По облакам джаза

                                                              По облакам джаза

       
                           Моим друзьям Кэну Бернсу и Винтону Марсалису


 
Наивное

Чуть серебрится саксофон
во мгле исчезнувших времен.

Бен Вебстер, то ли Лестер Янг,
из мундштука смакует свинг.

И хрипловатый этот звук,
и придыханье, кнопок стук…

Чуть слышно щелкают они,
со счетов скидывая дни.

Как будто мы в такси сидим,
и счетчик, будто пьяный в дым,

мотает яростно назад,
и чист отныне циферблат,

и, над истоком наклонясь,
мы черпаем и боль и страсть!

14.02.07


 
 
 
 
Серенада Нового Света

Поедем в дельту Миссисипи,
поедем, крошка, в Новый Орлеан.
Там карнавал нас звуками осыплет,
там будешь ты счастливой, а я пьян.

Рэгтайма вечное кружение
и звякающий диксиленд,
конвертов на витрине наваждение:
Пол Вайтмен, Бенни Гудмен и биг бенд!

На хлопковых полях жара и засуха,
депрессия в хибарах, городах.
Зеленая бумажка, что за пазухой,
на пиво и на танцы в пух и прах!

Страну беззлобно обучили радости
цветные дочери и сыновья.
Не знает музыка унылой жадности,
щедра ко всем - к таким, как ты и я.

22.02.07


 
 
 
Эллингтон в 20-е

Большой талант и славный друг,
подходит к фортепьяно Дюк.

Улыбкою вдвоем слепят
и потопить в ней зал хотят.

Вот фалды бешеный подскок,
и накрывает, как платок,

запястье клавиши. Теперь
родился в чаще дикий зверь!

Оркестр воет и визжит
и прочь от хищника бежит.

А тигр бьет себя хвостом
и ухмыляется притом.

Все джунгли мечутся, рычат,
подпольный виски, гомон, чад!

Пюпитры, как траву, подмяв,
вползает тема, что удав.

И замирает, проглотив
дрожащий блюзовый мотив.

Ложится у тигриных лап,
внимая медных щеток сап.

И я там был, мед-пиво пил.
Мне Дюк автограф подарил!

15.02.07

 
 
 
 
Черно-белый блюз

Старый негр в техасской глубинке
зажигает на ветхой гитаре
в дряхлом клубе, где помнят еще
Мади Вотерза и Сони Терри
губошлепы седые в очках.

Банки пива в коричневых лапах.
Сигареты. И пепел сбивает
ноготь розовый медленно в такт...

Вентилятор от выпивки пьяный.
Тени мечутся в грязных углах.
Тени сгорбленных спин!
Память в венах
бродит, бродит, как зычная боль.
Не уснул ли у стойки, приятель?
Оптимизма, как в смятой жестянке.
Мади умер спокойно: во сне.

2003 – 2007


 
 
 
 
Сатчмо*

Рот-кошелка, трубы золотое жерло
раскаленной булавкой пронзает.
И звенит высоко-высоко, там, где зло,
грязь исподняя не выживает.

Он бормочет интимно, немного сердясь,
в темный зал, гениально стесняясь
легендарных ужимок, базедовых глаз,
с каждой смачной синкопой сливаясь.

Он стоит, как цилиндр, в отвесном луче,
снятый с белых кудрей Аполлоном!
Воплощенная радость в скрипичном ключе,
Бах, рожденный трущобным бетоном.

* прозвище Луи Армстронга

19.02.07

 
 
 
 
Билли

О чем мурлычешь ты промозглым вечером,
больная кошка с крашеным хвостом?
Что жизнь героином покалечена,
что мужики все сволочи притом?

В дыму лица не видно. Иль действительно
тебя там нет? Да миру все равно,
что выведешь ты нежно и язвительно,
где оттянуться – в баре иль в кино.

В борделях злые шлюхи обретаются
намного реже, чем в больших домах.
Таланты продаются, покупаются,
а джаз всегда витает в облаках.

Сойти, цветок вонзить лениво в волосы,
презрительно сощурясь, прикурить.
Не может в такт попасть богиня с голосом,
каблук сломала, не умеет жить.

