ЖИЗНЬ СРЕДИ ЛЮДЕЙ (О РОМАНЕ АННЫ САХНОВСКОЙ)

26 июля 2018 — Сергей Носов

СЕРГЕЙ  НОСОВ

ЖИЗНЬ СРЕДИ ЛЮДЕЙ

(О романе Анны Сахновской

«500 лет среди людей»)

 

 

         Литература ХХ1 века уже достаточно проявила себя за истекшие почти два десятилетия нынешнего нового столетия и безусловно имеет свои отличительные признаки, сводимые в самом общем виде к следующему -   она непременно завлекательна (но  вовсе не развлекательная при этом по своей сути), она безжалостно раскрывает «подноготную человека, его души, стремлений и поступков и она внутренне сроднилась с фантастикой, с самим ее духом свободного вымысла и  используемыми в фантастике обычно художественными   приемами.

               Все эти три качества в полной мере присущи роману  Анны Сахновской «500 лет среди людей», интригующее и многообещающее начало которого могли недавно прочитать читатели журнала «МУЗА».

                Этот неординарный роман -  по всем основным своим чертам и свойства есть безусловно произведение литературы именно ХХ1 века. Тут невозможно ошибиться.

                  И не потому что вовсе что герои романа (включая главного героя) и вся жизнь в нем изображенная - очень современны и безошибочно актуальны… Вовсе нет.

                  Само действие романа Анны Сахновской могло происходить и в Древнем Египте и его героем с таким же успехом мог быть и рядовой египтянин из Мемфиса   как стал им рядовой офисный программист современной Москвы.

                 Дело в другом.  

                 Дело в том что автора романа не интересует видимая действительность жизни «как она есть» при буквальном ее изображении и воспроизведении  -  он стремится открыть, распознать и исследовать «подноготную» человеческой жизни, скрытую от глаз посторонних и непосвященных , невидимую и потаенную.

            Герой романа, неприметный московский служащий, рядовой программист в одной из столичных фирм, ведет ничем непримечательную жизнь, такую же заурядную как и он сам.

            При этом он и сам о себе весьма  невысокого мнения и склонен преувеличивать достоинства и добродетели других, рядом с ним находящихся людей.

            В итоге он всегда «в тени» окружающих, на незаметном месте на службе и вдобавок ко всему прочему (что однако вполне естественно)  еще и неудачник и в личной жизни.

             Как выбраться из такого вот жизненного тупика?

             Как  ощутить себя не только  равным со всеми вокруг но и выше, благороднее и успешнее из всех вместе взятых, как проявить себя, открыв в себе какие-нибудь редчайшие сверх способности и наконец обратив на себя внимание окружающих, заслужив их уважение и видное место в их кругу?

                    Когда читаешь роман то создается ощущение, что всем этим озабочен не только его герой, но и сам его автор -  как «выйти в люди», как добиться уважения и видного положения в окружающем тебя обществе…

                 Задача поставлена.

                 И тут только нужно найти какой-то долгожданный чудесный  «золотой ключик» к успеху и долгожданной самореализации…    

               

                Вполне л=естествено если исходить из внутренней логики данного романа,  что его герою  найти такой чудодейственный «золотой ключик» к успеху удается.

                Удается благодаря необычайному  (фантастическому на самом деле  и именно для фантастики в литературе характерному) чудесному прозрению или, точнее,  благодаря вдруг дарованному ему «откровению свыше», если обратиться   к терминологии старых времен.  

                   Герой романа вдруг, понаблюдав в телескоп солнечное затмение, обретает способность «насквозь видеть» людей, их души, их помыслы,  их утаенную от окружающих прошлую жизнь.

                 И он умело и смело пользуется этим своим вновь обретенным даром для долгожданного самоутверждения в окружающей его жизни.

                   Происходит чудо.

                   Созерцание солнечного затмения вдруг чудесным и фантастическим образом открывает герою глаза на людей их мир.

                  А так же и на себя самого.

