Великая болгарская ересь в средневековом мире

9 февраля 2015 — Анатолий Кульгавов

Автор - ПЛАМЕН ПАВЛОВ

 

 

Перевёл с болгарского Анатолий Анатольевич Кульгавов

 

 

 

ВЕЛИКАЯ БОЛГАРСКАЯ ЕРЕСЬ В СРЕДНЕВЕКОВОМ МИРЕ

         Среди авторов 13го века писавших антибогомильские сочинения, значится никейский (константинопольский в изгнании) патриарх Герман (1222 — 1240г.г.). Одно из его посланий гласит: «... сорняками богомильского бесчестия, которые прорастают в настоящее время». Патриарх призывал священников православной церкви вести упорную борьбу «с сатанинской ересью богомилов». Из западных источников известно, что в Константинополе имелась и латинская община богомилов. Напомним, что в предшествующие десятилетия богомилы подвергались гонениям, которые воздвиг против них болгарский царь Борил (1207 — 1218г.г.). Вполне возможно, что по крайней мере какая-то их часть была отлучена на соборе в Тырново (1211г.) и изгнана из Болгарии как последователи еретического учения, найдя убежище у своих собратьев в Константинополе, следуя давно установленной модели взаимоотношений.

         Через весь 13й век в Византии проходит тенденция к погублению богомилов их же собственными силами. Вероятно, их затворничество, более напоминавшее монашескую среду, где-то стало подвергаться эрозии. В своём роде сказывалось и влияние ислама, особенно осязаемое на границах империи с 70х годов 13го века и всё более консолидированная позиция православной церкви. И всё снова накладывалось на идеи исихазма — учения, распространявшегося в среде монашества, а со временем — и во всей церковной жизни середины 14го века, продолжая полемику вокруг богомильства. Противники исихазма возымели повод, исходя из тезиса, утверждавшего возможность Божественного (Отеческого) творческого просветления, которое можно достигнуть индивидуально, без церковного посредничества, обвинить исихастов и среди них наиболее выдающегося теолога Григория Паламу в... богомильской ереси. Со своей стороны сами исихасты произвольно и тенденциозно упрекали в ереси Варлаама (так называемое варлаамитство), отождествляя его с богомильством вопреки фундаментальным различиям, имевшимся между ними.

         Ещё одна община — в основе богомильская, но усвоившая влияния и других еретических течений — появляется на Атоне в 14м веке. В 1344м году еретики были подвергнуты анафеме, ради провозглашения которой, по инициативе атонских монахов, и был созван соответствующий собор. Среди изобличителей богомильского учения мы также встречаем имя Кирилла Босоты, а через несколько лет после него в этом же качестве активно проявила себя монахиня Ирина Порина из Солуна, сама, по своему национальному происхождению, являющаяся болгаркой. Читаем в житии святого Теодосия Тырновского: «...стремись изучить в полном объёме богомильскую ересь и эта тайна будет открыта всякому, кто пройдёт перед ней» - это является ещё одним свидетельством роли проповеднической деятельности в жизни богомильских сообществ.

 

 

 

 

БОГОМИЛЫ В СЕРБИИ

         У нас отсутствуют, к сожалению, конкретные данные, касающиеся времени первоначального проникновения болгарского богомильства в средневековые сербские земли. Тем не менее, мы можем без каких-либо сомнений утверждать, что это произошло ещё в первые десятилетия после возникновения сербского княжества, пребывавшего под болгарской властью, созданного в период 924го — 931го годов, а к середине 10го века князь Чеслав пребывал в определённой зависимости от царя Петра. В конце того же 10го века царь Самуил завладел Дуклей (Чёрная Гора) и соседними сербскими землями, а князь Иван Владимир, впоследствии посмертно канонизированный и причисленный к лику святых, стал его вассалом. В 1016м году, после того, как князь был убит и на престол взошёл Иван Владислав, сербские земли вновь попадают под болгарскую власть.

         В жизненной борьбе князя Ивана Владимира, завершившейся его свержением и убийством, произошедшим, как принято считать, в 1015м году, многие обстоятельства указывают на то, что в тех событиях принимали участие и болгарские еретики, которые значительно расширили своё влияние в сторону Западных Балкан, распространив его на Далмацию, Илирик, Сербию и албанские земли, после чего богомильское учение начинает продвигаться в Боснию и в Италию. Усиление позиций богомильства в Сербии неотделимо от преследований последователей этого учения в Византии и практически одновременного покорения ими болгарских земель.

