Теория стихосложения

14 июля 2012 — Юрий Арестов
article66955.jpg

 Народное литературно-музыкальное объединение

«Прикосновение»

 

Юрий Арестов

 

 

 

 

 

 

 

Методическое пособие

 

по теории и основам практики стихосложения

для начинающих авторов

(тезисы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Рогачёв

1997 год

 

Методическое пособие по теории

Стихосложения для начинающих поэтов

 

     Стихосложение – это особая форма выражения мысли, предполагающая напевное, стройное, рифмованное произведение с обязательным присутствием в нём точной или приближённой рифмы, ритма, сравнительных оборотов, образности, построенное так, чтобы произведение было доступно восприятию читателя любой категории образованности.

     Нижеизложенное пособие рассчитано на трёхмесячный курс обучения по теории и основам практики стихосложения для людей, имеющих природные способности к творческому (в данном случае поэтическому) отображению мыслей.

     Ни в одной точке земного шара нет учебных заведений, в которых бы проводилась подготовка специалистов по профессии – поэт. Поэтому профессионализм стихотворца определяется не наличием у него гуманитарного образования или высокой занимаемой должности (скажем, в культуре, даже литконсультантской при редакциях, издательствах и т. д.), а наличием в его произведениях содержательности, глубины и чёткого технического оформления поэтического произведения.

     Рифмованное произведение лишь тогда считается стихотворением, когда в нём присутствуют:

1. Тематика;

2. Широко, ясно и разносторонне раскрыт сюжет;

3. Смысловая глубина;

4. Образность, сравнительные обороты;

Точная или наиболее приближённая рифма;

5. Чёткий, строгий ритм;

6. Краткость изложения мысли;

7. Узел смыслового вывода (определяющее завершение);

 

     Читаемость или нечитаемость произведения зависит от таланта автора, его способности излагать суть сюжета и изыскивать привлекательную «изюминку».

     Итак: стихосложение.

     Рассмотрим пример классики:

 

                                     … Рыжий месяц жеребёнком

                                     Запрягался в наши сани.

                                                                  (С. Есенин)

 

      Здесь автор сравнивает месяц с жеребёнком и на этом основании развивает свою фантазию дальше, отчего произведение получается красивым, поэтичным и привлекательным.

     Но образность – это только лишь корень стихотворения, суть его и определение замысла. А потому, чтобы этот замысел был полностью раскрыт со всей доступностью для любого читателя, существуют ещё и определённые критерии технического оформления поэтического произведения.

     Если стихотворение в первой строке имеет «женскую» рифму, а во второй «мужскую», то по классическому построению четверостишься: 1 – 3: 2 – 4, всё произведение в дальнейшем должно быть построено в такой же форме. И если в первой строке (например) восемь слогов, а во второй семь, то и в дальнейшем произведение не должно выходить за рамки этого счёта.

     Примечание: «женская» рифма – это слово, подлежащее рифмованию, на которое падает ударение при правильном произношении – на предпоследний слог. «Мужская» рифма – это слово, подлежащее рифмованию, на которое падает ударение при правильном произношении – на последний слог.

     Рассмотрим пример:

 

1    А  жен. -        Буря мглою небо кроет,       -      8 слогов

2    Б  муж. -        Вихри снежные крутя.         -      7 слогов

3    А жен.  -        То, как зверь, она завоет,     -      8 слогов

4    Б  муж.          То заплачет, как дитя.          -      7 слогов

 

                                                    (А. Пушкин)

      А теперь давайте поищем здесь образы. Во-первых, автор нам показывает непогоду, бурю как нечто одухотворённое, живое и способное к действию, т. е. здесь буря в некотором понимании как бы играет, дурачится с резкой сменой настроения. То автор слышит в гудении стихии вой зверя, то будто плач ребёнка.

     Образы и сравнительные обороты у каждого человека появляются в зависимости от его образования, знаний, воспитания, чувственности и различных других источников влияния той среды, в которой он живёт, думает, общается.

 

      Обозначим рифмующиеся строчки большими буквами русского алфавита.

Количество же слогов в дальнейшем будем обозначать также русскими буквами (а, б, в, г и т. д.)

 

     Мы рассмотрели правильно выстроенное стихотворное произведение, где читатель как бы плывёт по идеальному ритму, читает с желанием читать. Теперь давайте попробуем переставить некоторые слова. Что у нас получится?

 

                              Буря небо мглою кроет,

                              Снежные вихри крутя.

                              Она то, как зверь, завоет,

                              То заплачет, как дитя.

 

     Что же получилось? А получилось то, что при чтении слышится повествование не о том, что буря мглою небо кроет, а то, что «буря «небА мглою кроет. Если буря небА, тогда возникает вопрос: а ЧТО же она кроет? А далее мы здесь же спотыкаемся на слове «снежные», где поневоле получаем «снежны» и как бы само по себе теряется последняя буква «е». Дальше: «она то, как зверь, завет». При этом автоматически падает ударение на первый слог, на «о». И получается не «онА», а «Она». Это очень немаловажная сторона стихосложения – правильность расстановки слов. Приведём ещё пример ровного чтения:

 

                                Моя весна вступила в силу

                                И цветь свою вовсю раскрыла.

