Глазков- яркий пример того, как талантливый человек не может жить в тоталитарной системе, " выламывается" из неё.
Каждый находил тогда себе нишу. У Глазкова была своя: НИША ЮРОДИВОГО ПОЭТА, ФИЛОСОФА И КЛОУНА ОДНОВРЕМЕННО:

Я ПОЭТ ИЛИ КЛОУН?
Я СЕРЬЕЗЕН ИЛЬ НЕТ?
ПОСМОТРЕТЬ ЕСЛИ В КОРЕНЬ,
КЛОУН ТОЖЕ ПОЭТ...

Глазкова долго не печатали: НЕ ПЕВЕЦ и НЕ ФАНФАРИСТ ВЛАСТИ, а ЕРНИК И ЦИНИК,- как считали чиновники от литературы. Первый сборник вышел лишь в 1957 году.

ДО ЗДРАВСТВУЮТ МОИ ЧИТАТЕЛИ,
ОНИ УМНЫ И СПРАВЕДЛИВЫ!
НА СЛОВОБЛУДЬЕ НЕ РАСТРАТИЛИ
ДУШИ ПРЕКРАСНЫЕ ПОРЫВЫ.

Сам себя он называл "Юродивым из Поэтограда", " поэтом переулков"...все его строчки сдобрены изрядной порцией самоиронией.

НАПИСАЛ СВОЙ ВАРИАНТ ПОЭМЫ "ВОРОН"

"ВОРОН" (стилизация под "Ворона" Эдгара По)- Н.Глазков

Черный ворон, черный дьявол,
Мистицизму научась,
прилетел на белый мрамор
в час полночный, черный час.

Я спросил его:- Удастся
мне в грядущие года
где-нибудь найти богатство?
Он ответил :- НИКОГДА!

Я сказал:- В богатстве мнимом
Сгинет лет моих орда.
Все же буду я любимый?
Он ответил:- НИКОГДА!

Я сказал:- Пусть в личной жизни
неудачник я всегда.
Но народы в коммунизме
сыщут счастье?.. - Никогда!

И на все мои вопросы,
где возможны " нет" и " да",
отвечал вещатель грозный
безутешным: - Никогда!

"НАДО БЫТЬ ОЧЕНЬ УМНЫМ,- ЧТОБЫ ВАЛЯТЬ ДУРАКА"- как-то заметил Глазков.
---------------------------------------------------------------------

Он удивительно напоминал ГЛИКБЕРГА (С.Черного)- печальной судьбой, неприкаянностью, враждою с веком , идеями и иногда стилем.
Глазков:

Я НА МИР ВЗИРАЮ ИЗ-ПОД СТОЛИКА.
ВЕК ДВАДЦАТЫЙ-ВЕК НЕОБЫЧАЙНЫЙ.
ЧЕМ СТОЛЕТЬЕ ИНТЕРЕСНЕЙ ДЛЯ ИСТОРИКА,
ТЕМ ДЛЯ СОВРЕМЕННИКА ПЕЧАЛЬНЕЙ.

сравните: А.Гликберг:

"Революция- очень хорошая штука...
почему бы и нет?
Но- первые семьдесят лет-
не жизнь, а сплошная мука!"

(актуально)..."
Редактировалось: 2 раз (Последний: 24 сентября 2012 в 19:43)
"Мы, оглядываясь, видим лишь руины..." (И. Бродский, " Письма римскому другу" )
Кубок признания ЗолотойКубок признания Платиновый
Сообщений: 5

Из книги Ю. Безелянского

  (С)

ГРОТЕСК, ИРОНИЯ, ФАРС.

--------------------------

ДАНИИЛ ХАРМС

"...Даниил ХАРМС был человеком необыкновенным и весьма оригинальным. Он строил свою жизнь- как произведение искусства.