         В сербских землях данная ересь особенно сильно проявила себя во второй половине 12го века, что бесспорно связано с расширяющейся богомильской пропагандой в болгарских землях и в Малой Азии во времена императора Мануила Первого Комнина. Сербский великий жупан Стефан Неман (1168 — 1199г.г.), канонизированный после смерти под своим монашеским именем как святой Симеон, созвал в 1180м году собор, на котором богомилы были подвергнуты анафеме. Поскольку сербские богомилы явно имели поддержку со стороны некоторой части аристократии, разногласия с официальной церковью переросли в военный поход. Власти собирались подвергнуть земли, населённые еретиками, опустошению, их книги предать огню, а к самим богомилам применить жестокие наказания. Главный богомильский «учитель и начальник», чьё имя осталось неизвестным, был наказан отрезанием языка и заточением. В отношении других богомилов власти ограничились конфискацией имущества и сельскохозяйственных орудий с последующей раздачей всего этого беднякам и прокажённым. Беспощадная расправа с богомилами в Сербии вынудила многих из них искать спасения в Боснии.

         Гонения, начатые Стефаном Неманом, тем не менее, не искоренили богомильство. Его сын Сава, первый сербский архиепископ и национальный святой, в 1221м году издал народный сербский синодик, при составлении которого он пользовался и болгарскими источниками. В него включена и анафема указанному в качестве еретика и родоначальника ереси попу по имени Богомил. Из памятных материалов той книги можно узнать, что богомильство возникло в районе Филипопол — Пловдив в Тракии, в другое время именуемой как «Болгарская Македония». Данные о пришествии ереси в Сербию содержатся и в текстах книги «Законник» времён короля Стефана Душана (1349г.). В Сербии возникло и одно из прозвищ богомилов - «бабуны», встречавшееся и в югозападных болгарских землях.

         Важное свидетельство о последней серьёзной активизации богомильской ереси в Сербии содержится в житии сербского патриарха, причисленного к лику святых Ефрема (1376 — 1380, 1389 — 1391г.г.), где говорится о потоках «болгар из Тырновской страны». Ефрем проявил себя как противоборец еретиков, что как вода растекались от некого Влаха, распространявшего «масалианскую ересь». Еретики, вполне вероятно, могли проистекать от синкретического течения, осевшего на Атоне в 1344м году. В числе подлежащих анафеме упоминаются и  сербы Иосиф и Дометиан. Еретики нападают на «Божии церкви» и оскверняют «Божиих людей», но падают, будучи сражёнными «от молитвы» патриарха болгарина. Очевидно Ефрем в своей борьбе против ереси поддерживал добрые отношения со своими современниками Теодосием Тырновским и патриархом Евтимием, которые также вели борьбу против еретиков в Болгарии, с уверенностью полагаясь на связи с Тырновской патриархией.

 

 

БОСНИЙСКАЯ ЕРЕСЬ И БОЛГАРСКОЕ БОГОМИЛЬСТВО

         Проникновение богомильского учения в Боснию как в воде отражает яркий феномен, имевший место в истории средневековой Европы — доминирующее положение одной ереси и фактическое наличие нескольких первосвященников в одной европейской средневековой державе! По причине того, что многие обстоятельства жизни и деятельности боснийских последователей ереси и их конфликтов с официальной церковью канули в неизвестность, успело родиться великое множество как научных гипотез, так и откровенных политических спекуляций. Кто-то проводил аналогии с некоторыми специфическими явлениями, имевшими место как в среде католиков (так называемое «народное католичество»), так и среди последователей православной веры, истолковывавших её основы до крайности превратно, что могло исходить и из Сербской и из Хорватской страны. Кроме того, старые корни ереси могли уходить ещё во времена господства ост-готов (конец 5го — середина 6го веков), исповедовавших арианскую веру. Исторические источники и классические исследования недвусмысленно показывают, что данная ересь является прямым продолжением болгарского богомильства. Подобно своим болгарским собратьям и духовным учителям, боснийские еретики пользовались самоназванием «истинные христиане» («кристиане»). Наряду с богомилами часто называли себя словом «патеране». Особенно часто по отношению к ним это слово употребляли их католические противники.

