Уже история

Нина Зарецкая  кандидат филологических наук, искусствовед, галерейщик ДООС

«Поэтический космос Константина Кедрова»
(26 мин., эфир – 2009 г.)


28 марта 2009 г.


Дважды номинант на Нобелевскую премию по литературе, Константин Кедров – поэт особый, он как будто бы говорит прежде всего с богом, а уже потом с нами, со слушателями. Главная особенность его письма – иероглифичность текста и приоритет устного звучания даже при написании. Поэт стремится к надразговорному, всемирному языку, понятному без перевода.


Кедров сумел свести воедино свои открытия в области астрологии, космологии и поэзии. Он открыл единый вселенский код живого и неорганического космоса. По аналогии с генетически кодом он назвал его «метакод». Кедров первым заметил, что космологические сценарии подлета к черной дыре со сверхсветовой скоростью полностью совпадают со сценариями смерти и воскресения в древних мистериях, в которых посвященный человек мог при жизни пережить такое космическое рождение.

С юности его завораживала поэзия Велимира Хлебникова, попытки последнего связать поэтику футуристов с геометрией Лобачевского и теорией относительности Эйнштейна (речь идет не об общей, а о специальной теории относительности). «Еще в 1959 г. я почувствовал глубокую тайную связь между открытиями Эйнштейна и еще не реализованными возможностями постфутуризма», - признается Кедров. Именно этой теме была посвящена его дипломная работа «Влияние геометрии Лобачевского и теории относительности Эйнштейна на художественное мышление Хлебникова».


В 1974 году в его доме возник «подпольный» поэтический семинар. Главные участники – Алексей Парщиков, Александр Еременко, Иван Жданов. Почувствовав глубинное поэтическое родство с молодыми поэтами, Кедров делал все возможное, чтобы их поэзия хоть как-то проникла в печать. В 1976 г. ему удалось провести вечер трех поэтов в ЦДРИ. Тогда он сказал, что родилась совершенно новая метафора – «метафора эпохи теории относительности».


Основатель поэтической школы «метаметафора», ныне Константин Кедров - доктор философских наук, президент Московской ассоциации поэтов ЮНЕСКО, член Союза писателей Москвы, действительный член Пен-клуба, литературный обозреватель газеты «Известия», декан факультета поэзии и философии Московской академии образования Натальи Нестеровой.


Текущий год, 2009, особенный в жизни поэта: в этом году он отмечает сразу четыре юбилея.


29-го января с. г. в Государственном литературном музее в Трубниковском переулке открылась выставка, посвященная 25-летию ДООС – созданного К.Кедровым объединения художников и поэтов «Добровольное общество охраны стрекоз». Аббревиатуру ДООС Константин Кедров взял из своего стихотворения, написанного в 1984 году. Речь шла, конечно, не о стрекозах из природного мира, а о той самой попрыгунье-стрекозе из басни Крылова. «Ты все пела? Это дело!» – иронически восклицал практичный муравей. Поэты ДООСа взяли эти слова как девиз: пение – это дело! В ДООС вошли крупные поэты – друзья Константина Кедрова Андрей Вознесенский и Генрих Сапгир, оба в звании стрекозавров. Сам Кедров стал стихозавром. Так это и обозначено на афише театра Юрия Любимова на Таганке, где ДООСы по призыву ЮНЕСКО провели 1-ый Всемирный день поэзии 21 марта 2000 г. Тогда они были первыми, за что и получили благодарность ЮНЕСКО. Примечательно, что нынешний юбилей ДООСа совпал с десятилетием Всемирного дня поэзии. Близким другом ДООСа был Алексей Хвостенко (Хвост), сказавший на одном из выступлений: «Из всего, что делается сегодня в русской поэзии, мне ближе всего ДООС».


25-летие ДООСа совпало с 50-летием творческой деятельности основателя объединения Константина Кедрова. Полвека назад ему удалось опубликовать в молодежной газете и в альманахе «Добрый огонек» свой манифест свободы:
Но разве же есть у свободы родина?
Свобода – родина всего мира…
А ровно 20 лет назад в издательстве «Советский писатель» вышла книга Кедрова «Поэтический космос», где в главе «Рождение метаметафоры» поэт впервые смог рассказать о своем детище – ДООСе.


Так в этом году совпали сразу четыре юбилея К.Кедрова: полвека творческой деятельности, 25 лет ДООСа, 20 лет со времени выхода книги Кедрова о метаметафоре и ДООСе и 10 лет Всемирному дню поэзии ЮНЕСКО.


«Человек – это изнанка неба, небо – это изнанка человека» – это строки из поэмы Кедрова «Компьютер любви». Поэт два раза становился лауреатом премии GRAMMY.RU по номинации «Поэзия года» именно за эту поэму. Премия GRAMMY.RU вручается по итогам открытого голосования пользователей Интернета, без каких-либо промежуточных жюри или экспертных советов и в этом отношении ее можно назвать самой демократичной из всех премий. Кедрову было отдано 14 тысяч голосов.


Этот факт дает нам ключ к построению фильма, который будет решаться в стиле «поиска во всемирной паутине» в Новостях телеканала «Культура», куда, кстати, часто приглашают нашего героя для комментария в Нота Бене. Константин Кедров – прекрасный и опытный рассказчик: в 80-е годы он был популярным телеведущим литературно-образовательных передач учебного канала ЦТ и на протяжении 17 лет преподавателем Литературного института. На его лекции по фольклору, литературе XVIII века, спецкурсы по Толстому и Достоевскому собирались студенты со всей Москвы.


Знания Кедрова поистине энциклопедичны, они охватывают широчайшие пласты истории культуры, науки, искусства, литературы. Его размышления всегда отличаются актуальностью, «незаезженностью», поэтому слушать его - всегда одно удовольствие. Также как и слышать декламируемые им стихи.



© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0272900 от 9 октября 2017 в 07:57


Другие произведения автора:

Энциклопедия метаметафоры

финал в начале

Журнал ПОэтов КОМПЬЮТЕР ЛЮБВИ

Рейтинг: 0Голосов: 0374 просмотра

Нет комментариев. Ваш будет первым!