"Хармс- сам по себе искусство",- говорил А.Введенский- соратник по группе ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства). В декларации ОБЭРИУ ( 1928) говорилось: " Нужно быть побольше любопытным и не полениться расмотреть столкновение словестных смыслов".

Обэриуты- (Даниил Хармс, А.Введенский, К.Вагинов, Николай Заболоцкий...)- занимались "столкновением словестных смыслов", ассоциаций, сочетаний-несочетаний ( и прочим лингвистическим богатством).

Обэриуты как и многие ( естественно)- ясно ощущали дисгармонию 20 века, его катаклизмы и потрясения, исторический хаос, понять который невозможно с помощью обычного здравого смысла. Отсюда- выражение Введенского-" звезда бессмыслицы".

Задолго до Самюэля Беккета, Введенский и Хармс предугадали и создали театр абсурда. Беккет- грандиозная величина мировой культуры; Введенский- почти забытый ( загубленный российский сочинитель); ХАРМС- напротив- не забыт, любим и разобран на цитаты...
(С)

А вы знаете, что ПОД?
А вы знаете, что МО ?
А вы знаете, что РЕМ?
Часовой стоит с ружьем?
-Ну! Ну! Ну! Ну!
Врешь, врешь, врешь, врешь!
Ну, с дубиной, ну, с метелкой,
ну, ещё туда- сюда,
А с заряженным ружьем-
это просто ерунда...

Костлявый, очень высокий и очень грустный,- Даниил Хармс сохранил в себе детские черты- он любил удивлять...
Одни его псевдонимы чего стоят: Чармс, Ваня Мохов, Крал Иванович... ( А на самом деле он- Даниил Иванович Ювачев. У него были примечательные родители: отец-народоволец и каторжанин и мать- дворянка.)

В 1927 г он вошел в группу ОБЭРИУ,-где выделялся неистощимой выдумкой, полетом фантазии и пристрастием к эпатажу.
Он виртуозно владел гротеском, черным юмором, иронией и откровенным фарсом.
Иногда он писал почти кажущуюся бессмыслицу ( стилизацию)...НО- МУЗЫКАЛЬНЫЙ НАПОР, какая-то первозданность его строчек... нравились многим.
Разумеется, поэт-абсурдист, сатирик и фантазер Хармс не для всех. Он придумал таинственную
" бушемель", о которой идет "бурный спор".

Ночь. Не видно мне лица, только слышно мне по звуку:
Золотые все сердца! Я готов подать им руку...


В 2005 году в петербурге шумно отметили 100-летие Даниила Хармса. Юбилей проходил под девизом :" Мы себя под Хармса чистим..."

(Ю.Безелянский. "69 этюдов о русских писателях")
"Мы, оглядываясь, видим лишь руины..." (И. Бродский, " Письма римскому другу" )
Кубок признания ЗолотойКубок признания Платиновый
Сообщений: 5
Стилизация

При таком обилии ГРАНЕЙ,-которые УЖЕ существуют и разработаны- СТИЛИЗАЦИЯ вряд ли требует ЕЩЁ ФОРМ.
На самом деле,- сколько талантливых поэтов обращались к этому приему,-столько же можно насчитать и " граней" ( а чаще всего, -стилизация именно МНОГОГРАННИК,- совмещающий различные заимствование ( сюжетной линии с заимствованием сленга, ритмической " сетки"- в ремиксах; оригинального размера с примесью современных событий и воззрений - в подражаниях; народный стиль+ современный сленг- в частушке; "авторское видение"+заимствование оригинального стиля- в ретроспекциии...)
Стилизация СИЛЬНА своей МНОГОГРАННОСТЬЮ и гибкостью :
-ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ- "НАРОЧИТОЙ ПРИМИТИВИЗАЦИИ"-разговорной речи или ,-наоборот,-СТИЛЬНОСТЬЮ заимствованной готовой формы...

