О Троице Андрея Рублёва — 4 апреля 2016
Да откройте же глаза свои

Я не знаю, как происходит у других людей соприкосновение с прекрасным. С искусством, например. Что они при этом испытывают? У меня все это очень и очень выражается физически. Когда я слышу, например, Бетховена, его «Оду к радости», или совсем противоположное - «Реквием» Моцарта, холодок бежит у меня по спинной ложбинке. А если я увижу живописное полотно или художественный фильм, которые, действительно, являются шедеврами… Я просто заболеваю. Дня два-три я хожу сам не свой, с отчаяньем в душе и сердце, думая только об одном: «Ну, почему МНЕ господь не дал ТАКОГО таланта????» В чем я перед ним провинился? Неужели бы я его прятал для себя, а не отдавал людям?»

Помню, как, испытывая боль во всем теле, я выходил из кинозала после фильма Тарковского «Андрей Рублев». Отойдя в сторону, я даже всхлипнул от боли, так же мне было плохо и не хотелось жить после всего.
Думалось только об одном – ну, зачем, я существо бесталанное живу на этой земле? Какая от меня польза? Конечно, это было воздействие искусства великого мастера Андрея Тарковского, но к этому примешалось еще и ощущение гигантского, какого то космического таланта самого Андрея Рублева. В конце фильма долго на экране стоит его «Троица», пронзает глазами твою душу. Оттого она стонет и ворочается.

На территории Спасо-Андроникова монастыря (теперь уже бывшего монастыря) существовал музей Андрея Рублева. Это на Яузе-реке. Счастливы те люди, которые могут, вот так запросто, съездить и посмотреть шедевры иконописи, хранящиеся там.
Все здесь напоминает о далеких временах, в которые Андрей Рублев «со товарищи» создавали свои нетленные шедевры. Здесь в монастыре, а основан он в четырнадцатом веке, Андрей Рублев был иноком. Здесь же он и похоронен. Он видел, как зодчие возводили в самом центре монастыря Спасский собор, который потом пришлось расписывать его артели. Можно предположить, что здесь он встречался с Сергием Радонежским, Дмитрием Донским и другими, как бы сейчас сказали, политическими и культурными деятелями Руси.

Если вспомнить, что от стен Спасо-Андроникова монастыря отправлялись на Куликово поле ратные полки Дмитрия Донского, можно считать это место сердцем всей России. История не знает сослагательного наклонения, и победа на Куликовом поле, была добыта мужеством и храбростью русского воинства. А если бы была проиграна битва? Что бы ждало Русь тогда?

Не здесь ли стояли перед Сергием Радонежским, коленопреклоненные, принявшие схиму, Александр Пересвет и Ослябя, которых он благословил на смерть во имя Отечества?

Есть знаменитая картина, «Поединок» (не помню, к сожалению автора), где перед войсками на Куликовом поле бьются два поединщика, татарин Челубей (тоже не очень известно, как правильно его звали!) и Александр Пересвет, закованные в воинские доспехи. Чушь это, а не картина. Не было ничего из воинского снаряжения на Александре Пересвете, бывшем брянском боярине, а затем послушнике Брянского (Свенского) Успенского монастыря.Инок он был. Монашеский клобук на голове, ряса, копье и меч. Вот и все. Не считая медного наперсного креста. Не выжить он шел в этой битве – умереть! Но победить перед этим. И победил. Победил, смертью смерть поправ!

Но вернемся в Спасо-Андроников монастырь. Здесь у его стен стоит памятник художнику (много ли памятников поставлено художникам?) чье творчество так помогло проявлению национального патриотизма и народного мужества. Памятник Андрею Рублеву. А музей Андрея Рублева переименован в Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева.
Мы так мало знаем об этом человеке, что удивительно, как он вообще не затерялся в веках. Многие данные о Рублеве просто противоречат друг другу. Есть в летописях только два (всего два!) бесспорных сообщения.
Вот они.
(1405 г.) «Тое же весны почаша подписывати церковь каменную святое Благовещение на князя великаго дворе, не ту, иже ныне стоит, а мастеры бяху Феофан иконник Грьчин да Прохор старец с Городца да чернец Андрей Рублев, да того же лета и кончаша ю».
(1408 г.) « Того же лета мая в 25 начаша подписывати церковь каменую великую съборную святая Богородица иже в Владимире повеленьем князя великаго, а мастеры Данило иконник да Андрей Рублев».

