Булгаков и его Мастер с Понтием Пилатом

26 апреля 2015 — Стефан Завьялов

Булгаков и его Мастер с Понтием Пилатом

Стефан Завьялов

 

Данное произведение критиковать могут только гении, а восхищенных поклонников было и будет и предостаточно. Никто не будет спорить, что когда перечитываешь этот роман в очередной раз или пересматриваешь фильм, то открываешь для себя все новые и новые штрихи, которые в этот раз переосмысливаешь и понимаешь по-новому. Но в любом случае через определенное время тебя тянет к этому роману вновь, в душе остается некое неудовлетворенное чувство эмоционального голода от того, что ты чувствуешь, что автор за всеми этими яркими персонажами скрыл некую тайну, которую никто не может раскрыть до конца. Это как зашифрованное послание Нострадамуса, которое до конца так никем и не будет раскрыто.

Давайте попробуем посмотреть на это произведение глазами автора и с учетом того времени когда оно писалось. Время тогда было такое, что мы себе его представить не сможем. Ведь за одно неосторожное слово можно было угодить в тюрьму. Одними из таких слов были Бог и Христос. Все здравомыслящие люди жили в страхе, так как на них шла настоящая охота.

Давайте отбросим мнения всех профессиональных литераторов и новоявленных богословов. Давайте представим, что ключ к пониманию романа заложен в самом романе. Следуя этой логике, ни один литературовед не способен понять истинную глубину романа, они способны очень красиво и убедительно рассуждать, но не более того. Так кому может быть понятны намерения автора? Ответ прост: для темных и светлых сил, так как они знают реальную цену вещам, но нам это мало поможет. В чем секрет Маргариты? Она смогла понять и оценить автора, и это перевернуло ее жизнь. За образом красивой и сладострастной женщины проглядывается образ Марии Магдалины, которая познав истину, отказалась от всех благ мира. Но это женский образ и мужчине понять его раскрыть до конца невозможно, поэтому давайте поищем возможность понять этот роман для нас, для мужчин.

Как ни странно, но в романе имеется, как только одна женщина, которая поняла автора так и только один мужчина. Значит, автор оставил нам возможность насладиться своим романом в полной мере. Наш шанс это Бездомный. Автор был гений и сейчас мы в этом убедимся еще один раз. Поэт Бездомный это яркий представитель мужской части общества. Он успешен, он не верит в Бога, он курит и пьет, он может дать в морду, если посчитает нужным, он любит жизнь и наслаждается ею. Кто бы мог подумать, что именно подобный персонаж сможет понять такой утонченный роман, к тому же он единственный, кому откроется этот роман, не считая, Маргариты.

Но для того, чтобы понять роман Бездомному пришлось практически полностью переродиться. Он пережил тяжелые душевные муки. Он понял, что мир совершенно другой, чем он его до этого представлял. Вот этот персонаж и является для нас с вами замочной скважиной, чтобы заглянуть за закрытую дверь.

Возможно, образ Бездомного автор написал со своего отца, не в смысле каких-то конкретных черт, а в смысле возможности духовного перерождения. Отца автора все знают как богослова, но совсем перед этим он был активным приверженцем свободолюбивых взглядов, которыми были опьянены нравственно мыслящие головы.

К моменту окончания романа в СССР уже выросло целое поколение, которые точно знали, что Бога нет, а Исус Христос это сказочный персонаж. К тому же практически все остальное население с этим было согласно. В это время не было никакой религиозной литературы и церковной пропаганды, практически все храмы были либо закрыты, либо разрушены. Священнослужители были огромной редкостью. Так вот написание подобного романа в то время уже можно рассудить как подвиг. Автор пишет роман долгие годы, он оттачивает все до малейших деталей. Здесь все продумано и переписано бесчисленное количество раз. Здесь нет ничего лишнего. Здесь для раскрытия образа любого персонажа или сцены можно писать отдельный роман.

Ну что же рамки восприятия установлены, теперь давайте постараемся понять главное. Так как мы ищем тайный смысл романа, то его нужно искать там где он мог быть в то время. Во времена написания романа, о сокровенном могли говорить только на кухне или в спальне, поэтому на яркие сцены типа Бала Весны и представления в варьете, мы обращать внимания не будем. Следовательно, основные сцены романа, важные для отыскания тайного смысла давайте искать в местах присутствия Мастера, Маргариты и Бездомного после духовного пробуждения. А это палата психиатрической лечебницы, полуподвальная квартирка Мастера и конечное комната, где поселился Воланд. События, происходящие в этих местах с нашими героями, и являются заветными ключиками.

