Уважаемые гости, настоятельно рекомендую перед чтением включать сопроводительную мелодию. Поверьте, такое чтение расширит эмоциональный фон и поможет понять идею автора, её глубину.
Часть 5.
Сценарий.
— Я не читаю сценарий, это сценарий читает меня! фильм «Солдаты неудачи».
***
Глава ХII.
Наваждение.
Проснувшись засветло, Олеся почувствовала, как гибким корневищем вросла и закрепляется в ней
волнующая мистерия. Странная путаница —
где причуда воображения, где явь, где откровенная невозможность
происходящего?
Глянула в окно.
«Нет, чувствую, пока ещё не та я... Робер дез Армуаз... Ужин при свечах в
Руане... в Руане?! Хм... Этот Джокер, напугавший до смерти меня...
Альфред Хичкок и фильм по мотивам моих стихов... Как такое может быть?
Но было же! Реально было!»
Так не хотелось разрушать Олесе выкрутасы происходившего накануне.
«Или мне снилось
то, что я встречалась этой ночью с Продюсером, гуляя по террасе под
огромной Луной, или наблюдаю себя сейчас, сию минуту во сне...»
Она ущипнула на всякий случай руку.
— Не снюсь, — и, улыбнувшись, заговорщицки пискнула: — Ура!
Она поняла всё и осталась довольной: наступает пока ещё непостижимое, но оно неизбежно!
***
Глава ХIII.
Назения.
В небольшой книжный магазин вошёл человек.
В полумраке помещения
было сухо, темно и уютно. Терпкий запах исходил от стеллажей,
заставленных книгами в блестящих новеньких переплётах.
— Здравствуйте, сударыня! — обратился посетитель к девушке,
разбиравшей кипу книг. — Какой изумительный запах свежей краски и
прессованной бумаги! Видимо, на полке передо мной находятся книги,
которые только что из типографии, — не так ли?
— Здравствуйте! Да, верно, книги только что поступили к нам.
— Это замечательно! Много лет спустя, всё, что здесь находится,
будет источать «запах времени», смешанный с «пылью веков», а пока...
Пока тут свежесть и новизна, и тонкий аромат «Youth Dew», который
исходит от Вас и говорит букетом гиацинта, ромашки и листьев герани о
том, что у обладательницы этих духов отменный вкус...
— Спасибо...
— Мне вдруг захотелось очиститься от своего
невежества. Что сейчас предпочитают? Прошу Вас, предложите
что-нибудь на Ваш вкус из поступившего?
Девушка заметно оживилась. Она с большим желанием и нескрываемым интересом стала вести беседу, отвечая на вопросы посетителя.
— Большой спрос на роман Ивана Бездомного «Маргарита». К нам как
раз поступили экземпляры его повторного издания. Роман хвалят читатели,
довольны издатели и не оставляют в покое критики, — девушка положила перед вошедшим книгу, о которой шла речь.
— Иногда критические высказывания принимаются на веру скорее, чем лестные
слова. Но я привык иметь своё суждение. А Иван Бездомный — это, простите, тот самый
поэт, что отказался сочинять стихи, и торжественно заверил сим одного талантливого
Мастера?
— Он самый... А Вы... Извините, но откуда Вам известны такие детали?
— Я ведь знал Ивана ещё молодым человеком... Значит, он,
всё-таки, написал обещанное продолжение, — последнюю фразу гость
произнёс, отвернувшись в сторону, словно это касалось только его. При
этом он взял книгу, развернул её посередине, и та вдруг вспыхнула пульсирующим огнём...
Её страницы превращались в чёрный пепел...
Девушка замерла от неожиданности и немного растерялась, но не испугалась.
— Не беспокойтесь, сударыня, — странный посетитель захлопнул книгу. — Это — фокус. Вы сейчас видели то, чего
на самом деле не происходило. Обратите внимание, даже запаха гари нет. Но не всё так просто. За это время я
успел прочесть весь роман и выяснить, что автор, перед тем, как
приступить к написанию, изучал «Фауста» Гёте. От этого была только польза!
— Вы — маг? Чародей?
— Волшебник! — гость улыбнулся и этой улыбки было достаточно,
чтобы вызвать расположение к себе. — И уверяю Вас, практически, всякое
волшебство связано с огнём.
А Вы, между прочим, немного похожи на Ивана Бездомного. Если бы мне сказали, что он — Ваш дедушка, а Вас зовут
Маргарита, то я поверил бы.
— Так и есть, я его внучка... Но Маргаритой зовут маму, а меня Назения.
— Назения... Редкое имя... Звучное. Вселенское!
Назения опешила слегка, а гость продолжал удивлять:
— Вспомнил! — воскликнул он, хлопнув себя по лбу. — Читал на днях стихи в газете, подписаны Назенией Вселенской! Вот, пожалуйста, на память:
Не вижу мир таким, какой он есть.
Не рвусь инертно гладить горизонты.
Взлететь бы! Только якорь жизни здесь
И небо в грозах сумрачного фронта.