         Появилась боснийская ересь в 12м веке, когда уже свершились гонения на богомилов в болгарских землях и в целом в Византийской империи при династии Комнинов, а также — в Сербии при Стефане Немане и его наследниках — невероятно трудно было добраться до боснийских гор, давших убежище тысячам богомилов из Болгарии, которые оставили известные следы и в языке, влияние болгарского говора особенно ощущается на юго-западе (Македония, Албания, Косово).

         Так или иначе, религиозная картина в средневековой Боснии отразила как этнокультурное и политическое развитие, так и её геополитическое положение. Так называемая боснийская еретическая церковь была сформирована ещё в конце 12го века при тогдашнем властителе бане Кулине, который её укрепил. Противостояние между православием и католицизмом издавна породило религиозное разделение — части Боснии оказались под влиянием двух христианских церквей, влияние которых не распространилось на значительную часть населения, принявшую как свою местную еретическую церковь. Боснийские богомилы, или патеране, имели свою организацию и духовного руководителя — он назывался «дед», аналогично с болгарскими богомлами - у них был «дедец». Его резиденция находилась на Моищре, неподалёку от Миле — резиденции боснийских банов.

         Босния стала мишенью для целой серии антиеретических крестовых походов, организованных из Венгрии под влиянием католической церкви.

         Однако, указанные попытки искоренить ересь не увенчались успехом. Более того: в 13м веке боснийская аристократия, включая банов, сама исповедовала еретическую веру.

         Боснийский «дед» участвовал на государственном уровне в издании актов, грамот и прочих документов, что являлось немыслимым для всего остального христианского мира. В 1240м году бан Нинослав под натиском со стороны Венгрии был вынужден оставить еретическое учение, но его влияние в стране традиционно оставалось сильным.

 

 

 

 

* * *

         Во второй половине 14го века, при поддержке венгерских королей, католическая церковь, и прежде всего францисканский орден, развивает широкую миссионерскую деятельность в Боснии. Однако, еретическая церковь сохраняет влияние на значительную часть боснийского народа и аристократии. В разгар османской экспансии на Балканах в середине 15го века, когда Босния была обречена, возникли новые внутренние противоречия. Особое место занимают османофильские настроения, бытующие среди боснийских еретиков. Вполне реальной представляется их роль в тех спорах, что имели место в период завоевания страны. Какие-то учения даже использовали выражение «богомильская легенда», отвергавшееся по утверждению одного из современников — папского легата в Боснии, который видел в деятельности «патериан» одну из причин успехов Турции. Так, или иначе, боснийские еретики подают нелестный повод для упрёков их в симпатиях к завоевателям, что усиливает традиционное недоверие к ним со стороны как православной, так и католической церквей. В мае и июне 1463го года Босния была окончательно завоёвана. Герцеговина ещё на известное время оставалась свободной, но в 1485м году и она подпала под власть османского султана.

         Одно наиинтереснейшее явление средневековой культуры Боснии, касающееся некрополей, относится к технической характеристике надгробных памятников — так называемые «стечки» (в единственном числе: «стечак»), для обозначения которого в средневековом выражении использовали ещё понятие «белег», дошло, наиболее вероятно, из Болгарии. В прошлом подобные памятники существовали десятками тысяч, из которых уцелела небольшая, но внушительная часть. Один из наиболее уцелевших некрополей находится возле села Радимла, неподалёку от города Мостара в Герцеговине. Внушительное количество памятников собрано в национальном музее в Сараево. Будучи разнообразными по форме и объёму, эти уникальные произведения каменоделия и скульптуры не имеют точных аналогий в Болгарии, Византии, Сербии и других странах, в которых богомильская ересь имела солидное присутствие. Важная особенность состоит в том, что они являлись принадлежностями светских личностей — аристократов, воинов и обыкновенных, но весьма зажиточных людей, как мужчин, так и женщин.  Они сохранились, начиная с 12го века, но всё же преобладают стечки 14го и 15го веков. На них встречается много изображений и кирилических надписей, воссоздающих сцены битв, охоты, рассказывающих о загубленной молодости и любви. В некоторых фрагментах этих изображений можно заметить определённое сходство с подобными произведениями староболгарского искусства. Так или иначе, эти интригующие памятники связывают прежде всего с последователями ереси, но не с «совершенными» богомилами, и вряд ли следует искать здесь прямую связь с самой основой учения. Но, таким образом прослеживается своеобразное единство «живого» общества в его постоянном движении, то, как оно имело общие корни с богомилами, находя надёжных приверженцев в Болгарии, Византии и в других средневековых державах.

