Древний город

28 сентября 2015 — negociant
article212417.jpg

(небольшой исторический экскурс)

 

Как-то давно я был в Нижнем Новгороде. В троллейбусе разговорился с кондукторшей. Сказал, что из Пскова. Она удивлённо посмотрела на меня и спросила:

- А это Россия?

 

Эти летом на юге с девушкой разговаривал. Она жаловалась, что у них в Волгограде промышленность загублена, заводы с фабриками закрываются и вообще как жить?

- У нас, - говорю, - в Пскове, давно никакого производства нет, и ничего, живём как-то. Я бы даже сказал, неплохо живём.

- Вам-то чего? У вас туризм. Вы ведь в Золотое Кольцо входите.

И ведь не убедить было, что это не так.

 

Или вот несколько лет назад по телевизору смотрел «Кто хочет стать миллионером». Там одному дяденьке достался вопрос, на какой реке стоит город Псков. Варианты: Днепр, Западная Двина, Великая, Волга. Не помню, ответил игрок или нет, но по любому думал он очень долго.

 

Так вот, чтобы пресечь все непонятки и измышления, объясняю: Псков – это Россия. Город древний, однако, в Золотое Кольцо не входит, поскольку расположен на реке Великой сильно к западу от Владимира, Суздаля и других городов Северской Руси. Да и туризм у нас развит не слишком сильно. Пограничье всё же.

 

В принципе, дальше можно не читать. Основное уже сказано и новой информации читатель из дальнейшего текста не почерпнёт. Однако особо любопытные могут продолжить. Хотя, честно предупреждаю, будет трудно, ибо я копнул глубоко в историю и, кратко осветив более чем тысячестолетнюю историю города, вынырнул в современности.

 

***

Когда-то давным-давно по Земле мотались туда-сюда арийские племена. Некоторые называют их индоевропейцами, потому что они заселили и Индию, и Европу. Впрочем, несколько позже вошедшие во вкус арийца завоевали так же Африку, обе Америки и Австралию, сделав арийским практически весь мир.

 

Учёные до сих пор спорят, откуда арии начали свой путь, и почему им не сиделось на одном месте как всем порядочным дикарям. Некоторые считают, что старт был дан с Урала.

            Переселялись арийцы тоже странно, не как все нормальные племена. Обычно если какой народ надумает перейти на новое место, так всем кагалом снимутся и идут. Никто не остаётся по месту прежней прописки. Арийцы же всем скопом никогда не уходили с обжитых мест. Когда большинство племени шло на поиски новых земель, какая-то его часть оставалась и продолжала жить на прежней территории, через короткое время теряя всякую связь с ушедшими.

 

            Мотаясь по свету, арийцы пришли на среднерусскую равнину и поселились там. Пожили несколько сотен лет, и по давней привычке ушли кто на запад, а кто и на юг. Ещё через несколько сотен лет часть из них вернулась, чтобы поселиться на прежнем, ноо давно забытом месте.  

Так появились на Руси, которая тогда ещё не была Русью, племена дреговичей, радимичей, полян, древлян и прочих славян, которые активно перемешивались с чудью, весью, мерей и прочими неарийскими племенами. Это только в Третьем Рейхе немцы считали, что если ариец, так непременно чистокровный. Врали фашисты. Реальные арийские племена о таких мелочах, как чистота крови, а тем более расы, даже не задумывались. Смешивались с кем только можно и нисколько от этого не страдали. Скорее, наоборот.

 

            Если посмотреть на карту Древней Руси, то севернее дреговичей, кривичей и прочих полян можно найти непонятное племя словен ильменских, населявших, соответственно, земли вокруг озера Ильмень.

Словене ильменские – это потомки тех арийцев, которые в своё время не пошли искать неведомое, а остались там, где некогда обосновались их предки. И жили там, покуда их ушедшие родственники, успевшие во время странствий разделиться на славян и германцев, не вернулись на давно забытые прежние территории.

