Косостепский Погост

article340200.jpg

Не нужно в слове «погост» искать другой смысл. С конца XIX века оно больше используется, как обозначение кладбище. На территории бывшего Верхоленского уезда, возможно, это второе старинное кладбище, где хоронили усопших жителей двух поселений – волостного села Косая Степь и селения Куреть.

В народе говорят, что война не заканчивается до тех пор, пока не погребён последний павший в битвах воин. В России, похоже, война не заканчивается никогда. Одних до сих пор не погребли по-человечески, за другими, погребёнными, ухаживать нет средств, времени и желания. А вандализм на кладбищах, это вообще монстр, шагающий со временем в ногу.

Ещё в далеком сентябре 1971 года, нас курсантов учебного полка железнодорожных войск  размещённого в Щёлково, под Москвой, направили на заготовку картофеля для столовой полка в район Бородино. Что поразило и помнится до сих пор, так это обилие костей в земле. Картофелеуборочная машина идёт, переворачивая грунт и выбрасывая на поверхность вместе с картофелем почерневшие от времени и непогоды кости. Не думаю, что столько животных там полегло. Но победила молодость и кощунство быстро забылось.

Потом, позже, учёба в Ленинграде, где курсантов вывозили на занятия по тактике в район Ораниенбаумского пятачка. Там при попытке отрыть окоп, малая сапёрная лопата постоянно натыкалась на железо и кости. Порой жутко становилось, но командир взвода объяснял, что здесь в годы Великой Отечественной войны, шли ожесточённые бои. Царили голод и холод. Ладно, это война, но там под Москвой и Ленинградом сложили головы многие наши земляки из Иркутской области, в том числе и из Ольхонского района.

Сейчас в социальных сетях часто обсуждается состояние захоронений на кладбищах Иркутска и в населённых пунктах Иркутской области.

Но администрацию многих районов нисколько не трогает убогость кладбищ на их территориях. Как относимся к живущим людям, так и к усопшим.  Иркутские кладбища желают лучшего – к могилам не проехать и не подойти, мусор не убирается. Исключение, может быть, на еврейских кладбищах. Имеются туалеты, есть возможность сполоснуть руки при выходе с кладбища.

Россияне имеют возможность путешествовать по всему миру – Азии, Африке, Америке, Европе. Да по тому же «Золотому Кольцу» России. Восхищаются увиденным великолепием, фотографируются на этих фонах или руинах предыдущих цивилизаций. Возвращаясь, домой не применяют опыт других у себя, считая, что это должен делать кто-то другой. На этом фоне радует отношение Хужирской администрации к данной проблеме. В хорошем состоянии не только новое кладбище, но реставрировано и старое, в центре посёлка. Почищено, сделано добротное невысокое ограждение. Высокий, глухой забор вызывает неприятие, и даже страх. Пусть там не сохранились надгробные памятники. В не сохранности многих крестов, как не странно, виноваты местные жители. В далёкие 60-е годы молодые парни, подвыпив, из хулиганских побуждений выломав из могилы крест, могли подпереть им двери в женском общежитии или на Пасху водрузить крест в трубу поселковой библиотеки.

Возвращаясь к старинному Косостепскому погосту. Наша районная газета «Байкальские зори» постоянно печатает интересные материалы по истории района, о его жителях в прошлом и настоящем. Поэтому не буду повторять историю бывшего волостного села Косая Степь. Но без ложной скромности можно сказать, что оно располагалась на местном «Великом шёлковом пути». Через него шли путники и караваны вдоль Байкала и за Байкал, в Бурятию и дальше на восток, а так же в Монголию и Китай. Имели даже свою таможню. Люди жили трудолюбивые, были и зажиточные. Была и каменная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и при ней кладбище, на котором хоронили усопших жителей села Косая Степь и селения Куреть.

Местные условия позволили для надгробий использовать местный добываемый мрамор и камень песчаник. Под многими плитами, судя по надписям, покоятся супруги, даже умершие в разное время. Это умиляет, если можно так сказать. Жили вместе и покоятся рядом. Время неумолимо и многие могильные плиты пострадали. Покрылись лишайниками, снега, и дожди вкупе с ветрами стёрли большую часть надписей. Особенно там, где надпись была сделана не глубоко.