         В условиях османского господства боснийские богомилы в огромном множестве принимают ислам. Их потомки в 20м веке получили признание от Иосифа Броза Тито в качестве «нации мусульман». Исламизация отражена в их культуре, включая и довольно специфические стечки — в случае мусульманских надгробных памятников присутствуют наработки, несущие на себе влияние старых богомильских традиций. На примере сегодняшних боснийских мусульман из числа потомков боснийских богомилов прослеживается параллель с процессом исламизации в Болгарии. В их судьбе прослеживаются параллели с судьбой болгарских мусульман, часть которых, вероятно, в период, предшествующий турецкому завоеванию, не исповедовала православие, а являлась последователями учений богомилов и павликиан. Другими словами, недоверие к официальной церкви, воспоминания о минувших гонениях, притеснениях и прочих подобных событиях послужили причиной того, что подтолкнуло этих людей в Болгарии, так же, как и в Боснии, к принятию религии завоевателей.

 

 

СЛЕДЫ БОГОМИЛЬСКОГО ПРИСУТСТВИЯ ВО ВЛАХИИ И МОЛДАВИИ

         Земли, лежащие между Дунаем и Карпатами, были подвержены этнокультурному влиянию Болгарии, являясь частью её политической территории. В 12м — 13м веках те места были заселены слабо, наряду с болгарами там начинают расселяться кочевники-намады (печенеги, уги и куманы). Появление здесь романоязычного населения (средневековые влахи), нестабильность политической обстановки, являвшаяся результатом нарастающей татарской гегемонии и венгерской экспансии, приводят к возникновению Влахского и Молдавского княжества, сохраняющего болгарские традиции в течение веков. По причине скудности источников, практически отсутствуют сведения относительно очагов богомильской веры севернее от Дуная, несмотря на то, что подобное развитие событий должно бы было восприниматься как вполне логичное. Известны следы богомилов, встречающиеся в местном фольклоре, испытавшем в своём роде болгарское влияние.

         Известны данные о присутствии богомилов, существующие в Трансильвании, находившейся с 10го века под венгерской властью. Как и у тех богомилов, следы которых встречались прежде, многое указывает на их родство с так называемыми чергедскими болгарами. Заселение ими земли, сделавшейся по сути их новой родиной, одни исследователи относят к 13му веку (то есть, к временам гонений со стороны упоминавшегося выше царя Борила), а другие — к временам османского завоевания Болгарии 14го — 15го веков.  

 

ПОСЛЕДОВАТЕЛИ БОГОМИЛЬСКИХ ИДЕЙ В СРЕДНЕВЕКОВОМ РУССКОМ КНЯЖЕСТВЕ

         Крещение Киевской Руси в 988м году было осуществлено со стороны Византии, но при участии и болгарского духовенства. Первым митрополитом Киева «и всея Руси» был болгарин по имени Михаил. А русская церковь, не смотря на факт своего подчинения Константинопольскому Патриарху, восприняла и усвоила староболгарский язык и азбуку. По причине языковой, этнической и психологической близости между Болгарией и Русью вполне естественным было и создание предпосылок для проникновения богомильских влияний — ещё прежде чем осуществилось Крещение Руси, богомильские общины и их идеи успели набрать определённую силу и определённый авторитет. В обильном потоке старообрядческих книг, что течёт по русской земле через всё средневековье, попадаются и запрещённые книги — апокрифические и богомильские. Русская церковь, следуя модели поведения Византийской и Болгарской церквей, составляла индексы таких книг и последовательно преследовала любые проявления ереси. Множество староболгарских апокрифов, переписанных на Руси («Видение Исаии», «Книга Еноха», «Варух», «Детство Иисусово», «Прения Христа с дьяволом», «Повесть о крестном древе» от попа Еремия и другие) свидетельствуют о движении как людей, так и идей, направленном на Русь из Болгарии, следы которого пролегли в русском княжестве через весь 13й век. Богомильские и сходные с ними апокрифические произведения получают весьма показательное название: «болгарские басни».

