Маленькая драма

28 января 2015 — Андрей

Маленькая драма

Философские размышления в виде пьесы. 
 
Действующие лица:
Граф – худой и поджарый усатый джентльмен.
Графиня – невысокая полнушка с приятными чертами лица.
Прохожий – мужчина средних лет.
Барон – крепкий, высокий, широкоплечий молодец.
Священник – слегка тучный, лысеющий, но располагающий к себе человек. 
Спрут – кошмарное существо, приснившееся графу.
Прочие люди.

Действие 1
Сцена 1. Труп
Действие происходит на берегу озера. Вечер. На песчаном пляже лежит труп мужчины, рядом стоят двое полицейских, неподалеку прогуливаются несколько случайных прохожих. Граф с неопределенным выражением лица смотрит на мертвеца.
Граф
Как ты думаешь, отчего утонул этот человек? От сердечного приступа или по другой причине, например, был пьян? 
Графиня
(немного раздраженным тоном)
Ты знаешь, меня это совершенно не интересует!
Граф
Тебя не интересуют вопросы жизни и смерти?
Графиня
Не сейчас, не здесь и не при таких обстоятельствах.
Граф
А есть такие обстоятельства, при которых смерть тебя может заинтересовать? 
Графиня
(хватает графа за рукав)
Идем, смотреть на утопленника – малоприятное зрелище!
(Граф с графиней проходят немного далее, по пути на земле они видят раздавленное тело птицы.)
Граф
(пораженный внезапно какой-то мыслью, приостанавливается)
  И эта смерть тебя тоже не заинтересует?
Графиня
(коротко пробежав взглядом мимо птицы)
Мертвая птица мне однозначно не интересна!
Граф
(продолжая движение, берет графиню за руку и после некоторой паузы произносит)
Может в этом вопросе тебя интересуют процессы, происходящие внутри, чувства, возможно?
Графиня
Что я чувствую, когда вижу смерть?
Граф
(как будто не слыша графиню)
Например, почему или от чего может умереть любовь?
Графиня
(некоторое время пристально всматривается в лицо графа)
Ты на что-то намекаешь?
Граф
Нет, это просто философские рассуждения вслух.
Графиня
Ну и от чего же умирает любовь? От предательства, от измены, от ревности? Это ты имеешь в виду?
Граф
(глубоко вздыхая, произносит, отвернувшись немного в сторону)
От отсутствия кислорода и сердечного приступа. 
Графиня
Не понимаю тебя.
Граф
Я сам себя не понимаю.
Графиня
Зачем же тогда говоришь?
Граф
Задаю себе вопрос. Столько разных причин для смерти любви в человеческом сердце, не перечислить. С другой стороны, любовь растворена в мельчайших частицах всего мира, как часть божественной сущности и, следовательно, бессмертна.
Графиня
И почему же люди перестают любить?
Граф
(задумывается)
Значит, они не перестают, а с ними что-то происходит.
Графиня
Что?
Граф
Может, сердце человеческое, как водяной фильтр, переключается в другой режим, начиная, вместо очистки воды любви, загрязнять ее, превращая в воду ненависти. Но по какой причине сердце начинает работать в другом режиме?
Графиня
Я тоже об этом подумала.
Граф
Ведь сердцу не прикажешь или, выходит, можно.
Графиня
Трудно сказать.
Граф
(говорит тихо, но уверенно)
Веру теряет человек и падает, как мертвая птица.
(Изображает рукой летящую и затем падающую птицу.)
Графиня
(озадаченно и недоверчиво)
Думаешь?
Граф
Уверен. Веру в чудо.
Графиня
А как же веру сохранить?
Граф
(внезапно полушутливым тоном)
Веру не надо хранить, веру надо кормить!
Занавес.


