ИВАН ГРОЗНЫЙ И ВЗГЛЯД ПОЭТА

26 ноября 2020 — Павел А. Маленёв
article323891.jpg

ИВАН ГРОЗНЫЙ И ВЗГЛЯД ПОЭТА

 

    В настоящее время по телевидению демонстрируется новый сериал режиссёра Алексея Андрианова по сценарию Тимура Эзугбая.

   

    Об Иване Грозном достаточно (и наиболее реалистично, на мой взгляд) написали историографы Карамзин, Ключевский и Соловьёв. Многие другие попытки вторгнуться в данную историю подлежат сомнению.

    Данный телесериал «по киношному» зрелищен, однако я не пишу здесь рецензию, а обращаюсь к стихотворению русского поэта Аполлона Майкова (жившего всё-таки поближе к правлению Ивана IV, чем мы) «У гроба Грозного».  Я лишь осмелюсь разбить некоторые места стихотворения, чтобы вставить между строк  свои небольшие ремарки.

 

У ГРОБА ГРОЗНОГО

Средь царственныхъ гробовъ въ Архангельскомъ соборѣ
На правомъ клиросѣ есть гробъ. При гробѣ томъ
Стоишь невольно ты съ задумчивымъ челомъ
И съ боязливою пытливостью во взорѣ...
Тутъ Грозныйсамъ лежить!.. Послѣдняго суда —
Ты чуешь, что надъ нимъ судьба не изрекала;
Что съ гроба этого тяжелая опала
Еще не снята; что, быть можетъ, никогда
На свѣтѣпламеннѣй души не появлялось...
Она — съ алчбой добра — весь вѣкъ во злѣ терзалась, —
И внутреннимъ огнемъ сгорѣлъ онъ... До сихъ поръ
Сведенъ итогъ его винамъ и преступленьямъ;
Былъ спросъ свидѣтелей; поставленъ приговоръ, —

Разными исследователями эпохи правления Ивана Грозного написано много противоречивого.

Но обратимся к серьёзным историографам. Например, Карамзин, полагал, что этот царь – «смесь добра и зла», а Соловьёв объяснял жестокость необходимой борьбой царя с целым сонмом внутренних и иноземных врагов Государства.

 

Но нѣчто высшее все медлитъ утвержденьемъ,
Недоумѣнія толпа еще полна,
И тайной облеченъ досель сей гробъ безмолвный...
Воть онъ!.. Иконы вкругъ. Изъ узкаго окна
Въ соборъ, еще святыхъ благоуханій полный,
Косой вечерній лучъ на темный гробъ упалъ
Узорной полосой въ колеблющемся дымѣ...
О, если бъ онъ предсталъ — теперь — въ загробной схимѣ,
И самъ, какъ нѣкогда, народу рѣчь держалъ,
«Я царство создавалъ — и создалъ и донынѣ
Сказалъ бы онъ — оно стоитъ — четвертый вѣкъ...

        В настоящее время – уже пятый век стоит наше государство, созданное  Иваном IV. (Подскажите Медынскому, а то был известный случай, когда он не смог прочитать римскую цифру больше 30).

 

«Судите тутъ меня. Въ паденьяхъ и гордынѣ
«Отвѣтъ мой — Господу: предъ Нимъ — я человѣкъ,
«Предъ вами — Царь! Кто жь могъ мнѣ помогать?.. Потомки
«Развѣнчанныхъ князей, которымъ рѣзалъ глазъ
«Блескъ царскаго вѣнца, а старыхъ правъ обломки
«Дороже были клятвъ и совѣсти?.. Держась
«За нихъ, и Новгородъ: что онъ въ князьяхъ, молъ, воленъ!
«Къ Литвѣ, когда Москвой стѣсненъ иль недоволенъ!..
«А вѣкъ тотъ былъ, когда венеціанскій ядъ,
«Незримый какъ чума, прокрадывался всюду,
«Въ письмо, въ Причастіе, ко братинѣ и къ блюду...

        Больше десяти лет семью царя бояре-предатели пытались отравить.

 

«Княгиня — мать моя — какъ умерла? — Молчатъ
«Княжата Шуйскіе... Гдѣ Бѣльскій? рать сбираетъ?
«Орудуетъ въ Крыму и хана подымаетъ!
«Подъ Серпуховымъ кто безбожнаго навелъ
«На своего Царя и указалъ дорогу?
«Мстиславскій? Каешься?.. А Курбскій? — Онъ ушелъ!
«"Не мыслю на удѣлъ" — клянется мнѣи Богу —
«А пишется въ Литвѣ, съ панами не таясь,
«Въ облыжныхъ грамотахъ какъ «Ярославскій князь!»
«Клевещетъ — на кого жь?.. На самоё царицу —
«Ту чистую какъ свѣтъ небесный голубицу!..

        Борьба с врагами (далеко не полностью здесь названными поэтом), жёсткими хранителями существующей системы управления до царя, в которой всю власть распределяли между собой «княжата» — то есть потомки князей, которые правили на суверенных территориях, сиречь в княжествах.