         Первая категория сведений, проистекающих из еретической пропаганды, содержащих элементы богомильского дуализма, относится к 1071му году. Два проповедника представлены недовольными жителями Ростова, как волхвы (маги, язычники), утверждавшие, что человек сотворён дьяволом, а сама душа дана ему Богом. Подобное понимание распространялось и в Новгороде, исходя от проповедников, которых также характеризовали, как «волхвов». Русские церковные и светские власти преследовали еретиков, обвиняя их в язычестве — приём использовавшийся при преследовании инакомыслия и в Болгарии, Византии, Боснии и других странах. Хотя не настолько последовательно и широко, как во Франции, и в русских землях имели место случаи, когда наименование «болгарин» означало — богомил и еретик. Как, например, в одном русском полемическом произведении 11го — 12го веков («Слово о едином христолюбце и ревнителе правильной веры»), чьей целью являлась борьба с остатками язычества и с проникновением ереси в русскую христианскую среду. Идущие из Болгарии богомильские идеи, подвергались беспощадной критике при помощи «Бесед против богомилов» пресвитера Козьмы, известных в десятках списков. В 15м — 16м веках широкую популярность приобретает и жизнеописание ревностного противника богомильства святого Иллариона Мглинского, составленное патриархом Евтимием Тырновским. Эта же тема в гораздо более острой степени встречается в проповедях известного московского и всерусского митрополита Киприана Болгарина (1376 — 1406г.г.), собрата Евтимия, который на свой лад использовал опыт, накопленный болгарской церковью, для борьбы против еретиков во вверенной ему епархии.

         Ко времени деятельности Киприана относятся первые сведения о русском стригольничестве — ересь сходная с болгарским богомильством и подверженная сильному влиянию с его стороны. Стригольники отрицали церковный клир, почитание креста, причастие, иконы, святые мощи, воскресение. Признавая сам Новый Завет, позволяли себе его превратное толкование. Стригольники составляли свои тайные общины, руководимые «простецами», вероятно аналогичными богомильским «дедецам». Наиболее известным идеологом данной ереси являлся новгородский дьякон Карп, составивший даже еретическое «книжное писание», к сожалению не сохранившееся. Его примеру последовал собрат Никита, приобщивший и других представителей духовенства. С другой стороны, подобно богомильству и его русским последователям, нарождается подходящая среда и в «организме» самой русской православной церкви. В 1376м году новгородские власти ловят и подвергают экзекуции Карпа, Никиту и ещё одного отлучённого священника (каждого их них связывают и с камнем на шее бросают в реку). Ради искоренения ереси митрополит Киприан организовал в Новгороде большой церковный собор. На том соборе слово против ереси держал и сам митрополит Киприан. Вопреки предпринятым мерам, стригольничество продолжало существовать и в 15м — 16м веках. При митрополите Фотие, наследнике Киприана ересь наиболее сильно проявилась в Пскове. Проповедники были выловлены, осуждены и брошены в темницу, где они и нашли свою смерть в 1416м году. Другой видный болгарин, Григорий Цамбалак, митрополит Киева и Литвы, в начале 15го века привнёс в борьбу с ересью всё, что мог. Его «Похвальное слово о Евтимии» сохранило для русской православной церкви и для всего русского общества сведения о жизни и делах знаменитого тырновского патриарха, активно оберегавшего чистоту веры.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тайная книга Богомилов

 

         Когда я, брат ваш Иоанн, разделивший скорби Иисуса Христа, чтобы последовать примеру Его терпения и попасть в Царствие Небесное, припав к груди Иисуса, сказал Ему на Тайной вечере: "Господи! Кто предаст Тебя?", Иисус отвечал: "Тот, кто возьмет от блюда вместе со Мною. Тогда Сатана войдет в него, и он предаст Меня".