                  Себя самого герой романа «500 лет среди людей» теперь уже  видит совершенно безгрешным - он многократно смотрит на себя в зеркало и новобретенным «вторым зрением» неизменно  видит в зеркале на месте собственной персоны  сияющий непорочный свет… Сияние безгрешной чистоты своей души.

                       Но зато в окружающих его людях наш герой тем же своим чудом обретенным  тайным «вторым зрением» видит теперь одну мелочность, пошлость, неправду, зависть, злобу, эгоизм и всю гамму возможных пороков человеческих в разных вариациях…

                        И лицезрение чужих пороков «своими глазами», как ни странно, дает герою нежданные силы жить  и бороться за свое место под солнцем.

                А что же теряться когда все вокруг такие жалкие, ничтожные, циничные, нечестные, завистливые и злые?

             Я могу и должен заслужить среди них почет и уважение.

               Я заслуживаю этого.

              Ведь я неизмеримо лучше их -  от моего «лика» исходит сияющий свет когда я смотрю в зеркало … Неизменно исходит.

             Это знак моей безгрешности в полном греха и неправды мире, моей избранности и моей непорочности…

                Так развивается сюжетная канва романа.

                И надо сказать развивается захватывающе интересно!

               Увлекательно читать как герой таким образом вдруг «прозревает», как он начинает видеть мир и людей в нем иными чем раньше … Начинает их, если называть вещи своими именами, презирать, а собой же, таким ранее неприметным и заурядным - только гордиться и  гордиться…  

               И начинает одновременно и действовать, пробиваться в жизни «наверх», в число «успешных людей».

               И уже в самом начале романа  видно, что многое у нашего героя и получается, что удача ему сопутствует и что его нежданно открытые в себе большие достоинства как будто существуют и на самом деле…

           Чем все это кончится?

           Как дальше сложится жизнь и судьба героя романа?   

          Победит ли он окружающий мир или этот мир сломает его нежданно обретенную гордыню и поставит его, неприметного московского служащего в недавнем прошлом, снова на место?

                Да и что он открыл в себе?

               Дар ли это видеть «всю истину» о мире и людях такой как она есть или просто выпущенная вдруг на вдруг «на волю» безмерная гордыня, с мнимых высот которой все окружающие кажутся люди нечистоплотными, низкими и ничтожными или по крайней мере фатально духовно и нравственно незначительными, если не откровенно порочными?

                И так ли уж сам-то он, наш заурядный и такой неприметный ранее герой, кристально чист душой и фантастически безгрешен каким вдруг стал видеть себя в любом зеркале?

                   Что  же будет с героем  романа дальше? Что? Что? Что?

                  И наконец, что же эта нераскрытая дальнейшая судьба героя романа способна продемонстрировать, что она докажет?

                  Какие истины о мире, окружающем нашего героя и о нас самих, раскроет нам?

                  И что раскроет эта будущая судьба героя в нем самом? Что он заслужит, а что не заслужит в жизни нашей????

                         Ответа на все эти безумно интересные и философические по сути своей вопросы в романе «500 лет среди людей» пока нет - роман в значительной своей части остается неопубликованным … Пока неопубликованным.

                                Но мы ждем с нетерпением публикации его продолжения и его заключительной части, которая и раскроет как весь замысел автора до конца, так и философический потаенный замысел и смыл этого романа.

                               Пока же ясно одно - произведение это в высшей степени неординарное.

                           Анной Сахновской создан яркий  философский и фантастический одновременно роман, в который однако органично вплетены и черты реалистического «бытописательского» романа, вполне натуралистического по духу и использованным авторам художественным средствам.

                         С одной стороны можно воспринимать роман «500 лет среди людей» как типичную философскую и психологическую фантастику   в духе знаменитых конокартин Андрея Тарковского «Солярис» и «Сталкер».

