БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ.. ГЛАВА 1.СТИХИ 28-35.

3 октября 2011 — Наталия Маркова

БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ.. ГЛАВА 1.СТИХИ 28-35.

 

28.Арджуна сказал.

О, Кришна, увидев всех этих сородичей, присутствующих всех вбоевом духе, я чувствую, как все во мне трепещет и во рту у меня пересыхает

 

КОММЕНТАРИЙ.

В этом стихе  Арджунасообщает Богу Кришне о своем состоянии после того, как увидел на поле битвывсех своих родственников. Содрогание тела, пересыхание во рту естьдействительно первые признаки сильного охватившего волнения, потрясения,глубокого внутреннего переживания, но это также есть результат непониманияпроисходящего события в полной мере, неясного предчувствия надвигающейся неминуемой беды, которая должнапринести неимоверные страдания всем здесь присутствующим, которые как бы и неосознали масштабы и последствия предстоящего кровопролитного сражения, события,которому равных в памяти Арджуны не было, события, которое обещало быть реальнои невозможно было не устраниться, не отказаться, не пойти на примирение. Каждыйучастник  был настроен

Решительно и бесповоротно. Необходимо было услышатьпояснение происходящего от Того, Кто Причина всех причин, Кто Знал, Ктоявляется Главным Управляющим.

Арджуна, играющий роль друга Бога, знал,  что на все – только Воля Бога, и если Бог

Поставил всех лицом к лицу перед  этим событием, то это не просто, ононепременно произойдет, Бог, управляя материальным миром, никогда не идет напопятую, не переигрывает, не ошибается, но доводит задуманное до конца, исходяиз Своего Божественного Плана, заглянуть в который Арджуна не мог в силу своейчеловеческой ограниченности, но хоть небольшие пояснения получить желал, ибоего знания не могли дать ему большее, чем то, что он теперь предъявил Богу –страдания и пострясение. Знания Арджуны не могли все объяснить и тем успокоить,не могли приоткрыть полог будущего, когда сражение сделает свое дело, оставивсемьи без кормильцев, детей без отцов, общество без религиозной опоры. К томуже, такое состояние для Арджуны, как кшатрия, было несвойственно.

Надо понимать, что такие чувства даются только Богом и вопределенных ситуациях,

Когда мыслительный процесс требует  некоторой материальной, эмоциональной, хорошовыраженной поддержки на уровне тела, что усиливает переживания человека,

Делая их пусть иллюзорными, но приемлемыми и естественными врамках материального бытия и способствующими максимально-естественномупроявлению себя человеком, как есть. Просто понимание, просто осмысление события текущего или предстоящего на уровне  ума и мыслительного процесса безсопровождения соответствующими энергиями Бога внутри человека не дает человекуполную глубину переживаниям и не требует от человека большого желаниясамовыражения, выплескивания своих чувств и поиска ответа на вопросы, которыетребуют ответ именно теперь.

Такие энергии Бога, энергии сильнейшего внутреннегопереживания,  подается тем людям, длякоторых эти энергии еще естественны, материально обусловлены, принимаются, каксвои, неотъемлемые, родные, неотделимые от своего «я», фактическипредназначенные для людей не стоящих на высоких ступенях духовного развития, неумеющих управлять своими чувствами, не идущих путем самоконтроля и совершенныхдуховных знаний. К таким людям относится и Арджуна, не смотря на то, чтосчитается другом Самого Бога Кришны. Дружеские отношения – достаточно условноеопределение отношений Бога и Арджуны, поскольку, строго говоря, никто из людейдругом Богу стать не может, если иметь ввиду то понимание дружбы и дружескихотношений, которые вкладывает в это понятие материальный человек.

Ступень, на которой стоит Арджуна, еще не позволяет емупроявить твердость ума, неизменность, равное отношение, как к благоприятному,так и неблагоприятному. Также, он еще не умеет абсолютно всегда и неизменно науровне совершенных знаний все происходящее связывать только с Планом и ВолейБога, но еще оперирует к желаниям других людей, к их воле и потому находится в зависимости от материальных связей иотношений. Личное общение с Богом в этой жизни в качестве друга подняло Арджунунад многими и многими, в значительной степени подготовило к духовному образумышления, как и дало готовность к восприятию и усвоению более глубоких,совершенных знаний, которые предстояло ему теперь получить из Рук Самого Бога.Но качества Арджуны еще позволяли его вести так, как начинал вести Бог передначалом сражения, т.е. давая материальные энергии.