         Потом спросил я: "Господи, какую славу перед Отцом Твоим имел Сатана прежде, чем низвергли его?" "Слава его была такова, - ответил Господь, - что он мог повелевать небесными добродетелями. Я же сидел рядом с Отцом моим. Сатана был творцом всех вещей и подражал Отцу моему. Он спускался с неба в преисподнюю, а из преисподней восподнимался к престолу невидимого Отца. И видя славу Того, Кто движет небесами, замыслил он поместить обиталище свое над облаками и захотел стать подобным Всевышнему. И, сойдя на воздух, сказал он ангелу, повелевавшему им: "Открой врата воздушные!" И тот открыл. Потом, устремившись вниз, встретил он ангела, повелевавшего водами, и сказал ему: "Открой врата водные!" И тот отрыл. И, спускаясь, очутился он перед лицом земли, покрытой водою. И, проникнув под землю, нашел он двух лежащих на воде рыб в одной упряжке, подобно волам на пахоте. По воле невидимого Отца подпирали они землю с Запада и Востока. И когда спустился он еще ниже, то встретил нависшие облака, держащие море, а еще ниже обнаружил пекло, то есть геенну огненную. Дальше он не мог спуститься из-за жара пылающего огня. Тогда, наполнившись злобой, воротился Сатана назад, и появился перед ангелом воздуха и перед тем, кто стоял над водами, и сказал им: "Это все - мое. Ежели послушаетесь меня, помещу я свое обиталище над облаками и уподоблюсь Всевышнему. И ежели подниму одни воды на эту твердь, а другие соберу в широкие моря, тогда не будет воды на всей поверхности земли. И стану я царить с вами на веки вечные." Сказав это, поднялся он к другим ангелам до самого пятого неба и каждому из них говорил: "Сколько должен ты хозяину своему Богу?" Первый ответил: "Сто мер пшеницы". И сказал ему Сатана: "Возьми перо, чернила и пиши: шестьдесят". И второго спросил: "А ты сколько должен Хозяину своему?" Ответил он: "Сто больших кувшинов масла". "Садись, - сказал Сатана ему, - и пиши: пятьдесят". И поднимаясь на небеса до самого пятого неба, повсюду говорил он так, совращая ангелов невидимого Отца.

         И раздался голос от престола Отца, глаголящий: "Что ты творишь, отцеотступник и совратитель ангелов? Ты, источник греха, делай то, что задумал!" Тогда приказал Бог-Отец ангелам своим: "Возьмите у них одежды". И отобрали они одежды, престолы и венцы у всех ангелов, внимавших Сатане.

И тогда я, Иоанн, спросил Господа: "Когда Сатану низвергли, где обитал он?" Ответил Он: "Отец Мой преобразил его за высокомерие: был у него отнят свет, лицо стало словно раскаленное железо и во всем уподобилось человеческому. Своим хвостом Сатана увлек третью часть Божьих ангелов. Тогда низвергнут был с Божьей обители и лишен власти на небесах. Но, сойдя сюда, на твердь, ни Сатана, ни те, кто с ним, не обрели покоя. Тогда взмолился он к Отцу, прося: "Будь милостив ко мне, и я все Тебе возвращу".

         И смилостивился над ним Бог-Отец, и дал покой ему и тем, кто с ним, чтобы мог он свершить, что желает, до седьмого дня. И так сел Сатана на твердь и приказал ангелу, повелевавшему воздухом, и ангелу, повелевавшему водой, чтобы приподняли они землю, бывшую в воде, и стала она сушей. Потом взял он венец ангела, повелевавшего водами, и из одной его половины сделал лунный свет, а из другой - звездный. А из камней венца создал все небесные воинства и звезды. И после этого сделал ангелов своих слугами по чину, установленному Всевышним, и создал он гром, дождь, град и снег, и над ними поставил ангелов. Приказал Сатана земле плодить пернатых и пресмыкающихся, деревья и травы, а морю - рыб и птиц небесных. Потом надумал он создать человека по подобию своему, чтобы тот служил ему. Для этого приказал Сатана ангелу третьего неба войти в глиняное тело. Взяв часть этого тела, изготовил он другое - в виде женщины, и приказал ангелу второго неба войти в женское тело. Как только увидели ангелы себя облаченными в смертные одежды и разными по облику, т.е. мужчиной и женщиной, горько заплакали. Потом повелел им Сатана совершить плотское деяние, т.е. совокупиться глиняными телами, и не ведали они, что грешат.

