Отзыв о стихах Ольги Разумовской "Любимый мой, на дальних островах" и "Метель"

9 июля 2012 — Елена Кабардина


"Любимый мой, на дальних островах,

где не бывает зим и звёзды ближе,

я поселюсь и больше не увижу

потребности в рифмованных словах.

Я буду плавать в джонке на атолл

и целый день бродить по мелководью.

Пегасу срежу крылья и поводья,

бумагу выброшу и передвину стол.

Пегас бескрылый, благодарный мне,

вдохнёт спокойно, выйдя на свободу -

возить поэтов тяжелей, чем воду.

 

Я вылечу по бросовой цене

зависимость от белого листа -

когда испариной, волной гусиной кожи,

до лихорадки, абстинентной дрожи -

слова пытаются пробить гортань…

 

Купи билет, вези меня в Москву.

Я безопасна, я почти стерильна.

Я, может быть, и нитки не порву

на связанных руках. Но как же сильно

слова стремятся по порядку встать!

Как тяготит меня моя личина…

 

Я лгу тебе. Она неизлечима -

зависимость от белого листа" (Ольга Разумовская)

 

Стихотворение мне нравится! Лёгкий слог, написано на одном дыхании, на хорошем поэтическом и языковом уровне.

Думаю, что нет смысла пересказывать авторскую задумку, потому что она прозрачна и легко причитывается.

У меня только одна "заметочка: это фраза "Но как же сильно слова стремятся по порядку встать!" Не думаю, что именно стремление слов "встать по порядку" является необходимым атрибутом поэтической "зивисимости от белого листа".

 

Прошу прощения за краткость.

 

 

Отзыв на стихотворение Ольги Разумовской "Метель"

 

"Февральские превращенья зимы в весну -

бродяга циклон бесчинствует в атмосфере.

Всю зиму мечтала - хотя бы к утру уснуть,

в счастливые сны совершенно уже не веря…

 

Метель этой ночью звонила в колокола,

бросая в бока их белые комья снега.

А я как младенец в утробе спала, спала –

такая в твоих руках теплота и нега.

Такая в моих коленках ослабших дрожь,

такая в твоих глазах ненасытных воля…

Я слышу за сто километров как ты идёшь

и как под ногами льдинки звучат в бемолях.

Мне после метельной ночи - всё б спать и спать,

прижавшись щекой к ладони твоей прохладной.

Пусть солнце в окне рождается – ну и ладно!

Вернётся метель баюкать меня опять.

 

А солнцу новорождённому нет труда -

сосульки с утра настроить как струны лютни.

В проталинке первой тихо поёт вода,

а слух у весны – и тонкий, и абсолютный.

И выглядит снег как подсохший в тарелке сыр -

ещё не убрали, но вряд ли уж кто захочет.

А оттепель выела зиму почти до дыр

и смотрит весна февралю в ледяные очи.

А он глуховат слегка и на песни скуп,

но март расчехляет свои золотые скрипки…

 

Коснись поцелуем припухших спросонья губ.

Не встретишь теплей моих - ни в одной улыбке" (Ольга Разумовская)

 

Стихотворение очень женское, несмотря на холодный и колкий образ метели, от которой лирической героине хочется – как и любой женщине – защититься, укрыться за плечом, у ладони сильного мужчины, у которого в «глазах ненасытных воля». Извечный сюжет!

Слабость коленей ЛГ («Такая в моих коленках ослабших дрожь») – от неверия ли в возможное счастье («Всю зиму мечтала - хотя бы к утру уснуть, в счастливые сны совершенно уже не веря…»), от внутренней ли тревоги, которая передана через звонящие в метели колокола («Метель этой ночью звонила в колокола, бросая в бока их белые комья снега»), и тревога эта неутолима, она не отпускает читателя до самого конца стихотворения, несмотря на то, что ЛГ пытается убедить себя и других в том, что она «как младенец в утробе спала, спала» в руках любимого, потому что в них «теплота и нега». Но – слово «ладони» - произнесено. Как известно, что волнует и тревожит, в чём испытываешь нехватку, то и рождает лексическую рефлексию. Лирическая героиня до конца так и не обрела уверенность в защите, она её ждёт, и чувство тревоги и беспокойства её не покидает, поэтому и весна кажется то ли мышью, то ли крысой («И выглядит снег как подсохший в тарелке сыр - ещё не убрали, но вряд ли уж кто захочет. А оттепель выела зиму почти до дыр»), поэтому и «смотрит весна февралю в ледяные очи. А он глуховат слегка и на песни скуп», поэтому и просит ЛГ: «Коснись поцелуем припухших спросонья губ».

