Вербохлёст

 

 

Пахнет талой водой и цветущими вербами,
разливается счастье лучами зари,
а судьба вновь чарует удачей с премьерами,
зажигая в душе свет бесценной любви.

Ощущаю движение истины в воздухе
и берёзовый сок, как бежит по стволам,
а шальной аромат белоснежной черёмухи,
выметает из жизни проблемы и хлам.

Вербохлёст - праздник древний, славянский,
культурный,
приносил людям счастье, восторг и судьбу...
ХХI по свету идёт  -авантюрный,
потерявший традиции, смысл и борьбу.

Пахнет талой водой и цветущими вербами,
по пригоркам стекают ручьи и весна
и пытается жизнь осчастливить всех перлами,
прошлых радостей, вспомнив в мечтах тишину!


Сегодня православные христиане отмечают праздник Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье. В этот праздник в христианских храмах освящаются веточки вербы. Спрашивается, каким образом верба (элемент язычества) переплелась с христианским праздником? Вызывает вопрос и тот факт, что в этот день в народе есть древний обычай бить друг друга освященными ветками верб, а также посещать кладбища, что не имеет библейского основания.
Церковь объясняет это тем, что в этот день, согласно библейскому учению, Иисус на осле въехал в Иерусалим. В момент въезда Иисуса люди приветствовали его пальмовыми ветвями. А так как у нас пальма не растет, то Церковь в память данному событию, пальмовые ветви заменила на ветки вербы.

Но так ли все просто?

Ветки вербы являются непосредственным атрибутом древнеславянского (языческого) праздника под названием Вербохлест и никакого отношения к христианству не имеет.

Дело в том, что церковь после крещения Руси упрятала смысл этого Славянского праздника под покрывало Христианского, который связан с прибытием Иисуса в Иерусалим.

Поскольку вербы в Палестине никогда не росли и не растут поныне, а пальмовые ветви никак не могут произрасти на Руси, христианская церковь осуществляя подмену понятия славянского праздника на христианский, оставила для облегчения подмены его основной символ – веточки вербы. Но нигде в Библии нет Божьего указания святить ветки пальмы, и тем более вербы (верба в Палестине не растет).

Древний Славянский праздник Вербохлест был распространенным и любимым праздником славян, который в народной жизни приобрёл этнически самобытные черты. Это объясняется многими причинами, и прежде всего ландшафтом Европейской Руси, богатым реками и речушками, озёрами и заболоченными местами. Здесь, едва растает снег, среди талых вод первой распускается верба. Обилие красивых пушистых почек породило ассоциации с плодоношением. Не случайно где-то в глубине веков родилась необычная мифопоэтическая легенда, которая повествует о том, что некогда верба была женщиной, и у неё было столько детей, что женщина поспорила с самой Матерью-Землёй о том, что она плодовитее Земли. Рассердилась Мать-Земля и превратила женщину в вербу.

Не случайно где-то в глубине веков родилась необычная мифопоэтическая легенда, которая повествует о том, что некогда верба была женщиной, и у неё было столько детей, что женщина поспорила с самой Матерью-Землёй о том, что она плодовитее Земли. Рассердилась Мать-Земля и превратила женщину в вербу.

Вербохлест на Руси отмечали весело и многолюдно. По приметам и поверьям считалось, что верба обладает целебными свойствами, поэтому веточками прикасались к людям, желая им здоровья, ставили у изголовья больных, прикладывали к больным местам, стегали детей, чтобы те не болели в течение года и росли здоровыми, клали вербу в воду, в которой купали больных детей, стегали молодежь, что бы имели многочисленное и здоровое потомство.

Начиная с субботы, ломали ветки вербы, а в полночь молодёжь обходила дома с песнями. У ворот кричали: "Отопри, отопри, молодая, вербешкою бить, здоровьем больше прежнего наделить!" Войдя в избу, слегка били ветками вербы со словами: "Верба хлёст, бей до слёз!", "Вставай рано, бей барана!", "Бьём, чтобы быть здоровыми".

С утра, в воскресение, люди легонько хлестали друг друга, детей, а также домашний скот веточками вербы, приговаривая: "Верба красна, бей до слез, будь здоров!", — или: "Не я бью — верба бьет, верба хлёст бьет до слез", "Будь здоров как вода, будь богатый как земля, расти как верба". Таким образом они изгоняли зимние болезни и хвори. Детям приговаривали: "Расти, как верба!", "Как вербочка растет, так и ты расти!".

Растолченные высушенные почки вербы добавляли в различные целебные отвары, которые использовали для лечения ран и кожных болезней. Иногда почки добавляли в хлеб и другую выпечку, а некоторые пекли хлеб в форме вербовой веточки. В воскресенье вербные почки добавляли в хлебцы для скотины, и в вербную кашу для членов семьи.

Славяне верили, что верба не только исцеляет, но и придаёт физическую силу, смелость и мужество, поэтому многие юноши делали себе обереги и талисманы из почек вербы.

Считалось, что если перед дальней дорогой или каким-нибудь серьёзным делом съесть несколько вербовых почек, то человека на его пути и в деле будет ждать только успех.

Также амулеты из вербовых почек носили женщины, у которых не было детей. По примете, нужно было съесть по десять почек через пять дней после окончания месячных, это должно было помочь в зачатии ребёнка. А чтобы потомство было здоровым, то веточку вербы клали под перину, а молодоженов осыпали почками.Ветвями украшали кутный угол, их развешивали по углам комнат, что многие делают по сей день.

Наши предки считали, что верба может наделить половой силой не только человека, но и скот. Именно поэтому домашних животных стегали освященной вербовой ветвью, развешивали ветви в хлевах, а перед первым выгоном в поле скармливали животным эти ветви, чтобы те не отравились ядовитыми травами, не стали жертвой болезней, воров и хищных животных.

Также считалось, что верба может защитить дом от природных стихий. В дом, в котором есть освящённая веточка вербы, не попадёт молния. Если при пожаре вербу бросить в огонь, то он быстрее погаснет, и пламя не перейдёт на другое строение. А веточки, брошенные во время ледохода в воду, помогут избежать больших паводков.

В Вербохлест было принято посещать на кладбище покойников-родителей и приносить им на могилу веточки вербы.

Выбирая вербные ветви, отдавали предпочтение молодым деревьям, растущим у рек. Нельзя было брать ветви с деревьев, растущих около кладбища, а также на которых есть гнёзда и дупла.

 

http://scisne.net/t-3678

Кемерово - Кузбасс
Свидетельство о публикации №117030501734
© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0259545 от 5 марта 2017 в 06:36


Другие произведения автора:

Белладона

И цветут рябины

Именем сожжёной Одессы!

Это произведение понравилось:
Рейтинг: +1Голосов: 1507 просмотров
Людмила Кузнецова # 5 марта 2017 в 23:53 +1
Спасибо, Катя! Очень интересно. Я не знала о таком празднике. Вот то, что вербное воскресенье будет девятого апреля-знаю.Да, верба считается священным деревом. Помню детство и веточки вербы освященные.
Екатерина Комарова # 5 марта 2017 в 23:56 0
Спасибо Людмила!