Человек, переживающий подобные чувства, также находится подвлиянием гунны Невежества, параллельно с влияниями гун страсти и благости.Находясь под влиянием даже частично гуны Невежества, человек склоненрассматривать в себе подобные возникшие чувства, как яркое проявление в неммилосердия, сострадания, справедливости, так понимает и воспринимает себя, этимнаходит утешение для себя, а также в этом может черпать изнутри элементдуховного наслаждения и самоудовлетворения, как на уровне сознания, так иподсознания. Он видит такие проявления на уровне тела, как присущие себе инеотъемлемые. Вообще, самовыражение на уровне тела, т.е. слезы, содрогание,пересыхание во рту, дрожание частей тела, повышение температуры в этой связитрудно воспринимается, как данное Богом, теми, кто еще этим путем идет, видя вэтом свою самореализацию, свое личное проявление, а на самом деле стоя однойногой на материальной ступени. Истинно духовный человек такие чувства уже непереживает в связи с материальным миром и материальными отношениями, но тольков связи с Богом. Характеризуют ли проявления Арджуны его самого, как человекаво всех смыслах добродетельного?

Такое проявление нельзя назвать ни достаточным, нинеобходимым. Истинная добродетель, имеющая уже духовную основу, не обязанапроявляться таким образом, т.е. в неких экстремальных ситуациях или в моментынеожиданных внутренних озарений, но ее проявление непрерывно, естественно,непременно в деяниях, неизменно в благостном направлении ума по отношению как кдрузьям, так и недругам, по отношению к любому живому существу, даже едвавидимому глазом. Проявить это качество Бог Дает в материальном мире на каждомшагу через ум, чувства, речь, деяния. Естественно,  такая возможность предоставлялась Арджуне  неоднократно.  К тому же,  как  кшатрий, он мог это чувство милосердияпроявить и не раз. Но, находясь воистину в состоянии милосердия и добродетели,он бы уже не мог принимать участие в сражении, и Бог отвел бы его от этого. НоАрджуна только в начале нового, истинного пути, готов по нему идти, и его долгкшатрия, как и сопровождающие понимания и характерные качества, пойдут волеюБога на «нет». Это, собственно, в течение разговора с Богом и произойдетбесповоротно. Энергии Бога, давшие ему немалые переживания, пока свойственныАрджуне не потому, что он сильная духовная личность, всегда видящая себя передЛицом Бога, но есть пока чувствительная, по сути, слабая натура, многопережившая и перестрадавшая, ставшая вследствие этого более гибкой,сочувствующей, разделяющей, понимающей, но без духовной пока основы в себе ввиде совершенных духовных знаний, которые всему придали бы направление, цель,очистили бы чувства и мысли. Арджуна, как и все читающие, только вначалевеликого пути, но готовы к нему, ибо Бог избирает не только тех, кто внемлетЕго Непосредственному Слову, но и тех, кто готов следить за этим сокровеннымразговором терпеливо и неизменно, проникаясь шаг за шагом сутью знаний, которыенеотъемлемы от познавания Самого Бога, на что и направлена каждая строкаписания.

Именно в таком состоянии Арджуна может начинать вниматьБогу, следовать Его Наставлениям, в Боге укреплять и развивать свой ум черезприобретенные Божественные знания и так приобрести воистину Божественныекачества, которые будут проявляться непрерывно, как и само милосердие, но подругому, без слез, дрожи, волнений в условиях материального мира, но толькоперед Богом.

 

29.Также тело мое дрожит, и волосы встают дыбом, лук Гандивавыскальзывает из рук, и кожа пылает.

 

30. Я также чувствую, что я не в состоянии остаться на поле сражения, в голове у меня как всепутается. О, Кешава, я также вижу причины, которые повлекут за собою прямопротивоположное.

 

КОММЕНТАРИЙ.

