ЧЁРНЫЙ КВАДРАТ. Художник, что рисует — III...

9 апреля 2024 — Val — SVVVVLD




...На тайной тропке в огненном луче
заклятье прошепчу: Дай Человеку
распятому на прóклятой Земле,
слепому и глухому от рожденья,
найти дорогу в вечной полутьме...*

***



— Это очень трудно — писать картины?
— Это либо легко, либо невозможно.

Сальвадор Дали

***



Сумасшедших побаиваются, их сторонятся, не любят, но только до той поры, пока не узнают, что этот сумасшедший — художник.
Он перед вами.
Не беда, что мастер сейчас без мольберта, ему не нужны краски и кисти, у него есть воображение.
Реальный мир слабеет перед его мысленным взором, в нём бушует вдохновение, сплетаются образы, беснуются сюжеты.
Его совершенно неосознанные желания облачаются в слова, в мысли, он смотрит вперёд, но его здесь уже нет, он — там!



Художник улыбается.
Он улыбается навстречу Ей.
Он готов к игре.



А вот и ОНА.
Невидимая для всех.
ИДЁТ!
Скоро ночь — теперь это станет её временем и она будет во власти Мастера.
Она должна пройти темноту, чтобы в её утробе ощутить прелюдию, начало дня, когда вот-вот...
Только там она сумеет найти необходимое ей, то, что скрывается днём. Она впустит тьму в себя и поймёт, что в этом её сила.


Она идёт.
Уверенная, страстная и дерзкая.
Красивые ноги позволяют ей любую походку превратить в волнующее движение всего тела. Плечи, бёдра, руки, грудь — они будто сами по себе двигаются и в разных направлениях, но, боже мой, как это получается грациозно и слаженно!
Она не просто идёт, она показывает в этой походке всё, но и, вместе с тем, не позволяет увидеть ничего.
Звуки её шагов...
Звуки надвигающейся ночи...
О, как они нужны ей!
Отчётливые и зловещие.
Таких не бывает в освещённом солнцем мире.
Она подходит к границе света, а впереди... нет, не художник! Впереди — темнота неизвестного.
Страх исчез, его место заняла вера, вера в то, что, вступив в темноту, она не ощутит тверди под ногами.
Она знала: её научат летать.



Она идёт...
Спешит.
Ей хочется научиться видеть свет там, где мрак.
Она мечтает осязать тишину черноты, услышать её, понять её гармонию.

Не он ко мне, а я к нему —
Во тьму, во тьму, во тьму.*




— Но разве моя тьма лучше твоего света? — спросил Художник.



— Лучше!
— Да, в этой темноте нет острой боли. В ней никто не сможет заметить следов, но они останутся шрамами до скончания века — метками бесконечных побед и бесчисленных поражений. Что ты чувствуешь?



— Чернота впитывается в сетчатку глаз... Передо мной только тьма. Я ничего не слышу, даже себя, но ощущаю, как мрак превратился в иголки и я чувствую эти уколы...
— Если перестанешь контролировать свои мысли, то легко впадёшь в вакуум Забвения, и тогда... тогда обратной дороги не будет, ты не сможешь избавиться от этой магии, это — Закон Тьмы.
— Я становлюсь Тьмой... Я не могу говорить, только мыслить... Мысль, а не Слово, — вот начало всех начал. Альфа и Омега.
Я будто бесплотна, я — Тьма и Мысль, и я — есть! И я чувствую дрожь... Она похожа на озноб, который испытывают осенние листья, бесшумно падая вниз... ночью. Я теперь знаю это...

...И на земле мы многое забыли:
лишь изредка воспомнится во сне
и трепет наш, и трепет звездной пыли,
и чудный гул, дрожавший в вышине...*


Я — Начало всего!
Я становлюсь тем, о чём больше всего думала, мечтала.
Я смотрю вокруг не глазами, а мыслью, и не замечаю времени, я с ним заодно, вместе.
Я пытаюсь ощутить пространство вокруг без координат...
Этой темнотой я должна что-то изменить...
Я сейчас — это форма моих вчерашних мыслей, а сегодняшние творят завтрашний мой мир.
И я хочу розы... к чему мне сныть!
Я не для этого здесь.
Тьма чёрная, она забыла свой цвет.
Возможно, я впервые в жизни понимаю сейчас истинную красоту, спрятанную в темноте. Моё внутреннее и внешнее слились воедино, но так, что я могу назвать это совершенством.

И вдруг...
Вдруг Художник увидел, как в кромешной тьме она подошла к чёрному дереву...



— Что это? Похоже на кору... Дерево — это уже форма. А форма подавляет материю.

Она потрогала пальцами прохладную кору, потом вдохнула запах от дерева, коснулась его щекой и стала прислушиваться...
Она услышала едва ощутимый пульс, и как по чёрному стволу исполина, начиная от глубоких корней, струится вверх родничок...

— Пульс... У дерева есть пульс! — закричала она и заплакала от счастья. — Бесконечная и тёмная Вселенная, но эта Вселенная добра и внимательна, иначе не было бы Пульса, а он — это и есть Жизнь, это тот самый Смысл...

Вот-вот откуда-то сверху должен был упасть луч, и пока этого не случилось, художник торопливо и густо стал накладывать чёрную краску на холст — надо успеть!

И он успел...

Так родился «ЧЁРНЫЙ КВАДРАТ», загадочный и непревзойдённый, великий и прекрасный. И был он бесконечно добр. Это добро не навязывалось, оно не было приторным и слащавым, в нём не оказалось сентиментальности, и не было там пародии на тьму, и не был КВАДРАТ тем добром, которое старается уничтожить всё то, что не может понять.
«ЧЁРНЫЙ КВАДРАТ». Он захватывал Свет.
Он был всем и принимал в себя всё.
Он смотрел на Художника и, казалось, понимал, а Художник глядел на Квадрат, как на частицу себя...




_______________________________________________________
 
*LiyaLi Li, «Купальская ночь» (отрывок);
*А. А. Ахматова, «Встреча»;
*Владимир Набоков, «В хрустальный шар заключены мы были...»
 
 
 
© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0348633 от 9 апреля 2024 в 20:23


Другие произведения автора:

Вой

Во мгле бессонницы

Сон на двоих

Это произведение понравилось:
Рейтинг: +1Голосов: 162 просмотра
Галина Соловьева # 10 апреля 2024 в 20:28 +1

Интересно написано - в чёрном квадрате есть всё:
свет, тьма, да и нет, чёрное и белое, можно -нельзя,
хорошо- плохо и т.д)

Понравился романтизм строк, благодарю вас)

Всё поглощает тьма...

Val — SVVVVLD # 11 апреля 2024 в 06:28 0
...а можно и так сказать: в «Чёрном Квадрате» нет ничего, кроме намазанной чёрной краской квадратной фигуры... всё зависит от восприятия смотрящего... или, если правильно сказать, от впечатления читающего — раз картины пишут, то их читают.
LiyaLi Li # 12 апреля 2024 в 08:53 +1
Зацепили... Дважды перечитала. Спасибо. arb16