О единстве противоположностей в поэзии

4 ноября 2012 — Любовь Царькова
article86621.jpg

О единстве противоположностей поэзия

 

 

Ненецкий поэт Василий Ледков сказал:

Тундра в белом тумане, как в пламени белом:
Стрелы стужи слегка затупила пурга.
Шагом предков, оленьим размашистым бегом
до меня перемерены эти снега.
Но опять, как со дна позабытого века,
Из клокочущей тьмы выползает аргиш,
и рога, точно ветки, сгибаясь от ветра,
проплывают сквозь белое пламя пурги.

Сравнение снежных вихрей с огненным пламенем, охватившим тундру, – мистическая панорама, вызывающая множество ассоциаций. Прежде всего, это реальный образ: вспомните, как рисуют вьюгу на картинках! Языки пламени, действительно, похожи на снежные заряды под ветром.

Взаимодействие и взаимопроникновение контрастов... Диалектическое единство антагонистических стихий: огонь дает жизнь, стужа несет смерть. Огонь может уничтожить, а снег – спасти все живое в лютую полярную стужу, прикрыв плотным ковром землю.

“Песцовыми шкурами меня обнимают снега”, – говорит поэт. Его душа находится в полном контакте со стихиями (этимологическое родство слов: стихия – стих). Единство противоположностей – основа космического сознания: ни одно явление в этом мире само по себе не является благом или злом. Нельзя вырывать из мира часть и рассматривать ее отдельно от целого. Тот же снег в одном случае – добро, а при иных обстоятельствах – беда. В строчках” белое пламя пурги” заключена идея неразрывности, цельности нашего мира.

Поэт описывает свое рождение во время пурги, в пути, на нартах: “Мела поземка, кружился ветер, как шаман. А я был красный, словно семга, и перекрикивал буран”.

Полученная с детства закалка выработала нравственный стержень, который держит в жизни, помогает делать верный выбор. Твердый характер и доброе сердце. Стойкость, преодоление искушений и соблазнов... Умеренность в потребностях: невозможно настоящему человеку пользоваться удобствами цивилизованной жизни для бессмысленного или безнравственного времяпровождения, – тоже закон предков. Закон, который был один у охотников в джунглях, в тундре, в тайге: от природы надо брать не сколько хочешь, а сколько необходимо. Поэтому процессы саморегулирования в природе не разрушались. Экологический императив: соизмерять свои потребности с возможностями, которые дает природа. Знание цивилизации, стертой тысячелетиями оледенений ...

Полный текст эссе http://proza.ru/2012/03/30/2027
 

 

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0086621 от 4 ноября 2012 в 08:36


Другие произведения автора:

Печорский травник

Дом Нового года

Баня со сверчками

Рейтинг: 0Голосов: 01177 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!