Дед Мороз из народа

25 декабря 2013 — Мирика Родионова
article149972.jpg

Продолжение.Предыдущая статья – http://russianpoetry.ru/stihi/koljada-ded-moroz-i-santa-klaus.html

 

Постепенно в народном сознании Карачун сблизился с Морозом, который сковывает стужей землю, как бы погружая ее в сон. Это - более безобидный образ, чем суровый Карачун.

Дед Мороз - это Супруг Богини Мары или Марены. В его Ведении находится Холод, его оружие - низкие Температуры.  

 

А Санта Клаус (SANTA KLAUS) это анограмма, а на самом деле это Сатан Лукас (SATAN LUKAS) Сатана Лучезарный,  вот ему то и поклоняется весь западный мир.

 

Мороз — просто повелитель зимних холодов.

Мороза представляли в образе старика с длинной, седой  бородою. Зимой он ходит по полям, лесам, улицам городов и стучит длинной палкой, (Впоследсвии – посохом) от чего реки сковывает мороз и деревья покрываются льдом.

Начинается трескучий мороз. Если ударит об угол избы – непременно бревно треснет. Его дыхание – производит сильную стужу. Иней и сосульки – его слезы и застывшие слова. Снежные облака – его волосы.

Он не любит тех, кто дрожит и жалуется на стужу. А тем, кто радуется, дарует крепость тела и духа и румянец на щеки.

С ноября по март Дед Мороз набирается  такой силы, что и Солнце перед ним робеет.

На радостях он покрывает стекла в домах изумительными узорами, реки и озера – ледной гладью, чтоб можно было кататься на коньках. Веселит честной народ снегом, бодрящим морозцем и празднованиями.

Мароссы (трескуны) – злые духи в подчинении у Мороза. Летом они спят. А на Землю падают с первыми снежинками. Они бегают по полям и лесам, дуют в свои кулачки и невевают стужу и свирепый ветер своим ледяным дыханием.

Их пятки заставляют промерзлую землю и стволы деревьев потрескивать.

В знак почитания силы Деда Мороза и его слуг воздвигали идолов – всем известных Снеговиков.

У восточных славян представлен сказочный образ Мороза - богатыря, кузнеца, который сковывает воду "железными морозами”. Сами Морозы часто отождествлялись с буйными зимними ветрами. Известно несколько народных сказок, где Северный ветер (или Мороз) помогает заблудившимся путникам, указывая дорогу.

Белорусский брат Деда Мороза - Зюзя, или бог Зимы — представляется как дед с длинной бородой, который живет в лесу и ходит босиком.

Наш Дед Мороз - образ особенный. Он отражен в древнеславянских сказаниях (Карачун, Позвизд, Зимник), русских народных сказках, фольклоре, русской литературе (пьеса А.Н. Островского "Снегурочка”, поэма Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос”, стихотворение В.Я. Брюсова "Царю Северного полюса”, карело- финский эпос "Калевала”).
Позвизд - славянский бог бурь и непогод. Стоило ему тряхнуть головой - на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, с полы его одежды падал хлопьями снег. Стремительно носился Позвизд по небесам, сопровождаемый свитой бурь и ураганов.

В легендах древних славян существовал и другой персонаж - Зимник. Он, как и Мороз, представлялся в виде старика небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. Где он пройдет - там жди жестокой стужи.

Но со временем Мороз менялся. Суровый, в компании Солнца и Ветра разгуливающий по земле и насмерть морозивший встретившихся на пути мужиков (в белорусской сказке "Мороз, Солнце и Ветер”), он из грозного постепенно превращается в справедливого и доброго деда.

Сегодня имя Деда Мороза  и у некоторых западных славянских народов, например в Болгарии его зовут "Дядо Коледа”, в Сербии, Черногории и Боснии и Герцеговине — "Деда Мраз”, в Словении - "Dedek Mraz” и т.д.

 

На Украине Деда Мороза "пытается” вытеснить Св.Николай. Например, автор 

статьи в Википедии утверждает, что праобразом Деда Мороза был именно Св.Николай, хотя теперь мы знаем что это далеко не так - Св.Николай может считаться лишь младшим братом, но уж никак не праобразом Деда. Также автор оправдывает возвращение к Николаю тем, что в советское время он был вытеснен Дедом Морозом и теперь нужно вновь возвращать Николая. Ну, каждому своё…

 

Как же должен выглядеть настоящий Дед Мороз?

Давайте попробуем определить основные черты облика Деда Мороза, соответствующие как историческим так и современным представлениям об этом сказочном волшебнике. По мнению одного из исследователей образа Деда Мороза - кандидата исторических наук, искусствоведа и этнолога Светланы Васильевны Жарниковой - традиционный облик Деда Мороза, согласно древнейшей мифологии и символики цвета, предполагает:

Борода и волосы - густые, седые (серебристые). Эти детали облика, кроме своего "физиологического” смысла (старец - седой) несут ещё и огромный символьный характер обозначая могущество, счастье, благополучие и богатство.

 

Удивительно, но именно волосы - единственная деталь облика не претерпевшая за тысячелетия никаких значительных изменений.

