На сайте ПЕН-клуба

Константин Кедров
 
  • Дело "Лесник"
  • Компьютер любви
  • Бесконечная
  • Знаки
  • Сон
  • Квадрат Малевича 
  • Дирижер

  • Поэтический космос
      
      Это сгусток 
      поэтической 
      энергии 
      новой России
    Андрей Вознесенский
         
      Константин Кедров (1942 г.р.) - поэт, автор термина МЕТАМЕТАФОРА и основатель поэтической школы этого направления. В 1984 г. образовал поэтическую группу ДООС (Добровольное общество охраны стрекоз). Девиз: "Ты все пела - это дело". 
           Кедров - участник фестивалей международного поэтического авангарда: Иматра, Финляндия 1988 г., Тараскон, Франция 1989 г., Лозанна, Швейцария 1990 г., Париж, Франция 1991 г. 
           В 1989 г. вышла монография "Поэтический космос" М., Сов. писатель. 
           В 1994 г. эта же книга вышла на японском языке в издательстве "Иванэм секэм". 
           Главные сборники: "Верфьлием" 1990 г., "Вруцелет" 1993 г. "Гамма тел Гамлета"1994 
           1996 - Доктор философских наук, Российской Академии наук.
        Главный образ: 
        "Человек - это изнанка неба 
         Небо -.это изнанка человека" 
        Главная мелодия:  
        "Ми-нот-авр 
        Ре-нот-авр 
        Си-нот-авр 
        Ля-нот-авр 
        Донотавр" 
        Первая 'метаметафора: 
        "Я вышел к себе 
        Через-навстречу-от 
        И ушел под 
        Воздвигая над" 
          (Поэма <Бесконечная>, 1959 г.)
     


     
    Дело "Лесник"
         
         

          В 1986 г. по требованию КГБ отстранен от преподавания в Литературном институте СП СССР; В сентябре 1990 г. после отмены пресловутой статьи 74' "антисоветская пропаганда и агитация" на Лубянке сожжено заведенное на поэта дело № 35867 под кодовым наименованием "Лесник". 
         

             В книге Урусадзе "Выборные места из переписки с врагами" М.1995 г. приводится документ, обнаруженный в КГБ после путча 1991 г. Неизвестный агент сообщает в 1984 г., что проведена успешно операция по предотвращению проникновения "Лесника" в Союз писателей. 
         

             Тем не менее "Лесник"-Кедров все же проник в Союз писате лей после раскола этой организации в 1989 г.



     
     


     
         
         