         В это время решил Создатель сотворить рай и поместить там людей. Позже посадил диавол среди рая тростник и там из своей блевотины создал змея, приказав ему вползти в тростник. Так скрыл диавол намерение свое от людей, чтобы не ведали они о кознях его. Потом приблизился он к ним и сказал: "Ешьте все плоды в раю, но не вкушайте плод от древа познания добра и зла". Но в то же время вошел он в змея и обольстил ангела женского пола. Другой ангел преисполнился греховного желания и удовлетворил похоть свою с Евой под змеиный свист. Вот почему называют детьми диавола и змея тех, кто предается сладострастию своему подобно отцу своему, диаволу, до скончания века. И затем снова влил диавол в ангела, бывшего Адамом, отраву своего сладострастия, которая будет плодить детей змея и диавола вплоть до скончания века".

         Потом я, Иоанн, воспросил Господа: "Если это так, то почему тогда рассказывают люди, будто Адам и Ева были созданы Богом и помещены в рай, чтобы исполнять заповеди Отца, и когда преступили их, то были осуждены на смерть?" И Господь ответил: "Слушай, Иоанн, возлюбленный Отца моего. Невежды злоумышляют также, говоря, будто сотворил Отец Мой тела из земли. И вправду создал Он через Духа Святого все небесные добродетели, однако за вероломство свое получили они тленные тела из праха и были наказаны смертью". А я же, Иоанн, спросил Господа: "Как так: человек от Духа может быть в плотском теле?" На что Господь сказал: "Павшие с неба ангелы входят в тела женщин и обретают плоть из плотской похоти. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух, так свершается царство Сатаны в этом мире у всех народов".

         И спросил я Господа, говоря: "До каких пор сатана будет царствовать в этом мире над человеческим родом?" И ответил Он: "Отец мой позволил царствовать ему семь дней, которые суть семь веков". И опять спросил я Господа: "А что произойдет за это время?" И ответил Он: "Диавол с тех пор, как отвернулся от Божьей славы и захотел возвеличить свою, сел на облака и послал своих огненных служителей - ангелов к людям, от Адама и до Еноха. Поднял он Еноха на небесную твердь, явил ему свою божественность и повелел, чтобы тому дали перо и чернила. Сел Енох и написал шестьдесят семь книг. Потом приказал ему диавол отнести их на землю и передать. Спустил Енох книги на землю, передал сыновьям и начал учить их жертвоприношению и совершению незаконных таинств. И так скрыл он от людей Царствие Небесное. И говорил им диавол: "Знайте, что я бог ваш, и нет иного бога, помимо меня".

         Вот тогда Отец послал Меня на этот свет раскрыть глаза людям, чтобы узнали они о злонамерениях диавола. И когда понял Сатана, что сошел Я с неба на землю, то послал ангела, который взял три дерева и передал Моисею для распятия Моего. Эти деревья стоят и поныне. Моисей проповедовал пред народом божественность диавола, повелевшего ему дать закон сыновьям Израилевым и провести их через море, как посуху. Когда надумал Отец послать Меня на землю, Он прежде Меня отправил ангела своего по имени Мария, чтобы тот принял Меня. Спустившись, Я вошел в одно ухо Марии, а вышел через другое. Сатана же, повелитель мира сего, узнав, что сошел Я с неба, чтобы сыскать и спасти души погибающих, послал своего ангела-пророка Илию, который крестил в воде и называется Иоанном Крестителем. Спросил Илия повелителя здешнего мира: "А как узнаю Иисуса Христа?" На это диавол сказал: "На ком увидишь Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем, Тот есть Крестящий Духом Святым ради прощения грехов. Это Тот, Кто может губить и спасать".

         И опять я, Иоанн, спросил Господа: "Может ли человек спастись, крестившись крещением Иоанновым?" На что Господь ответил: "Кроме тех, кого крестил крещением покаяния, никто не увидит Царствия Божия, даже если он и крестился в воде, ибо Я есмь хлеб жизни. Ядущий мою Плоть и питающий Мою Кровь имеет жизнь вечную". И спросил я Господа: "А что значит: "Ядущий Твою Плоть и пьющий Твою Кровь?" На что ответил Он: "До того, как диавол и все его воинство отреклись от славы Отца, они прославляли Его и молились Ему так: "Отче наш, иже еси на небесех...", и так все песни их возносились к престолу Отца; а когда были они низвергнуты, то уже не могли славословить Бога этой молитвой".

