О Святой Троице Андрея Рублева

23 ноября 2015 — Стефан Завьялов

О Святой Троице Андрея Рублева

Стефан Завьялов

Икона Святой Троицы Андрея Рублева на первый взгляд вызывает недоумение – почему об этой иконе говорят восторженно на протяжении столетий. Однако если она у вас каждый перед глазами, если вы потрудитесь окунуться в мир православного богословия, то у вас на этот счет должно появиться собственное мнение.

Перед написанием сего скромного изложения, когда мысли мои приобрели на этот счет некоторую завершенность, решил посмотреть, что об этом пишут и думают другие. Просмотрел описание иконы и ее историю на сайте rublev.com. Возможно, мое мнение абсолютно и не верное относительно этой иконы, но оно другое. Кстати, читая, как данную икону покрывали все новыми и новыми слоями олифы и краски, а затем скрыли ее в серебряном окладе - в очередной раз пришла в голову мысль, что революции 1917 года были не случайными.

Мне всегда интуитивно не нравились иконы скрытые серебряными и золотыми окладами, всегда хотелось заглянуть под оклад. Так как оклады скрывают от нас очень много откровенной информации. Икона это своего рода проповедь иконописца, особенно если это апостол Лука или Андрей Рублев.

Так чем же мне мешают оклады? Если внимательно посмотреть на три фигуры иконы, то вы увидите цвета Их одежды. Центральная фигура одета в вишневый хитон с желтой или оранжевой вертикальной вставкой и синий плащ. Фигура по левую руку от центральной одета в синий хитон и зеленоватый плащ. Фигура по правую руку от центральной одета в синий хитон и белый плащ. Я часто задавался вопросом Кто здесь Кто? Со временем я для себя нашел ответ.

Первоначальная одежда это хитон. Поверх хитона одевается плащ. Если исходить из теории, что Сын и Дух Святой от Отца, то можно предположить, что центральная фигура это Отец, кстати, по здравому смыслу так и должно быть.

Первая одежда отца отсутствует в одеждах двух других фигур и на самой иконе, кроме одного места, описывающей окружающий мир. Это своего рода высшая тайна недоступная нашему разумению. Вторая одежда центральной фигуры – синий плащ, это первая одежда двух других фигур. Это как сказание, что они от Отца. Синий цвет отсутствует в описании окружающего мира на иконе и является своего рода непознаваемой для нас тайной другого уровня. Цвета плащей левой и правой фигуры можно встретить в иконе в описании окружающего мира. Об этом позже.

С Отцом мы разобрались. Где Сын? Где Агнец Божий предназначенный на заклание, мучения, унижения, предательство и ужасную мучительную смерть?

Давайте посмотрим на лики фигур и положения их глав. У вас еще есть вопросы?

Две склонили свои главы в направлении фигуры в белом плаще. Обратите внимание на их руки. На столе стоит подношение от праотца Авраама ради собственного спасения, а также ради спасения других, чтобы они имели шанс на спасение. Две вышеописанные фигуры держат посохи в левой руке, а правая рука каждой из фигур расположена на столе. Правая рука центральной фигуры замерла на столе с указующими двумя перстами. Фигура в зеленом плаще как бы готовится придвинуть чашу правой рукой к фигуре в белом плаще.

Фигура в белом плаще держит голову практически без наклона, но ее лик несколько преклонен относительно центральной фигуры и глаза устремлены на Отца не в прямом взоре, а как бы немного из-подо лба. Фигура в белом плаще руки на стол не опустила. Руки просматриваются не четко, но, кажется, что посох Он держит в правой руке, а левой собирается взять подношение.

Центральная фигура на иконе самая величественная, Ее лик переполнен любовью и в то же время Отец как бы обращается к Сыну с просьбой о принятии на себя страданий ради спасения тех, кого можно будет спасти.

Фигура в зеленом плаще. Она как бы уже скорбит об ужасном событии и ее глаза устремлены вниз.

В лице фигуры в белом плаще отображена безграничная любовь и преданность воле Отца.

Здесь еще много о чем можно говорить, например, об орнаменте на скатерти стола, о зеленом источнике, истекающем из под стола за которым сидят три загадочных Путника. О том, что земля также зеленая и ноги Путников ее не касаются. В этой иконе заключено очень много и все это было скрыто от людских глаз. Безбожники большевики освободили икону из оклада, реставрировали ее и выставили ее в музее, где эта икона несла Слово Божие всем кто устремлял на нее свой взгляд.

Поистине пути Господни неисповедимы. 

 P.S.

На заднем плане иконы мы видим дерево, скалу и здание. Древо за Отцом. Здание за Сыном. Скала за Духом Святым. Древо – это жизнь. Скала – материя и энергия всёвсесвязующая. Здание – домостроительство этого мира.

Святая Троица находится на постаменте, возвышающимся над землей. Ноги Путников земли не касаются. Двое крайних Путников восседают, скажем так, на стульях. Две ножки каждого стула опираются на землю. На чем восседает Центральный Путник – скрыто. Логично предположить, что Отец полностью находится на постаменте, а Сын и Дух Святой имеют возможность сходить на землю.

Из-под стола с пьедестала на землю истекает Источник. Возможно, именно этот Источник и питает жизнь на земле.

Пытаясь понять, что же еще хотел сказать великий иконописец-богослов, можно предположить, что Сын должен взять подношение, преподнесенное Авраамом и благословленное Тремя Путниками и сойти с этим Даром на землю…

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0219026 от 23 ноября 2015 в 20:28


Другие произведения автора:

Паутина. гл. 29

От Иссеича 63

С душком 16

Рейтинг: 0Голосов: 0674 просмотра

Нет комментариев. Ваш будет первым!