Сцена 2. Крещение

Граф идет по дороге в парке, невдалеке виден купол церкви. Раздается колокольный звон, граф крестится, прохожий, спешащий куда-то по своим делам, внезапно останавливается.
Прохожий
Ты верующий?
Граф
(негромким уверенным голосом)
Да, конечно.
Прохожий
(показывая рукой в направлении церкви)
А ты знаешь, как попы обирают народ, сколько денег стригут? На свечки, на масло, на записки, на свадьбы, на похороны! Так людей дурят! Вон, видел, какой дом местный поп отгрохал себе, да еще один – дочери!
Граф
Так, что плохого в том, что я верующий?
Прохожий
(со знанием дела)
На тебя же воздействуют, используют твою веру на обогащения своего кармана!
Граф
(глядя прямо в глаза прохожему)
Ну, а вы сами верите во что-нибудь?
Прохожий
(не отводя глаз от графа)
Я верю в высший космический разум.
Граф
И какое он имеет на вас воздействие?
Прохожий
(смело, даже немножко с бравадой)
Никакого, конечно!
Граф
А какая тогда разница, верите вы в него или нет?
Прохожий
(выглядит удивленным, немного в замешательстве)
  Наверное, никакой. 
Граф
Какой прок, есть он или нет, этот ваш космический разум? Вот, например, моя вера направляет мою жизнь, влияет на мои дела, мысли, поступки, предъявляет ко мне определенные требования.  
(Граф, наклонив голову, немного искоса глядит на прохожего.)
А что вам дает ваш космический разум, какой в нем смысл?

(В молчании граф и прохожий доходят до развилки дороги и расходятся в разные стороны. Граф не спеша подходит к двери своего дома, стучит. Ему открывает графиня и тут же подставляет щеку для поцелуя. Граф, не обращая внимания на позу графини, входит в дом.)
Граф
(менторским тоном)
Скажи мне, дорогая, а тебя вера как-нибудь, направляет? 
Графиня
(рассерженно)
Это вместо поцелуя и объятий!
(Графиня поджала губы)
  Моя вера позаботилась о твоем обеде. Между прочим!
Граф
(не понимая, чем так рассердил графиню, мягко обращается к ней, желая примириться)
   Не буду тебя мучить пустой философией, пойду попрактикуюсь обедом.
(Граф уходит от недовольной графини в соседнюю комнату, откуда раздается его приглушенный веселый голос)
Сейчас покормлю свою веру!
Занавес.

Сцена 3. Воля

Ресторан, стол, две свечи, бокалы вина, легкая закуска, звучит тихая и ненавязчивая музыка, на заднем плане через оконное стекло видно дорогу. Граф и графиня сидят друг напротив друга в сосредоточенном молчании.

Графиня
(глядя в полупустую тарелку)
Зачем я сижу на диете? Чтобы потом вот так наесться и пустить все насмарку!  
Граф
(удивленно)
Ты прекрасно выглядишь, сильная, волевая женщина, работающая над собой.
Графиня
(упрямо)
Ты же знаешь, что это не так! Я многим пыталась заниматься, но меня хватает максимум на две недели!
Граф
Ты сильная женщина, просто для постоянства нужен опыт, ты научишься.
Графиня
(поджав губы, почти через зубы)
Я сломала голову и уже больше думать не хочу! Я не знаю, что мне еще нужно! Время свободное есть, силы есть, а дел нету!
Граф
(спокойным, тихим и размеренным голосом)
- Ты знаешь, за многолетнюю практику, я обнаружил важную взаимосвязь между днем сегодняшним и днем предыдущим, соответственно, от того, как провел вчерашний день, будет зависеть количество и качество сил сегодня.
Графиня
Я уже пробовала ложиться пораньше, отсыпаться, отдыхать, составлять расписание, в конце концов! Ничего не помогло!
Граф
(размышляя вслух)
Если ты сильная то, следовательно, тебе нужна не обычная сила, а особенная, та, которая поддержит и сохранит силу воли.
Графиня
(изображает усталый вид)
И что мне для этого нужно сделать?
Граф
Возможно, тебе надо лишить себя того, что ослабляет тебя. 
Графиня
(недоверчиво)
Я во многом себе отказываю. Тогда, когда люди моего круга сидят без дела и не могут поднять себя с дивана, я занимаюсь.
Граф
По своему опыту я знаю, что-то, от чего нужно отказаться, часто бывает наиболее приятно и мило сердцу. 
Графиня
(немного настороженно)
И твое предположение? 
Граф
Мне кажется, ты каждый день ослабляешь свою волю просмотром большого количества различных женских журналов. Признай, у тебя же нет жизненной необходимости в таком их количестве! А они, по-моему, слегка тупят тебя.
Графиня
(мрачно смотрит в пол)
Да ты прав, от этого, мне трудно отказаться! 