 

Пришельцы, наверно, думали, что найдут свободные земли, редко заселённые дикими туземцами, говорящими на своём тарабарском наречии. Но к своему большому удивлению встретили вполне цивилизованных по меркам того времени людей, почти соотечественников, говорящих с ними если не на одном, то на очень похожем языке.

Данное обстоятельство ускорило и упростило ассимиляцию местных и пришлых. Только вот нового племени из их союза не возникло, и те и другие стали словенами илименскими. А тут, вскоре, варяги подсуетились, и на Руси возникло какое-никакое, а государство.

 

Любое государство хорошо тем, что оно довольно быстро из вошедших в его состав диких племён делает народ, бодро идущий от варварства к цивилизации. Особенно этому процессу способствует принятие единобожной религии.

Для Руси князь Владимир выбрал византийское христианство. Они со своим дядькой Добрыней окрестил Киев мечом, а Новгород огнём.

 

Киевляне были людьми южными, покладистыми и дисциплинированными. Велел князь веру поменять, значит, надо поменять. Скинули идол Перуна, залезли в Днепр, окрестились. Ну, а кто не хотел, тому мечом по хребту, чтобы шибче в воду залезал. Так и окрестили столичных жителей.

 

Новгородцы, одни из потомков тех самых словен ильменских, в отличие от своих южных родственников, испокон веков были смутьянами. Вече у них было, купцы всякие и прочие городские вольности. Там в один день крестители не управились. Почти неделю шли боевые действия между горожанами и княжеской дружиной, пока удалось привести население под руку Спасителя. Крестились, конечно, местные жители, куда деваться, но прежде всю брагу выпили и полгорода выжгли.

 

Примерно в то же время крестился и город Псков. О том, как в нём происходил процесс принятия единобожия, неизвестно почти ничего. Очевидно, узнав про  приключения киевлян и новгородцев, псковичи решили не устраивать бучу, а тихо и мирно приняли греческих попов и сменили веру. То есть уже тогда псковичи проявили себя как люди мудрые, спокойные и богобоязненные. Они учились на чужих ошибках.

 

В раннем средневековье единого государства на Руси не было. Точнее, оно существовало лишь формально. Великий князь сидел в стольном граде Киеве. Другими городами со времён княгини Ольги рулили его родственники. И все они старательно грызлись между собой в борьбе за власть, влияние и киевский престол. Так продолжалось до тех пор, пока не пришли монголы и не привели всех князей к общему знаменателю.

 

Говоря об истории Пскова, нельзя не упомянуть святую равноапостольную Ольгу. Тётка она была злобная, вредная и хитрая. Кто-то называет её скандинавской принцессой Хельгой, а кто-то псковской крестьянкой Ольгой. Если принять вторую версию, то жила она себе тихонько в деревне Выбуты, владела небольшим паромом, переправляла людей через реку Великую и так бы состарилась и померла на этой работе, если бы не углядел её проездом из Киева в Псков князь Игорь. Влюбился, женился и увёз молодую жену на юг, где Ольга, рано овдовев, проявила государственный ум и дипломатические таланты, а так же дала волю природной кровожадности. Так это или нет, доподлинно неизвестно. Однако деревня Выбуты существует до сих пор и стоит в ней камень, называемый Ольгинским. А в самом Пскове в честь покойной княгини установлено целых три памятника. Один изображает её простолюдинкой, другой девой-воительницей, а третий – церковной деятельницей, окружённой сонмом святых.

 

После нашествия монголов единое русское государство даже формально перестало существовать. Большая его часть стала улусом Золотой Орды. Западные земли, спасаясь от захватчиков, отошли к Литве. Так сложилось государство, известное как Великое Княжество Литовское и Русское. Его потом погубила уния с Польшей и неумная религиозная политика его правителей.

Даниил Галицкий и вовсе обратился за помощью к римскому папе, стал королём и создал собственное королевство из Волыни и Галиции. Оно потом стало частью Австро-Венгерской Империи.

