По "Грозе" Островского

13 ноября 2014 — Mondlicht
Было написано для школы, там же надеюсь будет и прочитано 14.11.14.

Пунктуация авторская, хотя есть и ошибки, увы, я не совершенен.

-----------------------------------------------------------------------------

Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза».

   В драме Гроза «во всей красе» показана проблема человеческого достоинства. Вернее отсутствия этого достоинства у большинства людей. Те кто жил по- старому полагали, что принижать себя и выслуживаться – это не только нормально, а даже похвально и поощряемо. Люди старой формации и знать не знали что такое человеческое достоинство, больше скажу и сейчас немногие знаю об этом. Это не гордость, нет. Это не гордыня, не грех. Человеческое достоинство – это  осознание человеком своей настоящей ценности. Человек познавший то, что он человек, во истину страшен. Страшен и прекрасен. Ведь познав то ,что он есть больше чем расходный материал  он никогда не станет этим материалом больше. Запустив свой разум и мозговую деятельность, он поймёт, что он сам по себе уникален. Это и вправду так. Каждый сам по себе уникален. Индивидуальность это и есть уникальность. Уникальность приобретается человеком который хочет и может совершенствоваться сам и совершенствовать общество.

   Нарисуем портрет Катерины из драмы «Гроза». Катерина - представитель нового поколения, того самого поколения, которое яростно противостоит старому. Несправедливо полагать, что новое поколение само начинает войну, нет.  Этому способствует то, что старое поколение хочет вогнать молодое в те рамки, в которые оно попросту уже не влезет. Их мощь ,их размах, каково!
Во все времена, как до написания драмы, так и после новое поколение будет менять мир. До её написание было: « И на обломках самовластья, напишут наши имена.», а через сто с лишним лет будет: «Перемен требуют наши сердца!».  Ложь, что время таких «Катерин» ещё не пришло. Они созданы для того чтобы гибнуть ради перемен. Первые протестующие, панки того времени. Призванные жить и творить не по правилам. «Отчего люди не летают так, как птицы?» - вопрошала Катерина в пустоту. А кому и куда ещё вопрошать? Старое поколение её просто не поняло бы, а большинство из ровесников подняли бы её на смех, потому как не могут они мечтать. Не могут «Глаголом жечь сердца людей… » Да и что они могут жечь? Сердца своего в жертву отдать никогда не смогут. Они безвольны. Близкий ей по духу человек здесь - это Кулигин. Только она об этом не знает и не узнает. Он более всех похож на неё. Тоже мечтатель. Он рад бы переменить всё, взбунтоваться…  Да вот только беда – лень и страх. Как и Обломов, Кулигин лишь думками богатеет и рад этому. Вернемся к портрету Катерины:  она лихорадочна, но не истерична. Она как революция  «лихорадочна и тем прекрасна». Она горяча и ей не хватает порой холодной головы, но всё это ради того, чтобы считаться человеком. Человеком наравне со всеми. Она «воюет» не ради войны, она сражается за своё человеческое достоинство. Да, она жена Тихона. Она должна его любить. Любить, а не приклоняться перед ним, как ей, скажем так, настоятельно советует свекровь. Ей надоело лицемерие. И правильно: «Зачем плакать коли слез нет?» - спрашивает она. Спрашивает у свекрови своей, а в неё летят лишь камни. «Любила бы мужа – научилась бы. » - самым едким из своих голосов изрекает Марфа Игнатьевна. Что в этом тоне больше, надменности, язвительности, усмешки или укора? Кто знает? А как его любить? Любить того, который сам как расходный материал. Без воли, без того самого человеческого достоинства и без характера. Привязанность есть, а любви нет. Есть более дружба, нежели любовь. Сердцу не прикажешь.

   Остановимся подробнее на личности Тихона.
Тихон, полностью оправдывает своё имя. Он тих и лично для меня этим презренен. Это молчание убитого человеческого достоинства, он жалок. Вернее сказать будет, что Катерина с ним из жалости, а жалко как известно у пчёлки… Властная и самодурствующая мать воспитывала его так, будто вечно будет за него всё решать. Будто бы вечно будет он слушать её. Будто бы вечно должен он дрожать перед ней. Будто бы вечно она собралась жить. Страшно это всё. Очень страшно. Убитый в нём человек теперь молчит, он тих и имя ему Тихон. Он биоматериал, биомасса. Но чу! После смерти Катерины случается чудо. Он таки пытается вырваться из под ига матери: «Это ты во всем виновата, это ты её погубила!!!» - вскрикивает он в беспомощности. Катерина ведь действительно была для него лучиком  света в темном царстве.( по Добролюбову) Но к сожалению и этот мятеж подавляется репликой: «А с тобой я дома поговорю!» . Возникает вопрос, сколько же должно погибнуть ещё Катерин у него, чтобы он очнулся и стал мыслить. Разбудил своё забитое человеческое достоинство? Сколько их? Бедных, хрупких, мятежных и несчастных должно захлебнуться в водах Волги и людского непонимания? А истина, как всегда, где-то рядом. Сколько бы этих самоотверженных Жанн Д’Арк не погибало у него на глазах, он уже никогда не сможет мыслить. По смерти матушки попадет под каблук жены, такой же как и матушка. И будет она тиранить его…
Тут и весь сказ.

  У Бориса например, не так сильно пострадало человеческое достоинство, хотя оно постоянно тиранится его дядюшкой, Диким. Дядюшка постоянно говорит ему о том, что он дармоед. О том ,что он бесполезен и глуп, хотя после смерти родителей Бориса, он взял мальчика на попечение вместе с увесистым капиталом его родителей.. Капитала этого Борис никогда не увидит, подобно тому, как не видит он своих ушей.  Катерина любит и Бориса,  она считает его последней надеждой выбраться из царства тьмы. Но Борис, увы, безответственен и также бездеятелен. Борис, подобно прокуратору Иудеи Понтию Пилату, встаёт и умывает руки. Уезжает в Сибирь и говорит, что не может взять с собой Катерину, мол нельзя ему. Что может против любви какое-то насквозь прогнившее «нельзя»? Она любила его по-настоящему, это не было привязанностью. Это было больше и выше чем презренная привязанность. Я ничего не имею против привязанности, но в сравнении с чистой и вечной любовью она( вышеупомянутая привязанность) презренна. И после этого вы ещё спрашиваете, был ли у Катерины другой путь?

  Драмой «Гроза», Островский хотел показать настроение той эпохи. Хотел показать нравы этого  темного царства, которое как смешные петарды взрывает человеческие достоинства всех тех, кто думает иначе. (Кстати говоря, мало что изменилось и сегодня.) Сперва я не понял ни темы, ни идеи этого произведения и теперь прошу прощения у драматурга лично. Да простит он меня, улыбаясь с чёрно-белой репродукции. Я полагаю, что Островский хотел показать нам, что время говорить уже пришло, ведь даже хрупкое создание ввязалось в бой с несправедливостью.

Учитель, вы говорите, что Островский «убил» Катерину для того, чтобы сказать нам о том, что время ещё не пришло. Быть может он хотел показать нам возможный исход таких противостояний? Предостеречь, предупредить…

Лгут все те кто говорят нам что рано, а завтра может быть поздно жить.

(1050 слов)

Выполнил работу: Ученик достойного учителя
                                                                                         
                                                                                                                                                           Мухин Юрий.



© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0181875 от 13 ноября 2014 в 20:34


Другие произведения автора:

Rammstein - Hilf mir

Крестик и нолик

Ещё одна свобода

Это произведение понравилось:
Рейтинг: +1Голосов: 1610 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!