Наступает длительная пауза, в которой граф и графиня вновь сидят, молча погрузившись каждый в свои мысли.
Занавес.

Действие 2
Сцена 1. Капитал
Граф и барон сидят, слегка развалившись на высоких стульях в небольшом придорожном кафе, пьют чай. В углу протяжно пиликает худой скрипач.

Барон
(выпрямив спину, аккуратно размещается на стуле).
Рассказывай, в чем причина вашей размолвки? 
Граф
(пожимая плечами)
Сам не знаю.
Барон
(улыбаясь уголком рта)
Либо ты лукавишь, либо я совсем ничего не понимаю.
Граф
(как будто бы спохватившись)
Она сказала, любви больше нет.
Барон
Так просто?
Граф
(опустив голову)
- Причин очень много и все верные.
Барон
Что будешь теперь делать?
Граф
(расправив плечи, подняв голову и, как будто бросая барону вызов, вдохновенно произнес)
Я совершенно ее не осуждаю. Впервые мне удалось действовать, отбрасывая отравленность ума, и поступать по сердцу.
Барон
Ты же знаешь, я мало понимаю в сердцах. Мне намного легче разобраться в финансах и, прямо скажем, у меня это получается хорошо! Однако мне трудно представить, что со мной будет, если я враз все потеряю, все сбережения, все предприятия, в которые вкладывал силы столько лет.
Граф
Я давно уже задумываюсь о сердце, его очищении от грязи лукавства.
(Граф ткнул указательным пальцем в стол.)
Сейчас я впервые откинул яд ума, позволив сердцу принимать решения! 
Барон
  Может, у нее кто-то есть? Проверял такой вариант? 
Граф
Именно об этом я тебе и говорю! Ум постоянно подсовывает мне уйму отравы, разные варианты подлостей, обвинений, осуждений. Настолько четко становится видно, где работает ум, а где сердце.
Барон
(легонько постукивая пальцами по столу)
Вот ты говоришь, поступать по сердцу. А помнишь, сколько раз я помогал тебе финансами, поддерживал, наставлял в ведении дел? А ведь ты так ни разу и не пригласил меня посмотреть на открытие своего предприятия. Мне было несколько обидно!
Граф
(смутившись, подавленным голосом)
Я боялся, мне было стыдно за то, как я бездарно трачу деньги.
(Граф наклонился над столом, будто бы желая заглянуть барону в лицо, однако, производя это движение, скосил глаза немного в сторону)
Я обязательно тебя приглашу.
(Тихо добавляет в сторону)
Если к тому времени не разорюсь.
Барон
(участливо)
Держись, мой друг, жизнь на этом не заканчивается. Я уверен в том, что если предприятие потерпело крах, значит, не было приложено должного количества сил. С другой стороны, размышляя по прошествии определенного времени, я пришел к еще одному выводу, а всегда ли нужно их прилагать? Понимаешь меня?
Граф
(внимательно слушая барона, произносит почти про себя)
- Можно, а нужно?
Скрипач в своем углу на мгновение замолкает, для того, чтобы начать новое заунывное произведение.
Занавес.

Сцена 2. Клятва
Внутри церкви, возле огромной во всю стену иконы Богородицы «Неупиваемая Чаша», стоит скамейка, на ней вполоборота друг к другу сидят двое, граф и священник.