Нет ничего вечного. Разрушилась Российская империя и началась «великая перестройка» воинствующих безбожников. Нарушились вековые устои семьи, селений. Строя новый мир, безжалостно уничтожалось всё старое. Как это происходило, можем судить по лихим девяностым годам прошлого ХХ века. Повсеместно разрушали веками стоявшие храмы. Одни превращали в общежития, склады, гаражи. Другие храмы шли на кирпич для строительства или засыпку болот.

Старожилы рассказывали, что кирпич от Косостепской церкви пошёл на фундамент для больницы в Еланцах. Кощунство? Да!

Досталось и прицерковному кладбищу. Вандалы и здесь поглумились, только уже над усопшими. Были разрушены большинство могил.  Одни памятники разбили, другие раскидали вокруг, а много памятников исчезло бесследно. Возможно, так же пошли на фундаменты под постройки. На сохранившихся могильных камнях фамилии Рыковых, Копыловых, Марковых, Чубыкиных и немного других. Нет могильных плит усопших из большого клана Ланиных, как бы и не живших в этом селе. А ведь они основатели этого села в числе других.

Есть две плиты одного рода – это Аполос Иванович Рыков умерший в 1884, покоится рядом с супругой Марией Васильевной. И Беклемишева Наталия Дмитриевна, умершая в 1930 году.

Мир не без добрых людей. Так и в Косой Степи. Есть люди, которым не безразлично родовое село, родовое гнездо. Они живут там с рождения или возвращаются, уйдя на заслуженный отдых. Я всегда восхищаюсь такими моими земляками. Люблю малую родину, но жить без выезда на простор страны не смог бы. А они патриоты родных мест, хребет-основа нашего государства.

Вот такие люди в «убитом» государством селе Косая Степь нашлись и решили не дать заглохнуть истории села. Сохранить или восстановить ещё, что можно. Дай Бог им здоровья и долголетия! Кое-что уже сделано, а главное ещё всё впереди – это восстановление границ старого Косостепского кладбища, с сооружением ограждения. Составлены проект и смета этого мероприятия и сроки его воплощения.

 В реализации проекта предполагается участие всех членов ТОС  «Рассвет», жителей села, волонтёров, спонсоров, родственников-земляков,  предпринимателей (оказание финансовой помощи, выделение техники и рабочей силы при проведении работ). 

Планы это хорошо. Как писал Владимир Маяковский: - Я планов наших люблю громадьё, размаха шаги саженьи! А вот, как с реализацией? Пока над воплощением проекта трудятся по мере сил местные волонтёры:

- Болотова (Рыкова) Клавдия Платоновна

- Зеленина (Ланина) Галина Фёдоровна

-Копылова Татьяна Валерьевна

- Фрик (Рыкова) Светлана Дмитриевна

В нашей стране всегда все тяготы и лишения лежат на детях и бабах. Да, да бабах! Не зря женщины всегда ссылаются на поговорку: - Я и лошадь, я и бык. Я и баба, и мужик!

А мужики появляются тогда, когда нужно получать награды и делить прибыль. Типа, как говорил Паниковский в известном романе и кино:- Остап Ибрагимович, когда мы будем делить наши денежки?

Справедливости ради, нужно отметить, что глава Куретского МО Копейкин Алексей Александрович не равнодушен к истории и дальнейшему развитию села Косая Степь. Помогает в поиске архивных материалов, содействует планам по реализации проекта облагораживания мемориального старого Косостепского кладбища. Но извечная проблема всех администраций – это отсутствие или недостаточное финансирование бюджетов.

Ольхонский район большой от Бугульдейки и до Онгурёна. Всю эту территорию поглотил туристический бизнес. Если бы не он, то району не видать было ни дорог, ни электричества. Только ради туристического бизнеса за государственный счёт появилось электричество на Ольхоне и вдоль подножия Приморского хребта. Не из-за любви к людям, а ради извлечения прибыли. В 60-90е годы прошлого столетия, глядя с Ольхона ночью в сторону Приморского хребта, человек видел сплошную черноту. Иногда одинокая машина пробивалась по еле проходимой дороге, и можно было увидеть свет её фар. А сейчас? Зарево ночных огней от Сармы убегает в сторону Замы. Почти, как в Иркутске праздничная иллюминация. Вот где нажива для коммерсантов. Много ли получает от этого туризма район? Больше загаженные берега и воды Байкала. Зимой и летом, днём и ночью, нескончаемым потоком туда и обратно двигаются автомобили. У кого-нибудь сидящих в этих авто возникает сострадание к погребённым под белыми камнями прахам рядом с дорогой? Задаются ли они вопросом, что с ними потомки поступят точно так же?