Арджуна говорит то, что он чувствует на данный момент. Ачувствует он три  вещи, на которые СамБог изнутри обращает его внимание, поскольку на эти темы следует поговорить,сделать необходимые, как считает Бог, выводы. Это же стартовая площадка кпредстоящему более развернутому и сложному разговору,  который и есть основная Цель Бога. Болеетого, все, что произносится Арджуной вслух, приводит к заострению его мысли,побуждает ее развитие, устремленность к осознанию и того, что едвапроглядывается на уровне подсознания, но уже в свою меру волнует и беспокоит,как и рождает неуверенность и сомнения. Бог знает, на чем теперь следуетсосредоточить ум и знает естественно возникшую далее цепочку рассужденийАрджуны. Пока это малое начало, но уже здесь может быть поднято наверх то, чемудолжна быть дана оценка Бога, что срочно нуждается в Божественном разъяснении икорректировке, что следует взять за основу, а от чего отказаться в самом началевсей предстоящей беседы. Первое, что чувствует Арджуна, это нежеланиесражаться. Несомненно это чувство  даноСамим Богом через Божественные энергии. Именно Сам Бог, зная качества Арджуны,дает ему то чувство, которое он и может взять, на которые и может посмотреть,принять за свои, полностью войти в них и через них  воспринимать происходящие события и свое кним отношение. Бог несколько раз даст Арджуне почувствовать эти энергии,  в этойсвязи проявить себя и в этом направлении строить свои рассуждения. Такженеобходимо понять, что нежелание сражаться не связано только с чувством страха,которое свойственно любому человеку, пока он не обладает совершенными духовнымизнаниями. А Арджуна пока ими не обладает. Но он, даже находясь под  влиянием отчасти гунны невежества, страсти иблагости, все же преимущественно испытывает влияние Благости, ибо простообщение с Богом любого ставит на очень высокую ступень. Но, находясь под влиянием  Божественной энергии Благости в основном,он  еще не осознает, что его воинственныекачества, как следствие, ослабляются. Он перестает существовать, как кшатрий,как тот, кто может и обязан сражаться, кто должен быть непобедим, отважен,искусен в сражении. Еще несколько сражений и мистические силы непобедимоговоина начнут иссякать. Но это потом. Теперь же он должен начинать переходить изматериального проявления себя в духовное, что и начнет происходить черезразговор  с Богом, в процессе изложения Бхагавад-Гиты.Арджуна уже начинает сотрудничать с Богом, как только обратился к Богу Кришне,пытаясь вслух прокомментировать свое состояние, как оно ему видится, будучидалеким от понимания о своем истинном положении теперь. Второе, на что обращаетвнимание Арджуна, это на слабую память

И неясное мышление, что воспринимается им как замешательствоума. Это опять же

Энергия Бога, необходимая в данном случае, поскольку даетнеуверенность, невозможность найти в себе внутреннюю опору, как и оперироватьуже имеющимися на данный момент знаниями ведения боя. Перед Лицом Бога нельзябыть слишком уверенным, жонглировать знаниями, философствовать, стремитьсяубеждать и разубеждать Бога, устремляться выглядеть лучше, быть слишком логичным и непреклонным. Но следует бытьпочтительным, немногословным и смиренным. Бог доподлинно знает Багаж знанийкаждого, его истинность, Божественное предназначение и в данном случае цельБога -  убрать лишнее, отработавшее себя,мешающее дальнейшему развитию, а также привнести то, чему настало время,соответствует время и события. Третье, о чем сообщает в данном стихе Арджуна,это предчувствие  о последствияхпредстоящего сражения, которые видятся ему крайне неблагоприятными для всехучаствующих и не участвующих в битве на Курукшетре.

Однако, и это предчувствие дано Богом, дано не зря,предчувствию есть причина. Но это событие, ради которого Бог и пришел на Землю,чтобы вследствие его и поведать Бхагавад-Гиту, событие, которое  не отменить, не ослабить. Событие обязанопроизойти, и многое, на что смотрит Арджуна и что будет им сказано вслух,действительно будет иметь место.

Этот стих есть слабо выраженный протест Богу, который можетбыть позволителен только человеку невежественному, не просвященному духовнымисовершенными знаниями о Высоте Бога. Эту Высшую Истину Бог даст в сердцеАрджуны только в конце священного диалога, что будет конец изложенияБхагавад-Гиты. Пока же Бог благосклонно внимает словам Арджуны, который ещеиначе мыслить и излагать перед Богом не умеет. И, тем не менее, положение ипонимание Арджуны вполне подходящи, чтобы именно в такой форме он началзадавать вопросы Богу о нравственной стороне предстоящего сражения, идущеговразрез с религиозными нормами, с самим предписанным долгом на тот момент.

 

31.Я также не предвижу пользы в убийстве собственныхсородичей в сражении. О, Кришна, я не желаю победы, а также царство и счастьеиз этого.

 

КОММЕНТАРИЙ.

Здесь речь идет не совсем о материальных благах, но о том,что могло бы пойти на пользу и удовлетворить в плане духовном. Очень часточеловек мыслит о себе одно, но на самом деле уже значительно продвинулся впереди своим образом жизни, и пониманием, и Бог постепенно ему это приоткрывает ввиде нового образа мысли, нового суждения, нового подхода или решения, илипереживания, которые человек иногда в себе замечает, изнутри акцентрирует наэтом внимание, но иногда и  не чувствуетновое в себе, точки перехода, но воспринимает их естественно, устремляясьдалее. Но бывает и так, что человек мыслью устремлен вперед, знает и видит путьдуховный, благосклонен к этому пути, но телом идет на поводу чувств, желаний ивсе еще меркантильного ума.