 

Издревле вольные республики Новгород и Псков, до которых монголы не дошли,  значились теперь независимыми русскими государствами. А в глубине восточной Руси вызревала и набирала силу дикая пока ещё Московия.

 

Про Господин Великий Новгород известно всем. Хотя бы из былин о купце Садко и из школьного курса истории. Берестяные грамоты, собор Святой Софии, вече на мосту через реку Волхов и так далее.

Про то, что Псков тогда тоже назывался Господин Великий Псков, знают куда меньше. И, как я уже говорил, мало кто осведомлён, что стоит этот город на реке Великой, хотя называется по её притоку, реке Пскове.

Опять же, все реки как реки: Москва, Волга-Итиль, Днепр, Днестр, Двина, Кама. Все названия непонятные. Топонимы из других, часто исчезнувших древних языков. Названия географических объектов вещь вообще очень живучая. Меняются на земле народы, а реки, горы и озёра зовутся так, как назвали их чуть ли не первобытные люди.

С рекой Великой случай почти тот же, а все-таки иной. Её название - это привет от арийских предков. Пришли они когда-то, сели на большой, великой реке, и, не мудрствуя лукаво, так её и назвали – Великая. А поскольку потом никуда не уходили, то и сохранили название до наших дней. И ведь живучий топоним. Левобережный район Пскова так  и называется – Завеличье. И западная часть Псковского района, примыкающая к городу, зовётся Завеличенской волостью. А вот река Пскова, в честь которой назван город, вполне себе нормальная река. Бог знает, как перевести её название, и сама она мелкая. В половодье ещё ничего, а летом её дачники своими насосами почти досуха выкачивают насосами на свои огороды. Хотя в старину, говорят, по ней даже летом гружёные корабли поднимались.

 

Вольный Господин Великий Новгород управлялся городским вече - собранием горожан, аналогом античной агоры. Собирались новгородцы под звон колокола, спорили, дрались. Иной раз прямо на мосту сходились врукопашную, скидывая политических противников в воду. Князь в городе был выборный. Его призывали, когда для порядка, а когда и для отражения вражеской агрессии.

Того же Александра Невского новгородцы то звали, то прогоняли. Так и мотался святой благоверный князь то в свой Переяславль Залесский, то обратно.

 

Средневековый Псков имел такое же, как и его старший брат, государственное устройство. Он ведь и был когда-то новгородской провинцией, но потом псковичи занялись сепаратизмом и от старшего брата отложились.

Как раз тогда Псков особо нуждался в князе. То ли немцы его жителям сильно досаждали, то ли они сами задумали примучить чудь белоглазую. Своих князей под рукой не оказалось, и псковичи пригласили в город литовца Довмонта. У того как раз получилась очень некрасивая и грустная история с соседом и женой. Вдовый князь-язычник, которому после всех перепетий личной жизни всё стало немило, да и на родине враги сильно прижучили, быстренько упаковал пожитки и перебрался к псковичам. Те его приняли с почётом, окрестили в православие, нарекли христианским именем Тимофей и поставили во главе войска.

 

Не знаю, нашёл ли Довмонт-Тимофей в Пскове новую супругу, но городу он служил верой и правдой. Врагов бил так, что с тех только пух и перья летели. Заодно, во время очередной военной кампании, и своему бывшему соседу отомстил.

Ещё Довмонт церкви строил. Торговлю налаживал. Ремёслам покровительствовал. Помер своей смертью, от старости. Перед смертью принял схиму.  Погребён в Псковском Троицком соборе. Мощи князя лежат в раке, установленной напротив соборного алтаря. Часть Псковского Кремля так и называется - Довмонтов город, а на входе в крепость, левее ворот, висит огромный отчеканенный в бронзе меч, называемый довмонтовым. Новодел, конечно, зато какая память.

