Об Авторе и Мастере

8 июня 2018 — Стефан Завьялов
О «Мастере и Маргарите» (наброски)

Что хотел сказать автор своим романом? для чего его написал?
Автор хорошо был знаком с богословием, но судя по жизненному пути, не станем вдаваться в детали, он не был воцерковленным человеком, хотя и не мог быть атеистом. Возможно Мастер – это своего рода прообраз самого автора, так как в романе присутствуют моменты из биографии самого автора. Мастер не преподносится как религиозный человек, но он показан знатоком темной стороны.
Как советовал Воланд на Патриарших – «поверьте хоть в то, что дьявол существует». Так вот, Мастер не просто верит, а, кажется, даже знает об этом.
По всей видимости, писать об Иисусе было невозможно, а как мы знаем, автор писал и фантастику «Роковые яйца», где упоминаются хорошо известные персонажи из нашего романа. Так вот, похоже, у автора была некая духовная потребность проповедовать. А как это сделать? Облечь все в новую и необычную форму. Охота шла за теми, кто проповедовал открыто, поэтому возможно автор облёк свою проповедь в необычную форму, чтобы она имела шанс попасть к читателю, возможно, и не надолго. У автора в этом был довольно богатый опыт.
Вопрос, что он проповедовал? Воланд прислушивается и исполняет волю Иешуа. Он хотя и просит поверить хотя бы в существование дьявола, но по ходу романа показано, что слова Иешуа о том, что «всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдёт в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть», а также – «рухнет храм старой веры и создастся храм истины» - являются ключевыми.
Автор видел, что новое поколение растёт, не зная Бога, поэтому роман своего рода послание будущим поколениям, способное донести проповедь автора. Для любознательных, кто из читателей заинтересуется тем, кто же такой Иешуа – автор даёт ссылку к Левию Матфею, а дальше дело техники. Чтобы скрыть свою проповедь, автор не забывает упомянуть, что «эти добрые люди ничему не учились и все перепутали, что я говорил. Я вообще начинаю опасаться, что путаница эта будет продолжаться очень долгое время. И все из-за того, что он неверно записывает за мной».
Говорить здесь о каких-то богословских тонкостях не приходится, так как годы написания романа – это забвение религиозной мысли в массах. Так что, это похоже все же просто скрытая проповедь. Правда, можно предположить, что автор высказывает сомнения Левию Матфею и делает отсыл к другим евангелистам, но это всего лишь личное субъективное предположение.
Если пофантазировать, то можно еще сказать, что Воланд это тёмная сторона Мастера, которая подавлена, но в которой реализуются все потаённые мысли и желания на несправедливость жизни. Можно также предположить, что Мастер, попадая в клинику, в своём воображении разыгрывает все события романа, находящиеся за пределами его палаты, и что у него нет никаких соседей, нет связки ключей и так далее. Да, мало ли что, можно нафантазировать. Выбор остается за читателем и зависит от тонкости его души, а обвинителям в богомазстве, всегда можно предоставить последнюю идею, описывающую смысл происходящего и что в романе нет никакой мистики, а есть просто больной человек…
© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0287072 от 8 июня 2018 в 08:09


Другие произведения автора:

От Иссеича 64

Школа

Образ и подобие?

Рейтинг: 0Голосов: 0339 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!