Согласовав вопрос с администрацией района, юристами, сделав красочный прочный стенд с проектом восстановления, организовать сбор средств для проекта с проезжающих граждан. Одни люди останавливаются на экскурсию, другие размяться и пообедать. Например, сто рублей для туриста, это деньги небольшие. А сто туристов пожертвовавших по сто рублей в день, дадут тысячу. Так и наберётся нужная сумма.

Не нужна крутизна. Старожилы Ольхона могут помнить ограждение Хужирской больницы. Послевоенные годы. Но было оригинально и просто. Столбы с конусом наверху и поперечные прожилины из бруса 100х100 мм. Штук пять было брусьев поставленных на ребро в пролёте. И так по всему периметру. Прочно и небольшое сопротивление ветрам.

Для Косой Степи такое вполне подошло бы. Высота столбов 1400-1500 мм над землёй. Брус 400 мм. В пролете хватит двух прожилин из бруса 100х100 мм на ребро. Естественно пиломатериалы должны быть строганые, а нижнюю часть столбов пропитать гудроном или отработанным маслом, которого в округе достаточно.

Главная задача это ограждение. Скот бродить не будет, собака же любой забор перемахнёт. Траву выкосить пару раз за лето не проблема. Видно со всех сторон, что это и, что на территории происходит. Чисто и светло. В случае пожара, огонь не задерживаясь, протечёт мимо столбов. Соорудить поклонный крест и хороший стенд с краткой историей погоста. Ещё один объект для туристов. Да и конечно в сторонке прочный симпатичный туалет с глубокой ямой. Чтобы люди, если их приспичит, могли по-человечески справить нужду, а не гадить вокруг по привычке

Статья согласована с Куретским МО и членами ТОС  «Рассвет» села Косая Степь.

 

Сергей Кретов 24.11.2021 года

В дополнение к статье «Восстановление Косостепского погоста – сохранение истории и памяти предков» опубликованной в газете «Байкальские зори» №3 от 27 января 2022 года

Инициативная группа женщин бывшего села Косая Степь, не смотря на мороз и снег, произвела фотографирование памятников и расшифровку надписей на них. Как уже сообщалось, это старинное кладбище было создано первыми поселенцами села Косая Степь и деревни Куреть. К сожалению, большая часть памятников умерших основателей и жителей перечисленных деревень, не сохранилась по разным причинам. Вероятная же причина, что во время разрушения православного храма во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, в 30-е годы ХХ века, часть каменных надгробий с кладбища была взята на какие-то бытовые нужды района, как например устройство фундаментов зданий. Многие памятники повреждены, поскольку ограждения бывшего кладбища, не было и по каменным плитам ездили трактора и автомобили. Но в земле покоятся прахи наших предков, хоть и без надгробных плит. Фамилии захороненных здесь людей, не указанных в списке, можно установить в Иркутском областном архиве на улице Байкальской. Для этого в архиве лично, можно заказать метрические книги церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, построенной в Косой Степи в 1804 году. Метрическая книга заводилась на каждый год и состояла из трёх частей: Iчасть-Родившиеся, IIчасть-Бракосочетавшихся, IIIчасть-Умершие. Напоминаем, что это касается двух селений – Косая Степь и Куреть. Эти же книги могут вам послужить основой для составления своей родословной, а так же Ревизские сказки (перепись населения).

Список сохранившихся могильных памятников захороненных людей на Косостепском при церковном кладбище:

 0.     Аршен Теи. Год захоронения1903 год

1.  Беклимишев Николай Николаевич, 1901 год

2.  Беклимишева Наталья Дмитриевна,   1864/1930гг.

3.  Брянская Матрена Алексеевна от сына Федора Брянского, 1894г.