 

Другими князьями Псков не прославился. Разве что упомянутый уже Александр Невский освобождал его от немецких рыцарей. Но это было много лет спустя после смерти Довмонта. А так-то вообще псковичи не раз то одни, то совместно с новгородцами хаживали на немцев. Народ-то они с виду как бы спокойный, а по сути задиристый и гордый. Псковичи, в отличие от новгородцев, даже татарам дань не платили. Правда, и не богатели, так как новгородцы, поскольку выхода к морю не имели. Впрочем, это не помешало Пскову состоять в немецком Ганзейском Союзе.

 

Пока окраинные русские республики решали свои локальные проблемы, набрала силу и поднялась Москва. Про участие псковичей в Куликовской битве у меня сведений нет. Может, кто из них и пошёл на войну по своей инициативе, добровольцем, но в перечне полков, вышедших к реке Непрядве, псковская рать не числится.

Отчасти оно и понятно, западную границу тоже надо было кому-то держать. Тем более что Литва, оставаясь пока ещё преимущественно русским государством, вела активную антимосковскую политику. Да и немцы не дремали, только и смотрели, как бы поживиться за счёт восточных соседей.

 

Первый московский государь Иван Третий активно воевал с Новгородом. Хитрые псковичи быстро сообразили кто сильнее и, несмотря на многолетние связи и общее государственное устройство, отвернулись от Новгорода и стали союзниками Москвы. Только вот незадача, псковские полки всё время опаздывали к генеральному сражению. Зато успевали пограбить побеждённых, будь то новгородцы или москвичи. Так что до поры до времени войско возвращалось в город вообще без потерь, зато с богатыми трофеями.

Насмотревшись на художества союзников, великий князь пригрозил повернуть войско от Новгорода на Псков. Зная его крутой нрав, псковичи сделали правильный вывод и к следующему сражению успели. Новгородцы были разбиты и покорились Москве.

 

Москва, как известно, бьёт с носка и слезам не верит. Иван Третий собирая Русь, не был склонен к сантиментам. После войны с Новгородом вольность Пскова была нужна ему как рыбке зонтик. Но не начинать же войну с союзником? А вести переговоры на эту тему с Москвой псковичи не хотели, поскольку идти под её руку не имели ни малейшего желания.

 

Московский государь взял Псков хитростью и коварством по примеру кого-то из древних римлян, поступивших подобным образом. Он пригласил знатных людей города Пскова в Новгород на мирную конференцию по случаю покорения последнего. Городская верхушка Пскова, соблазнившись посулами Государя и надеясь что-то урвать из наследства старшего брата, радостно откликнулась на призыв. На переговоры ушёл обоз возов сотни в полторы.

В Новгороде Иван Третий  принял псковичей со всеми возможными лаской и почётом. Усыпив их бдительность, он тут же всю делегацию арестовал и под конвоем отправил в Москву, обезглавив тем самым вторую республику.

К чести великого князя, никто из арестованных репрессирован не был. По прибытию в столицу все они получили немалые государственные должности, компенсацию убытков, хорошее содержание и жильё. Им было запрещено только возвращаться к прежнему месту жительства. Зато желающим было позволено перевезти к себе семьи. Район Москвы, где были поселены вынужденные переселенцы, с тех пор называется Псковская Горка.

 

На место вывезенной в столицу городской верхушки в Псков прибыли московские чиновники. Вечевой колокол сняли без скандала и даже оставили его в городе, в отличие от новгородского, который, вырвав ему язык и бив плетьми, сослали куда подальше. Так Псков утратил независимость и вошёл в состав Государства Московского.

 

Тут как-то не очень давно отмечался у нас юбилей этого события. И местные дикторы радио и телевидения не от большого ума говорили, что мы празднуем вхождение Пскова в состав России. Хотелось бы придумать больший бред, да невозможно. Псков ведь всегда был Россией и испокон веков стоял на русской земле. Вспомните словен ильменских!

Если вдуматься, юбилей-то получается грустный – утрата суверенитета и вхождение пусть и в русское, но другое государство. Псковичи ведь после присоединения хлебнули лиха, ибо и свои начальники были с ними не слишком ласковы, а уж московские дьяки и воеводы, которым город был отдан в кормление, разорили его и едва не пустили горожан по миру.