Да и есть ли эти надёжные тёплые руки лирического героя? Существуют ли они для лиргероини, или они ей только кажутся, или о них ей всего лишь мечтается, от чего она и слышит « за СТО километров» приближение этого воображаемого?

Но это всё – психология, которая, как мне кажется, в этом стихотворении передана достаточно точно, со всеми необходимыми для этой передачи оговорками-по-Фрейду, а что же сам текст?

 

Кое-что заставило меня по-кошачьи сощуриться:

 

«Мне после метельной ночи - всё б спать и спать» - не очень понравилось звучание строки, особенно это «всёб», можно было легко от этого избавиться («всё спать бы, спать…»)

 

«Вернётся метель баюкать меня опять» - странно, что ЛГ ждёт колыбельной от метели, которая звонила в колокола и – вот только что – не давала спать (женская логика?) Логичнее ждать упомянутых выше тёплых и нежных рук, в которых можно доверчиво расслабиться.

 

О снеге: «ещё не убрали, но вряд ли уж кто захочет». Вот это «вряд ли уж кто захочет» почему-то не понравилось. Почему – объяснить не могу (бывает…)

 

«Не встретишь теплей моих - ни в одной улыбке» - сбой ритма.

 

В строфе

«А солнцу новорождённому нет труда -

сосульки с утра настроить как струны лютни.

В проталинке первой тихо поёт вода,

а слух у весны – и тонкий, и абсолютный.

И выглядит снег как подсохший в тарелке сыр -

ещё не убрали, но вряд ли уж кто захочет.

А оттепель выела зиму почти до дыр

и смотрит весна февралю в ледяные очи.

А он глуховат слегка и на песни скуп,

но март расчехляет свои золотые скрипки» - лексический «маятник». От «солнца новорождённого», «струн лютни», «проталинки», в которой «тихо поёт вода» и «абсолютного и тонкого слуха весны» автор «откачивает» читателя до «подсохшего сыра», «вряд ли уж кто захочет», «выела до дыр» и «ледяных очей» февраля и возвращает потом снова до «золотых скрипок» марта. Этот «method of pendulum» хорош для сильного психологического давления и воздействия. Метод довольно сильный, используется и в педагогике, и в НЛП. Думаю, что у автора – здесь – не было задачи так уж «трепать» читательские нервы. Или такая задача была? Если была – то это сравнимо с использованием пушки в борьбе с воробьями, потому что ничего особо трагического и сердцеразрывательного в теме стихотворения нет. Я не говорю, что метод плох, сама использую, но в аудитории (слушатели «ведутся» при помощи эмоционально-окрашенной лексики или тона и силы звука от спокойного и расслабленного состояния до стресса, а потом «возвращаются – при помощи лексики же – снова к «тихости», и во время этого «качания» в их память можно «впихнуть» даже «невпихуемое»). Здесь же, мне кажется, этот метод сбивает с толку лексически-восприимчивых читателей и добавляет «нервности» лирической героине.

 

Но – стихотворение мне нравится: и образами, и рифмами, и ритмом, и даже этой нечаянной нервностью лирической героини. Моя оценка «8».

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0065764 от 9 июля 2012 в 00:47


Другие произведения автора:

Несколько слов о стихотворении шанти «Прощай»

ЗИМА ЛЕЖИТ В АСФАЛЬТ ЛИЦОМ

Зеркала Светланы Ширанковой

Рейтинг: 0Голосов: 01134 просмотра

Нет комментариев. Ваш будет первым!