5.  Брянская  Евдокия Ивановна, 62 года от роду

6.  Брянская  Прасковья Васильевна, 1913 год.

7.  Брянский Григорий Федорович, 1919 год.

8.  Брянский  Петр Герасимович, 1917 год, крестьянин

9.  Бабушка Ирина, 85 лет, памятник от  сына Петра

10. Гранин Петр Григорьевич, 1784/1869 г.г. (Иркутский мешанин)

10. Ипат, 45 лет., 1901 год.

11. Казачевская Евдокия Васильевна

12. Капулова Ефстефея 1892/1925 г.г.

13. Копылов Авраам Николаевич, 28 лет, 1865/1893 г.г.

14. Козлов Михайло Андреевич, 1900г., памятник  от Федора Лаврентьевича Брянского

15. Кондратий Дмитриевич, (Копылов)1900 год.

16. Копылов Василий Прокопьевич,   1874/   (младенец)

17. Копылов Александр, 1917год

18. Копылов Григорий, 1896 год.

19. Копылов Илья Егорович, 1889/1900 год.

20. Копылов Николай . 80 лет, 1901 год. (№62)

21. Копылов Николай, 1874 год.

22. Копылов Николай, 80 лет, 1901 год.

24. Копылов Маркел, 1875 год.

25. Копылова Фекла Васильевна, 1898 год.

26. Копылова Евдокия Никифоровна, 1861 год.

27. Копылова Мария Васильевна, 76 лет, 1908 год.

28. Копылова Мария  Петровна 1836/1912

29. Копылов Митрофан 50 лет

30. Копылов Меркулий, куретский крестьянин, 1861 год.

31. Ланин Макар Романович, 1931 год.

32. Ланина Рива (памятник от Кондратия Копылова)

33. Ланина Евдокия Харлампьевна, 60 лет, 1898 год.

34. Ланин Лонгин Никитович,  65 лет, 1896 год

35. Малютки  Петя 4 года,  Маня 3 года, Анюта 2 года, Вася 4 мес.

36. Маркова Лукерья 65 лет, 1898 год.

37. Марков Александр Никифорович, 53 года, 1914 год.  (Памятник от жены Палагеи Фелосовны)

38. Маркова  Надежда Алексеевна  1877/1912 г.г.

39. Марковы Николай Кузьмич 29 лет и Кузьма Матвеевич

40. Марков Алексей, 68 лет, 1842 год.

41. Матрена Матвеевна, 65 лет, 1902 год.

42. Усакеев Осип Францевич

43. Рыков Аполос Иванович, 57 лет, 1884 год

44.Рыкова Фекла, жена Рыкова Павла Егоровича, 1909 год

45. Рыков Тимофей Алексеевич, 44 года. 1927 год.

46. Рыков Павел Георгиевич, от Георгия Геор. Рыкова, 1880 год.

47. Рыкова Анастасия Васильевна51 год, жена Рыкова

Максима Егоровича

48. Рыкова Акилина Ивановна, 1869 год.

49. Рыкова Домна Спиридоновна, 1917 год.

50. Рыкова Евдокия Антиповна, младенец 9 лет, 1920 год.

51. Рыкова Прасковья Родионовна, 1917 год. (жена Рыкова Нифона)

52. Рыкова Мария Николаевна  60 лет. 1910 год.

53. Рыков Петр Юдинович, 1899 год.

54. Рыкова Фекла, жена Павла Егоровича Рыкова

55. Рыкова Андроника Егоровна, 1897 год.

56. Сапожников Василий Иванович, 59 лет, 1899 год. Житель Верхоленского уезда, село Калуга.

57. Челока Меланья 1896 год. (памятник от крестника Сергея Маркова

58. Чубыкина Наталья Васильевна, 18 лет, 1910 год

59. Бабушка Ирина, 85 лет, памятник от сына Петра

60. Чувашов Федор Федорович. 44 года, 1909 год.

 

14 февраля 2022 года

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0340200 от 9 ноября 2022 в 21:47


Другие произведения автора:

Тёща. Семейная сага или Человек в футляре.

Мы едем в Мекку - наша родина Ольхон

Петухи или дачные истории

Рейтинг: 0Голосов: 0298 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!