        Небо - это ширина взгляда 
        взгляд - это глубина неба 
        боль - это прикосновенье Бога 
        Бог - это прикосновенье боли 
        сон - это ширина души 
        душа - это глубина сна 
        выдох - это высота вдоха 
        свет - это голос тишины 
        тишина - это голос света 
        тьма - это крик сияния 
        сияние - это тишина тьмы 
        радуга - это радость света 
        мысль - это немота души 
        душа - это нагота мысли 
        нагота - это мысль души 
        свет - это глубина знания 
        знание - это высота свети 
        конь - это зверь пространства 
        кошка - это зверь времени 
        время - пространство, свернувшееся в клубок 
        пространство - это развернутый конь 
        кошки - это коты пространства 
        пространство - это время котов 
        солнце - это тело луны 
        тело - это луна любви 
        пароход - это железная волна 
        вода - это пароход волны 
        печаль - это пустота пространства 
        радость - это полнота времени 
        время - это печаль пространства 
        пространство - это полнота времени 
        человек - это изнанка неба 
        небо - это изнанка человека 
        мужчина - это изнанка женщины 
        женщина - это нутро мужчины 
        прикосновение - это граница поцелуя 
        женщина - это нутро неба 
        мужчина - это небо нутра 
        женщина - это пространство мужчины 
        любовь - это прикосновение бесконечности 
        вечная жизнь - это миг любви 
        корабль - это компьютер памяти 
        память - это корабль компьютера 
        поэзия Пушкина - это время вора 
        Пушкин - это вор времени 
        море - это пространство луны 
        пространство - это море луны 
        луна - это время солнца 
        время - это луна пространства 
        звезды - это голоса ночи 
        голоса - это звезды дня 
        корабль - это пристань всего океана 
        океан - это пристань всего корабля 
        кожа - это рисунок созвездий 
        созвездие - это рисунок кожи 
        Христос - это солнце Будды 
        Будда - это Луна Христа 
        время солнца измеряется луной пространства 
        пространство луны - это время солнца 
        горизонт - это ширина взгляда 
        взгляд - это ширина горизонта 
        высота - это граница зрения 
        ладонь - это лодочка для невесты 
        невеста - это лодочки для ладони 
        верблюд - это корабль пустыни 
        пустыня - это корабль верблюда 
        красота - это ненависть к смерти 
        созвездие Ориона - это меч любви 
        любовь - это меч созвездия Ориона 
        Малая Медведица - это пространство Большой Медведицы 
        Большая Медведица - это время Малой Медведицы 
        Полярная звезда - это точка взгляда 
        взгляд - это ширина неба 
        небо - это высота взгляда 
        мысль - это глубина ночи 
        ночь - это ширина мысли 
        Млечный Путь - это путь к луне 
        луна - это развернутый Млечный Путь 
        каждая звезда - это наслаждение 
        наслаждение - это каждая звезда 
        пространство между звездами - это время без любви 
        любовь - это набитое звездами время 
        время - это сплошная звезда любви 
        люди - это межзвездные мосты 
        мосты - это межзвездные люди 
        стрясть к слиянию - это перелет 
        полет - это продолженное слияние 
        слияние - это толчок к полету 
        голос - это бросок друг к другу 
        страх - это граница линии жизни в конце ладони 
        непонимание - это плач о друге 
        друг - это понимание плача 
        расстояние между людьми заполняют звезды 
        рясстояние между звездами заполняют люди 
        любовь - это скорость света, 
                      обратно пропорциональная 
                                    расстоянию между нами, 
        расстояние между нами, 
                      обратно пропорциональное скорости света, - 
        это любовь.



     
    БЕСКОНЕЧНАЯ (Поэма)
      Ежедневно слышу тебя 
      как-то странно звучат слова 
      Закрываю глаза 
      и всюду передо мной 
      эти крики рожденные тишиной 
      эти краски рожденные темнотой 
      Вот сижу оставленный всеми 
      в глубине понятий и слов 
      исчезает видимый мир 
      Но я могу говорить 
      и мир рождается снова 

      На обнаженный нерв нанизывая звуки 
      все глубже чувствую великий диссонанс 
      и радость возвышения над миром - 
      Поэзия - вершина бытия 

      И вагоны, стиснутые 
      в железном рукопожатьи 
      и деревья, и станция, и тишина 
      И ты в тишине уходящей ночи 
      и все, что связывает с тобой 
      И миллионы, которые спят рабами 
      ничего не понимая в такой любви 
      Нуль миров вращается в небе звезд 
      это взгляд возвращается к своему истоку 

      Листопад ягуаров 
      полусолнечный бред весны 
      И синий день 
      и красная волна 
      зеленый луч упал на попугая 
      и попугай заговорил стихами: 
      и синий день и красная волна 
      И я бегу бросаясь под трамваи 
      И синий день и красная волна 

      Где голубой укрылся папоротник 
      и в пору рек века остановились 
      мы были встречей ящериц на камне 

      Около окон пролет полета 
      И этот стон 
      среди серых стен 
      Какой-то прохожий шагнул в 
      пространство 
      и рухнул замертво сквозь столетья 
      Я вышел к себе 
      через-навстречу-от 
      и ушел под 
      воздвигая 
      над 