Казалось бы роман рассказывает о Москве 30-х годов 20 столетия, но мы постоянно как бы мимоходом заглядываем на 2000 лет назад во времена Иисуса Христа. В этом романе есть интересный момент, когда сам дьявол не выдерживает человеческой глупости и просит людей, чтобы они хотя бы поверили в него, а о большем он просить уже и не может. Из этих слов можно заключить, что сам дьявол проповедует истинность и верховенство Бога.

Так вот именно повествование тех дальних событий и является иносказательной проповедью Священного Писания атеистическому государству.

Но мало этого, автор также выступает не только как проповедник, но он берет на себя так же роль и пророка, который указывает, как нужно жить и что за это придется претерпеть. Каждый персонаж романа это пророческий образ для разных категорий людей, жизнь которых сходна с одним из описанных персонажей.

В романе имеется только один от начала и до конца положительный персонаж – это Мастер. Это человек, который несмотря ни на что живет по совести. Вся его жизнь сводится к внутреннему рассуждению о жизни. Это образованный человек той, дореволюционной России, который не интересовался Богом и после революции фактически оказался не у дел, несмотря на все свои таланты и знания.

Сопоставимый по важности с Мастером является образ Понтия Пилата – это человек, который обладаем всеми качествами Мастера, но он посвятил себя карьере и достиг вершин власти. И вот этот человек, который никогда ничего не боялся, просто трепещет от страха перед императором и посылает невиновного на мучения и смерть. Правда он страдает и раскаивается в содеянном и в конечном счете получает прощение за свою трусость.

Понтия Пилата осуждать ни в коем случае нельзя, так как сложно представить, что человек на его месте поступил по-другому. Конечное многие скажут, что вот если бы Мастер оказался на его месте, то возможно он пожертвовал бы собой. Но весь фокус мира, в котором мы живем, состоит в том, что Мастер не мог и никогда не сможет оказаться на месте властителя.

Давайте уделим немного времени Маргарите. Некоторые профессионалы в рясе видят в ней распутную женщину, которая уже не знала чем ей воспользоваться в качестве искусственного фаллоса. Ну не будем уподобляться им и не позволим себе осуждать, кого бы то ни было.

Так как мы с вами по настоящему здраво размышляющие люди, то мы с вами понимаем, что духовного пробуждения Маргарита как и любой из нас не была идеальным человеком. А вот после знакомства с Мастером и его романом она переродилась. Почему то ни один церковник рассказывает подробности греховной жизни наших любимых святых. Ведь это было до их духовной подвижнической жизни и свою святость они приобрели благодаря тому, что смогли отойти от всех подобных мерзостей.

А Маргаритой мы восхищаемся за то что она пожертвовала всем ради того кого любила всем сердцем и душой, а любила она честного и порядочного человека и возможно рядом с ним она чувствовала себя и становилась лучше как человек.

Невозможно обойти вниманием и восхищением Воланда, который с пренебрежением относится к тем из людей, кто отказался от своей душевной чистоты и симпатией к тем, кто пытается и борется, чтобы сохранить свою божественную искру.

Это восхищение должно пропасть, если попытаться разобраться в том, что же происходит на самом деле. Все отрицательные персонажи, наказываемые Воландом, получают то, что заслужили от своего нового хозяина. Но получают они наказание не для очищения, а наоборот, чтобы в их сердца окончательно вошло зло и ненависть. Они, конечно, рассчитывали быть князьями в этом мире, но князь есть, поэтому они стали всего лишь слугами зла.

Приближаемся к главному. Помимо Мастера есть самый положительный персонаж – это Иешуа, который претерпел все до конца и ни на миг не утратил твердости духа ни перед кем и ни при каких обстоятельствах. Но Иешуа, как мы понимаем, это сын Божий и сам Бог, поэтому Его духовные силы не сопоставимы с нашими. Проблема Мастера, как и любого другого человека, собирающегося жить по совести, заключается в том, что это не возможно без Божьей помощи, так как мир просто раздавит такого наглеца. Вот это, пожалуй, и есть послание автора, которое знакомо верующим, но для нас атеистов по духу, оно является откровением свыше.

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0199648 от 26 апреля 2015 в 22:06


Другие произведения автора:

Об осмыслении 18

Паутина. гл. 40...41

Добро наказуемо

Это произведение понравилось:
Рейтинг: +3Голосов: 3754 просмотра
Кицунэ # 26 апреля 2015 в 22:19 0
Сегодня день наверное такой))) :  http://russianpoetry.ru/stihi/p-p.html
Анна Магасумова # 27 апреля 2015 в 14:05 0
Сложно рассуждать на эту тему, но у вас получилось!