Нет у меня задачи рассказывать о жизни Андрея Рублева. Кого это заинтересует – сможет сам найти массу материалов, потому что фигура живописца и до сих пор волнует умы исследователей.

Мне интересно другое. Бывший игумен Троицко Сергиева монастыря старец Спиридон, донес до нас сведения об Андрее Рублеве и Данииле Черном, учеником которого был Рублев. По его словам, которые он передал в 1478 году Иосифу Волоцкому, иноки Андронникова монастыря, отличались такими добродетелями, что удостоились необычных дарований и настолько преуспели в совершенствовании, что не находили времени для мирских дел. Это высокая оценка творчества Рублева его современниками.
А мне кажется, это свидетельство одержимости своей профессией, своей способностью творить ЧУДО.

Встанем перед этим ЧУДОМ. Встанем и всмотримся.
«Троица» - шедевр Андрея Рублева. В основе библейская легенда о явлении бога Аврааму и его жене Сарре под видом трех мужей; об угощении, приготовленном для них пожилыми супругами под сенью дуба и состоящем из заколотого тельца, лепешек, молока и сливок; о предсказанном Аврааму рождении сына.

Внутреннее согласие и любовь пронизывают икону. Радостно звучат холодные и чистые оттенки. А в основе – мысль заставляющая верить в светлое будущее, где будет преображен материальный мир, восстановлена утраченная (вспомните, какие это были годы для Руси!) первообразная красота и гармония вселенной. Вот она, материализованная мысль о могущественной всепобеждающей силе любви, как сокровеннейшей человеческой сущности. Открой ее и она послужит реальным залогом осуществления единства человечества.

По словам «Жития Сергия Радонежского», составленного его современником Епифанием Премудрым, Сергий, построив первый храм Троицы, пожелал чтобы, «воззрением на святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего». И тогда создавая икону «в похвалу» (в честь!) Сергия, воспитанник и последователь его философской школы Андрей Рублев поставил перед собой задачу, как можно полнее воплотить представления, с которыми связывались у Сергия идея Троицы.

А для нас эмоциональное содержание иконы Андрея Рублева уже далеко вышло за пределы богословского толкования. Это идеал совершенства, представления о человеке тонкой одухотворенности и нравственной просветленности. На иконе в созвучиях чистых сияющих красок рождается ощущение единодушия, взаимной любви и возвышенной душевной чистоты.

Еще ЧУДО. Три иконы входящие в состав поясного деисусного чина. Они сохранились только фрагментарно. Но даже это не может помешать высокому звучанию художественного языка Мастера. «Только Андрей Рублев владел искусством подчинять своей единой гармонирующей воле эти холодные розово-сиренево-голубые цвета, только он дерзал решать колористические задачи, бывшие под силу разве венецианцам, да и то сто с лишним лет спустя после его смерти» (Игорь Грабарь, народный художник СССР)

Можно бесконечно продолжать…Но лучше стоять, застыть и….увидеть! Увидеть то, что художник хотел, чтобы мы увидели. Вы не увидите резких бликов. Последовательно наложены тончайшие светлые и постепенно светлеющие слои охры. Эффект – источник света внутри, но свет не пробивается на поверхность, а излучается ею равномерно. Он исходит на окружающие предметы и сообщает всему животворную, радостную теплоту.

Легкость. Движения без бремени случайности. Плоть светится, перерождается вместе с душой. Преображенное красотой тело, сохранившее земное обличье – залог реального воплощения в человеческом образе нравственного совершенства.

Вглядитесь! Подумайте о согласия и любви, о восстановлении утраченной гармонии человека и мира…

Да откройте же глаза свои!