Опус 16...17

5 января 2019 — Стефан Завьялов

***

Работать над собой можно по-разному, но в любом случае необходимо соблюдать чувство меры, как говорили некоторые преподобные отцы, например батюшка Зосима, - лучше недомолиться, чем перемолиться. Данный путь подразумевает осторожность при работе с нагрузкой, хоть и внутренней, но последствия могут быть намного хуже, чем при работе с превышающей твои силы физической нагрузкой.

Дальнейшее изложение предполагает знакомство с утренним и вечерним молитвенным правилом не только теоретически. Выполняем длительную молитву, хотя более пятнадцати минут не рекомендуется усердствовать в этом занятии по вышеназванной причине, и развиваем внимание, без которого работать над собой невозможно. Выполнить обычное молитвенное правило по памяти (молитвы могут быть подобраны индивидуально, главное, чтобы при чтении их по памяти – слова молитвы должны сами всплывали в памяти без умственного напряжения. Это достигается путем добавления одной молитвы, когда она запечатлелась в памяти – еще одной и так далее шаг за шагом. Возможно, чтобы сформировать свое правило из условия прочтения его быстро и не запинаясь где-то за пять-десять минут) от начала и до конца, находясь в дороге, в общественном транспорте и не отвлекаться на окружающих, их разговоры, музыку – это уже должен быть пройденный этап. Выполнение молитвенного правила в общественном месте, которое можно выполнить сидя дома и читая с Молитвослова за 15 минут, а здесь на это может уйти до часа и более, а иногда и не можешь его завершить вовсе, так как внимание переключается то один, то на другой внешний фактор.

Теперь же после обычного молитвенного правила ты приступаешь к работе над собой, например, отрабатываешь благодарность Господу за все и избавляешься от всех своих обид. Вначале ты закрываешь глаза и стараешься сосредоточиться на главном. Через время ты смотришь по сторонам и стараешься ни на ком не задерживать мысленного взора и ни на кого не обращать внимания.

Следующий этап. Ты бросаешь беглый взгляд, например на симпатичную девушку, которая обычно доставила бы удовольствие от ее лицезрения, и в то же время продолжаешь работу над собой, стараясь не утратить нить размышлений. В подобный момент можно ощутить, как зарождается раздражительность или похотливая мыслишка. Они стараются побольше захватить твоего внимания и вот здесь главное не дать им развиться, нужно преодолеть их, отмахнувшись просто как от назойливых мух и тут же их забыть. Важно научиться ловить момент, когда они только зарождаются, затем их нужно отделить от остальных мыслей, рассмотреть их со всех сторон, без возбуждения и как бы со стороны, и утратить с ними связь, не прекращая ни на миг своей работы над собой.

На это может уйти много времени, имеется в виду повторение раз за разом, пока не будет достигнут ожидаемый результат. Это позволит развить внимательность и способность различать в себе изменения настроения, желаний и мыслей. Благодаря этому можно сохранить сосредоточенность над той мыслью, над которой работаешь и не позволить никакой другой, которая обещает получение удовольствия от ее смакования, отвлечь тебя от твоего занятия.

Возможно, это можно отнести «к познанию самого себя», когда ты отслеживаешь все свои эмоции и мысли, и можешь, как бы взглянуть на себя со стороны и оценить, кто же ты есть, что тебя способно увлечь, к чему ты предрасположен, а что лишает тебя терпения и самообладания.

 

***

Рассуждения это наш враг и друг №1. К примеру, меня одолевают зависть либо злость по отношению к … , не важно к кому, просто одолевают. Проанализируем. Вижу свой раздражитель и у меня начинается мысленный процесс к данному объекту именно на той эмоциональной волне, которая доминирует к нему. Эмоциональный окрас выступает в роли направляющего цепочки размышления.

Если объект вызывает положительный окрас, значит рассуждения направляются по одному пути, если отрицательный, то по противоположному. В чем разница? В предшествующем жизненном опыте, когда данный окрас был закреплен за данным объектом, например, в результате общения с ним или он является врожденным.

Когда мы сталкиваемся с объектом, который напоминает какой-то объект из нашего прошлого опыта, то данный объект в силу подобия чем-либо с объектами из нашего прошлого, будь то голос, запах, манера поведения наделяется и соответствующим эмоциональным окрасом.

Объект, который мы не можем привязать к прошлому жизненному опыту, оценивается нами всесторонне, и мы выискиваем в нем знакомые детали, если же объект вызывает в нас позитив, например, правильные черты, приятный голос и запах, то это действует расслабляюще, но, как правило, подобный эффект должен настораживать. В природе известно много примеров, когда за внешним обаянием скрывается самая, что ни на есть хищная сущность, которая мастерски усыпляет бдительность выбранной жертвы. Так что нужно учитывать не только первое впечатление, но и тот фактор, что не все золото, что блестит, а также и противоположный эффект воспринимаемых характеристик.

Механизм рассуждения понятен, в дальнейшем, понимая, как он действует, можно сознательно двигаться в выбранном направлении совершенствования, подавляя, либо усиливая эмоциональный окрас, либо искусственно вызывая тот окрас, который нас устраивает.

Например, определенные объекты вызывают у нас негативное к ним отношение, но это не значит, что они не имеют право быть, это всего лишь наше врожденное к ним отношение. Осознав механизм рассуждения, а также приняв в жизни Путь Совершенствования (Нагорная проповедь), сталкиваясь с объектами, которые от рождения нам чем-либо неприятны, мы смотрим на них не через собственную призму эмоционального восприятия, а сопоставляем свою призму с тем восприятием, которое мы должны иметь в соответствии с Путем Совершенствования, а, следовательно, смотрим на эти объекты через совершенно иную призму восприятия и оценки. Таким образом, человек способен измениться.

Можно подумать, что каждый человек от рождения наделен рядом отрицательных качеств, которые он считает своей врожденной сущностью, в соответствии с которой выстраивает свою дальнейшую жизнь. Если же человек способен осознать, что есть Идеал восприятия и что своё восприятие необходимо синхронизировать с восприятием Идеала, то ему открывается и то, как этого можно достигнуть.

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0297648 от 5 января 2019 в 11:55


Другие произведения автора:

Фишка

Школа дураков 42

Пазлики 12

Рейтинг: 0Голосов: 0283 просмотра

Нет комментариев. Ваш будет первым!