20.02.07

 
 
 
 
 
Паркер Птица

Искусство не игра, особенно, когда
завышена привычная тональность.
Ты птица без гнезда, ты птица в никуда,
таранящая стены гениальность.

Настигнуть и поймать крутящуюся тень!
Добиться от канонов разночтенья.
Искать, припоминать, встречая что ни день
костлявый призрак саморазрушенья.

Бибоп!.. Звонок судьбы в обшарпанную дверь.
Клаксон автомобиля в мутном мраке.
Тугой нажим шприца (и ты исчез теперь).
Бибоп, бросок на смерть в слепой атаке!

Вон серебристый оттиск в воздухе, иглой
послушно на виниле повторенный...
Капризный новый стиль, оплаченный с лихвой.
Сосущий голод, вновь не утоленный.

21.02.07

 
 
 
 
 
 
Инопланетянин

Одинокий гуманоид
в черном космосе с трубой.
Под ногами исчезает
шарик бело-голубой.

Безотрадные глазища.
Ни супруги, ни друзей.
Огоньков холодных тыщи,
немота сиесты злей.

Этих любит притяженье,
тем подвластна суета.
Сгорбленное напряженье,
складка горькая у рта.

Ватный вакуум, как дрожжи!
Не ищи добра взамен.
Выйти на угол дороже:
там с дубинкой полисмен*.

* В 1959 году полицейский без причин избил Майлза Дэвиса до крови на улице прямо у клуба.

23.02.07

 
 
 
 
 
 
Юродивый

Монк, растопыренная пятерня,
бей по аккордам, бей!
Жизнь пианино ночи и дня,
бей по аккордам, бей!

Встань и спляши, корявый медведь,
в дивной шапке своей,
в черных очках - чтоб не глядеть,
как заносят в музей.

Тейтум и Бейси с другими стоят
вдоль Елисейских полей.
Джаз нафталином детки кропят,
блеют «Битлы» веселей.

...Это арпеджио не превзойти.
Бей по аккордам, бей!..
В пальцы уставясь, как детектив.
Бей, бородатый, грубей!

24.02.07

 
 
 
 
 
 
Церковь Святого Джона Колтрейна

Она на солнце нежит в Сан-Франциско
поклеванные временем бока.
Цветы на клумбах. Автострада близко.
На небе безмятежном облака.

Святой Колтрейн написан на иконе,
по всем канонам, с нимбом золотым.
Нездешний свет застыл на саксофоне,
равно участлив к белым и цветным.

Ну что ж, Давид был тоже музыкантом.
Под соло Джона служба здесь идет.
Господь, спасибо, что, даря талантом,
Ты принимаешь жертву в Свой черед!

И эта церковь, как эпохи кода
и оправданье многой маеты.
Не Паркер там ли топчется у входа
и ждет, когда его обнимешь Ты?

25.02.2007.
 
© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0058541 от 9 июня 2012 в 11:19


Другие произведения автора:

Наш дурацкий век...

Русский альбом

А потім

Это произведение понравилось:
Рейтинг: +2Голосов: 21136 просмотров
Терехова # 18 июня 2012 в 21:40 0
замечательный экскурс в глубинку джаза! очень гармонично выстроена тема из дня этого - в прошлое. Вам удалось передать пространство импровизаций, создав даже не застывшую картинку, а киноленту - от общего к  индивидуальному через личное своё частное.
Точность портретов Армстронга, Чарли Паркер, Монка Телониуса... - так "рассказано", словно "был там и всех видел сам", но без фанатеющего умиления, лирично, несколько вальяжно, но при этом на грани трагедии и эпатажа.
*
Старый негр в техасской глубинке
зажигает на ветхой гитаре
в дряхлом клубе, где помнят еще
Мади Вотерза и Сони Терри
губошлепы седые в очках.
*
Он бормочет интимно, немного сердясь,
в темный зал, гениально стесняясь
легендарных ужимок, базедовых глаз,
с каждой смачной синкопой сливаясь.
*
Безотрадные глазища.
Ни супруги, ни друзей.
Огоньков холодных тыщи,
немота сиесты злей.
*
Встань и спляши, корявый медведь,
в дивной шапке своей,
в черных очках - чтоб не глядеть,
как заносят в музей.
*
Святой Колтрейн написан на иконе,
по всем канонам, с нимбом золотым.
Нездешний свет застыл на саксофоне,
равно участлив к белым и цветным.
*
Да, этот сборник надо читать под звучащий джаз, чтобы образы музыкальные альянса пианино+саксофон держали послевкусие образов словесных.
Таланты продаются, покупаются,
а джаз всегда витает в облаках.