Рубашка и брюки - белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом (символ чистоты). Эта деталь практически потерялась в современном представлении о костюме. Исполнители роли Деда Мороза и костюмеры предпочитают закрыть шею исполнителя белым шарфом (что допустимо). На брюки, как правило, не обращают внимания или шьют их красными под цвет шубы (страшная ошибка!)

 

Шуба - длинная (по щиколотку или по голень), обязательно красная, расшитая серебром (восьмиконечные звёзды, гуськи, кресты и другой традиционный орнамент), отороченная лебединым пухом. Некоторые современные театральные костюмы, увы, грешат экспериментами в области цветовой гаммы и замены материалов. Наверняка многим приходилось наблюдать седовласого волшебника в синей или зелёной шубе. Если так, знайте - это не Дед Мороз, а один из его многочисленных "младших братьев”. Если шуба коротка (голень открыта) или имеет ярко выраженные пуговицы - перед вами костюм Санта Клауса, Пер Ноэля или ещё кого-то из зарубежных побратимов Деда Мороза. А вот замена лебединого пуха на белый мех хоть и не желательна, но всё же допустима.

 

Шапка - красная, расшита серебром и жемчугом. Оторочка (залом) лебединым пухом (белым мехом) с треугольным вырезом выполненным на лицевой части (стилизованные рога). Форма шапки - полуовал (круглая форма шапки традиционна для русских царей, достаточно вспомнить головной убор Ивана Грозного). Кроме вальяжного отношения к цвету, описанного выше, театральные костюмеры современности пробовали разнообразить украшение и форму головного убора Деда Мороза. Характерны следующие "неточности”: замена жемчуга на стеклянные алмазы и самоцветы (допустима), отсутствие выреза за оторочке (не желательно, но встречается очень часто), шапка правильной полукруглой формы (это Владимир Мономах).

 

Трёхпалые перчатки или варежки - белые, расшиты серебром - символ чистоты и святости всего, что он даёт из своих рук.Трёхпалость - символ принадлежности к высшему божественному началу ещё с неолита. Какой символьный смысл несут современные красные варежки - неизвестно.

 

Пояс - белый с красным орнаментом (символ связи предков и потомков, а также сильный оберег). В наши дни сохранился как элемент костюма полностью утратив символьный смысл и соответствующую цветовую гамму. А жаль …

Обувь - серебряные или красные, шитые серебром сапоги с приподнятым носком. Каблук скошен, небольших размеров или полностью отсутствует. В морозный день Дед Мороз надевает белые, шитые серебром валенки. Белый цвет и серебро - символы луны, святости, севера, воды и чистоты. Именно по обуви можно отличить настоящего Деда Мороза от "подделки”. Более-менее профессиональный исполнитель роли Деда Мороза никогда не выйдет к публике в ботинках или чёрных сапогах! В крайнем случае он постарается найти красные танцевальные сапоги или обычные черные валенки (что, безусловно, не желательно).

 

Посох - хрустальный или серебрённый "под хрусталь”. Ручка витая, так же серебристо-белой цветовой гаммы. Посох завершает лунница (стилизованное изображение месяца) или голова быка (символ власти, плодородия и счастья). В наши дни трудно найти посох соответствующий этим описаниям.

 

Фантазия нынешних художников-декораторов, их "креативность” практически полностью меняют устоявшийся веками образ народного любимца. Подражание заморским младшим братьям, изменение сакральных элементов даже в одеянии Деда Мороза, обилие импортной рекламы с Санта-Клаусами может сыграть злую шутку - будущие поколения детей, оторвавшись от родных традиций, уже не будут знать кто такой Дед Мороз и Снегурочка, а будут лишь вешать носки на камины, которых на Руси отродясь  не водилось.(см. предыдущую статью).

 

Об обрядах.

Дед Мороз появился у нас очень давно. Это реально существующий дух, здравствующий, между прочим, и поныне. Когда-то, еще до появления христианства на Руси, наши предки верили в то, что духи умерших охраняют свой род, заботятся о приплоде скота и хорошей погоде. Поэтому, чтобы наградить их за заботу, каждую зиму люди дарили им подарки. В канун праздника деревенская молодежь надевала маски, выворачивала тулупы и ходила по домам, колядовала. (Впрочем, в разных регионах существовали свои особенности колядования). Хозяева одаривали колядующих едой.

 

Смысл как раз и заключался в том, что колядующие представляли собой духов предков, которые получали награду за неустанную заботу над живущими. Среди колядующих часто был один "человек”, одетый страшнее всех. Как правило, ему запрещалось говорить. Это был самый старый и самый грозный дух, его еще часто называли просто Дедом. Вполне возможно, что это и есть прообраз современного Деда Мороза. Только сегодня он, конечно, подобрел и не приходит за подарками, а приносит их сам. С принятием христианства языческие обряды были, конечно, "упразднены”, и поэтому существуют и по сей день ;-) Колядующие изображают не духов предков, а небесных посланцев, что, согласитесь, практически одно и то же. Тут уже сложно сказать, кого считать Дедом, но "старшой” есть и сейчас.

 

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0149972 от 25 декабря 2013 в 17:54


Другие произведения автора:

Мое японское Х. на злобу дня

Анекдотец от Мирики 26

Радость цветения жизни

Это произведение понравилось:
Рейтинг: +1Голосов: 1750 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!