Религиозные символы

13 марта 2014 — negociant
article159390.jpg

Серёжа Углов был выпускником духовной семинарии. Срочную службу он проходил во второй роте 909 ВСО. Я был замполитом третьей роты.

Несмотря на его духовное образование, беседовать с Серёжей о Боге было почти невозможно. Он закончил административный факультет и знал буквально всё об организации церковной службы, о расположении икон в храме, о порядке проведения таинств и о многом другом подобном. Этим его знания и интересы в области религии ограничивались. Теология военного строителя Углова не интересовала совершенно, в то время как я был равнодушен к тонкостям церковной службы и православной обрядности.

 

            Разница во взглядах не мешала нам с Сергеем уважать друг друга. Мне импонировала его убеждённость в правоте и нужности церковного дела, а ему нравилось, что замполит, пусть и не его роты, не только не запрещает религию, но даже знает её основы.

 

            Замполит батальона майор Кочетов, напротив, Серёжу невзлюбил сразу и бесповоротно и постоянно пытался подловить на религиозной агитации и пропаганде в среде личного состава и наказать за это. Очевидно, опасался возможной конкуренции со стороны дипломированного попа.

Впрочем, эти опасения были лишены всяких оснований. Как я уже говорил, Слово Божье товарищу Углову было неинтересно. Миссионерство его не привлекало. Вся деятельность Серёжи в области культа ограничилась тем, что он подарил одному-двум бойцам нательные крестики и пару иконок, да старался откосить от работы в дни больших религиозных праздников типа Пасхи и Рождества.

 

            Потом в армии разрешили религию. Майор Кочетов скрипел зубами, но сделать ничего не мог – новая Россия, занявшая место рухнувшего СССР, уже не была атеистическим государством.

 

Выпускник духовной семинарии ходил теперь гоголем. Он расправил грудь и отправил письмо в свою епархию с просьбой прислать предметы культа для удовлетворения духовных запросов верующих.

 

            Почтовая пересылка – дело не быстрое. Решив не ждать милостей от попов, военные строители, считавшие себя православными, набрали в слесарке медных, латунных и алюминиевых деталей и проволоки, вооружились напильниками и принялись выпиливать нательные кресты и плести для них цепочки. Вскоре только ленивый христианин не щеголял крестом на могучей или впалой груди.

 

            Россия была тогда очень молодым государством, поэтому её армия, сменив название, по своему составу всё ещё оставалась советской. То есть в ней служило много солдат из других республик, преимущественно среднеазиатских. Да и среди россиян далеко не все были русскими и  христианами.  Короче, одни солдаты, видя, что другие украшают себя  самодельными крестиками, решили не отставать от сослуживцев.

 

            Как-то раз, зайдя в слесарку во время обеденного перерыва, я застал там трёх мусульман, вытачивающих  латунные полумесяцы. Сами понимаете, такую фигуру из-за её криволинейной конфигурации выпилить куда труднее, чем крест. Узбек Уркалиев, дагестанец Юнусов и примкнувший к ним татарин Фокеев трудились в поте лица своего. Надо сказать, получалось у них неплохо.

            - Чем заняты, бойцы? – Спросил я, хотя и так было видно чем.

            - Э, - ответили они, - полумесяц пилим, носить будем.

            - Ребята, а оно вам надо? Аллах ведь не требует от верующих в него чего-то там носить. Да и пророк Мухаммед нигде не говорил, что правоверный должен сверкать полумесяцем на шее.

            - Но ведь он и не запрещал. – Резонно возразили мусульмане. – Чем мы хуже христиан? Они вон крестики носят, а мы будем полумесяцы носить.

            - Носите. – Пожал я плечами, - дело ваше.

 

Вскоре мусульмане не хуже христиан украсили себя символами своей религии. Теперь они, не боясь простуды, ходили на цеху с распахнутыми воротниками, гордо демонстрируя плоды своих трудов всем желающим. Правда, на территории части всё же  застёгивались, чтобы не нарушать форму одежды.

 

            Лиц иудейского вероисповедания в 909 ВСО не было, поэтому звёзды Давида никто не точил. Насчёт буддистов точно не скажу, возможно, что они и были, но, то ли мода их не затронула, то ли у них просто не хватило фантазии придумать такой символ своей веры, который можно было бы носить на шее.  

 

            Через несколько месяцев религиозная символика утратила прелесть новизны, и мода на неё прошла. Да и тот призыв, с которого всё началось, вскоре уволился, а у молодого пополнения были другие заботы. Кресты и полумесяцы канули в лету.

 

            Однако ничего не проходит бесследно. Много лет спустя, бывая на рынках в Толстом-Юрте, станице Червлёной и под Назранью я уже не удивлялся, когда видел на ювелирных развалах множество продающихся там золотых и серебряных крестиков, полумесяцев и могендовидов. Спрос, как говорится, рождает предложение. Мода есть мода. И хотя ни Моисей, ни Мухаммед не предписывали своим последователям носить религиозные символы так, как носят их христиане, люди всё равно их носят, и будут носить. Человеку, независимо его от пола, возраста и национальной принадлежности вообще свойственно украшать себя, так почему бы не совместить украшение с религиозной символикой и наоборот? Ювелиры с лихвой удовлетворили эту потребность. Зайдите в любой их магазин, убедитесь сами.

           

            Конечно, я  понимаю, что 909 ВСО тут ни при чём. Или почти ни при чём. Это была всего лишь маленькая воинская часть, затерянная в карельских лесах недалеко от финской границы, в которой и в лучшие времена служило не более пяти сотен солдат. И всё же льщу себя надеждой, что мода на ношение на шее не только крестиков, но и символов других религий, была запущена в свет моими бойцами с лёгкой руки Серёжи Углова. 

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0159390 от 13 марта 2014 в 19:46


Другие произведения автора:

Идеальный питомец

Путь в нирвану.

Групповуха.

Это произведение понравилось:
Рейтинг: +1Голосов: 1936 просмотров
Максим Форост # 14 марта 2014 в 13:20 0
Забавная история! Как я понимаю, она написана с натуры и полностью документальна. Прочитал с улыбкой. Кем стал рядовой Серёжа Углов, наверное, неизвестно? Но как бы то ни было, поступить в семинарию на излёте сов.власти и комсомолии - это показатель характера.
negociant # 14 марта 2014 в 19:58 0
Совершенно верно. Все с натуры и про тов. Углова сведений нет. Спасибо, что заглянули.