Нет края мыслям, страждущим во тьме,
Струится ветер сплина ниоткуда,
И каждый слог в невидимом «письме»
Уносит в небыль новая секунда.
В дождливом сером ритме за окном
Мелькают чьи-то призрачные тени,
И лишь фонарный свет немым пятном
Сочится сквозь портал стекла на стену.
А сердце средь толпы земных сердец
Звучит не в такт ей (музыкой иною).
Я в бренном мире — странник...
Но творец —
В пространстве, что зову своей душою.*
Не Вы ли автор?
— Ну да, это мои стихи... Честное слово, Ваше прочтение изменило
смысл, строки заиграли свежестью и, признаюсь, захотелось помолчать...
Вы невероятный
посетитель! Кто же Вы есть на самом деле?
— Я ничего не менял, так написали Вы сами. В Ваших стихах, милая Назения, фантазия бродит по краю
действительности. Я восхищён. Поэзия — моя стихия. А зовите меня просто, — мужчина только на
долю секунды замешкался, — Робер дез Армуаз. Я не только волшебник (он снова улыбнулся), но и
путешественник, а ещё режиссёр, продюсер и владелец театра. Сейчас,
знаете ли, стало модно открывать
собственные театры, всем хочется управлять публикой, а театр — один из
способов. С одной стороны — великое и духовное, чем можно охватить
зрителя, с другой — та доля правды, в которой так нуждаются люди, и она
подкупает.
— Вы, видимо, дедушкин приятель, но мне он о Вас ничего не рассказывал...
— Да, мы с ним когда-то были знакомы и нас связывают события
прошлых лет, но друзьями не стали. Чтобы развеять сомнения, разрешите
мне позвонить прямо сейчас
Вашему деду? Он номер телефона не поменял? — гость заглянул в свою
записную книжку, в которой, надо сказать, были лишь чистые листы. —
Оставил тот же: 692-60-16?
— Да, это наш домашний телефон... Но дедушки уже нет в живых. А папа дома. Он, между прочим, тоже писатель.
— Вот как! И тоже Иван? Иван Иванович, — воскликнул притворно гость. — Талантливейшая семья! И что же, есть успехи?
— Папа пишет пьесы, но в последнее время его увлекла мистика, он
подумывает о продолжении романа «Маргарита» и название уже есть —
«Воланд».
— Это просто замечательно и очень кстати! Вы позволите? — Робер указал
на телефон. — Мне как раз срочно нужен сценарий по схожей теме к
спектаклю, а Вашему отцу я заранее доверяю,
он же потомок гениального автора!
— Конечно-конечно! Звоните.
— Добрый день. Могу я с писателем Иваном Ивановичем Бездомным побеседовать?
Моё имя Робер, Робер дез Армуаз. Много лет тому назад мы с Вашим отцом встречались на
Патриарших, он тогда ещё стихи писал на антирелигиозную тему... Ну
простите, что
напомнил. Его роман «Маргарита» мне не просто очень понравился, он
поразил
своею логикой и правдой. Я сейчас являюсь полноправным хозяином,
продюсером и
по
совместительству режиссёром театра «Альгамбра», — не слышали? Понятное
дело, мы
недавно открылись... Но у нас амбиции! Хотелось бы встретиться и
обсудить важное для нас и, возможно, если достигнем соглашения, очень
выгодное
для Вас дело... Договорились. Буду ждать через час в ресторане «Савой»,
— годится?
Не бывали? О-о-о! Если в «Метрополе» судак
по-польски считается лакомством первостатейным, то в «Савой» Вам
предложат карпа. Официант ловко выловит из мраморного
бассейна ту рыбину, на которую укажете сами, и тут же отправит её на
кухню, где повара
разделают и зажарят карпа особым способом в сметане.
Гость взглянул на часы.
— С минуты на минуту у Вас перерыв на обед, Назения, — составьте компанию отцу и мне?
— Спасибо, но я, наверное, буду мешать вашей беседе. К тому же, очень хочу доделать начатую работу.
— Что ж, мне пора! Но я уверен, что Премьера будущего спектакля не обойдётся без Вашего участия!
— Если пригласите, — улыбнулась девушка.
— Приглашу несомненно.
Поблагодарив девушку, посетитель оставил деньги за книгу и вышел на проспект.
«Две поэтессы для одного сценария — не перебор. Они, как знак
гармонии противоположностей «Инь-Янь». Да я и сам теперь антагонистом
стал, перечу вдруг себе!» — сделал вывод Робер и махнул рукой
подъезжающему такси.
***
Глава ХIV.
Гелла.
— Ты, как обычно, расторопна и понятлива, Гелла. Прокатимся в ресторан «Савой».
— О, мессир, как я благодарна Вам, что оставили меня в тот раз на
Земле и позволили быть наполовину человеком, а не только вампиром.
— Зря сменила цвет волос.
— Мой господин, даже закрасив свой рыжий цвет, я осталась всё той же лихой и бесстрашной.