         И спросил я Господа: "А почему все принимают крещение Иоанново, а Твое же - не все?" На что ответил Он: "Потому что дела их несовершенны и не достигнут небес. Ученики Иоанновы женятся и выходят за муж, а Мои нет: ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают как ангелы Божии на небесах". Я сказал: "Если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться?" Господь же сказал: "Не все вмещают слово сие, но кому дано; ибо есть скопцы, которые из чрева матери родились так; но есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит".

         Потом спросил я Господа о Судном Дне: "Каков признак Твоего пришествия?" Господь ответил, говоря: "Когда число праведников сравняется с числом павших венцов, Сатана освободится из заточения своего и, разгневавшись, восстанет войной на праведных, которые возопят громким голосом к Господу. И в час оный пришлет Господь архангела с трубою громогласной и вострубит от четырех ветров, от края небес до края их. И вдруг солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются, и потрясется земля, и небо сокроется, и всякая гора и остров сдвинутся, и солнце затмится до четырех часов. Тогда явится знамение Сына человеческого на небе, грядущего на облаках небесных с силою и славою великой, и сядет Он на престол славы своей и все двенадцать святых апостолов с Ним на двенадцати престолах славы Его. Открыты будут двенадцать книг, и будет Он судить всю вселенную за веру, которую проповедовал.

         И пошлет ангелов своих, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края ветров и до края их. Тогда сын Божий пошлет скверных бесов, и приведут все племена земные, и скажет им: "Идите вы, говорившие: будем есть и пить и получим должное вознаграждение от мира сего". И соберутся все народы, и вострепещут перед судным престолом. И после раскрытия книг жизни выявят неблагочестие их, а праведников похвалят за терпение, добрые дела, почтение, целомудрие и соблюдение ангельских заповедей. Что же до неправедных, то на них изольется гнев Господень, и будут они объяты скорбью и не успокоятся. И отделит одних от других, как пастырь, и поставит избранных по правую сторону Свою, и скажет: "Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царствие, уготованное вам от создания мира". Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: "Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованных диаволу и ангелам его". И по велению невидимого Отца пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную...

         Тогда раздастся глас Мой, и будут стадо и пастырь. А из самых глубин земли выползет мрак, исходящий из геенны огненной. Затмит он вселенную снизу, вплоть до тверди воздушной, и будет Господь во тверди до самых нижних концов земли. И если поднимет камень тридцатилетний муж и бросит его в пропасть, то достигнет он дна только спустя три года. Столь велика глубина огненного озера, где обитают грешники! Тогда Сатана со всем своим воинством будет связан и сброшен в огненное озеро. Сын же Божий выйдет с избранниками своими на прогулку по небесной тверди и заточит диавола, связав его крепкими цепями. Плачущие же и стонущие грешники возопиют: "Поглоти нас, земля, чтобы ускорить конец наш!" Тогда праведники засияют как солнце, в Царствии Отца своего. Сын Божий возьмет и выведет их пред престолом невидимого Отца, говоря: "Вот Я и дети Мои, которых дал мне Бог. Мир не узнал Меня, но Я узнал истину, ибо Ты послал Меня". И тогда Бог ответит Сыну Своему, говоря: "Сын Возлюбленный Мой, сядь одесную меня, доколе низложу под ноги Свои всех врагов, которые не признали Меня и говорили: "Мы  - боги, и нет иного бога, кроме нас"; которые пророков Твоих убили и избранных Твоих уничтожали. И Ты выбрось их во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов".

         Тогда Сын Божий сядет справа от Отца, и повелит Отец ангелам Своим, так же как и праведникам, которые причтены к хору ангелов, и облачит их в одежды нетленные, и увенчает их неувядающими венцами, и даст им незыблемые троны. И посреди них будет Бог. И не будут знать они больше не голода, ни жажды, и не будет солнце палить их зноем своим или иная жара. Осушит Бог слезы в глазах их, и будет царствовать Сын Божий со святым Отцом Своим во веки веков". Аминь.

 

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0190977 от 9 февраля 2015 в 17:52


Другие произведения автора:

Мальчик Миша и его лунный лучик

Серёжина судьба

Ещё раз про особенных детей

Рейтинг: 0Голосов: 0603 просмотра

Нет комментариев. Ваш будет первым!