Теория воспитания по Симонову.

26 апреля 2013 — Сергей Белашов
article114413.jpg

Теория воспитания по Симонову.

Зависимость политики, воспитания и образования от биологических рефлексов, инстинктов и сформировавшихся на их базе потребностей.

Наркомания, алкоголизм, уход в религию, «шопинг», гонка за модой, «хулиганство» и «терроризм», это сформировавшиеся с детства, в результате воспитания и условий жизни, псевдопотребности, замещающие естественные социальные доминирующие потребности человека. Именно поэтому данные отклонения от нормы называют социальными болезнями.

В книге Павла Васильевича Симонова «МОТИВИРОВАННЫЙ МОЗГ» есть этому объяснение.

Наше культурно – историческое развитие породило у нас иллюзию свободы, упрятав от сознания движущие человеком мотивы. Человек свободен в своем выборе с точки зрения его рефлектирующего сознания. В действительности поступки человека определяют заложенные в нем природой рефлексы, инстинкты и основанные на них потребности*. *Далее комментарии от автора тезисов Белашова С.И.

Ребенок рождается с 4-мя врожденными безусловными  рефлексами: моргательным, сосательным, оборонительным, хватательным. Без реализации и развития этих и других  рефлексов, человек не может жить.

Инстинкт это ряд взаимосвязанных между собой рефлексов. В дальнейшем часть неиспользуемых для жизни человеком  рефлексов засыпает, а часть просыпается и развивается.

Сосательный рефлекс просыпается у курильщика, который думает, что его успокаивает сигарета, а на самом деле он успокаивается от восстановленного безусловного рефлекса сосания и сформировавшемся  на нем развившегося в младенческом возрасте,  инстинкта  защищенности.

Восхищение  мужчин большой женской грудью,  это отголосок  рудиментарного  пищевого рефлекса, оставшегося от младенчества. 

Наркомания, алкоголизм, уход в религию, «шопинг», гонка за модой, «хулиганство», «игры», являются отголосками неудовлетворенного оборонительного рефлекса.

Потребность это сила живых организмов, обеспечивающая связь со средой, необходимой человеку для самосохранения и саморазвития. Сохране­ние и развитие человека возможно лишь потому, что в мире существуют предметы, удовлетворяющие его жизненные потребности.

Мотив это «опредмеченная по­требность»*. *Человек имеет потребность в еде. Но он ее не осознает до тех пор, пока не увидит хлеб, мясо, овощи. Как только он их увидит или  представит себе в воображении, тогда у него и появляется мотив к действию по добыванию именно этой пищи. А вот способ, которым он их добывает, может быть различный. Он может их вырастить, а может их и украсть, в зависимости от того, как он воспитан и в каких условиях он находится.

Мотивация это физиологический механизм активирования хранящихся в памяти человека следов (энграмм) тех действий, которые способны удовлетворить имеющуюся у организма потребность*. *Нервные клетки в нашем мозгу соединяются друг с другом в цепи. В точке соединения (синапсе) двух нервных клеток возникает сопротивление микроткоку, идущему от одной  нервной клетки к другой. Энграммы - следы этих соединений, где сопротивление оказалось меньше, поскольку по этим соединениям неоднократно протекали микротоки. Предрасположенность к сохранению энграмм у потомков, создает наследственность способностей и является условием развития последующих поколений.

Воспитание, подсознание, сверхсознание.

Сами действия по удовлетворению потребностей заложены в подсознании, которое формируется с раннего детства через подражание действиям родителей и близких к ребенку людей*. * Утенок, вылупившийся из яйца,  будет следовать за первым движущимся предметом, который он увидел, благодаря врожденному инстинкту запечатления. Родившегося ребенка, акушерка обязана сразу же показать матери, и та никогда не перепутает своего младенца с другим, а ребенок свою мать - с другой. Инстинктивное подражательное поведение детей взрослым обеспечивает передачу опыта от одного поколения к другому и  лежит в основе того феномена, который М.Н. Лобашев назвал в 1967 г. «сигнальной (не генетической) наследственностью». Формирование совести, ценностей, поведения, характера берет свое начало с инстинкта подражания.