---------------------------------------------------------------
АЛЕКСАНДР ГЛИКБЕРГ (С. ЧЕРНЫЙ)

"Подражание древним"
--------------------------

(С)

Роза прекрасна по форме
и запах имеет прекрасный...
Болиголов- некрасив,
(и при этом- ужасно воняет...)
...Видели,- дети мои,-
приложения к нашим газетам?
Видели- "лучших", " достойных",
и " правых из правых"?
Молча- в их лица вглядитесь,-
бумажку в руках разминая...
(Тихо приветствуя мудрость
любезной природы...)


-------------------------


    

А. ВУЛИС

из книги "Литературные зеркала"

                              

ПОД ЗНАКОМ ПАРОДИИ. (очерк)

--------------------------------------------

(С)

"...Эпиграмический " поворот" и пародия- используются в сатирических, юмористических (иронических)- и др.- жанрах.

ПАРОДИЯ- подобна тем " растениям",- которым стволы других растений заменяют почву.

ПАРОДИРОВАНИЕ- создание развенчивающего двойника,- но " двойник"- естественно- ОПИРАЕТСЯ на передразниваемый объект!
Нет объекта- нет и пародии.
Художественное предназначение пародийного образа- ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ:

"ДА- ЕСТЬ КНИГА (КАРТИНА, ПЬЕСА, ФИЛЬМ)- в котором- то-то и то-то показано- так-то и так-то...
Я- КОПИРУЮ( ОТРАЖАЮ,ПЕРЕДРАЗНИВАЮ,ДОМЫСЛИВАЮ!)

ПАРОДИЯ- забирает у жертвы- СТИЛИСТИКУ И СЮЖЕТ

принцип композиции и типизации

героев и диалоги,

СЛОВОМ- ВСЕ,- что нужно для создания художественного единства!

Объект насмешки и его ВАРИАНТ оказываются в отношении СИМБИОЗА:
они СОСУЩЕСТВУЮТ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗЕ,- иногда- враждебных друг другу частей единого целого...

Обратитесь к любой пародии, признаваемой читателем за пародию. Вам предстанет подобная же ситуация. Пародийный дубликат будет похож на прототипическую модель и, вместе с тем,- на поверхность всплывут и некоторые отличия.

Оптике пародиста присуща диалектическая тенденция:- отражая,- преображать и, - преображая,- сохранять верность первоначальному отражению.

ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ РЕАКЦИЯ ЗРИТЕЛЯ- УЗНАВАНИЕ!

(ПАЛИТРА- СМЕХ.- Неизвестное в сочетанием с известным)

ПАРОДИЯ- ЖАНР СРЕДИ ЖАНРОВ.
--------------------------

А.ВУЛИС "Литературные зеркала"

-------------------------------

"...КОМПАС и МАГНИТ- вот,- фигурально говоря,- ВСЕ,- что мы и имеем по явлению ПАРОДИЯ- КАК литературный процесс.
Компас и магнит- это, конечно мало, в сравнении с идеалом.

КОМПАС- в лабиринте связей,- ПРИНЦИП зеркально повторяющихся мотивов, эпизодов, реплик: при обновляющихся обстоятельствах они обнаруживают новые... нюансы и смыслы, которые на фоне " старых" лучатся потенциальной ( а то и реальной)- пародийностью.

ЭТОТ ПРИЕМ ДЕЙСТВИТЕЛЕН ДАЖЕ ДЛЯ САМОЙ СЕРЬЕЗНЕЙШЕЙ ПРОЗЫ!
(если даже кажется, что он не настроен на пародию)
Тем более он значим в ЛИТЕРАТУРЕ,- которая СКЛОННА К ПАРОДИЙНЫМ ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЯМ СЛОВ И СИТУАЦИЙ.

Один из главных , динамических " мускулов" рассказа- ПОВТОР,- нарабатывающий своим " поршневым ходом"- динамику сюжета!

