Замок вторая часть

17 февраля 2013 — Владимир Романов
article101610.jpg

Здесь можете прочесть первуйю часть рассказа, написанную в далеком 2006 году

 

 

Прошло более пяти лет, как я был в этом злополучном замке, что волею судеб показал мне как живут разные люди в прошлом, будущем и настоящем. Нельзя придумать всё то, что происходило со мною в стенах этого помещения. Я долго сопротивлялся и отговаривал сам себя от второго прихода в замок. Когда я впервые оказался внутри этого дворца, ко мне подошла молоденькая девушка. Наша встреча оказала на меня глубочайшее впечатление. Мне до сих пор не понятно было ли это на самом деле, или же случившееся всего лишь магические трюки того седовласого старика, бывшего хозяина теперешних моих хоромов. Не скрою и сейчас мне жутко стоять перед вратами, наблюдать за сухим рвом, за высокими серыми стенами, за почерневшей крышей, покрытой мхом и застрявшей листвой. Весь мой организм сопротивлялся тогда, да и сейчас, я боюсь войти внутрь, но все же не войти я не могу. Я воткнул ключ в висячий замок и он легко поддался, словно им пользовались ежедневно. Я посмотрел на огромную железную, кованую двухстворчатую дверь. Ее ржавые изображения демонстрировали каких-то очень жутких животных. Их хищный оскал устремлялся на подошедшего человека, проверяло на смелость. И я смотрел на морды этих мифических животных, мне становилось жутко. Либо кузнец видел их живыми, собственными глазами, либо у него была великая фантазия. Тяжелые двери поддались легко, немного поскрипывая. Дверные ручки были сделаны в виде сложенных крыльев, словно в каком-то своеобразном рукопожатии.

Отворив двери, я подпер их большим камнем, дабы они не захлопнулись за моею спиной. Свет вырвал из темноты снова то же пыльное помещение, в котором были огромное количество картин в широких рамах, старинная каменная плита, служившая по-видимому столом, лик Христа, повернутый к выходу. Его белый мрамор отражает солнечный свет, даже сквозь толщу пыли.

Я прошёл внутрь, оставляя на квадратных каменных плитах следы, словно я шел по только что выпавшему снегу. Здесь не было той дурно пахнущей жижи, которую я принял за кровь в первый раз. При солнечном свете замок не был таким мрачным и жутким, каким он запомнился мне тогда. Я ходил над стенами, рассматривая портреты знатным людей и находил для себя, что художник был очень искусным мастером. В людских лицах была неиссякаемая сила жизни, поднимающая зрителя на новый уровень. Тут я вспомнил, что в сумке есть факел, который нужно зажечь, дабы с ним спустится по той лестнице, с которой я упал тогда. Я достал его, облил маслом и поджег. Языки пламени обжигали висящие паутины и в помещении запахло гарью. Чувство тревоги то росло, то наоборот пропадало бесследно. Я подошёл к окну. Узкий и высокий проем снаружи был заложен полукруглыми отрогами стен, защищавших окно от солнечного света и возможных завоевателей. Таких окон больше нигде нет в России, здесь вообще не прижилась ни романская, ни готическая архитектура. Широкий подоконник служил, на мой счет и сидением или же столом. А мог так же быть подставкой для оружия. Мне начинало нравится находиться здесь. По словам хозяина Замок был четырёхэтажным зданием. Так же он уходил вниз на два этажа, и где-то там есть три черных выхода, которые уводят далеко за пределы дворца. Но обследовать здание одному было страшновато. К вечеру должны приехать мой брат и двое друзей, которые привезут крепостных, а они в свою очередь помогут мне предать замку новую жизнь. Мы уберем его и тогда я смогу привести сюда жену и двоих дочерей. В центре холла висело четыре огромные люстры, состоящие из шести колец разной величины. Все они походили на королевские короны, увенчанные большими звездами. Я решил что к вечеру обязательно зажгу в них свечи, дабы их свет не дал зданию погрузиться во мрак, царивший здесь все эти года.

За мною молча ходил мой слуга, двадцатипятилетний Николай. Он внимательно разглядывал все здесь, не издавая и звука. Я посмотрел на него, с удивлением. Парень сейчас выглядел как застывшее приведение, он совсем не понимал какая красота здесь скрывается под толстым слоем пыли. Он сделает все, что я только могу ему сказать и он просто ждал моего приказа. Мне не хотелось его сейчас тревожить, но я знал, что к нашему ночлегу нужны дрова, вода и еда. Поэтому я сказал ему, чтобы он отправился на поиск ручья. Поклонившись, он вышел и я остался с замком наедине. Я снова вспомнил о мрачной лестнице и найдя ее, спустился по ней, где увидел несколько разбросанных человеческих скелетов. Мой громкий вопль вырвался из глотки, но я справился со страхом и продолжил разглядывать новую комнату. Это был тоже довольно большой зал, в котором тоже висели портреты и какие-то стеллажи с книгами. Все было в пыли, но и здесь было сухо. И сейчас я вспомнил, что пять лет назад было довольно дождливое лето и вся слякоть, проникающая сюда смешивалась с пылью и превращалась в жижу, похожую на кровь. Мне стало стыдно, что я мог допустить, будто это могла быть живая кровь. Я ходил вокруг полок с книгами и не заметил, как попал в третью комнату. Здесь стояли мумии и чучела всевозможных животных и птиц. Вначале мне казалось что все эти твари были живыми и при виде меня притаились, насторожились, и едва я дам слабинку, они вцепятся в меня и разорвут в клочья. Было страшно, но чувство любопытства брало верх над страхом. Теперь я здесь хозяин мне нужно научится чувствовать себя здесь, как дома. Я хочу здесь жить, посему мне надо ознакомится с замком и отступать я не буду. И так 5 лет пришлось откладывать возвращения сюда.