Взрослые обезьяны, не обученные до 5 лет сооружению гнезда, теряют способность к обучению*, как бы долго они ни наблюдали действий других особей (Фирсов. 1977).  *Не обученный своей матерью до 5 лет детеныш обезьяны не в состоянии самостоятельно научиться  колоть орехи и вынужден до старости выпрашивать ядрышки орехов у других. Дети -  «маугли», лишенные человеческого общения в течение первых 3-5 лет жизни, не в состоянии усвоить человеческую речь и теряют способность к интеллектуальному развитию. На определенных периодах развития дети интересуются одними и теми же играми и занятиями. Например, с 1 год до -3 лет ребенок играет с родителями, 3-5 сам с собой в дочки-матери, 5-7 в подвижные и ролевые  игры со сверстниками, в 10-12 лет интересуется компьютерами и путешествиями, 16-18 лет интересуется игрой на гитаре, 18-21 стихосложением и т.д.

Нормальная жизнедеятельность требует притока из внешней среды не только вещества и энергии, но и информации. Это подтверждают эксперименты, свидетельствующие о  драматических последствиях «информационного голода», особенно для развивающегося детского мозга.  Обогащение информационной среды (содержание крыс в группе, наличие множества предметов для их обследования и т.д.) влияет на вес мозга, толщину коркового вещества и химизм.* *Отсутствие необходимой информации в период раннего детства, т.е. в период наибольшего роста коры головных полушарий, приостанавливает рост массы мозга, что ведет к недоразвитию и дальнейшей  неспособности усвоения наиболее сложных движений,  манипуляции,  умственных действий ребенка, сообразительности. Рассказывание детям сказок  в самом раннем возрасте (от 0,6-5 лет), объяснение по картинкам сюжетов из сказок и  из жизни,  пение детям колыбельных, обучение элементарным навыкам в приеме пищи, самообслуживании, обучение в раннем возрасте (1-6 лет) музыке, пению, танцам, рисованию -  приводит к значительному росту нервных клеток коры головных полушарий, ускорению развития ребенка, увеличению его возможностей и развитию  способностей. Жители городов имеют больше информации и поэтому чаще оказываются  более сообразительными, чем сельские.

Из витальных (жизненных)  рефлексов: сосательного, хватательного, оборонительного, моргательного,

рождаются человеческие инстинкты: пищевой – территориальный, охотничий, вооруженности (обученности, защищенности), ориентации, игровой, экономии сил, социальный (стадный, иерархический);

половой – турнирный, любви, сохранения вида («для других» - индивидуалисты и «для себя» - альтруисты);

оборонительный – свободы, родительский, запечатления, имитационный (подражательный), воспитательный;

которые формируют потребности: в труде, охоте, преодоления (волевых усилий), одежде, родительской любви, обученности, эстетики и этики потребления, исследования, творчества, артистизма, спорта, лени, защищенности (защите семьи, народа, государства), социального доминирования.

В случае неудовлетворенности естественных потребностей организма, возникают  псевдопотребности, позволяющие блокировать, либо ослабить неудовлетворенные потребности.

Например, наркомания, алкоголизм, уход в религию, «шопинг», гонка за модой, «хулиганство», являются псевдопотребностями, неудовлетворенных доминирующих потребностей человека, причем, в основном социальных.

Именно поэтому данные отклонения от нормы называют социальными болезнями.

А.С. Макаренко указал действенный подход к лечению таких социальных заболеваний «как можно больше доверия к человеку и как можно больше требовательности к нему».

В моих психолого-педагогических работах этот принцип формулируется так: «Воспитание, есть непрерывный           процесс приведения к балансу социального статуса и уровня социальных притязаний личности».

Воспитанный человек может самостоятельно приводить к балансу эти социально - психологические характеристики.

 

 

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0114413 от 26 апреля 2013 в 13:35


Другие произведения автора:

Как Власть 20 лет НЕ исполняет Решения судов о восстановлении на работе Белашова.

Современное воспитание в России как в Гулаге

Пролог 1988-1990 г. Книга "Последний Моссовет"

Рейтинг: 0Голосов: 0711 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!