                                                     (правильно)

 

И второй вариант:

 

                                Весна, приветствую тебя!

                                И моя жизнь играет, любя.

 

                                                       (неправильно)

 

     По теории построения произведения, читатель должен произносить все слова в правильном исполнении. Если он во втором варианте будет это делать, мы видим, как он прочтёт эти строки. И из рассмотренных вариантов делаем вывод: если в одном определённом ритме начинается стихотворение, то в том же ритме оно должно продолжаться до окончания. При чтении стихотворения, слова, из которых оно состоит, должны быть предложены в правильном произношении, чтобы читатель не спотыкался на сбоях в ритме.

     А сейчас рассмотрим два примера:

1. Сравнительный оборот:

 

                                Солнце, словно мячик,

                                Катится в леса…

 

     Здесь СРАВНИВАЕТСЯ солнце с мячиком.

 

2. Образность:

 

                                  Мячик солнца катится

                                  Медленно за лес.

 

       Здесь образ солнца как мячика. Ещё: «Серебряный лес» и «Лес, словно серебряный» и т. д.

 

 

     Теперь обратимся к рифме.

     Рифмовка слов «пошла-пришла-ушла» и т. п. бедна, некрасива, режет слух своей слабостью и недоработанностью, как и «розы-морозы-берёзы», при этом также показывая как слабость и некомпетентность автора в стихосложении, так и его лень. Чтобы произведение (включая его и остальные достоинства) выглядело профессионально исполненным и выглядело красиво, элегантно и привлекательно, следует рифмовать разные части речи.Например: «небо – мне бы», «пошёл – дол», «кони – клонит», «где-то – лето» и т. п. Также в одной строфе не должны необоснованно повторяться одинаковые слова. Если по сюжету без этого не обойтись, нужно искать слова или выражения-заменители, в крайнем случае, синонимы. Вот приме,рно так некрасиво:

 

                                   Я шёл по улице и я

                                   Вдруг услыхал я соловья,

                                   Застыл я, слушая концерт,

                                   Звучащий там, в саду, в конце…

 

  Или:

                                   Мы завтра с тобою пойдём,

                                   Где выткались розы зимы. –

                                   Туда ранней тропкою мы

                                   Уйдём, где мы праздник найдём.

 

         Здесь, кроме необоснованно повторяющегося «мы» ещё и слабость выражения мысли, звучащей не только в глагольной рифме «пойдём-найдём», что очень сильно режет слух слабостью, но и исполнением: «ранней тропкой», «уйдём». Здесь хорошо видна обыкновенная литературно-языковая безграмотность автора, не сумевшего ясно и полноценно оформить свою мысль и правильно её выразить.

     Теперь давайте попробуем отделить понятие «стихотворение» от понятия «рифмотворение».

 

                                      Травка зеленеет, солнышко блестит,

                                      Ласточка с весною в сени к нам летит.

 

     Вроде, есть и ритм, и, пусть и глагольная, но рифма. Вот только это произведение стихотворением назвать нельзя. Почему? Да потому что в нём нет поэзии, т.е. образности, сравнительных оборотов, глубины замысла. Поэтому оно и называется «рифмотворение». Таким направлением «грешил» А. Твардовский, произведения которого носили балладный характер, характер повествования. В балладах это допускается.

     А вот ещё одно:

 

                                        Прорван фронт, опрокинуто воинство.

                                        Всё равно не сдавайся, держись.

                                        И проигрывать нужно с достоинством,

                                        Даже если проиграна жизнь.

 

     А вот это уже «стихотворение», т.к. в нём глубина, целый мир не только души человека, но и целая его  жизнь, философия, которой можно определить судьбу, где «прорван фронт» определяет на какой-то ступени человеческой жизни поражение, но вселяет надежду своим смыслом и глубиной. И в этих четырёх строчках заложен целый том человеческий чувств, эмоций, переживаний.

 

     Теперь немного о самом стихотворении. Первая строка закладывает тему и смысл, вторая или продолжает её, или разворачивает замысел, третья - закрепляет замысел автора, четвёртая подводит четверостишье к логическому завершению, т. е. связывает всё в одну картину.

 

     Рекомендуется воспитанникам литературной студии (кружка, организации) после первого урока об образности также и ознакомиться внимательно с произведениями С. Есенина, т. к. у этого автора в стихах очень много поэзии, выраженной через образы и сравнительные обороты, достойных быть прекрасным примером для направления поиска сравнений.

     Для знакомства с примерами выражения глубины и философии произведений начинающим авторам неплохо порекомендовать не только чтение, но и изучение сонетов В. Шекспира и Данте «Божественная комедия», где начинающие авторы смогут почерпнуть для себя столько, сколько им нужно для того, чтобы излагать свои мысли в стихотворном произведении полно, кратко и доходчиво и технически грамотно.

     Ни в коем случае не применяйте в своих произведениях тех образов и сравнений, которые уже кем-то были изысканы и раскрыты. Каждое индивидуально найденное сравнение, обязательно опубликованное в СМИ или издании, считается авторским изысканием, и использования этого изыскания (без ссылки на автора) иным лицом считается плагиатом (воровством) и наказывается по закону.