Любой персонаж Диккенса (тот же Пиквик с его постоянными " промахами"- дает нам обширный материал для раздумий о комедийной плодотворности "повторных изданий" НО: С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ).
Пример:
Рассеянность Паганеля, щедрая на рецидивы, как и всякое постоянное качество характера,- создает похожие комические ситуации. ( А ведь Жюль Верн, в отличие от Диккенса,- ВОВСЕ не посягает на лавры сатирика.
А Джером К. Джером, а Гашек, а Чапек- у них просто ПРЕОГРОМНОЕ количество ситуаций,- несущих элемент ПОВТОРА (подобного или измененного - жеста, фразы, поступка...

ДРУГАЯ распространенная форма ПАРОДИИ ВНУТРИ САМОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ- мистификация, розыгрыш.

Встречая РОЗЫГРЫШ, мы не всегда сразу понимаем, что это ещё и ОБЫГРЫШ.

ОБЫГРЫШ- подстановка(факта, состояния), подмена персонажа (или-предмета)-манипулирование неожиданностями, жонглирование альтернативами-там- где героям,-как казалось бы- только и остается плыть по течению закономерностей, неожиданностей..."


ОБЫГРЫШ (сюжет)
пример из книги " Сатиры и лирика" А. Гликберга

ФИЛОСОФЫ
----------------
(С)
"Профессор Виндельбанд
введение в философию читал...
Какой талант!
Набив огромный зал,
студенты слушали, не упуская слова,
полны ТАКОГО ПОНИМАНИЯ ЖИВОГО,-
ЧТО КАНТ НА НЕБЕСАХ СЕРДЕЧНО УМИЛЯЛСЯ
( и сладко улыбался).
Вдруг, оборвав рассказ
(Должно быть,- опасаясь что забудет),
профессор заявил, что в следующий раз
он им читать не будет,
Затем,- что приглашен в ученое собрание
на заседание.
Вмиг крики поднялись,
и топот ног и ржанье-
Философы как с цепи сорвались:
УРА! УРА! Благодарим! Отлично! Браво!

Профессор посмотрел налево и направо,
недоуменно поднял плечи
и,- улыбаясь, перешел к дальнейшей речи.
(1907 А. Черный )
"Мы, оглядываясь, видим лишь руины..." (И. Бродский, " Письма римскому другу" )
Кубок признания ЗолотойКубок признания Платиновый
Сообщений: 5

Ю. БЕЗЕЛЯНСКИЙ, очерки

(С)

              

ОБЭРИУ-

литературная группа (Объединение Реального Искусства).

Обэриуты (Даниил Хармс, Александр Введенский, Константин Вагинов, Николай Заболотский и другие...)

                    ИХ УВЛЕКАЛА ИГРА ЯЗЫКА И ЖИЗНИ...

                  В произведениях обэриутов целая россыпь поэтических символов, смыслов, ассоциаций, сочетаний-несочетаний и прочее лингвистическое богатство.
И ещё. Обэриуты,- прежде всего Александр Введенский- начали печататься уже с начала 20-х годов( этим периодом датируется и дружба с Даниилом Хармсом) Оба они- Введенский и Хармс - входили в "Орден заумников",- в котором Хармс именовал себя как "Чинарь-взиральник", а Введенский- "Чинарь авторитет бессмыслицы".

Введенский выступал как "взрослый" поэт, позднее (с 1927)- как детский,
печатался в популярных журналах "Чиж" и "Еж" и выпустил около трех десятков детских книжек.
А ещё Введенский работал переводчиком ( к примеру, перевел сказки братьев Гримм.
10 декабря 1931 года поэта арестовали. Ему предъявили обвинение во " вредительстве в области детской литературы"(!)
Правда, уже через ТРИ месяца освободили, но запретили проживать в 16 городах и пограничных пунктах в течение трех лет.
Затем последовало возвращение в Ленинград, переезд в Харьков, изредка наезды по делам в Москву и Ленинград.
Начало Отечественной войны принесло Введенскому и Хармсу гибель, но не на поле сражения.

