Часть 1. Воланд.

22 апреля 2022 — Vаlery
 
Уважаемые гости, настоятельно рекомендую перед чтением включать сопроводительную мелодию. Поверьте, такое чтение расширит эмоциональный фон и поможет понять идею автора, её глубину.
 
 

Часть 1

Воланд.

«Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»
Гёте. «Фауст»
 
***
 
Глава I.
Прощание с Маргаритой.
 

 
Чай с лимоном, калиной, черникой,
С чабрецом, зверобоем, мелиссой...
Как давно стала черствой и дикой?
В платье прячу характер свой лисий.

А в браслетах и кольцах — метели,
В каждой бусине да по слезинке,
Сплю в простуженной мерзлой постели,
Но всегда на одной половинке.

И в походке моей грациозной
Есть отчаянья сто ответвлений,
Сто печалей во взгляде серьёзном,
В зеркалах — только чёрные тени.

Чай остывший... чуть теплый... горячий...
Полудрёма... бессонница... грёзы...
Я забыла, как быть настоящей,
А вернуться — безжалостно поздно...*
 
Откинув пошлую вуаль, Маргарита присела скупо-сдержанно к столу.
Холодный ужин снова в одиночку...
Стонала фаготом луна — она исполняла роль, хрипели вороны вдали. Свирепствовала ночь, растаскивая обречённость по углам опостылевшего своей громадой Вечного Дома.
Глаза Маргариты чернели синью белладонны — вокруг зрачков клубились налитые ядом капилляры, потоками сражая накопившееся безволие прокажённой любви.
 
Качнув упрямым завитком волос, промолвила она:
— Бесконечно затянувшаяся пауза, колкие часы, а между ними — легкомысленное ничто. Ах, каким прекрасным было время! Я давила каблуками грязь, а та довольная причмокивала... Ветер играл этюдами по живому холсту, упрямый дождь причудливо швырялся каплями, а я интуитивно понимала развлечение. На одном плече сумочка — её придерживала горячею рукой в перчатке, по которой шелушилась кожа, во второй был зонт, а вокруг — блестящие витрины!
 
Молчанье — деспот и жестокое клеймо, когда без шрамов по сердцу, когда без ссадин... Когда укачивает пустота... Безмолвие в глазах Мастера не заглушить, в них нет меня, пятно лишь там...
 
Старалась я, хотела лучше стать. Теперь понятно: тщетно. А причина моего раскаяния в том, что жалость я приняла за настоящую любовь. Да, жалость меня держала и, как казалось, очищала, подпитывала, словно родник с живой водой. Я чувствовала себя желанной, потому что была сильнее, я имела превосходство над Мастером. Но сейчас пришло внутреннее осознание, что в нём я всего лишь жалела себя. В Мастере не было и нет отражения моей любви, да и любви самой нет...
 
Он не был, а лишь стал моей Судьбой.
 
Он не изменился с тех пор, потому что принадлежит только себе, а я... Я когда-то насильно подчинила его, вознесла и внушила себе, что этот человек — моя миссия. Потому и возникла теперь пустота. Она породила во мне неприязнь к вечному будущему, она стала насыщать собою Вечный Дом, вместо обещанной мною идиллии, и музыка Шуберта давно не звучит в его залах. Те струны, что связывали меня с Мастером, до звона натягивались, когда я, бывало, удалялась от него. Так было всякий раз. Но руки Мастера больше не прикасаются к ним, он будто забыл особенности камертона...
 
Увы, Вечный Дом и его полный покой — это пагуба любви. Он опасен. Он наказание. Он стал беззвучным и чужим.
Да, я свободна, но и невидима.
Когда-то это радовало ту Маргариту...
«Мне хотелось, чтобы обо всём знал Всемогущий Воланд, и я делала так, чтобы понравиться ему.
О, Гениальный, только он мог устраивать перемены и настоящие праздники!
Он единственный, кто не только слышал меня, но и чувствовал.
Он сильный, он всегда видит и понимает своё могущество, ему известны пределы власти.
Я поздно поняла, происходящее вершилось не само по себе, это Воланд творил для меня. И не потому, что невероятное ему под силу, а оттого, что он меня любил... Вот из-за чего Великий был таким недосказанным и странным.
Я чувствовала небезразличие вокруг себя и знаю, чья это была забота...
 
Меня преследовала собственная ложь, я пыталась стать не собою, а частью чего-то... кого-то. Как жаль, что теперь не оставить позади всё, что угнетало меня, напрягало и разрушало...»

Из рук Маргариты выпала чаша и разбилась...
Лепестки чёрных роз заблудшими изгоями поникли в чайных разводах.
— Это знак? К счастью? К перерождению!
 
Мерцаньем звёзд, оберегавших имя Маргариты, отметилась вина — она тяжёлой уходила поступью... стиралась...
 
***
 
Глава II.
Забава Сатаны.
 

 
В пламени – образы – вечные,
Жёлтые, рыжие, красные.
Пляшут на стенах атласные
Тени от жизней беспечные.
В пламени – души – оборваны,
Странные, бурые, чёрные.
Смерти теперь лишь покорные,
Ночью слетаются вороны.
В пламени – мы – уже прошлое,
Искрами светимся слёзными,
Только сперва в небе – звёздами,
После – лишь пеплом заброшенным.
Маками, астрами, розами
Кровно цвели, сердцем скованы,
Пламенем жгучим целованы,
Связаны цепкими лозами.
В пламени – правда – мгновенная,
Всё остальное – рассеяно,
По ветру прахом развеяно,
Истина только – нетленная.
Ветер, огонь – снова вечное,
Жёлтое, рыжее, красное.
Сердце однажды атласное,
Крыльями бабочки встречено,
Будет в камине раздавлено
Тяжестью жадного времени,
И, наконец-то, от бремени
Жизни подлунной избавлено.
Будут в камине кометами
Сыпаться в разные стороны,
Смерти послушные вороны,
Чёрными плавясь скелетами.*
 
В камине угасал огонь...
Частицы мира погружались в темноту.
Природу умерщвляла осень — в ней иссыхали шелковистые луга и увядали листья...
Чахла жизнь.
Кровавым светом озаряя горизонт, луна навеки поглотила обращённые к ней взоры Мастера и Маргариты. Объятьями тугими сжатые тела в агонии забились... и стихли выдохи прощальные...
 
