Дмитрию Хворостовскому

21 сентября 2012 — Liliana Terich

Искусства обнажившиеся тайны
Как пес голодный, жадно зал глотал.
И свет прозренья до его окраины
Из эпицентра вспышки долетал-

То голоса лучащиеся звуки
В метаньях между счастьем и бедой
Блаженства белизной, пурпуром муки
Бросали вызов вечности седой.

И зритель, стосковавшийся по чуду,
Вкусивший от свершения мечты,
С безумством истерички бил посуду
Внезапно отступившей глухоты.

Но день угас, а завтра – все с начала.
Вползает в мозг сомнения змея
И ядом переполненное жало, 
Как нож, вонзает в мякоть бытия.

Вчерашний мастер - снова подмастерье.
Никто на веру чуда не берет.
И, как приговоренный к высшей мере,
Восходишь ты на сцены эшафот,

Чтоб вновь, всосав весь мир, как перед смертью,
Когда все лики жизни хороши,
Дать залп собой по жаждущим отверстьям
Иссохшей губки зрительской души.

Сломать шаблоны, взмыть над прозой века,
Сорвать все якоря до одного -–
Работа Бога, а не человека.
Но ты, Артист, глагол и перст Его.

© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0080226 от 21 сентября 2012 в 21:19


Другие произведения автора:

Меж нами неприступные преграды

Поэту - мыслителю

На приеме

Рейтинг: +6Голосов: 62032 просмотра
Сергей Иволгин # 21 сентября 2012 в 21:43 0
Liliana Terich # 22 сентября 2012 в 12:15 0
Благодарю, Сергей.
Людмила Кузнецова # 21 сентября 2012 в 22:20 +1
Дмитрий Хворостовский-величайший талант и он его дарит людям с большим самосознанием.Да,он артист! Но не вымучивает свои исполнения,а делает это от сердца!Не жалея!
Liliana Terich # 22 сентября 2012 в 21:33 +1
Абсолютно согласна. Дмитрий - крупнейший артист современности и лучший баритон мира. И, как он сам часто говорит в своих интервью, на сцене он Бог и король, но  это такой мачизм, маска, как он выражается. На самом деле, по его же словам, он является человеком ищущим, сомневающимся, и очень волнуется перед каждым своим концертом, даже ночами не спит. Я думаю, что гений в искусстве и должен быть  таким. Недавно он был но минирован на "лучший голос столетия".
НАТАЛИ РИВАРА # 22 сентября 2012 в 03:19 -1
Liliana Terich!
  стихоТворение граничит с наблюдением за странной подопытной фигурой...
  и не  понятно  - такое воспевание  мастерства!

Меня странно поразили - используемые Вами - поэтические преувеличения и выводы даже...:

1."Искусства обнажившиеся тайны
Как пес голодный, жадно зал глотал." - (это не верно - голодный пёс - злой... а публика- замирает в ожидании...)

2."И зритель, стосковавшийся по чуду,
Вкусивший от свершения мечты,
С безумством истерички бил посуду
Внезапно отступившей глухоты." - (правила зарубежного театра таковы, что - когда выступление - не нравится -
то - дружно говорят "БУУ!" и не хлопают... А когда - нравится - радостно звучат БРАВО - мужчине, БРАВА - женщине и БРАВИ - если всем сразу, и реакция - совершенно не похожа -  на употреблённое Вами - ..."про истеричку")

3."Но день угас, а завтра – все с начала.
Вползает в мозг сомнения змея
И ядом переполненное жало,
Как нож, вонзает в мякоть бытия.

Вчерашний мастер - снова подмастерье.
Никто на веру чуда не берет.
И, как приговоренный к высшей мере,
Восходишь ты на сцены эшафот," - Здесь и вовсе..Ни один Мастер - не сомневается в себе..иначе - он не споёт ни одной ноты... и никто не идёт на сцену - как на эшафот - потому что - сила певца - в создании атмосферы состояния...

4. "Чтоб вновь, всосав весь мир, как перед смертью,
Когда все лики жизни хороши,
Дать залп собой по жаждущим отверстьям
Иссохшей губки зрительской души." - это, вероятно, можно было бы сказать о психически больных людях...
Но - о Мастерстве Пения Оперного Артиста - говорить - недопустимо...
Ни один Оперный Артист - ни Мужчина, ни Женщина - не "всасывают мир" - и никогда - жаждущие слушать - не похожи
в своих состояниях - на "иссохшие  губки"...