     А теперь попробуем провести небольшую разминку в пробе создания стихотворения на готовые рифмы, так называемое «буриме».

     Итак, напомню: А – А – это означает соотношение рифмования строк. Если, например, одна из строк стихотворения обозначена большой буквой «А», то любая другая из строк, обозначенная такой же «А» должна рифмоваться с той изначальной с символом «А». Буквы, как я уже упоминал выше, будут использоваться из русского алфавита. Символы «а-а, б-б, в-в» и т. д. означают количество слогов в строке. Допустим, одна из строк обозначена символом «а», где к примеру 8 слогов, значит, и в другой строке, обозначенной таким же символом «а» обязательно должно быть также 8 слогов, в какой бы части произведения эта строчка ни находилась.

     В тематике и выборе сюжетов для своих произведений ограничивать учащихся нельзя, даже вредно. Свобода поиска сюжетов и сравнительных оборотов порою служит у начинающих и молодых поэтов точкой отсчёта к поиску своего индивидуального языка изъяснения, стиля выражения, своей индивидуальности. И ещё всегда нужно помнить: поэт – вне политических и общественных движений, он – лишь союзник души и Природы в полном смысле и значении. Никогда не надо пресекать творцов идиотскими нормами: «пиши, как все, пиши о том, о чём пишут все». Этим можно безвозвратно убить в творце Творца. И учителю, и ученику следует всегда помнить: о том, о чём пишут все, уже давно написано и написано во много крат лучше. Нужно искать индивидуальные способы выражения своих чувств. Как учил меня в своё время в своё время прекрасный рогачёвский поэт Н. И. Янченко: «Ищи своё! И пиши так, чтобы даже в стихах без авторства читатель тебя узнавал по «почерку».

      Итак: урок 1;

 

    Ученику предлагается лишь схема построения стихотворения, но с условием соблюдения всех технических норм и образности изложить сюжет на свободную тему:

 

                                   А   х _________ рассветы (-том) (-та)

                                   Б   а _________  стлать

                                   А   х _________ это

                                   С   б _________ ночи

                                   Б   а _________  тепла

                                   С   б _________ очень

 

Урок 2;

 

     Написать стихотворение о природе:

 

                                   А   х ____ осень

                                   А   х ____ носит

                                   Б   х ____  свете

                                   Б   х ____  ветер

                                   В   х ____ просит

                                   В   х ____ косы

                                   Г   х ____ многим

                                   Г   х ____ ноги

                                   Д   х ____ мнётся

                                   Д _х ____ солнце

                                   Е   х ____ стали

                                   Е   х ____ дали

 

                              

                                Правописание по ударению некоторых

наиболее часто встречающихся слов

 

Как НЕЛЬЗЯ произносить

(Неправильно)

Как НУЖНО произносить

(правильно)

Была (по-) (до-) (где-то)

Была (по-) (до-) (где-то)

Взяла (-сь)

Взяла (-сь)

Гналась (по-) (за-) (до-)

Гналась (по-) (за-) (до-)

Дала (про-) (-ась) (от-)

Дала (про-) (-ась) (от-)

Жилось (про-)

Жилось (про-)

Жила (жить где-то) (про-)

Жила (жить где-то) (про-)

Ждала (про-)

Ждала (про-)

Задала (-сь)

Задала (-сь)

Звонит (по-)

Звонит (по-)

Избаловать (-нный) (-аться)

Избаловать (-нный) (-аться)

Начала (-ась)

Начала (-ась)

Напилась (-лася)

Напилась (-лася)

Нарванный

Нарванный

Наврала

Наврала (наврало)

Несказанно

Несказанно

Отдалась

Отдалась

Отдала (про-)

Отдала (про-)

Пила (пить) (за-) (про-)

Пила (пить) (за-) (про-)

Прождала

Прождала

Прибрала (-сь)

Прибрала (-сь)

Сняла (за-) (-сь)

Сняла (за-) (-сь)

Сдалась

Сдалась

Сдала

Сдала

Собрала (-ась) (-ись)

Собрала (-ась) (-ись)

Убрала (-сь)

Убрала (-сь)

Поняла

Поняла

Приняла (-сь)

Приняла (-сь)

Родила (-сь)

Родила (-сь)

Спала (про-) (за-) (спать)

Спала (про-) (за-) (спать)

Сорвалась (-алось) (-ался)

Сорвалась (-алось) (-ался)

Воздала (создала) (-ась)

Воздала (создала) (-ась)

Соткала (доткала) (-ась)

Соткала (доткала) (-ась)

Взорвалась (–валось) (-вались)

Взорвалась (–валось) (-вались)

Баловать (раз-) (за-) (-ся)

Баловать (раз-) (за-) (-ся)

 

 

 

        С уважением: руководитель народного литературно-музыкального объединения «Прикосновение»: Ю. П. Арестов;

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0066955 от 14 июля 2012 в 16:36


Другие произведения автора:

Противоположности

На погосте

О женской дружбе

Рейтинг: 0Голосов: 05066 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!