В сентябре 1941 Введенский был арестован и этапирован в глубь страны. В этом же году он и умер (в возрасте 37 лет)
ПРОСТО,ВЫЧЕРКНУЛИ ИЗ ЖИЗНИ ТАЛАНТЛИВОГО ЧЕЛОВЕКА.

(Россия "любила"- МЕРТВЫХ знаменитостей.)
Часть архива Введенского потеряна, что-то со страху сожгли родственники, что-то осело в недрах НКВД.
Но ЧАСТЬ - издано.
В начале 80-х на Западе издали двухтомник Введенского, а уж потом и у нас.
--------------------------------------------------------------------------

СТИХИ (Введенский)
(С)
Осматривая гор вершины,
их бесконечные аршины,
вином налитые кувшины,
весь мир, как снег, прекрасный,
я видел темные потоки,
я видел бури взор жестокий,
и ветер мирный и высокий,
и смерти час напрасный...

"ЭЛЕГИЯ"

Летят божественные птицы,
их развиваются косицы,
халаты их блестят, как спицы,
в полете нет пощады.
Они отсчитывают время,
они испытывают бремя,
пускай бренчит пустое стремя-
сходить с ума не надо.

ххх

Есть ещё у меня претензия,
что я не ковер, не гортензия,
мне жалко, что я не крыша,
распадающаяся постепенно,
которую дождь размачивает,
у которой смерть не мгновенна...
Мне не нравится, что я смертен....

МНОГИЕ СТРОКИ Введенского- это мудрость жизни, увиденная глазами ребенка. Наивно. Но глубоко, в суть...."

(С)
(Юрий Безелянский, очерки)

"Мы, оглядываясь, видим лишь руины..." (И. Бродский, " Письма римскому другу" )
Кубок признания ЗолотойКубок признания Платиновый
Сообщений: 5
В тему.

Из книги А. Вулис " Литературные зеркала"- ЭПИГРАМИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ

Эпиграмический поворот...Это сатирический (иронический, юмористический) жанр.

..." Это ОБЫГРЫШ в дальнейшем под разными неожиданными углами, создающий сюжетный рисунок нового произведения..." (С)- А. ВУЛИС

Пример:
-----------------

Яков Белинский:
------------------

"Спит острословья кот. Спит выдумки жираф.
Удачи спит удод. Усталости удав..."

пародист А. Иванов:
-----------------
"Спит весь животный мир. Спит верности осел.
Спит зависти тапир. И ревности козел.
Спит радости гиббон. Забвенья спит кабан.
Спит хладнокровья слон. Сомненья пеликан.
Спит жадности питон. Надежды бегемот.
Невежества тритон. И скромности енот.
Спит щедрости хорек. Распутства гамадрил.
Покоя спит сурок. Злодейства крокодил..."

Б. Кежун:
----------------

"Спит земля и силы копит,
чтобы были у неё.
Спит различное млекопит-
ающееся зверье.
Спит пшеница в чистом поле.
Спят деревья у воды.
Спит звезда. И даже боле:
Спит редакция " Звезды"..."
__________________
Редактировалось: 1 раз (Последний: 24 сентября 2012 в 20:16)
"Мы, оглядываясь, видим лишь руины..." (И. Бродский, " Письма римскому другу" )
Почетный автор IIIПочетный автор IIКубок признания ЗолотойПочетный комментатор IIIЛента комментатора IIIЛента комментатора IIПочетный комментатор IIКубок признания ПлатиновыйГрамота за верную критикуМедаль кармы IIIЛента комментатора IПочетный комментатор IМедаль кармы IIПочетный автор IМедаль кармы I
Сообщений: 201
Эзоп. Ксанф, выпей море!