 

«Все противъ!.. Что же я на царствѣ?.. Всѣмъ чужой?..
«Идти ль мнѣ съ посохомъ скитаться въ край изъ края?
«Псарей ли возвести въ боярство — и покой
«Купить, — имъ мерзости творить не возбраняя,
«И ненавистью къ нимъ всеобщей — ихъ связать
«Съ своей особою?.. Отвѣтъ кто жь долженъ дать
«За мерзость ихъ, за кровь?.. Покинутый, болящій,
«Азъ — передъ Господомъ — азъ — аки песъ смердящій
«Въ нечестьи и грѣхѣ!..
«Но Царь пребылъ Царемъ.
«Навѣки утвердилъ въ народѣ онъ своемъ,
«Что предъ лицомъ Царя, предъ правдою державной
«Потомокъ Рюрика, бояринъ, смердъ — всѣ рáвны,
«Всѣ— сироты мои...
«И царство создалось!

        Некоторые современные историки, ссылаясь на рукописи, утверждают, что в народе его называли «Благочестивый царь» — за жёсткое (и жестокое?) искоренение отравителей и боярской государственной измены.

 

«Но моря я хотѣлъ! Намъ нужно насажденье
«Наукъ, ремеслъ, искусствъ: все съ боя брать пришлось!
«Весь Западъ завопилъ: опасно просвѣщенье
«Пустить въ Московію! Самъ Кесарь взоръ возвелъ
«Тревожно нá небо: двуглавый нашъ орелъ
«Уже тамъ виденъ сталъ — и занавѣсь упала,
«И царство новое предъ ихъ очами встало...

       

        Века прошли, а Запад до сего дня не любит сильную Россию.

 

«Оно не прихотью явилося на свѣтъ.
«Въ немъ не одной Руси спасенія завѣтъ:
«Въ немъ церкви истинной хоругвь, и мечъ, и сила!
«Единовѣрныхъ скорбь, чтобъ быть ему, молила —
«И — бысть!.. Мой дѣдъ, отецъ, трудилися надъ нимъ;
«Я жь утвердилъ на-вѣкъ — хоть самъ раздавленъ имъ...
«Вы все не поняли?.. Кто жь понялъ? Только эти,
«Что въ ужасѣ, какъ жить безъ государства, шли
«Во дни великихъ смутъ, съ крестомъ, со всей Земли
«Освобождать Москву... Моихъ князей же дѣти
«Вели постыдный торгъ съ ворами и Литвой,
«За лишнія права имъ жертвуя Москвой!..
«Да! люди средніе и меньшіе, водимы
«Лишь вѣрою, что Богъ имъ учредилъ Царя
«Въ исходъ отъ тяжкихъ бѣдъ; что Царь, лишь Имъ судимый,
«И зритъ лишь на Него, народу судъ творя —
«Ту вѣру далъ имъ я — самъ Божья откровенья
«О ней исполняся въ дни слезъ и сокрушенья...
«И сей священный огнь донынѣ не угасъ:
«Навѣки духомъ Русь съ царемъ своимъ слилась!
«Да! — царство ваше — трудъ свершенный Іоанномъ,
«Трудъ выстраданный имъ въ бореньи неустанномъ.
«И памятуйте вы: все то, чтó строилъ онъ, —
«Онъ строилъ на вѣка! Гдѣ — взвелъ до половины,
«Гдѣ— указалъ пути... и трудъ былъ довершенъ
«Ужь подвигомъ Петра, умомъ Екатерины,
«И вашимъ вѣкомъ...

    Создавая Московское царство, Иван Грозныйукрепляя православие, одновременно боролся и за чистоту веры (не зная, что в наше время будут говорить о возможном отступлении от церковных канонов, как о само собой разумеющемся.

Да! мой день еще прійдетъ!
«Услышится, какъ взвылъ испуганный народъ,
«Когда возвѣщена Царя была кончина, —
«И сей народный вой надъ гробомъ властелина,
«Я вѣрую — въ вѣкахъ вотще не пропадетъ,
«И будетъ громче онъ, чѣмъ этотъ шипъ подземный
«Боярской клеветы и злобы иноземной...»

 

        Иноземной злобой (в исторических источниках названы конкретные имена шпионов) надо считать и якобы сочинённую ими молву об убийстве Иваном Грозным своего сына, тогда как исследователи сделали выписки из разных древних рукописей, в которых говорится о «неубийстве», что сын Иоанн «преставился».

[1887]

P.S. Константин Кудряшов в АиФ написал, что Иваном Грозным царя назвали «не за его пытки и казни, а за то, что он сродни грозовой стихии — испепеляющей, блистательной, исходящей от самого Бога».

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0323891 от 26 ноября 2020 в 13:28


Другие произведения автора:

Ирокезы и делавары

47. Заметки на спичечном коробке. НАПРАСНО СТАРУШКА ЖДЁТ ЖИЗНИ ИНОЙ

"НЕ ДАДИМ КРОВЬ ПАХАНАМ!"

Рейтинг: 0Голосов: 0150 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!