Их на Земле не будет больше никогда.
И ни к чему кивать на способ и его жестокость, и нет нужды винить кого-то — надеждой оба соблазнились и в жертву принесли себя, а всё, что было в прошлом, стало недействительным.
Роман сожжён, теперь никто не сможет полистать его страницы, и Мастер отовсюду вычеркнут.
 
Связал рождение со смертью Воланд, жар воссоединил со льдом, сравнял отчаянье с восторгом и всё для двух влюблённых в Вечном Доме, и в зáмкнутом пространстве голографий устроил бесконечный церемониал мистерий — жестокая забава Сатаны.
 
***
 
Глава III.
Змей свивается в клубок.
 
 
Так исчезают в дыме голубом
Верхушки сосен,
Природа открывает свой альбом —
Дорогу в осень.
Так выцветают крыши и мосты,
Изгибы зданий,
И вымирают нежные цветы
Все, без названий.
Так увядают прошлого черты,
Рисунок платья.
А лица все до ужаса пусты
В веков объятьях.
Так посвящает Книга в свой туман,
Там судьбы, страсти
Сплетал в один таинственный роман
Безумный Мастер.
Так в переулках серых дотемна,
С мечтой избитой,
Бродила тенью бледною Она —
Та Маргарита...
Так Чёрный Бал у Сатаны был бел
Игрой Фагота,
А Воланд всё смотрел, смотрел, смотрел
И ждал чего-то...* 
 

 
— «А Воланд всё смотрел, смотрел, смотрел
И ждал чего-то...
»
 
Столько веков я смущал людей скверной, наслаждался человеческими изъянами, приближая их к себе... Я с лёгкостью скупал души оптом и за бесценок.

Чтобы овладеть человеком, особой сноровки не нужно, достаточно знать, кому тот поклоняется. Идол — первоисточник слабостей. Чего желает уязвлённая страстью суть, к чему стремится? Его проплаченное милосердие корысть скрывает, его гордыня в благородство ря́дится, нужна ему слава — трудно отказаться своевольному от наслаждений.
Я смеялся над каждым, кто посвящал свою жизнь поискам счастья. Даже когда обречённый понимал, что счастье недостижимо, он продолжал неумолимо терзать свою судьбу, развлекая меня этим.
 
Но разве я, Воланд, после всего этого состоялся?
Нет.
Нет!
Только сейчас начинаю понимать свои внезапно возникающие муки и их результат — рождение нового меня, который засомневался в себе самом.
А моё прошлое? Это же унизительная комедия. Разве узнавал я что-то новое? Менялись имена, лица, но пороки оставались теми же со дня сотворения мира, они превратились в обузу.
 
Теперь мне нужна новая степень свободы.
Я отказываюсь от самонадеянности, в которой погряз, и от которой ослеп.
Пусть сомнения, возникшие во мне, станут претензией, будоражащей разум.
Я рад, что признаю́сь в своих ошибках — это и есть доказательство рождения нового Воланда.
«Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже и разлила...»
 
Вечность — это не только гарантированная безопасность, но и наказание, расплата.
Возмездие!
 
Я существую антивеществом другого мира.
Моя обитель стынет чёрной болью за пентаграммой из муранского стекла.
Не оставляю я следов в иллюзии событий. Фантомные улики шорохом порочным теряются в веках по Млечному Пути (их ангелы потом фасуют в розницу и по рецепту выдают безумцам, едва не обрывая жизни нить, для новых испытаний).
 
Да, я могу остаться Режиссёром.
Мне ничего не стоит навести порядок, избавить от грехов, плодиться не мешать и размножаться в райских кущах, оценку преступленьям дать... Но тогда вокруг всё перестанет что-то значить. 
 
На что обращаю внимание, мне ясно; то, что скрыто от глаз и спрятано около сердца, могу объяснить. Но женская любовь... Пытался ли понять её? Надеялся ли ощутить влеченье на себе хотя бы втайне? Может я только делал вид, что сближение не волнует меня и вовсе не хочется уловить его силу.
 
Дичаю крайне от застоя...
 
Я опоздал на сотни «маргарит»...
Так пусть сто первая натянет удила! На Запад и Восток с издёвкою закрутит хлыст, разбойным свистом призовёт лихих коней и грозным топотом оглушат те округу — да!
 
Змей свивается в клубок,
Этим тело согревая;
Так душа, — змея живая,
Согревает свой порок...*

 
 
— И совершенной станет ночь...
 
 
 
(продолжение следует)
 
 

 
*Леся Александрова. Неполный стих «Когда сердце навек отлюбило»;
*Леся Александрова. «В пламени»;
*Леся Александрова. «Так исчезают в дыме голубом...»
*Давид Бурлюк. «Змей свивается в клубок…»
 
 
 
© «Стихи и Проза России»
Рег.№ 0336472 от 22 апреля 2022 в 11:12


Другие произведения автора:

Прикосновение

Предатель

Новая Звезда

Рейтинг: 0Голосов: 0145 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!