Уроки Любви

18 октября 2012 — Алеся Швец
article84124.jpg

       Человек видит, опознает и различает только то, что есть в нем самом.

       Если бы человечеству удалось воспитать хотя бы одно поколение без примеров насилия, то мир на Земле был бы гарантирован.

Все негативное, что мы распознаем – это мы сами. В нас засели все те пороки, с которыми мы сами и пытаемся бороться. Значит, мы боремся сами с собой. Неравная схватка – очень сложно победить самого себя…Только осознав это, можно прийти к выводу о необходимости коренного изменения методов и системы образования, вернее сказать, воспитания.

 

 Маленькая, старенькая двухэтажная школа-восьмилетка на окраине Запорожья, разделяющая поселок частного сектора и довоенные кирпичные постройки с квартирами (как их называли) на двоих или на троих – коммуналки.  Старый город со старыми названиями – Ореховское шоссе, улица Степная, остановка Южный рынок…

 

       Это потом шоссе переименуют в Космическое, напомнив о постоянном движении вперед и будоражащих победах в развитии технического прогресса и успехами в области становления и воспитания нового человека. (!)

 

А пока я иду в первый класс!

Мне шесть с половиной лет, тогда, как зачастую детей отдают в школу даже с восьми, дав посидеть еще годик, но мама очень хочет, чтобы я попала в класс к Зинаиде Семеновне, а Она “набирает” в этом году очередной класс.

Больших усилий стоило убедить работников отдела образования, что я уже и читаю бегло, и знаю наизусть много сложных стихотворений, одним словом, соответствую!

 

        Зинаида Семеновна Пивоварова, учительница младших классов, состарившаяся вместе со школой; у нее пенсионный возраст наступил десять лет назад, но она по-прежнему энергичная активная и, что самое главное………

 

       Как и в любом классе, у нас были озорники, так называла их Она, наша Зинаида Семеновна. Никогда я не слышала слов бездельних, неряха, негодник (ряд слов может быть продолжен до наших дней……..).

       Коля Трофимов, маленький, юркий, постоянно вертящийся на своем месте непоседа, мешает плавному течению урока. Она подходит к его парте, кладет свою руку на его голову, гладит, слегка обнимает (эти движения даже помогают Ей вести урок, делая необходимые акценты), притягивает его к себе так, что они соприкасаются. Коля замирает в этом объятии. Урок, который соединил в себе и новую важную тему, и Колины шалости, и объединил всех нас в одну большую семью, продолжается…

 

       Днепр – чудо-воспоминание детства!

       Мне еще предстоит осознать, что “Чуден Днепр при тихой погоде…” и всю истинную красоту неоднократно воспетой, могучей реки!

Сейчас же для меня Днепр – это и паром, перевозивший “на тот” берег, и множество маленьких песчаных островков (перейти от одного к другому можно было вброд), и расцветающие прямо на воде огромные белые цветы. “На тот” звучало как существительное.

       - А мы идем на тот берег! – хвастался кто-нибудь во дворе, и все понимали, что ожидает счастливчика - это пляж, песок, красновато-желтого цвета (от песчаного дна) вода, огромные деревья, срезанные кувшинки, расположившиеся на шее и обвивающие ее, как змеи, причудливых форм ивы, наклонившиеся до самой воды…

 Tот берег” – это легендарный остров “Хортица”.

 

       - На следующей неделе у нас экскурсия! – объявляла Зинаида Семеновна, и весь класс взрывался от радости.

Упакованные бутерброды, удобная одежда и обувь, приподнятое настроение…

       - Здравствуй, Хортица!!!

 

Осенние пейзажи необычны для пляжного места – где же зной и желание немедленно окунуться в воду? Но обилие желтых листьев, в которых можно бродить по колено, не дают шанса сожалению.

       - Зинаида Семеновна, смотрите, какой я нашел лист!

       - Ой, какие грибочки!

       - А это что такое?

       - А эти ягоды можно кушать?

       - О-го-го, какой дуб! А желуди можно есть?

 

Зинаида Семеновна разговаривает с нами как подруга, которая старше нас на три-четыре года, и поэтому ее слова звучат особенно авторитетно!

Взрослые всегда дают нам понять, что они ужасно умные, а вот Она рассказывает о неизвестном так, как будто сама недавно об этом узнала.

 

       - Ребята, ну-ка, сядем, поговорим!

Мы усаживаемся в круг – это привычная форма для нашего общения.

Зинаида Семеновна не в центре, не на каком-то возвышении, а в нашем круге, где нет “лучших” или “худших”, глупых и умных, где все РАВНЫ!

И мы все вместе познаем мир: исследуем, ощущаем свою сопричастность со всем окружающим, мы все – часть Природы!

       И даже классная комната, с ее партами для учеников и столом для учителя, превращалась для нас в тот самый КРУГ, где мы – Единое Целое, Один Организм!

 

Так как же нам следовать древним и мудрым высказываниям, в точности и правдивости которых никто не сомневается?

       “Не делай другому то, чего ты не хочешь, чтоб делали тебе”

       “Возлюби ближнего как самого себя”

 

… Я вспоминаю КРУГ – где вместо Меня – Мы, и если Я и мой Друг соединены кругом, то любовь циркулирует по этому кругу, и не нужно стараться любить – все происходит естественным путем.

 

 

 

 

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0084124 от 18 октября 2012 в 14:26


Другие произведения автора:

Нейронный гобелен

Глава 5. Лиз

Кризис человеческих отношений

Рейтинг: 0Голосов: 0601 просмотр
Толстов Вячеслав # 20 октября 2012 в 17:18 0
Здравствуйте, Алеся! Почитал Ваши миниатюры. Чище стало на душе.
Алеся Швец # 23 октября 2012 в 14:05 0
Спасибо огромное за комментарий. Я очень рада, что Вам понравилось.
:)