 

Внук Ивана Третьего, печально известный Иоанн Грозный, считал Московское Царство правопреемником не только Византии, но и Золотой Орды. Посему он сделал то, до чего не дошли руки у его далёкого предка хана Батыя. Царь со своими опричниками пошёл войной на Великий Новгород и разгромил его до основания. Об ужасах и смертоубийствах того нашествия написано достаточно.

В оправдание царя иной раз говорят, что новгородцы, якобы, хотели отложиться к Швеции. Так это или нет, судить трудно. Доподлинно же известно, что расправившись с Новгородом, царь повёл войско на Псков. Он хотел его разгромить и разграбить за компанию, чтобы извести даже следы былой городской вольности.

 

Псковичи, предчувствуя скорую гибель, плакали и молились, покорившись судьбе. Московскую армию встречали печальным колокольным звоном. Царь был хмур и распалял себя, готовясь отдать приказ опричникам.

Тут навстречу Иоанну из городских ворот вышел юродивый и с поклоном протянул государю кусок сырого мяса:

- Прими, царь-батюшка, моё угощение.

- Что ты, божий человек, мне сырое мясо суёшь? – возмутился грозный царь.

- Так ведь ты привык в Новгороде им питаться, – зазвенев веригами, пожал плечами юродивый.

Царь задумался, и не стал разорять Псков. Не то устыдился слов божьего человека, не то пресытился кровью недавнего погрома. Государь Всея Руси ограничился тем, что самолично саблей снёс голову настоятелю Псково-Печорского монастыря, в который приехал замаливать грехи.

Голова долго катилась вниз с холма, окрашивая траву на обочинах в красный цвет. Ту тропу по сию пору называют кровавым путем, и монахи каждый год высаживают по её сторонам алые цветы.

 

Зато спустя годы после убийства печорского настоятеля монах другого монастыря, мужского Елизаровского, придумал в утешение русским людям и в оправдание амбиций их правителей такую штуку, что Москва есть третий Рим. Типа, столица мировой Империи. Ага, два Рима пало, а четвёртому не бывать.  

Если скажет кто, что это москвичи придумали – не верьте. Псковский монах такую теорию сочинил. Елизаровский монастырь и сейчас стоит. Только он стал женским. Ныне обитель сильно разрослась и похорошела. Ещё бы ей не похорошеть. Говорят, бывшая жена президента Путина там не то постоянно там живёт, не то часто бывает наездами.

 

Во времена Иоанна IV была ещё осада города войсками польского короля Стефана Батория. Эпизод Ливонской войны и героическая страница в истории не только Пскова, но и всей России. Тогда проявились положительные стороны присоединения нашего города к Москве. Без стрелецких полков и помощи из столицы государства Псков вряд ли бы выстоял. А так ничего, выдержали осаду, хотя и с трудом. Враг отступил.

Это уже потом, в девятнадцатом веке польский художник Ян Матейко типа реванш взял, написал картину «Стефан Баторий под Псковом». Если кто не видел, то на этом полотне король, окружённый пышной свитой, гордо восседает на походном троне, а бородатые русские униженно кланяются  ему и преподносят дары. Наврал худождник. Никто из жителей Московии их королю тогда не кланялся. Ну да Бог с ними, с поляками. Они, как и все люди, не хотят признавать поражение.

 

Пётр Первый лично приезжал укреплять стены Пскова в преддверии шведского нашествия. К счастью, не пригодились укрепления. Карл Двенадцатый повёл свою армию к Полтаве. Зато с лёгкой руки императора, который восхитился качеством выкованных псковскими кузнецами корабельных скоб, за местными жителями утвердилось прозвище скобари. Здесь это гордое самоназвание, а в том же Питере – ругательство. Всё в мире относительно.

 

Императрица Анна Иоанновна бывала в наших краях. Не знаю уж в честь чего, но она оставила всё в том же Псково-Печорском монастыре свою карету. Так она и стоит у подножия кровавой тропы, заключённая в стеклянный ящик. Туристы почти триста лет на неё смотрят, фотографируются.