Эзоп был сочинителем басен. Считалось, что все басенные рассказы, которые потом на разный лад пересказывались в течение многих веков, впервые были придуманы Эзопом: и про волка и ягненка, и про лису и виноград, и про лягушек, просящих царя. Его имя так срослось со словом «басня», что, когда какой-нибудь писатель брался за сочинение басен, он писал на своей книге: «Эзоповы басни такого-то писателя».
Эзоп сочинял басни потому, что он был раб и говорить прямо то, что он думал, было для него опасно. Это был его иносказательный, «эзоповский язык». А о том, как он был рабом, и у кого, и что из этого получалось, в народе рассказывали множество веселых историй.




Рабом он был, так сказать, от природы: во-первых, он был варвар, во-вторых, урод. Он был фригиец, из Малой Азии, а фригийцы, по твердому греческому убеждению, только и годились, чтобы быть рабами. А вид его был такой: голова как котел, нос курносый, губы толстые, руки короткие, спина горбатая, брюхо вспученное. Зато боги его наградили даром слова, острым умом и искусством сочинять басни.


От речистого раба хозяин сразу поспешил отделаться, и повел работорговец Эзопа с партией других рабов на рабский рынок на остров Самос. Стали разбирать дорожную поклажу, Эзоп просит товарищей: «Я здесь новый, слабый, дайте мне вон ту хлебную корзину» — и показывает на самую большую и тяжелую. Посмеялись над ним, но дали. Однако на первом же привале, когда все поели хлеба, Эзопова корзина сразу стала легче, а у остальных рабов их мешки и ящики как были тяжелы, так и остались. Тут-то и стало ясно, что ум у уродца не промах.




На острове Самосе жил простак-философ Ксанф. Увидел он трех рабов на продаже: двое были красавцы, а третий — Эзоп. Спросил он: «Что умеете делать?» Первый сказал: «Все!» , второй сказал: «Все!», а Эзоп сказал: «Ничего!» — «Как так?» — «Да вот мои товарищи все уже умеют, мне ничего не оставили». — «Хочешь, я куплю тебя?» — «А тебе не все равно, чего я хочу? Купи меня в советники, тогда и спрашивай». — «Ты всегда такой разговорчивый?» — «За говорящих птиц дороже платят». — «Да ты-то ведь не птица, а урод». — «Бочки в погребе тоже уродливы, а вино в них на славу». Подивился Ксанф и купил Эзопа.



Устроил Ксанф угощение ученикам, послал Эзопа на рынок: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете!» Пришли гости — Эзоп подает одни только языки: жареные, вареные, соленые. «Что это значит?» — «А разве язык не самое лучшее на свете? Языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах — ничего нет лучше языка!» — «Ну так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете!» Назавтра Эзоп опять подает одни только языки: «Что это значит?» — «А разве язык не самое худшее на свете? Языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну — ничего нет хуже языка!» Рассердился Ксанф, но придраться не мог.

После обеда стали пить вино. Ксанф напился пьян, стал говорить: «Человек все может сделать!» — «А море выпьешь?» — «Выпью!» Побились об заклад. Утром Ксанф протрезвел, в ужас пришел от такого позора. Эзоп ему: «Хочешь, помогу?» — «Помоги!» — «Как выйдете вы с судьями и зрителями на берег моря, так ты и скажи: море выпить я обещал, а рек, что в. него впадают, не обещал; пусть мой соперник запрудит все реки, впадающие в море, тогда я его и выпью!» Ксанф так и сделал, и все только и дивились его мудрости.
Послал Ксанф Эзопа за покупками, встретил Эзоп на улице самосского градоначальника. «Куда идешь, Эзоп?» — «Не знаю!» — «Как так не знаешь? Говори!» — «Не знаю!» Рассердился градоначальник: «В тюрьму упрямца!» Повели Эзопа, а он оборачивается и говорит: «Видишь, начальник, я тебе правду сказал: разве я знал, что в тюрьму иду?» Рассмеялся начальник и отпустил Эзопа.