Я осмотрел все эти чучела и мумии птиц, животных. Это было потрясающе! Мастерство автора меня восхитило! Никогда мне не доводилось видеть такой кропотливой работы над животными. Видимо мастер не один год оттачивал свою работу, доводя все до абсолютной точности с живыми образцами. Я осмотрел довольно много экспонатов и перешел в следующую комнату, где не было ничего. Помещение было огромное. четыре сажени в длину и чуть меньше в ширину. Было два окна, но от них было мало прока, поскольку они не пропускали прямые солнечные лучи. Сзади я услышал чьи-то шаги, обернувшись, увидел Николая, который шёл ко мне. Он сказал что все здесь сатанинское и что все это нужно сжечь, но я запретил даже думать об этом, поскольку это все имеет ценность человеческому творению. Меня возмутило то что религиозные люди готовы извести все, что не касается их возлюбленной религии. Парень посмотрел на меня не понимающим взглядом и умолк. Он явно что-то хотел сказать, но не решился перечить мне. Я почувствовал его напряжение, с которым он хотел справится. Снова тишина этого замка заполнила моё воображение. Я ходил по комнатам и рассматривал то стены, то поблекшие картины, на которых были изображены какие-то люди. Я подошёл к ним и внимательно смотрел в эти погасшие от времени лица. Было такое чувство, что люди устали от своей каторжной работы и устало смотрели на мир, который на все их усилия ничуть не изменился. Выдали их лишь искрящиеся, живые глаза, которые так и вещали зрителю, все было не зря, все было сделано правильно, и по иному быть не могло. У меня было такое чувство, что бывший хозяин просто не смог перенести весь груз этих ценностей, поэтому и отказался от них. такое бывает у людей, что они отказываются от самых дорогих вещей, поскольку они мешают жить дальше.

- Николай, - обратился к парню. И тот оживился от своего забытья среди всего этого мракобесия. Он подошёл ко мне,- Да нет... ничего... я передумал...- я отвернулся и не решился рассказать  ему о своем пребывании здесь в прошлый раз. Я заметил что парень немного ссутулился, посчитав, что не доверяю я ему. Он медленно отошёл от меня и быстро сдернул огромную паутину, висящую над нами.

- Может мне начать уборку, там в переднем зале? – охотно спросил он меня.

Я заметил блеск его глаз, и понял что он хочет быть полезным, а просто ходить молча по моим следам.

- Да, коль хочешь... – ответил ему, поскольку сам хотел побыть здесь один. Когда Николай ушел снова стало тихо, снова то благоговейное чувство страха прильнуло в кровь и я стал расхаживать по другим палатам крепко сжимая в правой руке факел. Каждая из комнат и больших палат были расставлены всевозможными предметами и книгами, статуэтками и кувшинами. Разные столовые предметы были аккуратно поставлены по полкам. А сами шкафы были произведениями искусства. Они вырезаны из дерева, по краям их обвивает растительный орнамент, будто красная, тонкая виноградная лоза растет по всем краям и углам мебели. Я стряхнул пыль с полки и погладил её. Дерево было приятным на ощупь, очень гладким. Смотреть на него было сплошное удовольствие. И стоило много сил пойти дальше, а там было на что посмотреть. Посреди ещё одного зала стояла огромная статуя обнажённой женщины. Ее лишь прикрывала небольшая полоска ткани, опоясывающая ее грудь и таз. Я смотрел на статую и ощущал в себе прилив сил. Как можно было сюда принести такой большой кусок мрамора, чтобы выточить из него это совершенство? Я не мог сообразить и понять этого. А может люди принесли сюда уже готовую статую, но ответа я так и не смог дать сам себе. Ходя вокруг этой женщины я почти влюбился в нее, настолько красивых женщин я не видел в жизни. Такими наверное бывают только богини. Она стояла по середине зала, а вокруг нее было круглая ограда, видимо для фонтана. Только не было воды, а была лишь пыль. Мне дико захотелось все выгрести здесь и увидеть как замок снова воссияет новой жизнью. Сзади меня я услышал голоса и шаги. Сюда шли помощники, которые помогут мне в осуществлении моих мечтаний. Но едва они переступили порог этого зала, статуя исчезла. Огонь их факелов озарил лишь голые стены зала. Люди смотрели на меня, а я на них. только не было уже статуи, она как тень в пасмурном дне растворилась, как звезды на небе во время восхода Солнца. Моему изумлению не было предела, я стал задыхаться. Мне не хватало воздуха, я как оглушённый побежал к выходу сквозь толпу по всем комнатам, но нигде ничего не было, везде холодным немым взглядом на меня смотрели пустые пыльные стены, да завитый паутинами потолок. Брат и слуги поспешили за мной. Они догнали меня возле выхода, где была статуя Христа.