                                   А с другой стороны многое роднит этот замечательный роман Анны Саховской и с традиционной классической литературой, с произведениями, где герой из зависимого и незавидного положения в обществе пробивается «наверх», удовлетворяет свои немалые на самом деле амбиции, проявляя и силу характера, и напористость и многие другие качества (далеко не всегда идеальные),    обычно     необходимые чтобы занять свое «место под солнцем» в нашей жизни…

                                Читая этот роман невольно вспоминаешь и Растиньяка Бальзака, и Милого Друга Мопассана и даже временами «Записки авантюриста Феликса Круля» Томаса Манна..

                               Конечно, герой романа Анны Сахновской неизмеримо морально чище и лучше этих названных героев классической европейской литературы… Все это так. Но он подозрительно «безгрешен» или видит себя таковым с подозрительным (безграничным) самомнением…

                            А так же с подозрительным полным презрением стал относится наш герой, обретя свой чудесный «дар»  видеть все вокруг  насквозь, и ко всем окружающим его людям.

                            

             Поэтому финал романа остается загадкой и может быть каким угодно… (Но тем интереснее будет его прочитать!!!)

            И чем более неожиданными тем и более  глубокими могут оказаться философский смысл и значение романа Анны Сахновской в контексте большой литературы нашей современности.

          Пока же ясно следующее  - роман «500 лет среди людей» бесспорно удался автору.

           Это яркое, неординарное произведение. Оно уже внесло весомый вклад в нашу сегодняшнюю литературу.

         Будем ждать публикации продолжения и окончания этого замечательного романа… И уверены, что они оправдают, должны оправдать наши немалые ожидания.        

 

 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Носов  Сергей Николаевич.  Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге)  в 1959 году. Историк, филолог,  литературный критик, эссеист  и поэт.  Доктор филологических наук и кандидат исторических  наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником   Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии  Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких   известных книг  о русских выдающихся  писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории  русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990;  В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб.  Издательство «Дм.  Буланин» 2008;  Антирационализм в художественно-философском творчестве  основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009. 

    Публиковал произведения разных жанров  во многих ведущих российских литературных журналах  - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской  русскоязычной газете  «Русская мысль» и др.  Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате  - в ленинградском самиздатском журнале «Часы»   1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки»  был допущен и в официальную советскую печать.  Входил как поэт  в «Антологию русского  верлибра», «Антологию русского лиризма», печатал  стихи в «Дне поэзии России»  и «Дне поэзии Ленинграда» журналах «Семь искусств» (Ганновер), в  петербургском «Новом журнале», альманахах «Истоки», «Петрополь»  и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах. 

После долгого перерыва  вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и  во многих изданиях за рубежом от  Финляндии и Польши  и Чехии до Канады и Австралии  - в журналах «НЕВА», «Семь  искусств», «Российский Колокол» , «Перископ», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «Сибирские огни», «АРГАМАК»,  «КУБАНЬ».  «НОВЫЙ СВЕТ», « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «СОВРЕМЕНАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА», «МУЗА», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ», «РОДНАЯ КУБАНЬ»   и др.,  в  изданиях  «Антология Евразии»,»,  «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН»,  «АРТБУХТА»,  «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» ,  «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я  ПАРАЛЛЕЛЬ»,  «ПОРТ-ФОЛИО, «Под часами», «Менестрель», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ»,  в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборнике «СЕРЕБРЯНЫЕ  ГОЛУБИ(К 125-летию  М.И. Цветаевой) и   в целом ряде других   литературных  изданий. В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – премии  «Поэт года», «Наследие»   и др.   Стихи переводились на несколько европейских языков.  Живет в Санкт-Петербурге.  

 

 

 

 

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0289389 от 26 июля 2018 в 13:12


Другие произведения автора:

Неизвестно кто сказал "удача"

УДИВЛЕННЫМ ОН ХОДИЛ ПО МИРУ ПОДБОРКА СТИХОВ 94

А СКРИПКА ПЕЛА... ВИДЕОКЛИП

Рейтинг: 0Голосов: 0101 просмотр

Нет комментариев. Ваш будет первым!