Финал "Элингтона" - после длящейся "музыки" неожиданный, заставил улыбнуться и перечитать стих ещё раз.
И ещё одна особенность понравилась - смысловая связанность строф: каждая строфа самодостаточна, продолжая тему, раскрывает её другой гранью, а не потоком, создавая при этом целостность образов и сюжета.
Соччный сборник. vb115  даже ныряющий местами ритм не умаляет целостного восприятия.
p/s/перечитала своё... вах! наболтала-то скока... на монографию почти girl_haha
Валерий Коростов # 19 июня 2012 в 13:26 0
Спасибо,Любовь. Наконец-то (в первый раз) появился человек, которому захотелось обстоятельно вникнуть и разобрать мои стихи с их плюсами и недостатками. А вы говорите - "наболтала"... Когда-то я сам порывался записать чтение этого сборника под записи джаза, но потом передумал. А вот почитать под музыку было бы занятно.
"Ныряющий ритм" - это вы, верно, про стихотворение о Паркере? Так я пытался передать отчаянный порывный стиль великого законодателя бопа, его соло-слаломы. Здесь точно было бы любопытно сравнить стихотворную просодию с муз. импровизацией Птицы.  
В.
Терехова # 19 июня 2012 в 13:44 0
У вас нетривиальный поэтический стиль и мир, где всё построено не на красивостях, выспренности или так модной нынче опускающей поэзию до Марианской глубины "брутальности", а именно на вальяжности - композицией, звучанием, созвучиями, рассуждениями, - отчего стихи имеют тональность беседы и исповеди. (Вот такая же тональность (беседа-исповедь)есть у пермского поэта Сергея Старкова, но у Сергея большой упор на славянизмы и неологизмы и маяковскую строфику.)
Мне интересно проникать в этот ваш мир, где чувствую себя в общем, уютно zst
Валерий Коростов # 19 июня 2012 в 14:11 0
Что ж, добро пожаловать. Проникайте.
Терехова # 19 июня 2012 в 14:10 0
Ныряющий ритм в стихотворении "Билли" - в первой строфе вторая часть выбивается из заданного ритма первой части :)
А Паркер-птица и Церквушка - на одном дыхании впитываются.
«поклеванные временем бока» старой церквушки - пленительно красиво сравнение да ещё на перливчатости о=ё!
а уже в следующей строфе звучащим минором звонкие согласные сливаются с мягкостью е=и «Нездешний свет застыл на саксофоне, равно участлив к белым и цветным».
далее - отрешённое философское на выдохе «Ну что ж, Давид был тоже музыкантом...Господь, спасибо, что, даря талантом, Ты принимаешь жертву в Свой черед!»
А вот эта фраза «И эта церковь, как эпохи кода и оправданье многой маеты.» - диагноз всей человеческой жизни, независимо для какого цвета кожи, языка, культуры...
единственное, что при перечтении хочется поменять местами, так это поставить частицу ли к имени перед местоименным наречием там, ведь сомнение высказано в отношении Паркера, а не места
Не Паркер ли там топчется у входа
и ждет, когда его обнимешь Ты?
Валерий Коростов # 19 июня 2012 в 14:14 0
Тогда выйдет вот это: "литамтопчется". Пускай остается. Я думал. Нарушения смысла явного нет. По крайней мере, легко понять, о чем речь.
Терехова # 19 июня 2012 в 14:25 0
да я это понимаю - получается пресловутая вампука; просто это уже чисто субъективное читательское высказала, а перечитывая вслух, сделала паузу, как если бы здесь была обозначена цезура тире "Не Паркер ли - там - топчется у входа..." Тем более, что речь идёт небесах (если я верное поняла авторскую метафору)
Валерий Коростов # 19 июня 2012 в 14:56 0
В точку.