Священник
(двигаясь в замедленном ритме, поправляет один, спустя несколько мгновений – другой рукав).
Благословление на второй брак ты можешь получить, если захочешь.
Граф
(не отрывая глаз от священника)
Я думал, венчание это союз, который совершается на небесах, и его невозможно расторгнуть!
Священник
(после некоторого раздумья, кивает головой)
Когда  жена уходит от мужа, то для брака она становится словно мертвая, поскольку нарушила свое обещание перед Богом любить и почитать своего мужа.
Граф
(Помрачнев)
Иными словами, у меня есть выбор: либо к архиерею за благословлением, либо остаться одному, словно вдовец, с надеждой на чудо.
Священник
Главное сейчас – не спешить. Ждать – это тяжелая ноша, на нее не каждый решается. Вдруг так случится, что полюбишь кого?
(Коротко указывая взглядом поверх царских врат)
- Его путей ведь мы не знаем.
Граф
(проследив за взглядом священника, напрягается)
  - Еще…  Меня мучает одна страшная мысль.
(Запинается)
- Я… ведь люблю ее, но не уверен, вернись она сегодня ко мне, если скажет, например, что сделала ошибку, не знаю… смогу я простить ее?
Священник
Вот если придет, тогда и решишь, а сейчас не думай об этом. Главное – не унывай, лености не предавайся, всякому испытанию от Бога радуйся, через скорби путь к царствию небесному лежит.
Граф
(говорит с еле заметной дрожью в голосе)
Если я не буду ее ждать, не совершу ли я предательства? Всю свою сознательную жизнь я мечтал о семье и о детях, а теперь остался один.
Священник
Ты не один, на Бога надейся, молись, и он пошлет тебе разумение, как поступить.

Граф складывает руки для благословления, целует руку священника и надолго прижимается к ней лбом.
Занавес.


Сцена 3. Сон
Спальня графа, он лежит на кровати, над его головой от порывов ветра, в окно, периодически стучит ветка растущего возле дома дерева. Во сне граф видит, как из неожиданно распахнувшегося окна к нему тянутся щупальца огромного спрута.
Граф
(приподымаясь с кровати)
Кто ты?
Спрут
Я тот, кто похищает сердца и питается плотью боли! Я тот, кто, вырывая из груди человеческой горячее сердце, получает удовольствие превеликое! Я непреодолим, ибо тело мое – яд и злоба, конечности – ложь, недоверие и страх! 
Граф
(кричит, отталкивая подобравшееся к груди щупальце)
Ты, ты, ты забрал ее сердце! 
Спрут
(внезапно останавливается, отводя щупальца от графа)
Я забирал много сердец! И у вас двоих забрал, но только одно!
(Спрут зловеще смеется)
А где твое сердце, человек?
Граф
(в ужасе засовывает руку себе под ночную рубашку, стараясь нащупать биение сердца. Останавливается и почти с мольбой в голосе спрашивает)
Чье сердце ты украл? Ответь мне! Чье сердце ты украл!? Чье?
(Спрут исчезает).
Занавес.

Сцена 4. Финал

Граф ворочается в своей постели, выкрикивая сквозь сон несколько раз одну фразу: «Чье, чье сердце!». Вздрагивает, просыпается, молча, смотрит на стучащую в окно ветку, садится в кровати и закрывает лицо руками.
Занавес.

Голос за занавесом

В пустоте мы себя познаем. Только там мы видим себя настоящими, все, что накоплено за жизнь, вся добродетель, вся злоба, все выходит наружу и дает о себе знать. Не избегайте пустоты, проверяйте себя пустотой, исправляйте себя пустотой. 
Конец.

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0189451 от 28 января 2015 в 01:57


Другие произведения автора:

Стихомедитация

Семь Графоманов

ОПРОВЕРЖЕНИЕ РОЖДЕСТВЕНСКОГО

Рейтинг: 0Голосов: 0630 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!