 

***

Границы Государства Российского со временем сильно расширились. Появились новые торговые пути. Были проложены железные дороги.

Псков постепенно слабел и хирел, утрачивал торговое и военное значение. К началу ХХ века это был провинциальный купеческий город, лежащий в стороне от новых дорог и потоков товаров.

 

Когда в Петрограде случилась февральская революция, как раз в наших краях, в районе станции Дно, остановился царский поезд. Царь ехал с нём из Могилёва в Петроград.

Под давлением собственных министров, Николай Второй, не выходя из вагона, подписал отречение от престола. Лет десять назад в честь этого события напротив псковского железнодорожного вокзала поставили часовню. Любой желающий может поставить в ней свечку за упокой души покойного Императора-мученика, бездарно профукавшего свою страну и погубившего кроме неё не только трёхсотлетнюю династию, но и собственную семью.

 

Революция, между тем, продолжалась. Власть в стране взяли большевики. Их лидер, Владимир Ильич Ленин одно время жил в нашем городе и издавал здесь партийную газету. Ту самую «Искру», из которой разгорелось пламя революции.

Многие хотели это пламя погасить. В феврале 1918 года немцы начали наступление на Петроград. Они двинулись на Псков и бодро продвигались через снег, метель и слабое сопротивление красногвардейцев.

 

Злые языки говорят, что командующий красными войсками наркомвоенмор Дыбенко был настолько испуган немецким натиском, что в панике бежал чуть ли не до Башкирии, где его не без труда отловили и вернули в Петроград.  

Тем не менее, немцев красногвардейцы  остановили. Или те сами выдохлись, застряли в снегах. Так или иначе, считается, что в тех боях родилась Красная Армия.  На перекрёстке Ленинградского и Крестовского шоссе в честь вышеописанных событий торчит сейчас огромный штык мемориального комплекса, и бронзовые красноармейцы с винтовками наперевес замерли на барельефах его стен.

 

В Отечественную войну от Пскова мало что осталось. Псковичам за три с лишним года оккупации пришлось хлебнуть лиха. Иных из них угнали в нацистское рабство. Многих казнили. Окрестности города немцы нашпиговали лагерями военнопленных. Тридцать, сорок, шестьдесят тысяч погибших. Жутко читать надписи на памятных знаках в местах массового уничтожения военнопленных и мирных людей.

Зато и в первый котёл, устроенный Красной Армией, Вермахт угодил севернее Пскова в июле 1941 года. Дивизия немцев были окружена нашими войсками в районе городка Сольцы и почти полностью уничтожена. Для того печального лета – крупная победа.

 

Партизаны местные прославились. Целые районы были освобождены ими от немцев. Более того, наши умудрялись на этой территории выращивать урожай и часть его переправляли в блокадный Ленинград!

 

Освобождение пришло летом 1944 года. С тех пор День Города празднуют в Пскове 23 июля и десантники каждый раз устраивают показательное форсирование реки Великой. Хотя, если вдуматься, не такая уж она и великая по сравнению с другими русскими реками. Широкая, да, но мелкая.

 

Кстати, после войны Псковская область, до того входившая на правах района в область Ленинградскую, для скорейшего восстановления хозяйства была выделена в самостоятельную административную единицу. Эдакое частичное восстановление суверенитета.

 

***

Города во всём мире возникают двумя способами. Они или сами как бы вырастают в удобных для жизни и обороны местах из небольших поселений, или же строятся с нуля в силу тех или иных причин. Москва, Ярославль, Тула, Владимир – города основанные. Они существуют с какого-то определённого времени, когда какой-нибудь князь или царь решает, что здесь будет город.

Псков, Смоленск,  Киев – города выросшие. Их возраст исчисляется со времени первого упоминания в летописи. Псков в ней упомянули более тысячи ста лет назад.  Долгая история получается. Оттого и народ в городе своеобразный. Ну, оно в Росси всегда так, что ни город, то норов. Да и Россия большая.

