Что мы читаем детям? О сказках

26 января 2016 — Котя Ионова
Жили-были дед да баба... Дети любят сказки, народные, и авторские, стоп…стоп... Все сказки должны иметь счастливый финал. Добро побеждает зло, причем именно побеждает, а не убивает (тем более с какой-то садистской жестокостью). Детские писатели, создавая сказочные истории, хорошо это понимают (сказки Андерсена не считаются, они писались совсем не для детской аудитории) и стараются придерживаться таких вот общепринятых норм. Это касается авторских сказок. А вот с народными сказками ситуация немного другая... Жестокости и насилия там гораздо больше. Взять хотя бы всем нам известную сказку «Колобок». Какое тут может быть счастливое окончание, когда Колобка лисица просто съела?! Некоторые исследователи сказок пытаются объяснять это тем, что в этой сказке заложен глубокий нравственный смысл: мол, сбежал этот непослушный Колобок от бабушки и дедушки — и вот вам результат! А не убегал бы, тогда... И что бы тогда? Жил бы колобок у дедушки с бабушкой припеваючи? Или все же съели бы они его, потому что только для этого дед просил испечь? Но сказка «Колобок» — это еще «цветочки» по сравнению с другими народными сказками! Правда, здесь нужно добавить еще фразу: «в их первоначальном звучании»... Ведь писатели или ученые-фольклористы, что собирали и записывали народные сказки, пытались каким-то образом смягчить их жестокость, хорошо понимая, какие сказки и с каким окончанием могут быть востребованы детьми. Взять, например, сказку «Коза-дереза». Коза лживо жалуется деду на его внучку и бабку, а тот, поверив ей, ругает бабку и внучку... А когда коза жалуется на самого же деда что не пас, то  «схватил ремень, давай её по бокам лупить». А куда делись бабка с внучкой? Догадываюсь! Вот в первоначальном варианте сказки дед их попросту... убивает! Закапывает за печкой, что доказывает глубокую древность этой сказки. Ведь был такой исторический период, когда покойников наши предки (еще индоевропейцы даже, а не славяне) хоронили именно за печкой или под печкой). Слишком жестоко для сказки, скажете вы. Жестоко, согласна! Но ведь и время, в которое создавалась эта сказка, был не менее жестокое и кровавое, и ни о каком милосердие тогда и речи даже не шло. Или вот еще народная сказка «Три медведя». Помните, как девочка заблудилась в лесу, попала в дом, в котором жили медведи, посидела за столом, поела из их тарелок, повалялась в их кроватях. А потом, когда медведи вернулись — сумела выскочить в окно и убежать. И медведи ее не догнали. Как-то неестественно звучит, признайтесь. Чтобы медведь не догнал маленькую девочку, да еще в таком знакомом лесу? Сразу же приходит в голову мысль, что такой счастливый конец «приставили» к сказке искусственно. Действительно так. В первоначальном варианте девочка, к сожалению, не смогла убежать. Поймали ее медведи и съели, чтобы не лезла больше «абы-куда». Но ведь не будешь современным детям рассказывать сказку с таким вот жутким окончанием... Если же посмотреть на западноевропейские сказки — там та же история. Шарль Перро или братья Гримм, собирая и обрабатывая французские и немецкие народные сказки, старались каким-то образом смягчить жесткие, даже кровавые сюжеты. Правда, полностью избавиться от всего этого так и не смогли. Вспомним всем известную сказку «Красная шапочка». Волк проглатывает сначала бабушку, а потом и внучку. И только вмешательство дровосека (вариант — охотника) их спасает. Заметьте, происходит это после того уже, как волк их проглотил, так что жестокости хватает даже в «приглаженном» варианте народной сказки. В первоначальном варианте окончание было  более печальным. Волк бабушку не глотает живьем, а просто... убивает. А потом еще и готовит из нее какое-то блюдо и кормит этой блюдом девочку-внучку (прозвище Красная Шапочка ей еще не придумали). Кошку, которая пытается ее предупредить, волк тоже убивает — деревянным башмаком. А потом съедает несчастную девчонку и... все! Сказка на этом заканчивается! И никаких тебе дровосеков, охотников, никакого счастливого спасения... Или взять сказку о Золушке. Хорошая ласковая девочка страдает от злой мачехи и ее не менее злых дочерей. Они даже принца дурят, тщетно пытаясь надвинуть на ногу хрустальную туфельку... Только вот в первоначальном варианте сказки одна из них при этом вынуждена была отрезать себе палец, а вторая — пятку. Больно, наверное, было... А потом им еще и выдалбливают глаза птицы, что помогают Золушке. Так что финал сказки таков: злые сестры остаются слепыми и хромыми калеками, а «добрая и ласковая» Золушка буквально купается в роскоши, даже не вспоминает о своих, каких-никаких родственниках... Зачем я все это вам рассказываю? Возможно, для того лишь, чтобы напомнить, что, несмотря на все трудности и сложности современного мира, жестокости в нем стало все же значительно меньше, чем было, скажем, еще несколько столетий назад. Даже современные сказки куда более гуманные по сравнению с теми, устаревшими...

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0225083 от 26 января 2016 в 14:22


Другие произведения автора:

Cобытий нам не переставить

Прости-господи

Мне снится

Рейтинг: 0Голосов: 0695 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!