Собрался Ксанф в баню, говорит Эзопу: «Ступай вперед, посмотри, много ли в бане народу?» Эзоп возвращается и говорит: «Только один человек». Ксанф обрадовался, идет и видит: в бане полным-полно. «Что же ты мне вздор говорил?» — «Не вздор я тебе говорил: лежал перед баней на дороге камень, все об него спотыкались, ругались и шли дальше, и только один нашелся, который как споткнулся, так тут же взял камень и отбросил с пути. Я и подумал, что народу тут много, а настоящий человек — один».
Созвал Ксанф в гости друзей и учеников, а Эзопа поставил у ворот и велел: «Смотри, чтобы никто из простых людей не прошел, а только одни ученые!» Подошел гость, Эзоп его спрашивает: «Чем собака поводит?» Гость не понял, подумал, что его собакой обзывают, обиделся, пошел прочь. За ним другой, третий, десятый; наконец нашелся один и ответил: «Хвостом и ушами!» Эзоп обрадовался: «Вот тебе, хозяин, ученый гость, а больше не было!» На другой день ученики жалуются Ксанфу на Эзопа, а тот объясняет: «Какие же они ученые, если на такой простой вопрос ответить не могли?»
Много раз просил Эзоп Ксанфа освободить его, а Ксанф не хотел. Но случилась на Самосе тревога: заседал перед народом государственный совет, а с неба налетел орел, схватил государственную печать, взмыл ввысь и оттуда уронил ее за пазуху рабу. Позвали Ксанфа истолковать знамение. Ксанф, по своему обычаю, говорит: «Это ниже моего философского достоинства, а вот есть у меня раб, он вам все растолкует». Вышел Эзоп: «Растолковать могу, да не к лицу рабу давать советы свободным: освободите меня!» Освободил народ Эзопа; Эзоп говорит: «Орел — птица царская; не иначе, царь Крез решил покорить Самос и обратить его в рабство». Огорчился народ и отправил Эзопа к царю Крезу просить снисхождения. Щедрому царю умный урод понравился, с самосцами он помирился, а Эзопа сделал своим советником.

<br />Долго еще жил Эзоп, сочинял басни, побывал и у вавилонского царя, и у египетского, и на пиру семи мудрецов. А погиб он в Дельфах. Посмотрел он, как живут дельфийцы, которые не сеют, не жнут, а кормятся от жертв, приносимых Аполлону всеми эллинами, и очень ему это не понравилось. Дельфийцы испугались, что он разнесет о них по свету дурную молву, и пошли на обман: подбросили ему в мешок золотую чашу из храма, а потом схватили, обвинили в краже и приговорили к смерти. Эзоп припал к алтарю Муз — его оторвали и повели на казнь. Он сказал:<br />«Не к добру вы обидели Муз! Так же вот спасался однажды заяц от орла и попросил помощи у навозного жука.<br />Посмеялся орел над таким заступником и растерзал зайца. Жук стал мстить: высмотрел орлиное гнездо, вытолкнул оттуда орлиные яйца, а сам улетел. Где ни вил орел гнездо, всюду жук разбивал его яйца; наконец положил их орел за пазуху к самому Зевсу. А жук скатал навозный ком, взлетел к Зевсу и тоже бросил его богу за пазуху; возмутился Зевс, вскочил, чтобы отряхнуться, и орлиные яйца опять упали и разбились. И пришлось Зевсу, чтобы не перевелся орлиный род, устроить так, чтобы орлы несли яйца в ту пору, когда жуки не летают. Не обижайте слабых, дельфийцы!»<br />Но дельфийцы не послушались и сбросили Эзопа со скалы. За это их город постигла чума, и еще долго пришлось им расплачиваться за Эзопову смерть.<br />Так рассказывали о народном мудреце Эзопе.<br />М.Л. Гаспаров "Занимательная Греция"
В начало страницы 
|
Перейти на форум:
Быстрый ответ
Чтобы писать на форуме, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.