- Ты же видел все это? – спрашивал я Николая. Он молча смотрел на меня, и на подошедших помощников, не решаясь заговорить. – Ты же только что говорил; «Все это нужно сжечь!»

Я смотрел на Николая, но соображал что он ничего не может понять из того что только что здесь произошло. Парень не был начитан, как я, но он имел ту жизненную мудрость, которую приобретаешь от общения с простыми людьми, когда как я был лишен этого напрочь. В этот момент мне стало все ясно, будто я и не жил настоящей жизнью, будто все мои дни были лишь тёмною рекой, в которой я только и поглощал человеческие знания, но не применял их на деле.

- Да, я видел и животных и мебель и книги, только они вмиг растворились в воздухе, я не знаю как такое может быть – Николай смотрел на меня таким взглядом, словно перед его глазами только что прошагал дьявол. Я отпустил его, даже и сам не мог понять когда я схватился руками за его одежду на груди. Мне стало стыдно от своего гнева.

Начался галдеж, когда мы рассказали людям о том что нами только что было увидено. Женщины поспешили выбежать по скорее из замка, открещиваясь а я остался здесь, прислушиваясь к нарастающей тишине. Эта вуаль покрывала вновь меня тихой безмерной подлинной ценностью мира. Я почувствовал, каким всё-таки я являюсь одиноким человеком на всём белом свете. Мне казалось, я снова ползу на четвереньках по этой липкой жиже, стремясь к свету, проворно лезу с маленькую, узкую щель, через которую никогда не смогу попасть в мир. Живо было во мне только сердце, только взгляд, как на тех картинах, а люди окружающие меня сейчас были лишь отголоском моей прошлой жизни. Я подошел к стене, где была выложена огромная картина из аметистов, хрусталя, сердолита, яшмы, погладив ее, я начал проходить сквозь нее внутрь замка. Теперь я чувствовал себя так словно, я вернулся домой из долгого путешествия. Здесь-то я и вспомнил, как в детстве я брел по лесу и найдя несколько красивых самоцветов проглотил их, будто застывшую смолу от невиданных, сказочных деревьев. Теперь мир перестал существовать в привычном ритме своей жизни. Он стал для меня лишь перевернутой, потухшей в темноте страничкой, а предо мной раскрылась новая реальность, в нее я шагал смело, чувствуя накрывающее меня счастье быть собой. Лучшего чувства я никогда ранее не испытывал. Я становился тем самым самоцветом, который всю жизнь пребывал во мне, звал меня к своей природе, к новому миру, миру теней, живущих здесь в этом древнем замке, что хранит от людских глаз свои сокровища. Потеряв человеческий облик, я увидел убранство замка, я чувствовал себя здесь полноправным хозяином. Я почувствовал, что порядок - душа всякого дела.

 

 

Февраль 2013

 

композиция  Weil Du Hilfe Brauchst. шведской группы Лакримоза
 

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0101610 от 17 февраля 2013 в 15:15


Другие произведения автора:

ЛЕдяная НАдежда

Верба – Слеза

Ты пришла ко мне из сна,

Это произведение понравилось:
Рейтинг: +2Голосов: 2674 просмотра
Сергей Филиппов # 17 февраля 2013 в 19:49 0
br  005smile
Владимир Романов # 18 февраля 2013 в 12:55 0
спасибо, друг!
Алла Иванова # 19 февраля 2013 в 21:15 0
В первий части "Я" говорил Дух,Гений места,если я правильно понимаю. А во второй - "Я" - это уже собственно главный герой, который в самом конце тоже становится духом (умирает?). А "порядок-душа всякого дела" хотелось бы поподробнее.
Владимир Романов # 19 февраля 2013 в 21:19 0
ну в первом дух, который говорил был еще хозяином, ведь тот молодой человек пришел только ознакомится со своей покупкою, а во второй раз он уже приехал как полноправный хозяин замка. хотя судя по сюжету Замок является хозяинов их обоих. ... а то что он "врос" в эти камни. если помните сказку про хозяйку медной горы, так она также заканчивается, это о том как душу на камушки или золото променивают... там говорится о искушении хотя и не открытым текстом. спасибо за внимание к моим опусам