Первое относится к Арджуне. Он действительно уже находитсяна той ступени, когда не привлекает успех и следующие из этого блага. Этоначинает пониматься им не на уровне совершенного духовного знания, но на уровнечувств, которые потом переходят в мысль, мысль в речь, сказанное вслух восмысление, осмысление углубляется и направляется диалогом с Богом, далеепоследует  практическая духовнаядеятельность, что будет уже за пределами предстоящего сражения и к чему Бог ужеподводит Арджуну Лично, работая над ним индивидуально, как и с каждымчеловеком, дабы Арджуна осознал свое истинное положение перед Богом, как и своюступень, которую он достиг, идя путями претерпеваний, аскез, исполнения долгакшатрия, в результате также общения с Богом. Также далее его ожидает достаточноосмысленный путь, путь очищения своего существования, все то, что необходимодолжно следовать после получения Арджуной из Рук Бога  сокровенных духовных знаний, которые есть длякаждого и наставление, и напутствие, и прямое указание.

Здесь также надо отметить, что только Сам Бог подготовил егок этой ступени, начальной в истинном духовном и долгом пути, но оставляющей позади себя многих и многих. Прежняя, ярковыраженная материальная заинтересованность почти сожжена в Арджуне огнем долгихстраданий и претерпеваний, о чем позаботился Божественными средствами Сам Бог,проведя всех Пандавов через вереницу испытаний, аскез, гонений и лишений.  Нет ни одного человека, который бы достигдуховные ступени и устоял на них, минуя именно путь страданий во всех формах,которые есть на Земле, созданы Самим Богом для воспитания и развития живогосущества и являются только последствиями греховной деятельности, т.е.изначально справедливы. После истинного осознания своей духовной сути,связанной только с Богом,  Арджуна, как иего братья, непременно пойдет по пути, указанному Богом Кришной. И это займетеще не одну жизнь. Уже теперь в Арджуне  прорастает семя сомнения, внесенного в негоБогом, о необходимости власти, материального счастья, богатства, почета, прочихудовлетворений чувств. Уже теперь он начинает видеть краем глаза, что этиценности материального мира приходящи, тленны, почти ничтожны и неудовлетворяют чувства и душу. Но сейчас, перед сражением, Аржуна

Начинает прислушиваться к своим чувствам, пытается осознатьих причину, но делает выводы только те, которые позволяет сделать его еще неразвитое в духовном плане

Мышление, не расширенное и не углубленное еще Богом черезсовершенные знания, но абсолютно готовое к принятию нового и следованию ему,хотя сам об этом еще не подозревает в должной мере..

 

32-35.О, Говинда, какая радость нам от царства или какоенаслаждение от самой жизни, если те, ради кого было бы желательно наше царство, наслаждения, также все счастье, все онирасположились на поле боя,  отказываясьот жизни, также богатства: учителя, отцы, сыновья, как и непременно деды, дядипо матери, тести, внуки, зятья, также другие родственники. Всех их я не желаюубивать, даже если буду убит, о, Мадхусудана, даже в обмен на царства трехмиров, не говоря уже о том, чтобы ради Земли. О, Джанардана, какое  будет удовлетворение нам, если мы убьемнаших  сыновей Дхритараштры.

 

КОММЕНТАРИЙ.

В этих стихах Арджуна пытается объяснить Богу свое состояние, пробуждающиеся в нем чувствабеспристрастия, подернутые еще материальным видением, как  и метериальной причиной, как бы призывая Богаразделить или объяснить  в нем эти чувстваи дать им направление. Это тот случай, когда человек  видит причину в одном, а Бог – в другом.Арджуна хочет более точно осознать причину появившегося в нем чувстванезаинтересованности в сражении, его исходе и плодах, его причины емупредставляются правильными, оправдывющими, но элемент сомнения присутствует.

Арджуна как бы призывает Бога разделить или не разделить егопонимание, ибо для Арджуны это пока вопрос участия или не участия в сражении,который может разрешить только Бог одним Своим Словом. Не видя План Бога нанего, выходящий далеко за рамки этого сражения, что, впрочем, относится ко всемучастникам сражения, но в свою меру, Арджуна берет те знания и понимания,которым уже пора отдаляться, но все же пока для него приемлемы и с позиции которыхон пытается разобраться в своем состоянии.