 

История, как известно, накладывает свой отпечаток на жителей каждой местности. Псковичи не исключение. Как говорит моя тёща, тоже, кстати, не местная, скобари народ потешный.

 

Население нынешнего Пскова горожане, преимущественно, во втором поколении. У большинства из них есть деревенские дома, куда они уезжают на лето. Город тогда сильно пустеет. Впрочем, сейчас машина есть почти у каждого, поэтому безвылазно в деревнях народ не сидит, ездит туда-сюда. И ездит не абы на чём. Для истинного скобаря иметь «Жигули» западло. Он влезет в долги, но будет кататься на иномарке. Престижно.

Здесь очень много женщин за рулём. Столько я не видел ни в одном российском городе. Водят они, кстати, неплохо. Псковитянки как правило очень красивые и деловые женщины. Хотя и грязнули. Могут неделю не мыть посуду и месяцами не убираться в квартире. Но за собой следят, всегда хорошо одеты и накрашены. С детьми особо не заморачиваются и не трясутся над ними как клуши, давая им вволю самостоятельности.

Мужчины-скобари на их фоне смотрятся бледно. У них больше понтов, чем реальных достижений.  Помню, перебравшись сюда жить, спросил у своей местной знакомой, чего, мол, замуж не выходишь? А за кого, отвечает, выходить? Кругом одни противные псковские мужики. Я ей тогда не поверил, но, пообщавшись с местными жителями, понял, что таки да, действительно противные.

 

Не знаю как сейчас, а раньше на селе, если соседи поскандалят, так обвинений было два: или колдовка или в войну с немцами сотрудничал. Если же человек во время войны по малолетству не мог работать на оккупантов, значит, родители с ними сотрудничали, а коли сама не колдовка, значит мать или бабка у неё колдовали.

В колдовство люди тут сильно верят. По деревням, конечно, в основном, однако и в городе без особого труда можно найти бабок, которые неплохо на этой вере зарабатывают. Но и в Бога скобари веруют. В престольные праздники в храмах не протолкнуться.

А вот путешествовать местные жители не стремятся. Наследие предков, что ли, домоседов словен ильменских? За пределами области редко встретишь машину с шестидесятым регионом на номере. Другое дело Турции-Египты. Туда скобари ездят много и охотно. Но не сами, а через турагентства. Там много ума и усилий не надо. Деньги отдал и в аэропорт Пулково приехал. Дальше тебя отвезут, всё включено сделают и потом домой доставят.

 

Пили в Пскове и области раньше много. Михаил Велер, например, пишет, что в семидесятые годы прошлого века, приехав в Псков во время какого-то праздника, он не встретил ни одного трезвого человека, независимо от пола и возраста.  Сейчас не то. И с покупкой выпивки сложнее стало, и работать больше начали. Вопрос только, где скобари работают. Заводов раз-два и обчёлся, торговля в основном. Все плачутся что денег нет. А живут богато. В маркетах полные телеги тянут к кассе, а то и не одну, а сразу две. До сих пор не могу понять, где они столько бабла зашибают. Наверно потому, что сам я не местный, хотя и живу тут больше двадцати лет.

 

Ну, и воинские традиции, разумеется, живы на Псковской земле. Про наших десантников все наслышаны. На Украине ими нынешние властидаже народ пугают. Да и есть от чего. Я тут недалеко от воинского полигона работаю, и почти каждый вечер оттуда доносятся звуки стрельбы и взрывов. Тренируются ребята.

 

***

Вот такой есть в России древний город на реке Великой, некогда хоть и маленькое, но суверенное русское государство.  Ныне – пограничный город. Город странных людей и своеобразных традиций. Мне много довелось поездить по родной стране. Жил и в столицах, и в глухих деревнях, на юге и севере. А прижился именно здесь и полюбил Псков. 

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0212417 от 28 сентября 2015 в 19:56


Другие произведения автора:

Цвет машины.

Спартак

Скромность

Рейтинг: 0Голосов: 0614 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!