      Двое нас - это очень много 
      это больше чем можно 
      больше чем я могу 
      Никогда не приближусь к тебе 
      ближе чем цветок приближается к солнцу 
      никогда не назову тебя именем 
      которым хочу назвать 
      Всюду, где чувствуется несовершенство 
      ты возникаешь как тоска по стройному миру 

      На черном озере белый лебедь 
      на белом озере черный лебедь 
      Белый лебедь плывет 
      и черный лебедь плывет 
      но если взглянуть в отраженье 
      все будет наоборот 
      На белом озере черный лебедь 
      на черном белый плывет 

      Человек оглянулся 
      и увидел себя в себе 
      это было давно 
      в очень прошлом 
      было давно 
      человек был другой 
      и другой был тоже другой 
      так они оглянулись спрашивая друг друга 
      и никто не мог понять, 
      кто прошлый кто настоящий 
      Кто-то спрашивал, 
      но ему отвечал другой 
      и слушал уже другой 
      потому в сознаньи был хаос 
      прошлое перепуталось с настоящим 
      Человек оглянулся 
      и увидел себя в себе 
      Одногорбый верблюд и двугорбый верблюд 
      и двуногий 
      идет одногорбый верблюд глотая пески и туманы 
      идет одноногий верблюд 
      все в память и в сон превращая 
      а в городе пляшет луна 
      над городом плачет луна 
      слезами домов и людей 
      очень маленьких и нереальных 
      но гордых собой до конца 
      И молча идем мы сквозь песчаную бурю дождя 
      немного аисты немного верблюды 
      и тоскливо бредут мне навстречу 
      одногорбый верблюд одноногий верблюд 
      и двуногий 
      идет одногорбый верблюд глотая пески и туманы 
      идет одноногий верблюд 
      все в память и в сон превращая 

      Казань - Москва 1961 - 1963 


     
    Знаки
      Я изредка припоминаю жизнь 
      где не было меня и никогда не будет 
      там четырехконечное пространство 
      замкнуто в пространстве пятиконечном 
      Никейский символ опадает пятиугольно 
      Он никому не нужен 
      как Ника Самофракийская 
      оплодотворенная никейским семенем 
      Так протягивают руки друг другу 
      Самара и Вавилон - два города-побратима 
      Валюта Самары - 2 рубля 64 копейки 
      валюта Вавилона - 2 рубля + рабыня 
      обозначаемая символом: 
      рассеченный треугольник уголком вниз  
      Для обозначения воды и жизни 
      китайцы прибегали к волнистой линии 
      она волнуется и волнует в сочетании с рабыней 
      Итак: 
      рассеченный треугольник уголком вниз 
      на волнистой линии - это любовь 
      или флотилия парусных джонок отплывающая куда-то 

      Каска это каска 
      танк это танк 
      наслаждение это не наслаждение 
      а нечто совершенно обратное 
      затерянное в зените лазури 
      Вопрошая я только попрошайничаю 
      потому что любая молитва 
      это лишь мимолетное веяние 
      парфюмерной волны от Большой Медведицы 
      Но я чувствую неодолимое влечение к небу 
      которое есть еще более отдаленная область 
      чем селезенка.