Бог,  Властительчувств и мысли человека, Сам направляет его мысль туда, где, всего вероятней,она уже побывала и не была для Арджуны нова, это было уже давно принятое имоткровение, отражающее платформу убеждений Арджуны на данный момент. То, на чтоссылается Арджуна, объясняя нелепость предстоящего сражения, хоть и не являетсяистинной причиной нежелания сражаться, но есть то, о чем сам Бог  хочет поговорить,  направив разговор внужное русло и с пользой для Арджуны. Ведь Арджуна, играющий роль друга СамогоБога, уже готов подняться на более высокую ступень самосознания, но все ещемыслит и оперирует материальными категориями. Он говорит: «Какая радость нам отцарства или какое наслаждение от самой жизни, если те, ради кого…». Этодостаточно материальные суждения с легким духовным оттенком, смесь пристрастияс благостью, еще категорически не отвергающие наслаждения и даже принимающиеих, если немного изменить сами условия их получения. Но здесь же и просыпающаясяготовность посмотреть на это иначе, с точки зрения отречения. Только, вот, нетеще у Арджуны достаточно твердых знаний и убеждений, которые бы позволили емубыть в этом направлении более решительным. Но раз сказано вслух и перед Богом –значит, не зря. Бог готов дать ему эти знания, ибо знает его готовность. Болеевысокая ступень Арджуны  проявилась бы,если бы он вообще не посмотрел в сторону каких-либо  материальных благ и наслаждений, ими не мерили если бы не стал рассуждать о том, что не согласен  убивать даже « в обмен на царства трех миров,не говоря о том, чтобы ради Земли…» . Это было бы и так понятно по умолчанию.Но надо повториться, что Бог дал ему этот путь мысли, как пока соответствующийего положению на переходе от благостного материального понимания, подернутогоневежеством и пристрастием, к духовному видению. Более того, именно таким путемБог поднимает на поверхность то, от чего пора освободиться.

Побудив Арджуну к разговору, Бог постепенно  переплавляет беседу в духовное русло,незаметно втягивая его в процесс очищения, который  выведет Арджуну далеко за рамки настоящегопонимания. Т.е. речь Арджуны есть ниточка того клубка, который приведет его ксовершенным знаниям в очистительном разговоре с Богом Кришной, и далее ксовершенным качествам, будучи направляемым Богом, шаг за шагом проясняющимистинное положение дел.

То, что Арджуна не желает никого убивать, не следует рассматривать, как неисполнение своегопредписанного долга кшатрия, не следует также в этом видеть невежество в чистомвиде и пренебрежение религиозным долгом, призывающим исходить из интересовгосударства. Отказ -  все тот жерезультат работы Бога над ним

Как в предшествующих воплощениях, так и в этой жизни,результат развития и проявления тех качеств, которые становились несовместимымис исполнением долга кшатрия в этом направлении. Отказ также можно понимать, какболезненный переход Арджуны на новую ступень, когда качества уже подготовлены,а разум еще не осмыслил и не увидел в этой связи новый путь.

А сам протест – почти просьба к Богу примирить его с самимсобой, или дать то, что уже привычно, или повести новым путем немедленно, прямотеперь. Но от этого разговора Бог ожидает и другое, поскольку главная цель несводится только к Арджуне и его пути, хотя и это имеет место, но и Арджуна естьтот, через кого  совершенные знанияпредстоит дать всем. Поэтому проблемы Арджуны касательно его близких на полебоя, по замыслу Бога подводят разговор к вопросу  обессмерти души, что волновало человечествовсегда, и дадут заодно возможность  показать потомкам, что было основой семейныхотношений более пяти тысяч лет назад, показать роль религии в семье, как и еевлияние на развитие общества в целом,

Также отношение общества к предкам, духовным учителям,женщинам, нежелательному, рожденному вне брака, потомству и многое другое, чтои определяло уровень сознания и понимания Арджуны, также понимание духовныхучителей, наставников того времени, которые, не уклоняясь, несли современникамАрджуны передовые, высоко-духовные на тот период знания, пусть несколькоограниченные, но соответствующие ступени развития общества, которые вели инаправляли все общество в целом, обуславливая его духовный прогресс.

Следует здесь также отметить, что в те времена духовностьвсе же в немалой степени переплеталась с материальными воззрениями, и поэтомуБхагавад-Гита также была призвана все же провести более четкую черту междудуховным и материальным с целью более быстрого духовного совершенства на пути косвобождению.

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0016077 от 3 октября 2011 в 23:22


Другие произведения автора:

35. МОЯ ЖИЗНЬ. ЧАСТЬ 17. У ТЕТИ АНИ.

117. БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 18. ТЕКСТ 43-46.

76.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 8. ДОСТИЖЕНИЕ ОБИТЕЛИ ВСЕВЫШНЕГО. СТИХ.6-10.

Рейтинг: 0Голосов: 0513 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!