— Ты — Ангел во плоти!
— Вы это знаете, а другие не верят. Как-то разговорилась я со
своим другом и призналась в том, что я не совсем человек, а только
наполовину, — не поверил! «Такого не может быть!»... А я тогда кто?
Зайчик из плюша?
— А тебе нравится больше быть человеком или вампиром?
— Для человека смерть — это когда всё кончено, а для вампира —
лишь начало. Получается, что я — одновременно Начало и Конец. И мне
нравится, что могу преображаться, а это, как любите Вы повторять, уже игра.
— Всё вокруг — это и есть театр. Чаще — абсурда, ставшего давно
нормой. Как говорил Эммануэль Мунье: «Абсурд — это разрыв между духом,
который испытывает желание, и миром, который не оправдывает
возлагавшихся на него надежд». Драма и комедия, они творятся рядом с
нами постоянно и всякий раз по-новому... А вот и ресторан!
***
Глава ХV.
Бездомный.
Устроившись
в уютном уголке ресторана, собеседники вели размеренный, неторопливый
разговор. Беседа длилась около часа. Одна тема обыкновенно вытекала из
другой...
— Иван, у каждого есть своя история, она уготованная, и в
ней легко вмещаются и сосуществуют прошлое, настоящее и будущее, а это и есть полный «сценарий жизни».
— Замечу, Робер, что наблюдать ход событий лучше
по мере их развития, но гораздо интереснее бывает об этом писать.
— Да, когда пишешь, ты волен этот «сценарий» изменить, сломать, —
не так ли? В это время ты — Бог! Я, признаюсь, тоже немного писатель и люблю сочинять, но... в
черновиках всё. Совсем нет желания публиковать свои заметки.
— Согласен, сходство с Вершителем Судеб есть, но Вы, Робер, не
совсем правы в том, что всякая жизненная история имеет только
один-единственный и только свой финал. Я уверен, что путь каждого
подвергается переменам, они меняют судьбу кардинально. Наконец, у каждого есть выбор! Отсюда следует,
что...
— Извините. Только те судьбы меняются, что напечатаны в книгах — увы!
— Фу-ты ну-ты! Как же так? Здесь совсем наоборот всё обстоит! Что
написано пером и получило широкую огласку, — значит, нет назад дороги.
— Даже если книга выпущена издательством в сотни тысяч экземпляров —
не важно, каждый прочитавший может пересказать её так, как ему
запомнилось или заблагорассудилось, у него запросто найдётся свой
вариант. И всякий следующий перескажет услышанное тоже по-своему и
непременно изменит не только финал, но и начало. Как в лучшую, так и в
худшую сторону. Вы же не станете носиться за каждым и затыкать ему рот?
Поверьте, всё рассказанное, допустим, Вами, Вам одному уже не
принадлежит!
— А кому же ещё?
— Читателю. Причём, в равной мере. Или зрителю, который
слушает, наблюдая за игрой актёров в театре. Рассказчик, читатель,
зритель — это связь и она делится поровну. Место, где происходят
события, время, мелодия, её ритм, действующие герои — всё
важно! За всем этим следит со стороны он, читатель, зритель. Важно,
чтобы точка обзора у наблюдающего не менялась. Иначе рухнет основа всего
действа...
— Точно! Рухнет. И читатель, и зритель, и слушатель — все они
разочаруются, вспомнив, где находятся, перестанут верить, махнут рукой:
«Это — всё неправда! Вымысел!»
— Именно! Я рад, что Вы меня поняли. Вот поэтому, Иван, я хочу, чтобы только Вы стали автором
сценария по роману, который будет принадлежать Вашему перу. Даже одарённый и
опытный сценарист, освоивший это ремесло, написавший с десяток удачных
пьес, может нарушить жёсткий формат, упустить важные детали, о которых
знаете Вы и я.
— Вы?
— Да, я. И хочу получить нечто, и роли нужны на грани. Главное,
чтобы в Вашем сценарии не было
того оптимизма, от которого мне становится тошно. Извращение какое-то!
Со дня сотворения Адама и Евы и их грехопадения, становление человека
происходит через муки и страдания — это Закон. И ещё: все проекты, схемы сценариев
выдумываются, они — плод авторской фантазии и для реальной жизни не годятся,
даже если там будет присутствовать логика, но я попытаюсь претворить некоторые идеи, их содержание в жизнь.
— В любой сценарий жизнь обязательно внесёт свои коррективы, потому что жизнь — штука
путаная и шлейф после себя оставляет длинный, надкусанный сожалениями.
— Вы опять за своё... Между прочим, Иван, Вы очень похожи на своего родителя, и внешне, и в суждениях, и в упорстве.
— Все мы подобны своим отцам.
— Спорный вопрос...
— Считаю, нашу беседу очень удачной! Моя
визитка... О контракте и его формальностях пусть созваниваются и решают
наши директоры.
(продолжение будет!)
*Назения Вселенская, стих «Не вижу мир таким, какой он есть»;