5. "
Сломать шаблоны, взмыть над прозой века,
Сорвать все якоря до одного -–
Работа Бога, а не человека.
Но ты, Артист, глагол и перст Его."  -  Ни один Артист - не срывает якоря - как разбушевавшаяся стихия...
Артисты - за отведённое время - переживают - предложенные ситуации,Они поют - вызывая сочувствие и понимание, вызывая сопереживание...
Никто из зрителей - не уподобился бы - хитрым атаманам, повелевающим - срывать якоря и тем самым вызывать беду, а уж - артисты и тем более...
Музыка - даже со страстями - всегда -БЕРЕЖНА - БЕРЕЖЛИВА...
И НИКОГДА АРТИСТЫ не бывают -"перстом Бога" - извините, ко всему вышесказанному - это - дополнительная Ваша ошибка. Певцы  и музыканты - это выразители мысли Композиторов в обращении - к Мирозданию и Богу.

Поверьте, я работаю среди артистов более четверти века и Хорошо Знаю Творческую атмосферу Оперного театра...
Liliana Terich # 22 сентября 2012 в 12:57 +1
Уважаемая Натали,
Я тоже хорошо знаю мировую оперную сцену и все творчество Дмитрия Хворостовского на всех тех языках, на которых он поет. Попытаюсь Вам объяснить стихотворение. Голодный пес- это гротеск, позволяющий придать нужный градус экспрессии  в отношеии жажды публики приобщиться не просто к искусству, а к искусству высшей пробы, обнажающему тайны бытия...
Второе - это образ бурных аплодисментов, это означает, что и тех, кто ранее был глух к этой тонкой материи, и их проняло...
Третье - каждый мастер, гений, творец никогда не обходится без сомнений и мук творчества. А Дмитрий - творец, он не просто исполнитель, и почти в каждом интервью о процессе своего товорчества он об этом говорит. Но, когда он выходит на сцену - он Бог и король, как он сам говорит. Образ эшафота - это образ тотальной мобилизации всех творческих сил.
Четвертое - "всосав" означает вобрав в себя все лучшее в мире," дать залп собой"означает отдать себя полностью, "иссохшая губка души" означает жаждущую прекрасного душу. Это все образы, лишь усиливающие экспрессию.
И, наконец, пятое - да, такие Артисты способны изменить мировосприятие человека, побудить его отказаться от прежних стереотипов . Сила подлинного искусства еще и не на то способна...  И это божественное преобразование к лучшему идет к человеку, в том числе, и по каналу высокого искусства, которое олицетворяет Дмитрий. То есть его голосом и через него говорят с нами Высшие силы. Поэтому глагол и перст.
Ничего оскорбляющего Дмитрия в этом стихотворении нет. У меня не одно стихотворение посвящено ему, и я часто бываю на его оперных и концертных выступлениях, и ему самому эти стихи не новы. Они опубликованы и прошли, естественно, редакторов.
Надеюсь, мне удалось Вам объяснить неясные вопросы. Если нет, то, увы, более ничем помочь не могу.
Хотела бы также попросить Вас не указывать мне в столь категоричном тоне, что допустимо, а что недопустимо в стихосложении.
С уважением,
Лилиана.
НАТАЛИ РИВАРА # 22 сентября 2012 в 16:13 0
Лилиана!
Может быть - Вы удачливы - и  общаетесь, посвящая стихи - чувствуете - ...
Но у меня Ваши стихи не вызвали - ни реакции помнить о них, ни перечитать.
А недоумение я пространно изложила...
Впрочем, потеря одного читателя - на Вашем успехе - не скажется.
Вероятно - такое словотворчество - Вам импонирует больше!
Благодарю ВАС за доходчивое объяснение...
С уважением - Натали Ривара
Граф О Ман # 23 сентября 2012 в 14:37 0
Ув. Liliana, чудесное стихотворение, посвящённое интереснейшей теме зрительского восприятия певческого и оперного икусства, и одному из величайших певцов современности. Я заметил Дмитрия Хворостовского очень давно, когда он был очень молод и его курировала Елена Образцова. Она, ещё, тогда удивлялась откуда он знал такие тонкости вокального мастерства, которые она постигла только в зрелом возрасте. И это действительно дар от бога и сам голос, и предназначение петь и жить этим. Ни раньше, ни сейчас у меня не было и нет никакой возможности посещать оперные театры, тем более столичные. Да ещё эта деградация театра за последние десятилетия (чего стоит одна только нынешняя постановка "Евгений Онегин" в большом театре). Но когда мне по телевизору несколько дней назад довелось услышать фрагмент выступления Дмитрия, то это я Вам скажу было нечто особенное, и глубина, действительно потрясающая. Спасибо Вам за интереснейшую пищу для ума. Я позже постараюсь вернуться и немного подискутировать о некоторых описанных в стихотворении феноменах работы артиста на сцене и слушательской аудитории.
Liliana Terich # 23 сентября 2012 в 20:38 +1
С удовольствием поделюсь с Вами своими впечатлениями о работе любимого артиста.
Спасибо за отклик.