Осенний вальс под моросящим дождём и падающими листьями.

22 января 2018 — Наталья Золотых
article279562.jpg

Осенний вальс под моросящим дождём и падающими листьями.

 

Во второй половине 60-х годов во многих школах страны, простирающейся от Польской границы до Тихого океана было соотношение числа мальчиков и девочек 1 к 3. Социологи называли это явление «Второе эхо войны». Жизнь в стране начала выравниваться. В сельской местности женщины-колхозницы, перенёсшие тяготы войны и первые послевоенные годы на полях сельхозпредприятий, воспитывая детей, оставшихся от репрессированных или погибших на фронте мужей, постепенно выезжали в города, вслед за своими выросшими детьми, дабы забыть лихолетье и пожить на новом, более благополучном жизненном этапе. Жили, помогая в воспитании внуков и внучек, передавая им вспомнившиеся доколхозные знания. Их дети, окончившие 4-7 классов в сельской школе, обладали внутренней культурой, сохранившейся от мирного дореволюционного времени, укреплённой в строгой советской школе учителями дореволюционной закваски. Но жизнь в отдалённых уголках страны накладывала на менталитет людей отпечаток местности и основного костяка населения. Больше всего это, конечно, проявлялось в языковых особенностях. Если южнороссийские одноклассники до старости лет обращались друг к другу: девчата, парни, то южно-сибирские могли сказать: деваха, паря, дальневосточники были друг для друга девчонки, мальчишки. Сказывалось, естественно и то, к какому роду, семье принадлежал человек. Если в семьях рабочих и выходцев из крестьянства обращались друг к другу: Танька, Нинка, Шурка, в семьях разночинских, претерпевших «расклассовость» ещё в 19 веке и, трогательно любивших друг друга, обращения были Сергуня, Сашенька, Николенька, то в семьях благородного, аристократического происхождения, подвергшихся лишению лишь после революции обращались к детям после 12 лет строго по полному имени: Анна, Мария, Лидия, Валентина. Когда такая семья проживала в колхозной глубинке, то вольно или невольно, их манеры передавались и другим колхозникам, засчёт этого в 60-х в ближайших промышленных городах речь жителей была интеллигентна, и обращение в общественных местах исключительно вежливым. У рабочих в таких городах просматривались и аристократичность манер, поскольку их раннее детство ещё имело уроки танцев и музыки, а после индустриализации сельского хозяйства, когда все дети должны были ходить в общие школы, учителя, вне программы, обучали детей пению и танцам. В таких сёлах, а потом и рабочих городках, ещё устраивались балы по традиционным датам, привязанным в то время к советским праздникам. Сохранялись даже обычаи проводить сословные балы: осенний, рождественский, пасхальный. Поскольку, благородные сословия были отменены, то на балы дети из потомков этих семей ездили в крупные города. Дети из аристократических семей же выезжали на свой первый бал в столицу или в Ленинград, Второй бал для них чаще проводился в крупных региональных центрах, третий в ближайшем, к месту жительства, крупному городу: губернскому, окружному. Бал по случаю сговора иногда не проводился вовсе, а по случаю помолвки старались организовать в местах, каким - то образом связанных с родовым кланом.

Осенний вечер на Невском проспекте Ленинграда был окрашен светом фонарей сквера им.Островского и светильников за колоннами театра им.Пушкина(Александринки). Гастрольный московский спектакль «Сказки старого Арбата» закончился затемно.

Мужчина с тростью и две пожилые дамы с ним вышли в сквер и пошли по аллее мимо памятника Государыне-Императрице Екатерине Второй. Под порывами ветра слетали с клёнов пожелтевшие листья и, кружась, падали на мокрый асфальт под ноги прохожим.

Мужчина подошёл к скульптуре, приостановился на несколько мгновений у её подножия, затем развернулся и пошёл догонять своих спутниц. Ему трудно было ускорить шаг, и он окликнул женщин:

- Девочки, подождите меня!!!

Догнав, ожидавших его дам, он сказал:

- Несмотря на то, что я остался один   из мальчиков нашего класса, я могу ещё станцевать с вами вальс на осеннем балу, который состоится завтра в туристической гостинице «Медведь»!

Молодые студенты замерли неподалёку, заинтересованные таким необычным обращением пенсионеров друг к другу, а затем, разбились на пары и станцевали несколько Па вальса, который разучили под руководством классного руководителя в школе приволжского райцентра начала семидесятых!

А яркие осенние листья канадского клёна всё кружились и падали над мирным танцем в аллеях героического города, в присутствии тех, кто выстоял, отстоял во имя и для.

 

 

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0279562 от 22 января 2018 в 09:11


Другие произведения автора:

Новосибирье и архитектор.

Флоренция, живая скульптура, галерея Уффицы.

Материнство в Дикой природе.

Рейтинг: 0Голосов: 0481 просмотр

Нет комментариев. Ваш будет первым!