    1985 


     
    KOHSTANTIN KEDROFF
    (Сон)
      О ноченька, пожалей моих плеч уключинки  
      о Лермонтов, огради мя от смерти 
      на что мне эти неуклюжие длани 
      не умеющие влачить даже плечи. 
      Как неумело отгородило время: 
      справа стремя, а слева бремя 
      позади племя, а впереди знамя 
      наверху темя, а внизу вымя 
      на плечах бремя, а в груди пламя. 
      В неразделенную грусть 
      отправляется флагман капустный 
      в нем леса, огороды, дома 
      степи, линии, псевдоволокно 
      хруст суставов, треск составов 
      и кал полковника. 
      - Аминь, - скажем мы, опережая себя, 
      - Ам, - скажет гость грусти. 
      Вселедяная даль левреток нежных 
      ньюнаступанток на ню света 
      и некоюея 
      лю-лю-кларнетка или 
                           ни-коль-судьбинушка. 
      Группа прощающихся товарищей 
                           выросла на причале 
      одного облобызал я в уста златые 
      другой облобызал меня в уста немые 
      так мы прощались и лобызались 
      пока товарищи отплывали 
      в дальний путь они отправлялись 
      оставляя на причале мою могилу 
      Это был корабль, но не бесконечный 
      было там начертано 
                           "Konstantin Kedroff" 
      это и есть корабль надгробный 
      это вот и есть для меня могила 
      значит смерть - корабль, плывущий по 
                           суше 
      значит я себя проводил до смерти 
      берег мой - вода, а могила - суша 
      вот какой корабль - 
                           "Konstantin Kedroff" 1984 
         


     
    КВАДРАТ МАЛЕВИЧА
     
        Оброненная фольга 
        в мертвом воздухе звенит 
        свой затейливый повтор 
        повторяет сладкий звук 
        свет ночной намолочен 
        резко сдвинута ночь как комод 
        и от пыльного лунного света 
        остался квадрат под комодом 
        манит теплою лунною пылью 
        квадрат не смываемый никем и ничем 
        не вмещая обтекает тебя комод 
        как рог изобилия сыплет квадрат вещами  
        в отсутствующей вещи 
        намного больше вещей 
        из него выпадает ночь 
        и прозрачная пыльная луна 
        извлечена 
        как корень 
        сладко ноет корень молочных зубов 
                                    луны 
        вот и вылетел пыльный мотылек 
        осыпая пол пылью 
        квадрат приподнялся вспорхнул 
                                    и улетел 
        оставляя тень квадрата. 
                                    1984 
     




     
    ДИРИЖЕР
     
     
        Дирижер бабочки 
        тянет ввысь нити. 
        Он то отражается, то пылает. 
        Бабочка зеркальная, 
        и он зеркален: 
        кто кого поймает, 
        никто не знает. 
        Дирижер бабочки 
        стал как кокон: 
        в каждой паутинке его сиянье. 
        Бабочка то падает, то летает, 
        дирижер то тянется, то сияет. 
        Дирижер бабочки стал округлым, 
        он теряет тень 
        между средней Вегой, 
        он роняет пульт 
        посредине бездны, 
        он исходит светом, исходит тенью. 
        Будущее будет посередине 
        в бабочке сияющей, среброликой, 
        в падающем 
        дальше, 
        чем можно падать, 
        в ищущем полете, 
        в середине птицы. 
         
     
     


    Поэтический Космос
     
    • Очевидно, что земля плоская, но она круглая.
    • Очевидно, что небо вверху, но небо и внизу, ибо земля в космосе.
    • Очевидно, что мы внутри вселенной, но мы и над и вовне мироздания, ибо внутреннее и внешнее - понятия относительные.
    • Очевидно, что вселенная окружает нас, но и мы окружаем собой вселенную.
    • Очевидно, что после прошлого будет будущее, но это лишь условность нашего восприятия. Можно прошлое считать будущим: физически ничего не изменится, а психологически изменится очень многое.
    • Очевидно, что человек меньше мироздания, но он и больше мира, ибо понятия <меньше> и <больше> во вселенских масштабах относительны.
    • Очевидно, что человеческая жизнь меньше вечности, но во вселенских масштабах могут быть обратные отношения: вечность окажется меньше жизни.
     

     
     
     
    © «Стихи и Проза России»
    Рег.№ 0257881 от 13 февраля 2017 в 09:42


    Другие произведения автора:

    Чернильница моря

    юность

    возможно мир опередил меня

    Рейтинг: 0Голосов: 0327 просмотров

    Нет комментариев. Ваш будет первым!